«К черту Нострадамуса!»: секты, самоповторы и кино
На фоне растущих рейтингов по ТВ, в 1995 году вышел первый за 10 лет кинотеатральный фильм по «Люпену» – «К черту Нострадамуса». Его сняли ветеран японской анимации Такэши Ширато и режиссер якудза-фильмов Тошия Ито. Это был первый за 23 года проект франшизы, не считаяLupin III: Fuuma Ichizoku no InbouЛюпен III: Заговор клана Фума «Заговора клана Фума»[/anime], в котором главного героя озвучивает не Yasuo YamadaЯсуо Ямада, который был к тому моменту на пороге смерти.
С этого фильма и до сегодняшнего дня голосом Люпена, по совету самого Ямады, стал друг актера – пародист Каньичи Курита. Он уже пародировал доподлинно главного героя, поэтому всех устроила замена культового актера.
«К черту Нострадамуса» не первый фильм во франшизе, когда к производству подключают режиссера игрового кино. Сейджун Судзуки, работавший над «Легендой о Вавилоне», был одним из основоположников фильмов про якудза.
Изначально TMS хотели делать лайв-экшн экранизацию, даже приглашали Тору Муракаву — видного режиссера авторского кино японской новой волны. Однако изменили мнение в пользу анимации, по слухам, из-за кровного родства Ито с продюсером TMS Хибики Ито. Но не стоит забывать и про оглушительнейший провал первого лайв-экшна по «Люпену» 1974 года.
Ито не совсем понимал своих коллег аниматоров, постоянно спорил с ними. Он хотел добавить Люпену психологизма, аниматоры дочерней компании Telecom, занимавшейся фильмом, считали это лишним. Yasuo OotsukaЯсуо Оцука вспоминал, как Ито приходил на работу, только чтобы дать указания и проконтролировать их исполнение, а любые идеи аниматоров и других работников он отметал. Мэтр такого отношения не выдержал и навсегда ушел из франшизы.
Возможно Ито хотел отразить напряжение в обществе по поводу секты, известной даже в СНГ – «Аум Шинрикё», которая на момент фильма имела огромное количество последователей и подозревалась в похищениях и убийстве людей. Пока студия делала фильм, доказательств преступлений секты не было. Однако за месяц до выхода фильма произошел один из самых страшных терактов в истории Японии.
20 марта в Токийском метро секта совершила газовую атаку отравляющим веществом зарин. В результате терракта 12-27 человек погибли, 1 тыс. пострадало физически, 10 тыс. почувствовали недомогания, помутнение зрения и т. д. После терракта полиция Японии совершила облаву на базы секты, где обнаружила компоненты химического и биологического оружия. Только спустя 20 лет главу секты по обвинению в убийстве, организации теракта и т. д., приговорили к смертного казни. Его дело стало самым долгим судебным процессом в истории Японии.
Ширато и Ито будто бы предсказали трагедию во время разработки сценария, по которому секта Нострадамуса тоже планирует теракт. Однако создатели сохраняют плоскость китча в теме секты, не переводя ее на более глубокие уровни. Подобное решение вызывает этический вопрос: можно ли было выпускать фильм спустя месяц после теракта?
С одной стороны, «К черту Нострадамуса!» имел исцеляющий эффект для общества, с другой – ощущался как хайп на костях. Фильм исправляет настоящее, убивая лидера секты и спасая мирных жителей.
Вне же контекста, фильм повторяет сюжет «Похищения статуи Свободы», в котором Люпен тоже объединялся с вундеркиндом с проблемами в семье, чтобы похитить сокровище, которое оказывается связано с какими-то сверхпрорывными технологиями. Тогда злодеями тоже выступал культ, так что возможно Ито и не предсказывал ничего.
Люпен уже оказывался в тюрьме в первом сезоне, Фуджико уже стирали память. Даже инсценировка смерти Люпена была уже показана не раз. Подобные самоповторы убивают динамику фильма и вовлеченность зрителя.