Неладно что-то в королевстве датском.
Уильям Шекспир, Гамлет
От переводчика. Вы уже наверняка в курсе, что от меня сложно ждать классических рецензий. Увы, не будет исключением и эта. Надеюсь, что текст будет вам интересен так же, как и мне.Уильям Шекспир, Гамлет
Хироюки Имайси категорически отказывается делать "нормальное" аниме. Это послужило причиной того, что в весеннем сезоне 2016-ого мы увидели раскол в команде студии Триггер. Два тайтла вышли одновременно, оба совершенно разные с любых точек зрения. Без сомнения, вам пришлось бы приложить солидные усилия, чтобы найти зрителя, которому понравились оба тайтла одновременно (некоторые даже бы сказали: "Или-или"). [BTW, я один из тех, кому понравились оба тайтла - S John.] И, похоже, люди пока еще ясно не осознают, насколько все далеко зашло.
Первый случай, когда два тайтла Триггера столкнулись лбами, был в марте 2013-ого при выпуске Адского полицейского, самой первой работы студии. Релиз тайтла должен был состояться 18-ого. А двумя неделями раньше, 2-ого числа, в кинотеатрах начался показ Академии ведьмочек. Выпуск обоих тайтлов еще перекрывался незначительно, просто потому, что Имайси и его команда только что порвали с Гайнакс. Триггер был еще слишком маленькой студией, чтобы обеспечить одновременный выпуск нескольких работ, отражающих разные привязанности ее сотрудников.
Адский полицейский
Третий, самый недавний случай произошел в весеннем сезоне 2016-ого. Только на этот раз при совершенно других обстоятельствах. Кизнайвер и Космический патруль Лулуко, и тот и другой - сериалы одного сезона, разделили одно и то же телевизионное пространство (почти буквально, так как оба показывались в одном и том же Ultra Super Anime временном блоке), демонстрируясь бок о бок на протяжении 13-ти недель. Это совсем не то, что две оригинальных сетевых анимации (НОА) и фильмы Академии ведьмочек, которые практически не касались друг друга в терминах времени и пространства.
Кизнайвер — Нико Нияма
В интервью аниме журналу PASH! режиссер Кизнайвер Хироси Кобаяси высказал идею, что проект Кизнайвер уникален для Триггера и не будет похож на другие проекты студии. Действительно, подобное впечатление сложилось и у меня и у многих других зрителей. Триггер пытается расширить свою аудиторию, расширяя свой репертуар, как они делали, когда еще работали в Гайнакс. И, я думаю, Лулуко обращается к этой теме. Лулуко - ответ Имайси на Кизнайвер, на ситуацию в Триггер и на состояние дел аниме индустрии в целом. Если я прав, то это придает Лулуко гораздо более глубокий смысл, чем виден на поверхности. Я предлагаю рассматривать более метафорическое прочтение Лулуко.
"Стоп. И что это все означает?"
Действительно, в производстве Кизнайвер преобладающе мужской коллектив Триггер был представлен более равным гендерным соотношением: почти 50/50. Но это не единственное изменение, которое сделал Кобаяси: "Самое большое изменение в сценарии, которое я сделал после того, как присоединился к проекту, было развернуть тайтл, ориентированный на битвы, к раскрывающему глубины человеческой души... Я решил, что достаточно ограничиться одной сценой боев и на этом закончить". [См. перевод полного текста интервью на английский здесь - S John]
И в действительности Кобаяси совершил то, что он собирался сделать с самого начала: создать совершенно "не-Триггер" тайтл, работая в студии Триггер. При этом Кизнайвер уже показывает одни из самых низких показателей продаж в этом сезоне и ситуация навряд ли улучшится в дальнейшем. Я удивлюсь, если Кобаяси когда-нибудь снова сумеет получить должность режиссера. По крайней мере пока он работает в Триггер.
"Это плохо..."
Триггер любит стёб. Сусио, автор дизайна персонажей Убей или умри, рассказывает: "Я постоянно кручусь между студией Кхара и Триггер. Когда я возвращаюсь из Кхара в Триггер, я всегда думаю: "эти парни окончательно свихнулись"". Лулуко - пример такого стёба. Имайси троллит свою собственную студию.
Давайте вернемся опять к Лулуко. Что в ней такого, позволяющее утверждать об отвращении Имайси к противопоставлению "Триггер-не Триггер"? Лулуко - это тайтл, зацикленный на идее "быть нормальной" и, при этом, отвергающий любую нормальность. Сюжет Лулуко развивается так же, как и в любом другом аниме, одновременно самым несносным образом доказывая, как нормальное превращается в свою противоположность. Просто по использованной лексике видно, что слово "нормальный" упоминается более 20-ти раз за 5-ти минутный эпизод, где половина упоминаний приходится на самую первую минуту. И это только если судить по субтитрам. Если перейти на японский оригинал, слово "нормальный" (普通 – futsuu) появляется еще чаще. Навязчивая идея героини Лулуко быть обычной девушкой не только руководит ее поступками, но и проникает в занудное многословие при выражение своих мыслей остальными персонажами.
Лулуко
Посыл сопротивления общепринятым штампам проявляется еще более явно к концу сериала, когда отец Лулуко обращается к дочери, как к "госпоже Триггер". В начале каждого эпизода мы слышим: "Watashi Luluco" - "Я - Лулуко". Лулуко называют "госпожа Триггер" не случайно - это и есть суть самой идеи. Тайтл не переиначивает идентичность Лулуко, скорее он добавляет еще одно измерение к ее характеру. Здесь лежит ключ к пониманию метафоры Лулуко: она сама есть Триггер совершенно так же, как и Gerneral Products (позже переименованный в Гайнакс) антропоморфирован персонажем DAICON-chan. Ее прообраз в той же степени обеспокоен о том, чтобы быть нормальной, что и желание Кизнайвер быть тайтлом, который "не совсем вписываются в тот жанр, в котором сотрудники Триггер способны проявить себя лучше всего", то есть "быть произведенным Триггер но не быть Триггер".
При предполагаемой ассоциации Лулуко с студией Триггер легко предположить, что каждый из остальных персонажей может быть ассоциирован с какой-то аллегорической сущностью. Например, отец Лулуко - современный Гайнакс. В 2006-м году Хидэаки Анно покинул Гайнакс, чтобы основать студию Кхара. Анно был не единственным, со-основатель Гайнакс Таками Акай покинул студию после скандала с 4-м эпизодом [на самом деле 5-м эпизодом Гуррен-Лаганна, пронзающего небеса - S John]. Имайси оставался в Гайнакс еще 5 лет, до того, как последовал примеру Анно в 2011-м году и основал студию Триггер вместе с Масахико Оцука.
Лулуко и ее отец
Не менее интересна позиция Нова, как первой любви Лулуко. Напомню: "...Имайси и Ёсинари имеют репутацию создателей более "мальчишеских" проектов..." Нова - буквальное воплощение этого утверждения. Он - "мальчишеский проект", точнее он - это современное аниме, первая любовь госпожи Триггер. Он безэмоционален вплоть до самого конца тайтла, хотя и приятен на вид. Он создание и убедительный представитель типажа литературного героя, судя по тому, как о нем отзываются те, кто его окружает. Поэтому он не имеет ценности для обитателей Черной Дыры (см. далее). И, все же, Лулуко любит его. Это все также является причиной, почему во всем сериале он единственный, кто способен сопротивляться космическим пиратам и матери Лулуко Лалако Годспид.
Нова
Эта идея особенно четко прослеживается к концу сериала, когда в то время как отец Лулуко преследует Лалако Годспид, сама Лулуко отправляется за Нова, выстраивая смысловую параллель. Но обратите внимание, как описанный мною конфликт между Лалако Годспид и Нова разрешается в 5-м эпизоде. В то время когда Лалако Годспид порождает только хаос и собирается уничтожить Лулуко, Нова вмешивается и подает ей руку. Это маленькая отсылка к противопоставлению "аниме раньше и сейчас", которое предполагает, что современное аниме деградировало. Это не так.
Существует какое-то настроение в работах Триггер, которое требует или их любить, или ненавидеть. В интервью 2011-ого года, когда студия была только основана, главный исполнительный директор студии Масахико Оцука говорил: "...Я вижу, что в анимационных кругах намечается сдвиг парадигмы производства и управления. Чтобы соответствовать новой действительности, мы создали новую студию". Они нашли свое место в жизни, но потеряли возможность оставаться "нормальными". То, что в других словах звучит, как "походит, что не вписались в тот жанр, в котором сотрудники Триггер способны проявить себя лучше всего" - "произведено в Триггер, но это не Триггер". Имайси отказывается создавать "нормальное" аниме.
Источник: Josh Dunham, Luluco – Imaishi’s refusal to make normal anime, Wave Motion Cannon, 2016
[Перевод (с сокращениями) и включение эпиграфа и скриншотов мои.]
Полный и исправленный вариант рецензии вы можете найти здесь.
.
@bigelow, Не знаю к чему ваше оскорбление... Но нет, даже вкус говна представит не могу.@S John@Silicium, об этом и спич)Но узнал историю
@S John@HN71, спасибо, я воспроизвел побуквенно из оригинальной статьи. Сейчас исправлю.@S John@Rouwer@S John@S John, да-а, теперь аниме совсем по-другому восприниматься будет)@S John@Rouwer, хорошо.)@S JohnТак же, было бы интересно почитать про не менее провокационный Ninja Slayer From AnimationОхотник на ниндзя и твое мнение на его счет.
@S John@illogical, ох, сам я писать не буду и это мое окончательное мнение! Но если что-то интересное увижу, переведу.)@Leviathan, спасибо.) Я думаю, что это проблема даже не моего текста, а самого тайтла. Он настолько погружен в тему студии Триггер, что есть смысл смотреть его именно с этой точки зрения. Хотя и сам тайтл неплох даже без этого углубления в материи.)Два интересных момента. Обсуждают одновременный выпуск двух тайтлов. Про Кизнайвер говорит, что тайтл был сделан "молодежью", Лулуко - основным составом, где участвовало всего около 10-ти человек. Еще сказал, что новый тайтл Триггера в какой-то степени пересечется с Лулуко.
@S John@Walter White, спасибо.