За производство аниме отвечала студия Gonzo, тогда ещё набирающая обороты, но уже известная благодаря VandreadВандред, Saishuu Heiki KanojoМоя девушка — совершенное оружие, Full Metal Panic!Стальная тревога! и HellsingХеллсинг: Война с нечистью. Возглавлял работу Masahiko OokuraМасахико Окура, имевший тогда за плечами только Magical★Taruruuto-kunВолшебник Таруруто и отметившийся в Kidou Senshi Gundam: Dai 08 MS ShoutaiМобильный воин Гандам: Восьмой взвод МС. Юске Такеда (Koukaku Kidoutai: Stand Alone ComplexПризрак в доспехах: Синдром одиночки), Atsushi TakeuchiАцуси Такэути, Ikuto YamashitaИкуто Ямасита до этого работавшие над Евой, также были не последними людьми в команде. Получается неопытный на тот момент режиссёр при крайне профессиональной команде аниматоров.
Тут сразу надо оговориться о моментах, на которых почему-то в аниме-адаптации не акцентировали внимание:
- Джем - очень своеобразные существа. Этакий Солрис Лема. Сложно сказать, чем он/они руководствуются.
- Межпространственный разрыв, скорее всего, был тем ещё шоком для Джем. В ранобэ суперкомпьютер, рассчитывающий стратегию людей, сделал допущение, что Джем не закрывают портал, когда на их планету идёт крупномасштабная интервенция, так как не могут.
- Джем явно не любят технику и технологии. Возможно, в силу своей странной природы. В аниме это показывается всего парой сцен: 1. когда герой попал в плен (его не убили), 2 когда Вьюга выбросила героя и Джем не обратил на него внимания; и одной репликой позже в духе "они агрятся на нашу технику - значит боятся!".
- Человечество на самом деле не торопится заводить друзей, и некоторым война только на руку (война - это крайне прибыльный бизнес), ведь теперь для захвата и освоения доступен целый мир! Тема интриг высших чинов армии в аниме не раскрыта. Точнее, есть намёки в последних сериях, но это не то, что убедит зрителя относительно вопроса: зачем им оставаться в "бесплодном" и враждебном краю.
Также немаловажно, что с момента "нападения" Джем и моментального отброса их в родную обитель прошло 33 года. Обычные люди на Земле уже и не верят в произошедшее. «Ведь это никак не отражается на нашей современности», - заявляет один журналист. Документальные книги и книги-предупреждения журналистки Lynn JacksonЛинн Джексон читатели воспринимают, как очередные научно-фантастические романы о пришельцах.
С экспозицией покончено. Теперь перейдём к самому сеттингу. Действие разворачивается по ту сторону "врат" на планете Фея. Завораживающая красота чужого неба – тёмно-зелёного ночью, золотисто-зелёного днём, с нежными розовыми всполохами зари и двумя слепяще-белыми Солнцами, ярко сияющими в разрывах снеговых облаков…
Наши герои дислоцируются на базе СВВС, который служит оборонительным пунктом, предотвращающим вторжение на Землю.
И там и там люди приходят к тому, что разум, что они обнаружили, не постичь из-за разницы в понимании вселенной. И там и там есть люди, что были скопированы инопланетным разумом и используются для изучения человечества. И там и там, в роли инопланетного разума выступает планета как таковая.
Майор Джеймс Букер - координатор полётов СВВС Феи. Готовит пилотов к заданиям и вылетам. Букер вкладывает всего себя в работу, старается помогать своим подчиненным, заботясь об их здоровье, как физическом, так и психическом. Джеймс - единственный друг второго лейтенанта Рэя Фукая, который сильно переживает за угрюмого друга. Классный персонаж. И раскрыт в аниме достаточно хорошо. Довольно эмоционален и может срываться во время операции, когда с Реем что-то случается, но так как аниме серьёзное, то командир всегда напомнит ему об ответственности за нарушение субординации. Джеймс увлекается созданием бумерангов и изучением их аэродинамических характеристик, что очень символично, учитывая, чем он занимается во время операций. Букер отправляет Рея на задания, словно бросает бумеранг, приказывая (старше по званию) "обязательно возвращайся!".
Кстати, в их фирменной эмблеме самолёта Джеймс нарисовал бумеранг, а Рей - фею (этот момент тоже опущен в аниме).
Ансель Ромбарт - неординарный персонаж, желавший понять JAM. В своём стремлении он идёт на всё лишь бы получить о них информацию. Ромбарт умён, его мотивы ясны и понятны. Но, он столь редко мелькает в сериале, что толком не успевает проявить себя и зацепить зрителя. Такой потенциал упущен.
Другое дело Том Джон - конфетка всего сериала. Он настолько выделяется своей добродушностью и улыбчивостью на фоне серьёзных персонажей, что даже странно. Том - очень приятный герой, ему действительно сопереживаешь. Это единственный персонаж, у которого есть какой-то бэкграунд. Те, кто читал С. Лема, проведут параллель с Хари из Соляриса.
Пару слов негодования по поводу Edith FossЭдит Фосс. Имея звание, на секундочку, капитана СВВС (старше главного героя), паникует и кричит во время полёта, словно залезла в самолет впервые в жизни. Ради привлечения внимания, дизайнер, нарисовал её с глубоким декольте, голым животом и юбкой с боковым вырезом. Но это не работает в аниме, основная аудитория которого, взрослые люди.
Подача может показаться невероятно скучной. Все диалоги кратки и прямолинейны. Сюжет развивается медленно. Многие персонажи, как можно было заметить, недостаточно раскрыты. Причём, отсутствует стандартная для аниме рефлексия: зритель смотрит на персонажей как бы не изнутри, а со стороны. Также есть несколько воспоминаний о событиях прошлого, которые плохо подвязаны к сюжету. Максимум что они иллюстрируют, так это близость главных героев, отношение которых на настоящий момент более формальны (даже виртуальные женщины вносят холодок в мужскую дружбу). Повествование почти не движется, динамику сюжета станет видно только к середине предпоследней серии. Кинематографичность подачи напоминает GasarakiГасараки: короткие диалоги (переброска фразами), сильное внимание на действиях, долгая выдержка сцен, мало музыки, много мест без музыкального сопровождения и т.п. Весь сериал пронизывает чувство меланхолической отстранённости. И в этом "Вьюга" чем-то близка TexhnolyzeТехнолайз. Такое ощущение, будто создатели хотели всеми возможными средствами сказать зрителю, чтобы за развлечениями он шёл куда подальше.
Таким образом, "Дух и машина" Бердяева - манифест постгуманизма. Бердяев является духовным отцом положительного отношения к агментации, светлого литературного киберпанка (это только в кино а аниме он мрачный) и Вархаммера 40 000 (Бердяев мыслил материализацию жизни в религиозном ключе и в статье спорил с догматично-религиозным отношением к этому делу).Торжество машины, замена организма механизмом представляется материализацией жизни. Но можно ли сказать, что дух погибает в этой материализации, что машина изгоняет его из жизни? Я думаю, что эго слишком поверхностный взгляд. Смысл появления машины... - духовный, а не материальный. Сама машина есть явление духа, момент в его пути. Обратной стороной машинизации и материализации жизни является её дематериализация и одухотворение. Машина может быть понятна, как путь духа в процессе его освобождения от материальности. Машина разрывает дух и материю, вносит расщепление, нарушает первоначальную органическую целостность, спаянность духа и плоти. И нужно сказать, что машина гибельна не столько для духа, сколько для плоти <...> Прекрасен цветущий дуб и уродлива машина, оскорбительна для глаза, уха и носа, нимало не радует. Мы любим дуб, и хотели бы, чтобы он унаследовал вечность и чтобы в вечной жизни мы сидели под цветущим развесистым дубом. Машину же любить мы не можем, в вечности её увидеть не хотели бы, и в лучшем случае признаем лишь её полезность. И как соблазнительно желание остановить роковой процесс жизни, ведущий от цветущего дуба к уродливой и смрадной машине.
Но всё жё этот переход от органичности дерева, от благоухающей растительности к механичности машины, к мертвящей искусственности должен быть пережит и прожит религиозно. Чтобы воскреснуть, нужно умереть, пройти через жертву. И переход от органичности и целостности к механичности и расщепленности есть страдальческий, жертвенный путь духа. Эта жертва должна быть сознательно принята. Через неё лишь достигается свобода духа. Машина есть распятие плоти мира, вознесение на крест <...> Это - Голгофа природы. В неотвратимом процессе искусственной механизации природа как бы искупает грех внутренней скованности и вражды. Природный организм должен умереть, чтобы воскреснуть к новой жизни. И вот чудовища - машины умертвляют природную органическую целостность и косвенно, мучительными путями высвобождают дух из природной связанности. Сделался шаблонным в религиозной мысли тот взгляд, что машина умерщвляет дух. Но глубже та истина, что машина умерщвляет материю и от противного способствует освобождению духа. За материализацией скрыта дематериализация. С вхождением машины в человеческую жизнь умерщвляется не дух, а плоть, старый синтез плотской жизни. Тяжесть и скованность материального мира как бы выделяется и переходит в машину. И от этого облегчается мир... Машинизация есть отрывание и выделение материальной тяжести из духа, облегчение духа. Но облегчение это достигается тем, что переживается кошмар и смертная тоска машинности <...> То, что было вечно в дубе, в цветах и шипах, то преобразится и пребудет в духе, то сохранит свою непреходящую форму, освобожденную от материальной тяжести и скованности <...> нельзя идеализировать органическую природу и её естественный порядок, в котором всё основано на борьбе за существование и взаимном истреблении и пожирании... И в физическом организме, борющемся за существование в природном порядке, не больше окончательной правды, чем в машине... Человечество должно бесстрашно, с полной верой в неистребимость своего духа проходить через материальное развитие, через машину и технику...
Chohei KambayashiТёхэй Камбаяси, вступая в диалог по этой проблеме, настаивает на гуманистическом подходе. Т.е. без "распятия плоти". Или как сказано в аниме на "симбмозе". Именно в силу такого угла зрения по такой проблематике в качестве аргументации нам показывают такие крайне нетрадиционные отношения. Т.е. это не извращение, а мысленный эксперимент - обычный приём научной фантастики. Рассмотрим же подробнее эти отношения.
Как мы уже знаем, Рэй - социопат-эскапист. Да и отношения с лучшим другом у него не так хороши, как это было раньше (воспоминания дают хороший контраст; в этих сценах Рей изредка являет нечто, похожее на улыбку). Людей он игнорирует. Для него норма не отвечать на глупые вопросы и не реагировать на чужие эмоции. Рей всюду чувствует себя чужим. И только в кабине Вьюги он испытывает покой, только в бою он ощущает вкус жизни.
И впоследствии, после антитезиса (доказательства тезиса), мы наблюдаем "синтез" (гегелевская триада достигнута!).
Чем всё заканчивается для Фукая? Через "симбиоз" с машиной с ИИ он достигает той самой "свободы духа" по Бердяеву. Финал с "миражом" наглядно это иллюстрирует. Вот только его друга Джеймса жалко.
Думаю, теперь-то становится очевидно. почему событийность в аниме толком не работает. Здесь развивается внутренний философско-психологический сюжет. Именно на нём, в ущерб развитию персонажей, сосредоточились создатели. Причём раскрывается этот сюжет в духе Чехова - по мелким деталям, символам и метафорам. При просмотре мне постоянно вспоминалась "Чайка" и "Три сестры": действие не движется, ничего не происходит, все говорят странные вещи и обсуждают сны, внимание сосредотачивается на своеобразных деталях и т.п. В общем, "Фея" - крайне нестандартная вещь.
В сериале много спецэффектов и фонов с параллакс-скроллингом. Эффекты CGI идеально сочетаются с традиционной анимацией, создавая удивительный мир. Линии ясные и чёткие, нет алиасинга, от которого страдает достаточно анимации. Используется интересная цветовая палитра, в основном зелёная, жёлтая и серая. Многие сцены тёмные, некоторые детали трудно различить. Поражает невероятная детализация: футуристический дизайн самолётов, воздушные бои, небо, конденсационный след. Сцены полёта чудесно анимированы. Одни бои многого стоят. Манёвры, ракурс, прорисовка, дизайн - все на высшем уровне. Это то, что в этом аниме не может наскучить.
Музыкальное сопровождение в аниме атмосферное. Оно идеально подходит этой картине.
Научно-фантастическое аниме категории S.
Целевая аудитория: сэйнэн.
Если вам нравятся Ao no 6-gouПоследняя субмарина и TexhnolyzeТехнолайз, то и это аниме должно понравиться. Любителям чего-то серьёзного, но со стандартной подачей сюжета лучше обратить внимание на нечто вроде Darker than Black: Kuro no KeiyakushaТемнее чёрного.
@Llama, взгляни на главу "проблематика". Там я кратенько описал концепцию Бердяева (под спойлером). У тебя в коллекции не лучший пример.которые просто ищут вполне законченной истории
чисто для самообразования, а здесь "истории" это получается единственное число или множественное? И какой падеж? Я пытаюсь для себя сложить картинку, почему причастие + имя существительное здесь именно в таких формах, а то глазомер мой заглючил, надо подрихтовать
@Пазу@Tsuri77, ах, да. Не обратил внимание при вставке в своё время. Глагол переходный, следовательно, сочетается с сущ. в В.п. Спасибо. Поправил.@Tsuri77@Пазу,тебе спасибо за рецензии и интересный контент