Спустя продолжительное время после просмотра аниме, я решил ознакомиться с первоисточником. Интерес подогревало то, что все трубили о различии манги и аниме-адаптации. Да и у меня самого была слабенькая надежда на то, что манга будет лучше сериализации хоть на несколько пунктиков. Как же я обрадовался, когда события манги были только на 10 томе, а адаптация уже сюжетно подходило к концу. Но в конце на своё законное место вышли разочарование и огорчение. Пойду по порядку.
Вкратце описывать сюжет и его завязку не буду, ибо, думаю, прочитать аннотацию проблем ни у кого не вызовет. Начнём.
Если отбросить в сторону рационализм и логику и подходить к оценке только на эмоционально-личном уровне, то меня, что манга, что аниме, абсолютно не зацепили. Досматривал и дочитывал по инерции, чтобы потом не пришлось к этому возвращаться. Единственное чувство, которое пробудилось во мне во время чтения – испанский стыд, вызванный просто глупейшими решениями автора касательно развития сюжета.
Сам сюжет никоим образом не отличается от аниме, кроме, разве что, насыщенности на события, большинство из которых вообще не нужны и служат сугубо с целью растягивания произведения. Но вот что меня прямо-таки выбесило — это рояли. Не знаю, как вы, но я несколько раз пробил себе лицо от их количества и качества. И ладно, если бы они как-нибудь контрастировали между собой, но нет — большую их часть можно сгрести в одну кучу, под названием "фигурки". Один отряд больных ублюдков, второй отряд больных ублюдков, третий отряд и дальше. Вопрос: зачем? В аниме их было более чем достаточно: "Охотники" ("Егеря") и "Демоны-Ракшас". Даже если опустить их количество, то их качество это что-то за гранью: даже толики описания персонажей-членов этих отрядов нету. С одной стороны - а на кой они нужны? Они свою роль сыграли — вырезали одного из более-менее действующих персонажей. Но в этом и проблема! Автор постоянно, спонтанно вкидывает что-то из ниоткуда, чтобы это что-то от чего-то избавилось, а потом кануло в небытие. Как будто веревочный мост через сюжетную пропасть перекидывает для героев и сам же его обрывает. Почему нельзя было просто более детально прописать "Охотников", которые выступают главными противниками "Ночного рейда", не знаю. Может, времени не хватало или воображения. Другой вид роялей — неожиданно появляющиеся условия или характеристики, которые, опять же, являются одноразовыми пластырями, а то и вовсе бессмысленным вбросом: Мурасаме убивает не саму физическую оболочку, а душу; модификация тела премьер-министра под видом долгих тренировок и непродолжительная битва его с Леоне...чтобы по итогу использовать тейгу и застрелить её из пистолета; усиления Татсуми, просто потому что удобно и надо, чтобы это произошло именно сейчас; возможность Вэйвом использовать два тейгу просто потому что, при учёте того, что сильнейший человек Империи на это не способен. Их здесь достаточно и это раздражает. Появляется осознание того, что автор просто не хотел работать с тем, что вбросил с самого начала.
В манге также есть много ненужных сцен: пользователь тейгу в Кёроче, битва Акаме с Чумным доктором в последних главах, различные сцены общения персонажей-членов других карательных отрядов, будто бы нам от этого станет на них всё равно.
Идейная часть произведения от перечисленных выше недостатков тоже хромает. Для меня, главная тема манги — убийство. Именно убийство как событие и способ решения вопросов и проблем, а не революция, ибо это просто фон для создания некоего исторического контекста, который можно смело убрать или поменять и ничего от этого не изменится. Из темы вытекает проблематика: этично ли убийство с благой целью, какова цена за проливание крови, как жить после воздания по заслугам и другие. Идея должна давать ответы на эти вопросы, но что-то идёт не так. Я думаю, что некоторые персонажи являются носителями этих идей, показанных через их характеры, поведение и взгляды, но, как я уже говорил, большинство персонажей бесполезны. Они просто есть, просто умирают, большая часть из них просто психопаты, и мне просто на них плевать. Откуда тут взяться переживанию?
Особенно смешно выглядит попытка автора показать нам жизнь двух противоборствующих сторон, чтобы мы прониклись и теми, и другими, и чтобы потом оплакивали их. Но нет – это не работает по описанной выше причине.
Жалкая попытка автора вызвать у нас привязанность к Шелли, которая занимается убийствами, поскольку ничего другого не умеет, за полторы главы, чтобы мы потом якобы поплакали из-за её смерти в следующей же главе; просто существующий Булат, которого нам раскрыли в паре предложений и в той же главе слили (гг же нужно становиться сильным за счёт смертей своих товарищей, а как же ещё?); просто существующая "Дикая Охота", "Демоны-Ракшас" и так далее.
Обиднее всего то, что у некоторых персонажей всё же был потенциал для раскрытия: у Челси можно было бы лучше обыграть её холодность к убийствам и постепенное оттаивание, но вместо этого нам в паре глав показали её псевдовзаимодействия с другими и всё — воспитанная и взращенная в себе за продолжительное время твёрдость характера улетучилась, как и голова с рукой; бесчувственность Суу вследствие того, что он тейгу; сумасшествие Куроме на фоне преследующих её призраков прошлого (эта идея на протяжении всего произведения затмевается её странными отношениями с Акаме. Автор, кажется, сам не знал, каким персонажем она должна быть, и добавил всего по чуть-чуть); Майн, с её выделяющимся желанием во чтобы то ни стало выжить в этой битве, при этом победить (мне не хватило каких-нибудь проявлений эгоистичных черт характера для полной веры). Если кого и можно выделить на фоне всех этих солдатиков, то это Болс, который полностью понимал, какой он человек, что он заслуживает за свои грехи и осознанное отсутствие попыток искупить свои ошибки.
И отдельно хотелось бы выделить следующих персонажей: Эсдес, Тацуми, Акаме и, неожиданно, Серью.
За Серью мне очень обидно – у неё был один из самых сильных потенциалов среди всех героев. Только представьте, что если бы из неё не стали делать очередную психопатку, а слепили хорошо прописанного поборника справедливости без сдвигов в психике, который по мере движения сюжета осознаёт, какова нынешняя ситуация в Империи на самом деле, пытается это обдумать, переосмысливает все свои предыдущие действия и действия «Ночного рейда», и решает совершить последний настоящий акт справедливости, совмещённый с самоубийством. Вот тогда, да, я был бы в восторге. Кто-то скажет, что подобные мысли есть в голове Рена и Вейва, но они настолько невыразительны, что и сам автор достойного внимания им не уделяет. Вэйв, вроде как, понимает, какова столица на самом деле, но при этом не согласен идти против неё из-за долга перед наставником. И тем не менее, ближе к концу, от отворачивается и от Империи, и от долга ради любви (вы не понимаете! Это другое!). А Рен – это Куруруги Сузаку на минимальных настройках. Не знаю, как он собирался менять Империю изнутри, пока жива Эсдес. Вроде умный, но не мог понять, что для неё война – физиологическая потребность.
Тацуми – типичный главный герой с сюжетным бессмертием и повышением сил только в случае смерти своих друзей.
Акаме —…вот, про неё даже сказать ничего не могу. Не плохо, и не хорошо. Может, в предыстории её раскрывают лучше.
Эсдес – неплохой и своеобразный персонаж с необычным калейдоскопом черт характера. Но ближе к концу из неё просто сделали живое воплощение садизма, дошли прямо-таки до крайности, из-за чего изначальное хорошее впечатление достаточно сильно пошатнулось.
Что касается концовки, то версия аниме для меня в одной весовой категории с концовкой манги. В адаптации всё можно было подвязать к идее о том, что революция невозможна без огромных жертв и потерь, в то время как в манге выжили те, кто по-хорошему должен был умереть, дабы хоть как-нибудь закрыть оставшиеся сюжетные линии.
Знакомиться с этим тайтлом или нет - оставляю на ваше усмотрение. У него очень много проблем и изъянов. Да и на эмоциональном уровне всё тоже печально: плохое раскрытие персонажей не позволяет им сочувствовать в момент их смерти.