Повествования о путешествии, к которым безусловно относится фильм-путешествие "Ветер по имени Амнезия", в европейском, да и в мировом искусстве как правило несут символическую нагрузку, часто являясь философскими притчами. Претендует на символическое иносказание и "Амнезия", автор которой, Кикучи Хидэюки, заимствовал сюжет из американского научно-фантастического романа 1930-х годов "Возрождение" Томаса Макклари и наделил протагонистом-японцем а также некоторыми своими идеями. Символическими в этом аниме являются даже имена, а также "встречи" во время путешествия и некоторые повествовательные элементы, к которым Кикучи Хидэюки позднее прибегнул в других своих работах.
Сюжет аниме довольно зловещий - таинственный ветер пронесся над землей и унес с собой всю память человечества. Ветер этот был настолько чудной, что вызвал не только амнезию, но и лишил людей словесно-логической, эмоциональной и даже моторной памяти, отвественной за взаимодействие и управление созданными людьми механизмами. Но странным образом не лишил их той части моторики, которая отвественна за умение ходить и пользоваться одеждой. В общем, ветер по имени Амнезия был явно непрост, себе на уме и имел что-то конкретно против достижений человеческой цивилизации, включая речь. Одним из таких лишенных памяти людей и является пока что безымянный протагонист аниме, бесцельно слоняющийся по пост-апокалиптической Америке. В процессе своих скитаний наш герой встречает мальчика Джонни, привязанного к своему инвалидному креслу, но не утратившего памяти и способности говорить. Как выяснилось, в результате эксперимента мозг Джонни функионировал подобно компьютеру, а потому ветер по имени Амнезия не повлиял на память Джонни. При помощи обучающей машины Джонни возвращает протагонисту способность говорить и память о человеческой цивилизации, а затем учит водить автомобиль (не ясно, впрочем, каким образом неспособный ходить тринадцатилетний мальчик сам приобрел этот навык и передал его главному герою), стрелять из пистолета, "читать" звезды, находить съедобные растения и прочим необходим для выживания в пост-апокалиптическом мире навыкам. Также Джонни определил протагониста как японца, дал ему имя "Ватару", что можно перевести как странник или бродяга и обманул Ватару на счет его возраста, скостив тому лет пять. Поскольку Джонни был "пережитком" человеческой цивилизации, а значит тем, что подлежало "забвению", выполнив свою небольшую просветительскую миссию он и разделяет разделяет судьбу цивилизации - умирает. Но перед смертью дает Ватару наставление, говоря о том, что "человечество теперь сведено к своей истинной сущности" и что на Ватару возложена обязанность исследовать эту человеческую сущность в чистом ее виде и возродить человечество.
Так начинается путешествие Ватару - сильного, смелого, имульсивного, решительного и довольно глупого молодого человека. Типичного главного героя аниме 1980х. Сев на Виллис, Ватару попадает в Сан-Франциско, где сталкивается с полицейским роботом, оператор которого давно мертв, а машина все бродит по городу со скелетом в кабине, требуя у людей подчинения и убивая их. Победить робота Ватару помогает загадочная беловолосая красавица София, при помощи телепатии указав протагонисту слабое место машины. София не только красива, но и умеет говорить, знает то, чего знать не должна, имеет способность к телепатии и смотрит на мир отстраненно-рассудительно. Имя София переводится с греческого как "мудрость", она же атрибут Бога в христианстве и даже самостоятельное "божество" в гностицизме. Без мудрости в философском путешествии никак не обойтись. Потому, объединившись с Мудростью, то есть с Софией, Странник (Ватару) продолжает свое путешествие с целью понять человечество. Герои приезжают в Лос-Анжелес и спасают от принесения в жертву местному "божеству" девушку Сью, которую пытается защитиь от толпы Маленький Джон (бывший шериф и, видимо, отец Сью - странно, что потеря памяти не коснулась их отношений). "Божеством" оказывается гигантский экскаватор, которым каким-то образом научился управлять один из потерявших память и создал при помощи машины кровожадный культ. Вобщем, снова недобитая цивилизация показала свой "звериный оскал" машины-убийцы, которая подавляет человека. Сью, с упорством, достойным лучшего применения, отказывается быть спасенной от жертвоприношения и Ватару приходится уничтожить "злобные остатки цивилизации". Немого приоткрывая свою сущность, София делает ремарку о том, что дескать местные следуют своим правилам, от которых не откажутся и не нужно Ватару во все это вмешиваться, позволив новым культурам развиваться их собственным путем. Затем София заключает с Ватару пари о том, что в своем путешествии они не смогут встретить людей, которые к ним присоединятся. Ставкой в пари служит возвращение памяти человечеству.
Но цивилизация не дремлет и наносит ответный удар - полицейский робот из Сан-Франциско уползает в мастерскую, ремонтирует и даже усовершенствует себя (любая кофеварка на это способна, если вы до сих пор не знали), а также становится одержим маниакальной идеей найти и уничтожить Ватару. Этот самый робот устраивает засаду, обрушиваясь на наших героев, которые едва спасются, попав в "совершенный город" - утопию, где всем заправляет суперкомпьютер, превративший единственных оставшихся в живых людей (также отца и дочь) в своих марионеток, которые играют разные, расписанные для них суперкомпьютером роли, имитируя социальную жизнь. Людей, отказавшися следовать установленным компьютером правлиам, он уничтожил. Имеет виды компьютер и на Ватару с Софией, но последняя, как уже можно было догадаться, не совсем человек, а потому козни суперкомпьютера для нее не преграда. Впрочем, местные жители довольны своей жизнью по правилам и под защитой суперкомпьютера, цепляются за воспоминания о прошлой жизни и отказываются покидать город-утопию вместе с Ватару и Софией.
Странник и Мудрость продолжают свое путешествие вдвоем и последняя раскрывает нашему герою то, что является инопланетянкой и что именно ее люди лишили человечество памяти исключительно из благих побуждений. Понятное дело, что София наша хоть и Мудрость, но все же женшина, и потому по природе свой противоречива. А потому, прочитав Ватару мораль о том, что не следует ему со своей колокольни уничтоженной цивилизации вмешиваться в развитие зарождающихся культур (пусть творят, что хотят, включая жертвоприношения и рабство у компьютера), она как-то не замечает, что ее-то соплеменники в судьбу человечества вмешались гораздо более радикально. Поскольку цель путешествия Софии - Нью-Йорк - уже достигнута, а к ним так никто и не присоединился, Ватару проигрывает пари и готовится к расставанию со своей спутницей. Однако их снова настигает неуемный робот-маньяк из Сан-Франциско и Ватару заявляет, что должен таки раз и навсегда покончить с тем, что создало человечество - добить цивилизацию в лице этого робота. Причем сделать он это должен самостоятельно, что как бы намекает на то, что он согласен с сотворенным Софией и ее соплеменниками и не станет "на путь цивилизации", а будет уничтожать ее сам, со всей пролетарской яростью: "Весь мир насилья мы разрушим. До основанья, а затем. Мы наш, мы новый мир построим. - Кто был ничем, тот станет всем!". Наконец, остатки "злой цивилизации" уничтожены руками последнего цивилизованного человека. Очнулся Ватару на коленях своей спутницы. За подвиги в уничтожении цивилизации красавица София, на которую Ватару все время заглядывался, "награждает его земным даром" - приобщает протагониста к своем телу. Под музыку Баха и на фоне картины Мадонны с младенцем Исусом, Ватару приникает к соскам обнаженной Софии, по-видимом, таким нехитрым способом напитываясь "мудростью" из ее груди. Вот так наш Странник "полюбил" Мудрость (Софию), то есть буквально стал фило (любить)-софом (мудрость), Любомудром. А задачей философа, как известно, явлется "анамнанез" - возвращение людям позабытой ими мудрости, чем наш Любомудр и призван заняться. Фон, на котором происходит совокупление, изображающий Мадонну с младенцем Христом, видимо так же должен символизировать то, что новая "Дева Мария" (София) дает рождение тому, кто призван обновить человечество (Ватару).
Через весь фильм прослеживается одна и та же идея, повторенная в разных "встречах", пережитых Ватару и Софией в их путешествии - герою и людям в целом противостоят достижения человеческой цивилизации, создания человека, ставшие угнетателями своих создателей. Это полицейский робот, требующий от людей повиновения и убиваюший их, гигантский экскаватор, в жертву которому приносятся люди, суперкомпьютер, поработивший людей и превративший их в своих безвольных марионеток. Именно "подавление и эксплуатация" цивилизацией создавших ее людей якобы служит причиной того, что инопланетяне решили "спасти человечество", лишив его памяти.
Подобные представления о цивилизации как о зле, подавляющем человечество, стары и незамысловаты. Разумеется, речь не идет о неких "злых/добрых" инопланетянах, которые должны "спасти" человечества, избавив его от "бремени" цивилизации. Речь идет о самих людях. Я не зря выше процитировал строки из "Интернационала". Был когда-то такой себе социалист-утопист Леже-Мари Дешан, писавший, что "состояние законов для нас, людей в гражданском состоянии, неоспоримо хуже, чем в состоянии дикости... Зло в человеке имеет место только благодаря существующему гражданскому состоянию, которое бесконечно противоречит его природе. В человеке не былотакого зла в стадном состоянии". Для избавления от зла цивилизации и приведения людей в "блаженное состояние", по мнению Дешана, должны исчезнуть не только изящные искусства - поэзия, живопись или архитектура, но и наука и техника, грамотность и письменность, все книги должны быть сожжены, а человек низведен к состоянию домашнего скота (ведь не поспоришь же, что мирно жующая на лужайке травку корова, не ведающая своей судьбы, по своему счастливей обремененного множеством забот и страхов человека?).
Вторит ему старикашка-извращенец Фрейд, построивший свою концепцию слоев человеческой психики по аналогии с максистской теорией разделения и угнетения одних социальных классов другими. Дескать созданные под влиянием цивилизации слои психики подавляют и эксплуатируют "дикий" слой психики, который сводится к сексуальности и "принципу удовольствия", и тем самым цивилизация лишает человечества "счастья". Видимо, поэтому София "одаривает" отбросившего цивилизацию Ватару именно сексом с ней, как "высшим подарком человечества". Кстати, Кикучи Хидэюки позже развивает эту "тему" в "Wicked City", где кульминацией является совокупление героев в церкви, под статуей Девы Марии. Так же, как и в "Амнезии", человек тут совокупляется с женщиной-нечеловеком (демоницей), а их ребенок призван "спасти мир". Тут Кикучи идет еще дальше, противопоставляя новую "мадонну"- демоницу Деве Марии. Если Мария непорочна, то демоница - воплощение порочности. По ходу сюжета ее не насилует разве что ленивый, причем самыми извращенными способами. И не то, чтобы судя по показанному, она не получала от этого удовольствия. Именно из статуи Деве Марии, объявленной старикашкой "врагом", вырывается монстр, атакующий протагонистов. Ну а ребенком демона, согласно христианства, является Антихрист - так что зрителя не должна вводить в заблуждение изображенная в обоих случаях христианстая символика - она тут десакрализируется и упраздняется со всей социалистической страстностью богоборчества, с предложением новых образов "спасения человечества". Социалистические идеи Дешама, Маркса и Фрейда развиваются в рамках неофрейдизма и неомарксизма. Маркузе, к примеру, предлагает "освобождение" либидо путем избавления от контроля "репрессивного разума" и разрушения социальных институтов. В современном искусстве эти идеи выражены в борьбе с "репрессивной" и "удущающей" культурой путем создания антиэстетических вещей, изображения отбросов и экскрементов, призванных преодолеть "дискриминацию" отвратительного, "подавляющую инстинкты". А в "Амнезии" мы имеем компьтеры и машины, угнетающие и поработившие человечество.
В общем, не коварных инопланетян следует опасаться, а склонных к нигилизму представителей человечества. Ну а само аниме стоило бы переименовать в "Ветер по имени Нигилизм". В добавок к примитивному идейному наполнению, "Амнезия" еще и достаточно затянутое и скучное аниме. Приятна разве что рисовка "старой школы" 1980-х и музыкальное сопровождение. А еще в кои-то веки японцы нормально изобразили девичью грудь (Софии), что уже само по себе близко к уникальности. Само повествование, как уже было отмечено выше, достатчоно затянутое, но любители роуд-муви и фильмов-притч могут найти его медитативным. Да и сама попытка делать наполненные, а не просто имитирующие наполненность смыслом аниме, пусть и со спорными, если не сказать безумными идеями, достаточно редкое сейчас явление. Так что со всеми оговорками "Амнезия" вполне заслуживает оценку выше среднего.
Сюжет аниме довольно зловещий - таинственный ветер пронесся над землей и унес с собой всю память человечества. Ветер этот был настолько чудной, что вызвал не только амнезию, но и лишил людей словесно-логической, эмоциональной и даже моторной памяти, отвественной за взаимодействие и управление созданными людьми механизмами. Но странным образом не лишил их той части моторики, которая отвественна за умение ходить и пользоваться одеждой. В общем, ветер по имени Амнезия был явно непрост, себе на уме и имел что-то конкретно против достижений человеческой цивилизации, включая речь. Одним из таких лишенных памяти людей и является пока что безымянный протагонист аниме, бесцельно слоняющийся по пост-апокалиптической Америке. В процессе своих скитаний наш герой встречает мальчика Джонни, привязанного к своему инвалидному креслу, но не утратившего памяти и способности говорить. Как выяснилось, в результате эксперимента мозг Джонни функионировал подобно компьютеру, а потому ветер по имени Амнезия не повлиял на память Джонни. При помощи обучающей машины Джонни возвращает протагонисту способность говорить и память о человеческой цивилизации, а затем учит водить автомобиль (не ясно, впрочем, каким образом неспособный ходить тринадцатилетний мальчик сам приобрел этот навык и передал его главному герою), стрелять из пистолета, "читать" звезды, находить съедобные растения и прочим необходим для выживания в пост-апокалиптическом мире навыкам. Также Джонни определил протагониста как японца, дал ему имя "Ватару", что можно перевести как странник или бродяга и обманул Ватару на счет его возраста, скостив тому лет пять. Поскольку Джонни был "пережитком" человеческой цивилизации, а значит тем, что подлежало "забвению", выполнив свою небольшую просветительскую миссию он и разделяет разделяет судьбу цивилизации - умирает. Но перед смертью дает Ватару наставление, говоря о том, что "человечество теперь сведено к своей истинной сущности" и что на Ватару возложена обязанность исследовать эту человеческую сущность в чистом ее виде и возродить человечество.
Так начинается путешествие Ватару - сильного, смелого, имульсивного, решительного и довольно глупого молодого человека. Типичного главного героя аниме 1980х. Сев на Виллис, Ватару попадает в Сан-Франциско, где сталкивается с полицейским роботом, оператор которого давно мертв, а машина все бродит по городу со скелетом в кабине, требуя у людей подчинения и убивая их. Победить робота Ватару помогает загадочная беловолосая красавица София, при помощи телепатии указав протагонисту слабое место машины. София не только красива, но и умеет говорить, знает то, чего знать не должна, имеет способность к телепатии и смотрит на мир отстраненно-рассудительно. Имя София переводится с греческого как "мудрость", она же атрибут Бога в христианстве и даже самостоятельное "божество" в гностицизме. Без мудрости в философском путешествии никак не обойтись. Потому, объединившись с Мудростью, то есть с Софией, Странник (Ватару) продолжает свое путешествие с целью понять человечество. Герои приезжают в Лос-Анжелес и спасают от принесения в жертву местному "божеству" девушку Сью, которую пытается защитиь от толпы Маленький Джон (бывший шериф и, видимо, отец Сью - странно, что потеря памяти не коснулась их отношений). "Божеством" оказывается гигантский экскаватор, которым каким-то образом научился управлять один из потерявших память и создал при помощи машины кровожадный культ. Вобщем, снова недобитая цивилизация показала свой "звериный оскал" машины-убийцы, которая подавляет человека. Сью, с упорством, достойным лучшего применения, отказывается быть спасенной от жертвоприношения и Ватару приходится уничтожить "злобные остатки цивилизации". Немого приоткрывая свою сущность, София делает ремарку о том, что дескать местные следуют своим правилам, от которых не откажутся и не нужно Ватару во все это вмешиваться, позволив новым культурам развиваться их собственным путем. Затем София заключает с Ватару пари о том, что в своем путешествии они не смогут встретить людей, которые к ним присоединятся. Ставкой в пари служит возвращение памяти человечеству.
Но цивилизация не дремлет и наносит ответный удар - полицейский робот из Сан-Франциско уползает в мастерскую, ремонтирует и даже усовершенствует себя (любая кофеварка на это способна, если вы до сих пор не знали), а также становится одержим маниакальной идеей найти и уничтожить Ватару. Этот самый робот устраивает засаду, обрушиваясь на наших героев, которые едва спасются, попав в "совершенный город" - утопию, где всем заправляет суперкомпьютер, превративший единственных оставшихся в живых людей (также отца и дочь) в своих марионеток, которые играют разные, расписанные для них суперкомпьютером роли, имитируя социальную жизнь. Людей, отказавшися следовать установленным компьютером правлиам, он уничтожил. Имеет виды компьютер и на Ватару с Софией, но последняя, как уже можно было догадаться, не совсем человек, а потому козни суперкомпьютера для нее не преграда. Впрочем, местные жители довольны своей жизнью по правилам и под защитой суперкомпьютера, цепляются за воспоминания о прошлой жизни и отказываются покидать город-утопию вместе с Ватару и Софией.
Странник и Мудрость продолжают свое путешествие вдвоем и последняя раскрывает нашему герою то, что является инопланетянкой и что именно ее люди лишили человечество памяти исключительно из благих побуждений. Понятное дело, что София наша хоть и Мудрость, но все же женшина, и потому по природе свой противоречива. А потому, прочитав Ватару мораль о том, что не следует ему со своей колокольни уничтоженной цивилизации вмешиваться в развитие зарождающихся культур (пусть творят, что хотят, включая жертвоприношения и рабство у компьютера), она как-то не замечает, что ее-то соплеменники в судьбу человечества вмешались гораздо более радикально. Поскольку цель путешествия Софии - Нью-Йорк - уже достигнута, а к ним так никто и не присоединился, Ватару проигрывает пари и готовится к расставанию со своей спутницей. Однако их снова настигает неуемный робот-маньяк из Сан-Франциско и Ватару заявляет, что должен таки раз и навсегда покончить с тем, что создало человечество - добить цивилизацию в лице этого робота. Причем сделать он это должен самостоятельно, что как бы намекает на то, что он согласен с сотворенным Софией и ее соплеменниками и не станет "на путь цивилизации", а будет уничтожать ее сам, со всей пролетарской яростью: "Весь мир насилья мы разрушим. До основанья, а затем. Мы наш, мы новый мир построим. - Кто был ничем, тот станет всем!". Наконец, остатки "злой цивилизации" уничтожены руками последнего цивилизованного человека. Очнулся Ватару на коленях своей спутницы. За подвиги в уничтожении цивилизации красавица София, на которую Ватару все время заглядывался, "награждает его земным даром" - приобщает протагониста к своем телу. Под музыку Баха и на фоне картины Мадонны с младенцем Исусом, Ватару приникает к соскам обнаженной Софии, по-видимом, таким нехитрым способом напитываясь "мудростью" из ее груди. Вот так наш Странник "полюбил" Мудрость (Софию), то есть буквально стал фило (любить)-софом (мудрость), Любомудром. А задачей философа, как известно, явлется "анамнанез" - возвращение людям позабытой ими мудрости, чем наш Любомудр и призван заняться. Фон, на котором происходит совокупление, изображающий Мадонну с младенцем Христом, видимо так же должен символизировать то, что новая "Дева Мария" (София) дает рождение тому, кто призван обновить человечество (Ватару).
Через весь фильм прослеживается одна и та же идея, повторенная в разных "встречах", пережитых Ватару и Софией в их путешествии - герою и людям в целом противостоят достижения человеческой цивилизации, создания человека, ставшие угнетателями своих создателей. Это полицейский робот, требующий от людей повиновения и убиваюший их, гигантский экскаватор, в жертву которому приносятся люди, суперкомпьютер, поработивший людей и превративший их в своих безвольных марионеток. Именно "подавление и эксплуатация" цивилизацией создавших ее людей якобы служит причиной того, что инопланетяне решили "спасти человечество", лишив его памяти.
Подобные представления о цивилизации как о зле, подавляющем человечество, стары и незамысловаты. Разумеется, речь не идет о неких "злых/добрых" инопланетянах, которые должны "спасти" человечества, избавив его от "бремени" цивилизации. Речь идет о самих людях. Я не зря выше процитировал строки из "Интернационала". Был когда-то такой себе социалист-утопист Леже-Мари Дешан, писавший, что "состояние законов для нас, людей в гражданском состоянии, неоспоримо хуже, чем в состоянии дикости... Зло в человеке имеет место только благодаря существующему гражданскому состоянию, которое бесконечно противоречит его природе. В человеке не былотакого зла в стадном состоянии". Для избавления от зла цивилизации и приведения людей в "блаженное состояние", по мнению Дешана, должны исчезнуть не только изящные искусства - поэзия, живопись или архитектура, но и наука и техника, грамотность и письменность, все книги должны быть сожжены, а человек низведен к состоянию домашнего скота (ведь не поспоришь же, что мирно жующая на лужайке травку корова, не ведающая своей судьбы, по своему счастливей обремененного множеством забот и страхов человека?).
Вторит ему старикашка-извращенец Фрейд, построивший свою концепцию слоев человеческой психики по аналогии с максистской теорией разделения и угнетения одних социальных классов другими. Дескать созданные под влиянием цивилизации слои психики подавляют и эксплуатируют "дикий" слой психики, который сводится к сексуальности и "принципу удовольствия", и тем самым цивилизация лишает человечества "счастья". Видимо, поэтому София "одаривает" отбросившего цивилизацию Ватару именно сексом с ней, как "высшим подарком человечества". Кстати, Кикучи Хидэюки позже развивает эту "тему" в "Wicked City", где кульминацией является совокупление героев в церкви, под статуей Девы Марии. Так же, как и в "Амнезии", человек тут совокупляется с женщиной-нечеловеком (демоницей), а их ребенок призван "спасти мир". Тут Кикучи идет еще дальше, противопоставляя новую "мадонну"- демоницу Деве Марии. Если Мария непорочна, то демоница - воплощение порочности. По ходу сюжета ее не насилует разве что ленивый, причем самыми извращенными способами. И не то, чтобы судя по показанному, она не получала от этого удовольствия. Именно из статуи Деве Марии, объявленной старикашкой "врагом", вырывается монстр, атакующий протагонистов. Ну а ребенком демона, согласно христианства, является Антихрист - так что зрителя не должна вводить в заблуждение изображенная в обоих случаях христианстая символика - она тут десакрализируется и упраздняется со всей социалистической страстностью богоборчества, с предложением новых образов "спасения человечества". Социалистические идеи Дешама, Маркса и Фрейда развиваются в рамках неофрейдизма и неомарксизма. Маркузе, к примеру, предлагает "освобождение" либидо путем избавления от контроля "репрессивного разума" и разрушения социальных институтов. В современном искусстве эти идеи выражены в борьбе с "репрессивной" и "удущающей" культурой путем создания антиэстетических вещей, изображения отбросов и экскрементов, призванных преодолеть "дискриминацию" отвратительного, "подавляющую инстинкты". А в "Амнезии" мы имеем компьтеры и машины, угнетающие и поработившие человечество.
В общем, не коварных инопланетян следует опасаться, а склонных к нигилизму представителей человечества. Ну а само аниме стоило бы переименовать в "Ветер по имени Нигилизм". В добавок к примитивному идейному наполнению, "Амнезия" еще и достаточно затянутое и скучное аниме. Приятна разве что рисовка "старой школы" 1980-х и музыкальное сопровождение. А еще в кои-то веки японцы нормально изобразили девичью грудь (Софии), что уже само по себе близко к уникальности. Само повествование, как уже было отмечено выше, достатчоно затянутое, но любители роуд-муви и фильмов-притч могут найти его медитативным. Да и сама попытка делать наполненные, а не просто имитирующие наполненность смыслом аниме, пусть и со спорными, если не сказать безумными идеями, достаточно редкое сейчас явление. Так что со всеми оговорками "Амнезия" вполне заслуживает оценку выше среднего.