Честно говоря, я не часто пишу рецензии на аниме и мангу, но "Бесконечная одиссея..." вызвала у меня чересчур противоречивые эмоции!
Итак, начнём. "Бесконечная одиссея..." - это своеобразное продолжение более раннего аниме Мацумото Лейдзи, снятого ещё в 1978 году. Таким образом, в нем переплетаются по-утопически наивный романтизм старого Капитана Харлока и тяжёлый, мрачный и циничный нуар "Ковбоя Бибопа" (те же джазовые и блюзовые напевы, та же атмосфера разочарованности...). Вот только не сказала бы, что аниме от этого выиграло: и оригинальный Харлок, и Бибоп отличаются абсолютной индивидуальностью и непредсказуемостью сюжета, то есть зритель живёт вместе с героями. А подобное смешение противоположных стилей не привнесло ничего нового, а лишь "убило" старое.
Начиная смотреть "Бесконечную одисеею...", я заинтересовалась и затянулась, но не более того, ведь настоящий Харлок окружён ореолом романтической тайны и напоминает скорее благородного разбойника Робин Гуда, а не мрачного, вечно погруженного в себя Гамлета. Но это несоответствие не было бы столь фатальным (иначе аниме можно было бы расценивать как отдельное произведение, не связанное с оригинальным), если бы не абсолютно абсурдная концовка.
По правде говоря, первые одиннадцать серий были весьма увлекательным, но последние две подвергли меня в состояние глубокого шока. Шутка ли, отец, который, казалось бы, должен оберегать и любить своего сына, наносит ему своей насильственной смертью тяжелую психологическую травму, а человек, взявший на себя заботу о нем, лишь подогревает его желание отомстить, взращивает в нем "гроздья гнева", а после того, как Тадаши открылась жестокая правда, Харлоу ставит его перед выбором "убей или будешь убит". Иными словами, мы возвращаемся в эру естественного отбора, где правят бал сильнейшие представители своего вида. И это если не учитывать своеобразного открытого финала a la "To be never continued". То есть, "Сиди, гадай, когда она и как" ("Фауст" Гете).
В общем, подводя итог, "Бесконечная одиссея..." - весьма импровизированная пародия на известнейшую шекспировскую трагедию, только персонажи и их роли местами поменялись. Соединив героев и их поступки, мы получаем мрачного, немногословного, одержимого местью, вечно погруженного в себя Гамлета - капитан Харлок -, импульсивного, безрассудного, терзаемого сомнениями Лаэрта - Дайба Тадаши -, и жестокого Полония со спартанскими взглядами на воспитание детей (профессор Дайба) - чего стоит только его поражающая своей гуманностью фраза "Если ты не сможешь стать мужчиной в его глазах, я попросил Харлока убить тебя". Действительно, в древней Спарте же бросали с обрыва слабых детей, так почему бы и в тридцатом веке не вернуться к пережиткам прошлого! Для полноты картины недостает только Горацио, хотя и на его "должность" при желании можно взять саму Аркадию.
Итак, аниме не оправдало моих ожиданий; моя оценка - 6/10 -, и то только за идею, талантливую рисовку и музыкальное сопровождение в лучшие традициях "Ковбоя Бибопа" (для сравнения: оригинальному Харлоку я бы поставила 9/10).
Итак, начнём. "Бесконечная одиссея..." - это своеобразное продолжение более раннего аниме Мацумото Лейдзи, снятого ещё в 1978 году. Таким образом, в нем переплетаются по-утопически наивный романтизм старого Капитана Харлока и тяжёлый, мрачный и циничный нуар "Ковбоя Бибопа" (те же джазовые и блюзовые напевы, та же атмосфера разочарованности...). Вот только не сказала бы, что аниме от этого выиграло: и оригинальный Харлок, и Бибоп отличаются абсолютной индивидуальностью и непредсказуемостью сюжета, то есть зритель живёт вместе с героями. А подобное смешение противоположных стилей не привнесло ничего нового, а лишь "убило" старое.
Начиная смотреть "Бесконечную одисеею...", я заинтересовалась и затянулась, но не более того, ведь настоящий Харлок окружён ореолом романтической тайны и напоминает скорее благородного разбойника Робин Гуда, а не мрачного, вечно погруженного в себя Гамлета. Но это несоответствие не было бы столь фатальным (иначе аниме можно было бы расценивать как отдельное произведение, не связанное с оригинальным), если бы не абсолютно абсурдная концовка.
По правде говоря, первые одиннадцать серий были весьма увлекательным, но последние две подвергли меня в состояние глубокого шока. Шутка ли, отец, который, казалось бы, должен оберегать и любить своего сына, наносит ему своей насильственной смертью тяжелую психологическую травму, а человек, взявший на себя заботу о нем, лишь подогревает его желание отомстить, взращивает в нем "гроздья гнева", а после того, как Тадаши открылась жестокая правда, Харлоу ставит его перед выбором "убей или будешь убит". Иными словами, мы возвращаемся в эру естественного отбора, где правят бал сильнейшие представители своего вида. И это если не учитывать своеобразного открытого финала a la "To be never continued". То есть, "Сиди, гадай, когда она и как" ("Фауст" Гете).
В общем, подводя итог, "Бесконечная одиссея..." - весьма импровизированная пародия на известнейшую шекспировскую трагедию, только персонажи и их роли местами поменялись. Соединив героев и их поступки, мы получаем мрачного, немногословного, одержимого местью, вечно погруженного в себя Гамлета - капитан Харлок -, импульсивного, безрассудного, терзаемого сомнениями Лаэрта - Дайба Тадаши -, и жестокого Полония со спартанскими взглядами на воспитание детей (профессор Дайба) - чего стоит только его поражающая своей гуманностью фраза "Если ты не сможешь стать мужчиной в его глазах, я попросил Харлока убить тебя". Действительно, в древней Спарте же бросали с обрыва слабых детей, так почему бы и в тридцатом веке не вернуться к пережиткам прошлого! Для полноты картины недостает только Горацио, хотя и на его "должность" при желании можно взять саму Аркадию.
Итак, аниме не оправдало моих ожиданий; моя оценка - 6/10 -, и то только за идею, талантливую рисовку и музыкальное сопровождение в лучшие традициях "Ковбоя Бибопа" (для сравнения: оригинальному Харлоку я бы поставила 9/10).