Когда-то очень давно, во времена тираннозавров и птеродактилей, когда интернет в моем распоряжении исчислялся одним-двумя гигабайтами в месяц, а список просмотренного аниме едва насчитывал десяток-другой тайтлов, взялась я смотреть «Темнее черного», рекомендованное как лютый вин. Вин никак не желал вырисовываться, я зевала, но продолжала смотреть, не желая разочаровываться в рекомендации от
Предаюсь воспоминаниям я с целью показать, насколько плачевна была ситуация с тайтлом. После я иногда вспоминала о нем, подумывая, что, может, как-нибудь стоит под настроение пересмотреть. У меня бывало так, что по первости бросала, а позднее пересматривала без особых мук. Тайтл продолжали хвалить, мне становилось все любопытнее: вдруг не разглядела чего, несправедлива была, молода-зелена?.. К тому времени, когда решила, что пора, содержание помнила уже слишком смутно, чтобы отделаться четырьмя сериями. Все-таки несколько сотен тайтлов спустя. В общем, комплит свершился, да только чуда не произошло — я не прониклась.
Вступление закончено. Говорить буду исключительно о первом сезоне, потому что второй — это отдельная маразматичная песня. Спойлеры бессовестно не прикрываю.
Все те немногие плюсы, что имеются, заключаются в обертке. Бодрые, сочные опенинги, которые действительно настраивают на нужный лад и напичкивают предвкушением. Музыка в целом тоже радует. Я бы даже сказала, что она задает больше атмосферы, чем непосредственно содержание. С ним-то как раз дела обстоят гораздо печальнее, и нет, речь не о драматичности.
Больше всего меня бесит неустойчивость концепции, ее зыбкие рамки. Чтобы удобно было впихивать различные сюжетные твисты с видом «так задумано» и «да, теперь оно так работает». Крутится она вокруг явления контракторов. Информативностью может похвастаться страничка в википедии, а не тайтл, который о многих важных вещах предпочитают или не упоминать, или никак их не разъяснять, оставляя попытки систематизировано донести информацию до зрителя где-то на обочине. Убить время на кучу статистов, видимо, важнее. «Разжуй и в ротик положи? Тут думать надо!» — любят говорить в таких случаях. Только думать интересно о темах, которые аниме может затрагивать, используя подачу деталей вскользь или разрозненно, а не ломать мозг, как, черт подери, здесь все вообще работает и с какого такого перепугу. Все сразу догадались, что Эмбер, которую нам показывают против хронологии то взрослой, то почти ребенком, оказывается, так платит за контракт, становясь моложе? Какие молодцы! А я, темнота, думала, чтобы обтягивающий костюмчик продемонстрировать. Потому что плата Хэя, точнее, ее отсутствие, как раз таки сюжетный твист, а вы там что, строили догадки весь сериал, неспроста же он жрет как не в себя? Нет, просто так, оказывается. Плата второстепенных или эпизодических персонажей раскрывалась буквально парой фраз, и этого было более чем достаточно, никто не требует по серии на каждого. Что мешало тайтлу так же поступить с другими персонажами — неизвестно. А Mao? Он после своих прыжков то в ворону, то кота, никакой платы не демонстрировал. Напомню, речь про первый сезон. Вот и разберись в таких условиях, а что там с Эмбер, надо ли к ней приглядываться или это она так выглядит просто потому что. Ладно, я вот такая недогадливая и придираюсь. Но на необдуманность в отличиях контракторов от обычных людей я закрыть глаза не могу.
Итак, у нас есть худо-бедно внятное разделение на контракторов и кукл. Упоминаются еще регрессоры и моратории. Кстати, зачем? На сюжет они никак не влияют, не продвигают, вообще ничего. Зато как всем этим богатством видов становятся, тайтл тоже не расскажет. По велению звезд, наверное, новое небо же. Так захотела вселенная. Почему способности пропадают, почему вновь проявляются, почему могут стать разрушительными, как контролируются самими контракторами, какие условия требуются для возникновения, есть ли прямая связь с вратами — ответов не будет. Довольствуйтесь фанатскими теориями о том, что плата контракторов может быть связана с их прошлым, различными душевными травмами и т.д. Нет, это не непродуманность, это я почемучка, ага.
Отличаются именно контракторы от людей тем, что, во-первых, имеют особые способности, во-вторых, некой особой рациональностью и эмоциональностью. Безэмоциональностью, точнее. Если говорить о куклах, то те вообще не способны чувствовать что-то и действовать по собственным убеждениям. Кукла слепо подчиняется, а память о прошлом, на примере Инь, у нее отсутствует. Контракторы же просто становятся прокачанными версиями людей по части психической неуязвимости, ну и плюсом физика им нипочем. В аниме было несколько трактовок из уст разных персонажей, чем же это продиктовано. Например, вариант для романтиков про отсутствие души. Это предполагает, что контракторы не привязываются к людям, не испытывают к ним чувств, мыслят исключительно головой, а не сердцем, если прибегать к подобным сравнениям. И сны им не снятся. Снятся ли андроидам электроовцы?.. Снятся ли бревнам электропилы (с) — вот это уже ближе к реальности.
Также говорилось, что контракторов не волнуют ни законы, ни мораль. Они идеальные машины для убийства, идеальные наемники, и действуют только исходя из положений рациональности. Выбор всегда происходит в сторону самого разумного варианта, который никак не может быть связан с душевными переживаниями и волнениями. Сразу вспоминается Чжицдзю… Прошу пардону, я не закалена китайскими новеллами про крепкую мужскую дружбу, поэтому будет просто Вэй, который напал на Хэя, потому что в нем говорили мальчишеские замашки. Он проиграл Хэю, и это не давало ему покоя настолько, что он хотел снова подраться, помериться силой, так сказать. Очень рационально, действительно.
Об эмоциях и чувствах, которые контракторы якобы не испытывают. «В человеческом обществе не добиться успеха, чувствуя сострадание и милосердие», как говорил один из персонажей. Интересный посыл. Проблема только в том, что контракторы их то испытывают, то нет. К девушке, которая использовала Хуана, в качестве платы за контракт возвращались эмоции, и она билась в истерике от того, что убивала и творила множество гнусных вещей. До этого чувство вины ей было неведомо, никаких угрызений совести, как и с другими контракторами, а вот чувство счастья рядом с Хуаном — почему-то да, в чем она сама и признается. А, это особые эмоции? Какие-то другие? Хм. Огласите весь список, пжлста, какие там входят в стандартную комплектацию. Еще вспоминается отсутствие страха, которым тот же Хэй бахвалится, укоряя Хуана. Страх, между прочим, естественная защитная реакция психики, которая помогает выживать. Эти бесстрашные контракторы могли бы напороться на уйму неприятностей, включая смертельный исход. Не страшно же! — и прыг в бездну. Только не говорите мне, что инстинкт самосохранения и чувство страха — из разных опер. А ближе к концу Мао говорит, что контракторы боятся как и все люди, только не показывают. Знаете, вот это уже ближе к логике, только чем же тогда контракторы отличаются от обычных людей? Обычные люди тоже бывают хладнокровными, расчетливыми, да и профессионалами своего дела, чего уж там. И у таких людей под воздействием эмоций тоже иногда срывает крышу. Кстати, сам наш котик крайне эмоционально на многое реагирует, что, к слову, этому персонажу очень идет. Только на контрактора не особо тянет, если придерживаться этой мутной концепции, что они такие вот особенные.
С куклами примерно тот же зачин, только они должны быть еще более отстраненными, чем контракторы. Но с ними еще хлеще: они вроде и ведут себя, как подобает куклам (холодна, безмолвна и поэтична), а потом вдруг улыбаются, кричат (не бросай меня, Хэй!) и берут других персонажей за руки. Как так? Они что, испытывают чувства к другим людям? Они вообще могут что-то испытывать? Куклы — это притворство или совсем не те, кем кажутся? Из куклы прорывается старая личность? Что происходит?
Можно словить спгс и удариться в размышлимусы, что взаимоотношения персонажей между собой меняют их и раздвигают эти условные рамки. Что контракторы — явление неизученное и нет никаких четких алгоритмов. Есть что-то вроде сложившихся правил, установок, из которых всегда будут исключения. И потому хладная кукла может обнять Хуана, все они — сблизиться еще до того, как организация решила дать им пинка под зад, а из-за этого помчаться спасать Мао от Эмбер. И не стрелять в Хуана, задаваясь вопросом, а есть ли смысл бегать на поводке у организации, потом помогать Хэю проникнуть внутрь врат. Только к чему мне это гадание на кофейной гуще, что правда, а что домыслы? Кто мир-то выдумает и законы, по которым он работает — авторы или мое воображение должно само все сделать? Я за просмотром хотела понять этот мир, а не дорабатывать его за кого-то.
Сами по себе некоторые способности контракторов довольно неплохо выглядят, как и некоторые детали, вроде закрытого от мира неба с его ненастоящими звездами. А чтобы посмотреть на настоящие, нужно исчезновение фальшивых, то есть исчезновения контракторов, на чем и пытались забабахать конфликт. Исчезновение контракторов, которые, судя по всему, не выбирали, кем им становиться. Только люди и знать про них не знают. Должны ли? А где-то рядом слышат через воду, переселяются из тела в тело, рискуя потерять свое собственное… Но все это надо связать в интересную историю, оживить персонажей, запустить и завершить внятно сюжет. Чего не происходит.
Что мы имеем? Хэй и компания выполняют задания некой организации, которая контракторов вербует (им платят? Или что, почему Хэй на них работает? Потому что организация такая «страшная», как малюет ее Хуан? Бойся с чужих слов и с крика «бу!» — обделывайся?). Организацию и контракторов ищут полицаи разных стран, периодически происходят стычки. Параллельно узнаем об уничтожение одних из врат, которые снесли весь материк подчистую, в чем поучаствовал главный герой, который этого не помнит, а нам и ему напоминают через небольшие вкрапления прошлого. Теперь хотят уничтожить вторые врата. Ужас повторится, не дадим! Вот и весь основной сюжет. Да там мелких историй кучи эпизодических персонажей, от которых подозрительно пахнет филлерами, практически столько же, сколько и главной сюжетной линии. Хэй выполняет квесты — в качестве овашек такой вариант выглядел бы, наверно, неплохо, но в основе это тупо вода. Никак она Хэя не омывала, никакие его черты характера не проявляла, да и остальных тоже.
Из персонажей на Мао мне было приятно посмотреть. Человек в облике кота, который, к счастью, не встал в один ряд с кошкодевочками. Лучше бы на него время потратили, додав истории, в которой были бы подробности потери его тела или его поиска, но это оставили на второй сезон. Остальные… Я могу только вздохнуть. Была кукла Инь, из которой получилась обычная сырая кудере, добавлявшая порцию повисавших в воздухе вопросов, что же такое куклы. Был ворчливый Хуан. У него логика не страдала, если не считать концовки. Почему он покончил с собой, будучи окруженным? Боялся организацию, помню. Но чем таким они его запугали, чтобы сводить счеты с жизнью? Пока жив, есть возможность сделать еще хоть что-то, убежать, например. Было бы круто, если бы тайтл выдал
В остальном — множество контракторов, которые безвкусны и дергаются как марионетки на ниточках. Некоторые еще и неприязнь вызывают, вроде Эмбер, которая выполняет роль загадочной пуси, а на деле будто призвана раздражать. Когда не держит слово (убить профессора, он нам больше не нужен, до этого пообещав, что его не тронут), когда непонятно с чего «предсказывает» будущее в духе «ты умрешь», а еще до последнего прет под действием своих желаний, не считаясь с желаниями других. При этом хихикая и улыбаясь как дурочка. А, это, наверно, та самая хвалебная рациональность контракторов.
Третью сторону, полицаев, представляла Мисаки Кирихара, этакая ходячая справедливость, которая будет бегать вокруг и около главных героев, ничего не делать, но продолжать создавать видимость активной деятельности. Еще и флешбек получит за свою «важность» в сюжете. В конце, осознавая, что справиться со здоровым мужиком ей не по силам и никто ее не прикроет (хотя на деле, конечно же, героически выпрыгнет Хэй, куда без этого), она все-таки начнет предъявлять этому самому мужику обвинения, как она все поняла и теперь он изобличен. Вы арестованы! Какая умная, правда? Но она хотя бы человек, а не мегарациональный контрактор. Ей, видимо, должно быть простительно быть тупенькой. Особенно на должности в правоохранительных органах.
И остался у нас Хэй, он же Ли Шэншуй. Конечно, поначалу интригует, кто же он настоящий — мрачный и непрошибаемый Хэй или мягкий и добродушный Ли.
Загвоздка в том, что Хэй не является полноценным контрактором. Он идет к Эмбер, потому что «не хочет больше никого втягивать в это», сильно привязан чувствами к сестре, а уж злится и вовсе натурально. Неподдельная злоба у контрактора? Волнение о человечестве? А он и не контрактор вовсе, вотэтоповорот! Каким-то чудодейственным способом сестра, «погибая», отдала свои способности ему. А что, так можно было? Ничоси.
То есть перед нами обычный-необычный человек. В конце он пытается спасти всех-всех и плачет, увидев «настоящее» небо. «Он не хотел убивать!» О, когда подвезли этой жалостливой фальшивой чуши, я готова была сгореть. Нам показывали двадцать с лишним серий почти что двуличного персонажа, отличного актера, а в последней серии по-быстренькому стараются выдать его чуть ли не за человека ранимого с тонкой душевной организацией. Нет, господа хорошие, даже если для Хэя происходящее стало последней каплей и потому сорвало из хладнокровия в слезы, с такими вещами нужно тоньше и дольше работать, чтобы это выглядело не притянутым за уши.
Я бы сказала, что в Хэе есть доля притягательности именно в поведении. Может, в моем случае еще сказываются предпочтения в типажах и чардизах. Но ни мотивов как таковых, ни внутреннего конфликта мы не получаем. Чему тут сопереживать? Ищу сестру, работаю на организацию, выполняя разной степени грязи задания без выражения отношения к этому, вечно с одной постной рожей, если не надо отыграть Ли, потом подумываю организацию послать, она все пронюхивает, а я спасаю мир, потому что убивать людей — плохо.
За что там еще хвалят «Темнее Черного»? Атмосфера, угу. Часто действие происходит вечером или ночью, реже — днем, вроде встреч на детской площадке или с дурацки комичным элементом — частным детективом. Тона довольно мрачные, что задает определенное настроение, и все это под саундтрек с элементами джаза. Ну, неплохо. Но вау, атмосферный тайтл? Ладно, тут трудно что-то утверждать, кому-то, возможно, именно такой антураж оставит сильные впечатления. Впрочем, кому-то персонажи, сюжет и концепция, которые я выше пропесочила, тоже не покажутся слабыми, но по этой части так просто не отмахнешься, мол, трогает меня за живое ночной город, что вам еще обосновать нужно? А вот почему впечатляет идиотизм или нелогичность или почему это не идиотизм и не нелогичность — вопросы посложнее.
В итоге, одним котом, занятными, но разрозненными элементами, и музыкой сыт не будешь. «Темнее черного» — обычный середняк, который, может, и стоит просмотра, но однозначно не стоит восторгов. Который можно было сделать лучше, но не срослось. Жалости о потерянном времени у меня нет, но я так и осталась равнодушна. Хэй наглядно изобразит мои впечатления, на том и закончим.