Сюжет
2
Ужасно
Персонажи
3
Очень плохо
Рисовка
5
Более-менее
Звуковой ряд
5
Более-менее
Итоговая оценка
4
Плохо
"Jigoku ShoujoАдская девочка" - аниме, которое меня заинтересовало меня несколько месяцев назад, когда я искал хорошие аниме-опенинги. Казалось бы, девочка и её помощники, отправляющие людей в Ад с помощью куклы, ленточку на которой должен развязать "клиент" девочки, подавший к ним имя человека, которому он хочет отомстить, взамен на отправку в Ад после своей смерти, - идея как минимум неплохая, немного даже интригует, ведь история, рассказанная в рамках этой идеи, может быть не однобокой (в том смысле, что нет чёткого деления на чёрное и белое, из-за которого всё становилось ясно где-то в начале). И поначалу казалось, что всё будет удовлетворительно, но постепенно с течением времени сериал стал приедаться, а под конец пришлось его досматривать чисто из принципа (я смотрел сериал чуть ли не в режиме марафона три дня подряд, вполне возможно, что просмотр нужно было растянуть на две недели). Сейчас об этом ещё рано говорить, поэтому начнём с чего-то более подходящего.
Для начала мне хотелось бы у Вас спросить - Вам нравятся страшилки? Эти истории, рассказывающие о всякой "паранормальщине" и мистике, имеют внутри себя разные мотивы и "посылы" (если таковые есть). Одной из них является японская городская легенда "Красная комната", суть которой проста: при долгом сёрфинге Интернета человек может встретиться со всплывающим красным окном с чёрной надписью, гласящей: "Ты хочешь попасть в Красную комнату?" (люди, закрывавшие его, вскоре погибали, а те, кто осмеливался оставить его на экране своего компьютера,
видели на потухшем экране список имён жертв Красной комнаты, затем теряли сознание по неизвестным для других причинам (из-за некой сущности, появлявшейся позади них), а на утро люди находили их тела в их комнатах, окрашенных в красный цвет их кровью
Сразу такой вопрос возникает: Вам не кажется, что идея "Адской девочки" чем-то похожа на идею "Красной комнаты"? Если это и так, то "клиент" девочки, в сравнении с "Красной комнатой", не умирает, а получает дорогу к бесконечным мучениям после своей смерти вместе с соответствующей меткой где-то на уровне груди.
Основная мораль сериала прослеживается почти во всех сериях, её формулировка такова: если Вы слабы и не можете противостоять тяжёлым обстоятельствам, то свалите свои проблемы на кого-то другого, ведь Вы ничего не можете сделать сами.
Конечно, это жестоко, но до этого мы тоже дойдём.
Начнём постепенно рассматривать четыре аспекта аниме, которые можно оценить в рецензии: сюжет, персонажи, рисовка, звуковой ряд.
Что я могу сказать о рисовке? "Адская девочка" не выглядит как аниме, в которое вложили очень много денег, но стиль, в котором всё нарисовано, определённо запоминается, что позволяет узнать аниме даже тогда, когда Вы видели только его постер или кого-то из основных персонажей (к сожалению, только они получились с дизайнерской точки зрения хорошо, даже отлично; остальные персонажи, являющиеся героями историй, рассказываемых в каждой серии, выглядят более обычно, но даже так им можно дать отличительные черты, как это было в аниме "Serial Experiments LainЭксперименты Лэйн" или "Mousou DairininАгент паранойи", в которых персонажи, как и истории, сменялись каждую серию и выглядели обычно, но обладали одной-двумя отличительными чертами во внешности и характере, что позволяло их хотя бы на глаз различать). Из этого вытекает первая проблема: увидев кадр из "Адской девочки", на котором нет кого-либо из основных персонажей, Вы вряд ли узнаете это аниме.
К тому же здесь можно углядеть и вторую проблему данного тайтла: явные проблемы анимации, заметные в сценах, в которых шоу переходит на слайд-шоу (за все двадцать шесть серий я насчитал три или четыре таких момента: в двух из них происходила паранормальщина, которую, видимо, было лень рисовать работникам Studio Deen, занимавшейся адаптацией одноимённой манги).
Если посмотреть на другие аниме их производства, вышедшие незадолго после "Адской девочки" ("незадолго" - 2006 год), а именно на Fate/stay nightСудьба/Ночь схватки и Higurashi no Naku Koro niКогда плачут цикады, то можно увидеть, что стиль стал лучше, а "халтурных" моментов в сериях (имеются ввиду слайд-шоу и статичные кадры с небольшим движением самого кадра) стало меньше, но это не весомый аргумент, с помощью которого можно было бы упрекать Studio Deen в лени.
Вердикт: что тогда, что спустя время стиль рисовки "Адской девочки" едва выдерживает проверку временем, но она не вызывает отторжения; персонажей, появляющихся в рамках одной серии, могли бы одарить уникальными чертами внешности (не только разные причёски и цвет и длина волос), чтобы зритель смог запомнить не только основных персонажей, но и эпизодических.
Далее мне хотелось бы высказаться по поводу звукового ряда. Данный пункт я делю на три части:
- Опенинг
Он довольно обычный для аниме нулевых, но песня, играющая там, отлично настраивает на неспокойную атмосферу самого сериала, представляя основных персонажей, которые будут появляться из серии в серию (каждый из них получает свою часть опенинга, чтобы предстать перед зрителем хотя бы внешне, чего вполне хватает для сериала, в котором каждая серия, кроме всех сюжетных, представляет собой отдельную историю, связанную с остальными только основными персонажами, но об этом мы поговорим немного позже). - Музыка в сериале
Здесь уже наступает проблема звукового ряда: треки, звучащие в сериях, неплохи, как мне кажется: мрачные эмбиенты, изредка прерываемые немного менее грустными музыкальными темами, вставленными по теме, создают довольно интересную атмосферу, в которой люди мстят своим обидчикам, иногда думая о рациональности мести.
НО немалая часть этих треков будет повторяться из серии в серию, из-за чего они быстро приедаются. Довольно обидно, что такое происходит, ведь саундтрек сериала в целом сделан на уровне, но могло быть и лучше: к примеру, можно привести аниме "Death ParadeСмертельный парад", в целом похожий на "Адскую девочку" (что позже будет рассмотрено более подробно): если сравнивать эти два аниме-сериала по количеству использованных треков, то можно увидеть, что в "Смертельном параде" их меньше (31 против 48; опенинги и эндинги не учитываются), но при этом треки "Смертельного парада" не слишком сильно похожи друг на друга и звучат по-разному, что позволяет их запомнить и потом, в случае чего, "полюбить" их, в то время как в "Адской девочке" при большем числе треков они мало того, что похожи (далеко не все), но немалая часть из них повторяется чуть ли не в каждой серии. Само по себе это не проблема, но любой трек или песня, многократно прослушанная, начинает надоедать, причём даже если он вставлен куда нужно, то он всё равно будет немного злить из-за того, что ты это слышал неоднократно (схожий "механизм" работает и с попсой). - Эндинг
Эндинг "Адской девочки" визуально выглядит интереснее опенинга, предлагая спокойную песню под довольно занятный видеоряд, в котором в целом ничего не происходит, но при этом позволяет Вашим полюбоваться на что-то прекрасное (в рамках самого аниме, как это было в моём случае).
Мы рассмотрели технический аспект данного аниме. Пришла пора поговорить о его художественной составляющей. Она состоит из двух частей: сюжета, цель которого заключается в рассказе логичной истории, и персонажей, участвующих в сюжете. Начнём с персонажей.
Персонажи в этом аниме делятся на два типа:
- Основные
Они появляются на протяжение всего (или большей части) сериала и являются что центральными фигурами, что двигателями сюжета в большинстве случаев. Всего их шесть, но персонажами можно назвать только половину из них в силу проблем с их раскрытием:Ай Энма Та самая "Адская девочка", о которой идёт речь. Дух, мстящий за своих "клиентов". Предстаём в виде маленькой девочки в чёрной японской школьной форме с красными глазами и длинными чёрными волосами. Из серии в серию (кроме нескольких) она отдаёт "клиентам" чёрную куклу с красной верёвочкой, осуществляющую месть. Почти во всех сериях безэмоциональна. Один из немногих раскрытых персонажей (об этом также поговорим позже). - Эпизодические
К этому типу можно отнести всех персонажей, появляющихся лишь на одну серию (а таких, к сожалению, большинство, ибо в этом аниме почти каждая серия рассказывает отдельную историю, все из которых связаны лишь идеей "Адской девочки"). Вспомнить хотя бы одного из них - та ещё задача, ибо они легко делятся на добряков и мудаков, причём в каждой группе "персонажи" отличаются разве что внешне и причинами для обращения к "Адской девочке", а в остальном чуть ли не двойники друг друга.
Уже заметна первая проблема персонажей (как минимум, она относится к Онно, Рэну и Ванюдо): хоть они и имеют хороший дизайн, и некоторые из них обладают что способностями, что характерами (из-за чего сразу не назовёшь их картонными), но дальше своих отличительных черт и характеров (в том числе и фраз) они не уходят, из-за чего со временем зритель начинает терять к ним интерес. Если бы уже в первом сериале им дали предыстории, то шанс самовольного исчезновения интереса к ним был бы ниже, но имеем, что имеем.
Ситуация с Хаджимэ и Цугуми заметно лучше, чем у предыдущей четвёрки: имеются предыстории, более выраженные характеры и взаимоотношения между ними, что позволяет более уверенно говорить о том, что их можно назвать полноценными персонажами.
Из персонажей я не указал только бабушку Ай, о которой толком ничего не известно (в рамках первого сериала точно). Зритель только увидит её тень в комнате Ай и услышит её голос.
Теперь пришло время разобрать наиболее слабый, как мне кажется, аспект данного аниме-сериала: сюжет.
Одной из его особенностей, которую я уже несколько раз успел обозначить в течение всей рецензии, является обособленность серий: каждая серия, кроме нескольких последних, рассказывает отдельную историю, в которой кто-то мстит кому-то с помощью куклы, полученной от Ай (после восьмой серии эта схема добавляет в себя фактор Хаджимэ и Цугуми, заключающийся в попытке Хаджимэ спасти "клиента" от применения куклы, основываясь на видениях своей дочери, но больше весомых изменений, кроме отказа от применения шаблона ближе к концу или изменения позиций для ролей "клиента" и "жертвы", что произошло единожды, ждать не стоит).
Шаблон эпизода "Адской девочки" выглядит примерно так:
1. Добрый персонаж тем или иным образом получает на орехи от злого персонажа (стал причиной смерти родственника или друга доброго персонажа/мучает доброго персонажа/травит доброго персонажа, но не всегда злой персонаж виноват в создании плохой ситуации для доброго персонажа)
2. Добрый персонаж узнаёт о сайте "Адской переписки", через который Ай и её помощники получают запросы на месть, или сразу, без этапа узнавания о нём, на него заходит в полночь, указывает там имя и фамилию своего обидчика и отправляет запрос Ай, после чего получает СМС-сообщение от "Адской переписки", заявляющее о принятии запроса.
3. Через какое-то время или почти сразу добрый персонаж попадает в мир Ай, в котором он получает от неё чёрную куклу с красной верёвочкой с правилами работы куклы, либо она сама приходит к доброму персонажу и всё объясняет (для свершения мести нужно развязать верёвочку на кукле, поле чего Ай и её помощники отправят "жертву" в Ад, но и сам "клиент" попадёт в Ад, но только после смерти; после свершения мести "клиент" получает соответствующую метку "Адской переписки" на тело). Перед уходом "клиенту" показывают, что с ним произойдёт в Аду после смерти (сожжение/уничтожение мертвецами, к примеру).
4. Добрый персонаж какое-то время ломается по поводу применения куклы, но после очередной подлости от злого персонажа добряк решается применить куклу.
5. Злой персонаж получает заслуженное от помощников Ай, а затем она отправляет "жертву" в Ад.
6. Добрый персонаж потом успокаивается и начинает жить так, будто ничего не было (да и мир будто бы возвращается к состоянию до совершения первой подлянки от "жертвы"; вполне возможно, что это ляп, ибо подобное происходит в нескольких сериях).
Сам сериал можно условно разделить на три части:
- Вступление (1-7 серии)
Первая серия является вводной, следует по шаблону без каких-либо отступлений. Всё было бы не так плохо, если бы оставшиеся шесть серий также не следовали по нему, не допуская никаких изменений. Видна первая проблема сюжета: вступление получилось слишком затянутым (можно было бы оставить одну или две серии, а не рассказывать одно и то же семь раз подряд). - Основная часть (8-19 серии)
Начинается эта часть в восьмой серии, когда впервые появляются Цугуми,, и Хаджимэ, пытающийся остановить "клиентов" Ай и убедить их в бессмысленности мести. В основном серии также идут по шаблону, только теперь к нему добавляют Цугуми и Хаджимэ, безуспешно пытающихся всё остановить из раза в раз. Хаджимэ думает, что "Адская переписка" - не слух, а самая настоящая угроза для людей, и пытается всё остановить, а Цугуми считает, что Ай всё делает правильно, ведь она убивает "плохих людей". В целом в этой части аниме выделяется семнадцатая серия, в которой Хаджимэ и Цугуми столкнулись с призраком маленькой девочки по имени Нина, отец которой оставил её в больнице, которая со временем стала заброшенной: она выделяется на фоне остальных серий тем, что она отошла от шаблона и показала нечто новое (но ироничен тот факт, что именно к этому моменту сериал своими однотипными сериями начинает надоедать).встретившая Ай и начавшая видеть мир её глазами (или глазами "клиента", здесь также не всегда понятно) - Заключение (20-26 серии)
Оставшиеся серии, которые я отнёс к заключительной части аниме, сильнее выделяются на фоне предыдущих, ибо они продолжают отходить от шаблона, но не полностью (далее идут спойлеры к оставшимся сериям):
1. Двадцатая серия:некий телепат из какого-то ТВ-шоу желает показать всему миру свои способности, поэтому он решает вызвать Ай на дуэль. В ходе их битвы в разуме Ай всплывает воспоминание о прошлом, что начинает намекать на предысторию Ай.
2. Двадцать первая серия:Серия выделяется тем, что у её истории нет конкретного конца, что даёт простор для размышлений (примерно такое хотелось бы получить и в других сериях, но это единственная такая серия).Хаджимэ и Цугуми отговаривают дочь покойного знакомого Хаджимэ от мести её соседу, ставшему причиной смерти её отца.
3. Двадцать вторая серия:Эпизод раскрывает предысторию Хаджимэ и даёт намёк на конец сериала.Хаджимэ, сталкиваясь с очередным "клиентом" Ай, вспоминает обстоятельства смерти своей жены Аюми: оказалось, что она изменяла бывшему журналисту с неким чиновником, а когда Хаджимэ прогнал её, она уехала и позднее скончалась в ДТП, разбив машину об стену (другие детали неизвестны).
4. Двадцать третья серия:некий вдовец, считая, что врачи не сделали ничего ради спасения его жены, отправляет в Ад медсестру, которая не виновата (правды зритель никогда не узнает). В этот момент Цугуми понимает, что "Адскую девочку" нужно остановить, ибо она убивает не только "плохих людей".
5. Двадцать четвёртая серия: сериал начинает подходить к концу.Осознавая свою связь с Ай, Хаджимэ и Цугуми отправляются по наводке Цугуми в горы, где узнают, что Ай когда-то давно жила в горной деревне, но там её принесли в жертву во имя благополучия деревни, а мальчик Сэнтаро, не спасший её, покинул деревню и много лет спустя построил в горах храм на месте захоронения Ай, а та, осознавая, что род Сэнтаро жив, вспоминает обстоятельства своей смерти и нападает на Шибат, в то время как её помощники пытаются остановить Ай, ибо правила, касающиеся мести, также действуют и на Ай.
6. Двадцать пятая серия: раскрывается более подробно предыстория Ай, также упоминается, что Ай сама взяла Онно, Рэна и Ванюдо в помощники.
7. Двадцать шестая серия: завершение истории первого сериала.Сцена поле титров намекает на продолжение истории.Ай пытается подбить Цугуми на отправку Хаджимэ в Ад с помощью договора с ней, но Цугуми отказывается это делать, а в конце она отказывается от идеи виновности Хаджимэ в смерти Аюми, а Хаджимэ прогоняет Ай, приводя доводы по поводу Сэнтаро.
Вердикт: в целом сюжет вышел излишне затянутым, что сейчас можно решить только пропуском серий (1, 8, затем идти через раз и под конец 20-26 серии); учитывая, что предыстории помощников Ай не раскрываются в первом сериале, то можно сказать, что пропуск серий позволит меньше думать о непроработанности некоторых аспектов сериала; было бы лучше, если бы сюжет был равномерно распределён по всем 26 сериям, а не размазан в конце, немного отдан в середину и сверху к этому долить воды в начало.
Хоть "Jigoku ShoujoАдская девочка" и имеет неплохой потенциал и некоторые её истории действительно прогоняют скуку, но всеобщее уныние, усугубляемое отсутствием предысторий у трёх основных персонажей из шести, вместе с почти полной идентичностью эпизодических персонажей и повторяющейся музыкой из серии в серию навевают по большей части уныние и не позволяют полностью погрузиться в сериал.
Сюжет: 2/10 (излишне рваный, затянутый и показывающий себя только ближе к концу).
Персонажи: 3/10 (не всем основным персонажам можно сопереживать из-за отсутствия проработки у всех из них)
Рисовка: 5/10 (обычная для того времени, но были работы из того же временного периода - 2004-2006, - которые неплохо смотрятся в плане графики даже сейчас, но сейчас она также держится, но едва проходит проверку временем)
Звуковой ряд: 5/10 (часть треков повторяется из серии в серию, что начинает надоедать через какое-то время)
Итоговая оценка: 4/10
Как так вышло то?
Ну и по мелочам моментов хватает, придирки типа "из серии к серии повторяется звуковой трек", "если в аниме сделать стопкадр, на котором не будет основных персонажей, то аниме не узнаешь".
Хотел бы я посмотреть на аниме, в котором не повторяются осты от серии к серии или по стоп кадру условного дерева можно было однозначно указать, "да это же дерево с такого-то аниме".
Такое, у каждого своя линейка, который меряет.
Это собственно и маркер-отличие, чем рецензия (которую пишут критики и которая (рецензия) имеет сама по себе художественную ценность) отличается от собственного мнения (которое представляет собой набор субъективных ощущений).
Критик в рецензии анализирует предмет с точки зрения искусства, культуры, их истории и законов. Эта "линейка" - универсальная и применима к разным вещам, и не зависит от автора, который применяет. Тут скорее автор либо владеет ею или нет.
Тот, кто свое мнение выражает в "рецензиях", выражает свою точку зрения и меряет своим внутренним мировосприятием, которое сугубо индивидуально. Такая "линейка" заточена под одного человека, выводы субъективны, не имеют ценности для других людей.
Ведь какую ценность имеет мнение на мороженое "мне оно слишком солёное". Ну тебе солёное. А мне сладкое.
А вот профрецензия, что это мороженое технологически сделано с такого-то молока, оно имеет умеренно или явно-выраженный сладкий вкус, который в сочетании с прохладой придает освежающего эффекта и тд. Это уже дает информацию, дает впечатление, может вызвать интерес или нет.
Но никто не выдвигает требования к юзерам уметь писать рецензии. Для этого нужно ооочень много читать, смотреть, слушать, получить профобразование в сфере искусств и вариться в этом все.
То что шики дает площадку для самовыражения, это здорово. Поэтому я всегда с пониманием отношусь. Я что ли лучше бы написал.
Тоже самое было бы - если нравится, то буду закрывать глаза на огрехи, если не зашло, буду прикапываться к каждой мелочи.
Так что дело такое, дело "рецензентов" писать, молодцы что пишут, пробуют, самовыражаются.
Наше дело читать и давать оценку. "Рецензенты" нам не обязаны нравится. Наше мнение по поводу "рецензентов" не должно волновать самих рецензентов.
Это для саморазвития нужно учитывать фидбеки, для самовыражения - не обязательно.
Поэтому и я сохраню ваше и не стану нудить как остальные комментаторы, скажу только: айда к нам, в "отзывы"! Здесь мнение можно смешивать с анализом и быть честнее с самим собой. Разве это не интересней претензий на заношенную объективность?
@Daemas@Вэлка, а в детстве все смотрели Гаджета или Вуншпунш и нормально былодаже сейчас можно с удовольствием каких-то сейлормунов пересмотреть
@Daemas, простите, не смотрела ни того, ни другого, ни третьего)Согласна, что пересмотреть в ностальгическом настрое много чего можно)) Но шедевром оно от этого не становится))
@Polycarpez@Вэлка, я даже второй сезон посмотрел. И третий в планах. Там главное не особо концентрироваться. Порой некоторые муки прикольно сделаны.@Polycarpez, кому что, видимо. Но и автор рецензии тогда имеет право написать, что канон скучный. А тут так возмущаются в комментах))@Polycarpez@Вэлка, ну, он реально скучный. Особенно для тех, кто не любит формат "серия-сюжет", без четкого общего сюжета. Тут он, вроде как есть, но только ближе к концу, да и то, мутный какой-то.Больше парит, что второй сезон начинается вообще как ни в чем не бывало, абсолютно не продолжая то, чем закончился первый, а возвращаясь к "серия-сюжет". И опять, только в конце - какой-то проблеск общего сюжета, причем, этот проблеск, напрочь рушит вообще всю концепцию произведения, по которой Энма Ай являлась исключительно тем, кто страстно сам желает мести.
@Polycarpez, я люблю формат "серия-сюжет", когда сюжеты разные)) А когда одно и то же да еще и в однотипных декорациях, это утомляет. В общем, я не смогла дождаться сквозного сюжета и разнообразия))@Polycarpez@человек 13, а по делу-то что-то будет? Или на этом пестрящем детскими ошибками обличении бомбящих людей все закончится?)@человек 13@Polycarpez, да мне больше нечего сказать а ты и дальше продолжай выцеливать мои детские ошибки надеюсь от этого твоя жизнь станет лучше)@Polycarpez@человек 13, чем твоя? Да она и так на порядок лучше)Ну, пришел, ничего не сказал, показал неграмотность и больше сказать нечего.
Что и следовало ожидать.
@человек 13@Polycarpez, ты моей жизни не знаешь и считаешь свою лучше? что?! хотя... если счастье в идиотизме то да тут не поспорю)@Polycarpez@человек 13, а оно видно - какая у тебя жизнь)Если бы счастье было в идиотизме, то, очевидно, счастливее тебя не было бы никого. Но, к счастью, это не так.
@человек 13@Polycarpez, вглядись в монитор там отражение а не я) то что ты увидел твоя жизнь))@Polycarpez@человек 13, если у тебя в мониторе отражение - протри его от неких субстанций.В общем, спасибо, что выполз, знаю, чье мнение, за недостатком интеллекта, можно игнорировать)
@человек 13@Polycarpez, если тебе не достаёт интеллекта можешь смело игнорировать мое мнение я не обижусь)))