Исходные условия: 1) оригинал автора Хёка (Мороженки), 2) студия, в числе своих немногих работ совместно выпустившая артхаусный Сарадзаммай Кунихико Икухара, также разделивший с обсуждаемым тайтлом саккана и основного ED дизайнера, и 3) режиссер Мамору Камбэ, отметившийся в Навсикая из Долины ветров и Сакура — собирательница карт и ставший создателем Эльфийской песни и Обещанного Неверленда. Совсем недавно он окунулся в 135+ полноразмерных эпизодов Ниндзяла, о котором я мало что знаю (бросил после 1-й серии), но масштаб вызывает уважение. Короче, аниме попало в хорошие руки.
Раскадровка Кэйсукэ Хироэ
При этом решение Камбэ взяться за Маленького гражданина производит впечатление акта отчаянной дерзости: тайтл может восприниматься как жесткое ответвление шедевральной работы трагически погибшего гениального режиссера легендарной студии. Японцы крайне мнительны в вопросах, касающихся смерти человека, и у любого тряслись бы поджилки — если бы не несколько десятилетий опыта и репутации Камбэ, подобной адаптации наверняка бы не случилось. Ходили слухи, что ранее Хонобу Ёнэдзава наотрез отказался иметь дело с KyoAni, хотя причина могла быть совсем не та, которую я указал.
Если не совсем понятно, о чем я говорю, еще несколько слов. Итак, представьте, что вы, например, сын Ясухиро Такэмото. Ваш отец погиб во время страшного пожара в Kyoto Animation. Погиб, пытаясь спасти других людей и тем не оставив себе никаких шансов. Ваш отец выпустил культовое аниме, продолжение которого безнадежно ожидали еще во время его жизни. Не дождались, а после смерти шансы сократились до нуля, поскольку ответственность велика и никто не хотел рисковать. В общем, это приняли с пониманием — так получилось, ничего не поделаешь, помешали трагические события. Проходят годы. И тут приходит новость, что на аниме вашего отца вместо продолжения выпускают... пародию (см. дальше). Что?!
1920x1080 1920x1080
Он все-таки сказал это!
И что же получилось? Прежде всего, настроение и стиль, которые в определенной, учитывая более кровожадную ¹ фабулу, степени следуют Хёка. Последнее есть непременное условие для доброжелательного отношения со стороны критика, оригинал обязывает. Роскошная графика, где присутствуют комбинации рисунков и натурных съемок, кинематографическое форматное соотношение, резкие межкадровые монтажные переходы (джамп-кат) и другие нестандартные элементы в стиле студии Шафт, возможно под влиянием Нобуюки Такэути. Смотреть не скучно, по крайней мере в том же смысле и той же степени, что Мороженкy.
Фотографии в Историях монстров и Маленьком гражданине
Тогда какого рожна еще надобно? Окончательно 7.0-7.5/10 и моя рекомендация. Не Хёка и не шедевр, но особо проходным он мне не показался и плеваться особо не на что.
¹ Я могу назвать оригинал "кровожаБным" , потому как имеется подозрение, что Маленький гражданин был создан в качестве самопародии на Мороженку. Начало первого не только воспроизводит моэ повседневность предшественника, но и доводит ее до слащавости (тортик жалко). История развивается медленно и несуетливо, не торопясь прыгать на коленки к читателю/зрителю. А затем на ничего не подозревающего обозревателя обрушивается внезапный сюжетный поворот.
Кульминация
Всё оказалось не таким, каким выглядело на первый взгляд, хотя догадаться было можно — некоторые подсказки мы получили по ходу действия. Изумляет чрезмерная нацеленность на исследование подоплеки поступков приятелей и приятельниц, граничащая с недоверием и даже опасением — сам я в начале просмотра ее только отметил, не придав важного значения. Визуальные эффекты джамп-кат подчеркивают нервозность обстановки и создают впечатление, что за поступками героев стоит нечто большее, чем невинное разгадывание пустячных загадок. Присутствуют метафоры волка и лисицы (т. е. преследователей) в опенинге и соответствующем фрагменте диалога главных героев Юки Осанай и Дзёгоро Кобато. Кроваво-красный фон сопровождает изображение Юки. В результате ружье Чехова обязано было выстрелить и оно это сделало.
Преступление — это не конфеты, Осанай
Показателен комментарий пользователя TV Tropies, сделанный сразу после выхода 7-го эпизода, в котором похищают Юки:
Эпизод 7: ...Не то чтобы я считал, что Осанай находится в большой опасности, потому как, думаю, она как-то все спланировала. Честно говоря, я бы больше беспокоился за ее похитителей.
fillerdude, "Shoshimin: How To Become Ordinary", TV Tropies, 2024
fillerdude, "Shoshimin: How To Become Ordinary", TV Tropies, 2024
Эпизоды 8-9: Никогда не связывайтесь с Осанай...
Эпизод 10: ...Кобато по-прежнему заинтересован в демонстрации своих блестящих навыков дедукции вместо того, чтобы, ну знаете, реально помогать людям...
Эпизод 10: ...Кобато по-прежнему заинтересован в демонстрации своих блестящих навыков дедукции вместо того, чтобы, ну знаете, реально помогать людям...
Лисица, волк и угроза Юки
Надо сказать, персонажи в Хёка были заурядными и немного архетипичными, как того требует жанр наивного городского романа-сказки. Чего, возможно, попытался избежать более приземленный Маленький гражданин, сопроводив их неожиданными деталями. Например, одна из особенностей, выделяющей рисовку тайтла — красивые глаза с градиентными заливками. Из-за этого образ невысокой Юки приобретает кошачьи черты и она, походит, прекрасно это осознает и умело обыгрывает — ведет себя как кошка или пятилетняя девочка и прячется за Кобато, когда кто-то появляется рядом.
Она типичный пример тропа, где самые якобы тихие и застенчивые оказываются самыми способными на насилие.
Пары главных героев ✧ Юки прячется
Интересно увидеть, в каком направлении события будут разворачиваться во 2-м сезоне: Юки с ржавым тесаком охотится на одноклассников, в то время как Дзёгоро методом дедуктивной «работы мудрости» вычисляет место ее следующей атаки? Увы, ранобэ (одни источники называют новеллой, другие ранобэ, примерно 50 на 50) я не читал (точнее пытался читать без особого успеха) и пока не планирую, поэтому спойлерами вы у меня не разживетесь. Что касается дальнейших продолжений, то 1-й сезон аниме адаптировал первые 2 тома ранобэ, 2-й собирается заняться 3-м, вероятно обеими частями, и 5-м. То есть на полноценный 3-й сезон скорее всего материала не хватит, а надежды на новые тома, ввиду официального завершения произведения, нет.
Продолжение истории повернулось к нам спиной
А теперь речь у нас пойдет о названии. Оно, как обычно бывает, и о содержании тоже. Оригинальный заголовок на японском — «小市民シリーズ», то есть дословно «Сериал маленького гражданина». Что вообще-то является не чем-то просто пришедшим в голову автора ранобэ, а вполне устоявшимся обозначением кинематографического жанра 小市民 映画 (фильм маленького гражданина), впервые появившимся в статье уважаемых японских критиков в далеком 1932 году. Разница только в том, что слово «映画» (фильм) заменено на «シリーズ» (сериал). Его определение следующее:
По сути, это фильм о жизни пролетариев или представителей низшего среднего класса, о порой юмористических, порой горьких отношениях в семье, о борьбе за существование,.. такой фильм, который многие японцы считают фильмом о «нас с вами».
Joseph L. Anderson и Donald Richie, «The Japanese Film – Art & Industry», Charles E. Tuttle Company, 1959
Joseph L. Anderson и Donald Richie, «The Japanese Film – Art & Industry», Charles E. Tuttle Company, 1959
Главные герои Нашей соседки Яэ-тян
Английские кинокритики также предложили для обсуждаемого термина синоним «драма обычного человека», который я бы счел более удачным названием аниме, гораздо лучше раскрывающим его содержание, чем «Маленький гражданин». Еще есть вероятность, что некоторые детали истории его главных героев (
их расставание