Скажу честно, я ни разу не играл в маджонг, и совершенно ничего не смыслю в правилах, однако сеттинг послевоенной Японии показался мне достаточно интересным, чтобы дать шанс столь нишевому, на первый взгляд, аниме.
Пожалуй, самое время обозначить ключевой аспект, волнующий каждого, кто дочитал до этого момента. Несмотря на специфическую тематику, тайтл неплохо воспринимается даже без глубокого понимания игры. Секрет в том, что каждая из партий - это в первую очередь противостояние интеллекта и смекалки игроков, а уже затем совокупность ходов, хотя порой, конечно, сам процесс игры может и утомить, особенно тех, кто недолюбливает настольные игры.
Кроме специфической тематики, присутствует еще один отталкивающий зрителя нюанс, все дело в том, что аниме является адаптацией манги, насчитывающей аж 41 том, большей части которых нет даже на английском языке. При этом сам сериал имеет скромный хронометраж в 20 эпизодов, покрывающих лишь небольшой пласт первоисточника. Спешу вас успокоить, показанное в аниме вполне можно назвать завершенной историей, демонстрирующей путь от юнца, до полноценного наставника. Во многом это удалось за счет перетасовки глав, отчего путь героя хоть и стал немного длиннее, но укрепил полноту заявленной концепции, включив более поздние главы до завершения арки становления.
Настоящий сёнен?
Так уж случилось, что заключительным толчком к переходу из списка планов к просмотру этого аниме для меня стал конкурс рецензий о сёненах, а значит я не мог не обратить внимание на принадлежность тайтла к данной категории. И правда, в первой трети аниме очень четко прослеживается весьма базовая структура, знакомая многим по опыту просмотра батл-сёненов. Герой хочет обучится мастерской игре в Маджонг, ради чего упорно тренируется, сталкивается с новыми, более сильными соперниками, а затем закономерно приходит к успеху. Однако, мотивы протагониста сложно назвать возвышенными, ведь он не планирует стать королем маджонга или чемпионом с мировым именем. Все, что его заботит в начале пути - достойный заработок, который позволит ни в чем себе не отказывать, о чем свидетельствует открывающая сцена, в которой обедневшие после войны местные жители не могут позволить себе приличную еду, в то время как успешный игрок Тэцуя с удовольствием уплетает свежие суши, на деньги от былых выигрышей в карточные игры.
Как вы понимаете, в подобных историях практически никуда без учителя, и в нашем случае им становится местный дока маджонга, по имени Босю. Столкнувшись с ним, герой понимает, что это прекрасный шанс постигнуть премудрости игры, и, отбросив гордость, напрашивается в ученики к умелому игроку. Наставник, как и положено, не слишком примечательный на первый взгляд человек. Сказать по правде, выглядит он весьма потрепано, и его легко спутать с обыкновенным усталым работягой, однако, ему это только на руку, ведь так проще обуть зазевавшихся простофиль.
Любопытны и методы обучения мастера, такие как: отправить подопечного играть без денег, что эквивалентно избиению в случае проигрыша. Впрочем, после нескольких актов насилия над героем, он начинает приспосабливаться, находя выход не только в победах, ведь побеждать постоянно практически невозможно, тем более когда ты всего-лишь пылкий новичок.
Часто ли вы видите сёнен, где герой вынужден мухлевать уже только потому, что буквально каждый опытный игрок имеет собственные трюки, и порой приходится жульничать просто чтобы уравнять условия. Для победы недостаточно опыта, интеллекта и уж тем более так любимого японскими авторами превозмогания, нужно нечто большее - сила. Сила, которая позволяет взять ситуацию в свои руки, сила, которая позволяет самому создавать нужные условия и контролировать игру. Именно этому в первую очередь и обучает Босю, а уж сами трюки и хитрости это дело наживное, хотя и без них, конечно, никак. Подобная серая мораль, которая вполне справедлива для взрослого мира, прекрасно дополняется видами находящегося в упадке Токио.
Тэцуя…
Несмотря на нетривиальные детали истории, поначалу героя сложно назвать нестандартным и запоминающимся, начиная от дизайна и заканчивая поведением. Тэцуя - обыкновенный рассудительный парень, что хочет хорошей жизни, ближайшей дорожкой к которой и становятся азартные игры. Он плывет по течению удачи и очень эмоционально воспринимает поражения. На старте герой выступает аватаром зрителя, и это совершенно не должно вас смущать, ведь вокруг него всегда найдутся герои, которые умело перетягивают внимание на себя.
…И его соперники
Нет ничего удивительного в том, что игровые заведения полнятся колоритными личностями, от опытных мастеров вроде Босю, который способен одним приемом перевернуть самую сложную партию, до наркомана Иннами, что способен видеть сквозь тайлы, тем самым читая руку соперника.
История разбита на небольшие арки со своими антагонистами, каждый из которых владеет эксклюзивными хитростями, разбираться в которых подчас весьма занимательно. Немаловажно и то, что хитрости эти практически не выходят за рамки человеческих возможностей. Лично меня больше всего впечатлил наглый трюк с перетаскиванием целого ряда заготовленных тайтлов из стены, даже интересно было бы его повторить.
Кроме интеллектуального противостояния, истории могут похвастаться некоторой моралью и поучительностью, как например сюжет со старым знакомым, погрязшим в наркотической зависимости, или девушкой, которая влюбилась в героя, пока ждала возвращения своего любимого. При этом Тэцуя не примеряет на себя роль спасителя, и чаще всего проявляет холодную, и даже местами жестокую отстраненность, давая лишь “легкий пинок”, вместо того, чтобы вести за ручку и брать ответственность за ближнего на себя. На первый взгляд, такое поведение выставляет его эдаким “сухарем”, однако, копнув глубже, приходит понимание мудрости подобных поступков, ведь мало кто осознанно хочет загонять себя в цикл неадекватных взаимоотношений, даже если они могли бы принести выгоду, как в случае с девушкой, которая обладала отличным навыком прогнозирования игры, и имела некоторую симпатию к герою. Впрочем, в заявленном случае это совершенно не спасает куцую романтическую линию, которая, к счастью, довольно быстро свернулась.
При этом нельзя сказать, что герой всегда поступает однозначно верно, о чем свидетельствует финал арки с уже дважды упомянутым наркоманом. Кроме того, сами ситуации можно назвать поучительными лишь для зрителя, ведь Тэцуя подходит к ним с багажом собственного опыта и моральных установок, что и не удивительно, ведь за свою жизнь он уже успел многое повидать, о чем время от времени свидетельствуют флешбеки.
Философия силы
Проблема в том, что все вышесказанное создает иллюзию “виртуального пути”. В начале герой представлен пылким, но неопытным, поверхностным парнем. Затем нам показывают несколько уроков и череду партий, что заняли семь серий, после которых идет таймскип длинною в год, а следом мы видим уже куда более разумного человека, способного принимать взвешенные решения и даже учить других, при том не каким-то игровым трюкам, а жизненной мудрости.
Задавшись вопросом, как же это получилось, и не халтурил ли автор, я вновь обратился к понятию “силы”, на котором строилось обучение героя, и все стало абсолютно понятным. “Сила” - это не просто жульничество или какие-то трюки, вовсе нет. “Сила” - это настоящая философия, которая заставляет человека брать ответственность за свою жизнь, реализовывать свой максимальный потенциал и включать голову даже когда ситуация кажется патовой. Казалось бы - простая истина, однако, как часто люди любят винить обстоятельства или окружающих в том, что они чего-то не могут.
Впитав эту мудрость, а затем закрепив опыт множеством партий, герой и сумел не только вырасти, но затем и способствовать росту своего окружения. Ведь каждая из проблем, которые имели люди столкнувшиеся с Тэцуей, действительно могла быть решена ими же, без всяких “рыцарей на белом коне”.
Отдельного внимания заслуживает и сюжетная линия ученика Тэцуи, “стиляги” по имени Данти. На первый взгляд персонаж выглядит как сугубо юмористическое приложение, для разбавления размеренного повествования, с чем он безусловно справляется. Однако, его сюжетная арка дает понимание многогранности персонажа, вот только, так ли это необходимо, если происходит это ближе к концу сезона, который не имеет продолжения? На самом деле, прелесть его арки не только в раскрытии героя, но и в развитии философии произведения, ведь пример его противостояния ярко демонстрирует, пожалуй, основной принцип “силы”, а именно - самоконтроль, ведь совершенно невозможно управлять ситуацией, если ты не способен контролировать себя. К слову, именно эту арку создатели аниме вставили несколько раньше, чем в первоисточнике, за что я им как зритель благодарен, ведь она отлично дополняет общую концепцию, и без нее сериал потерял бы в своей цельности.
Визуальное исполнение и музыка
Не стоит ждать от аниме впечатляющей режиссуры, события не отличаются особой динамикой, но и злоупотребления искусственной затянутостью не наблюдается. Кроме того, крупный пласт повествования подается через мысли героев, в то время как на экране просто раскладывают тайлы или демонстрируют эмоциональные реакции на ходы.
Важно понимать, что история завязанная на настольной игре, едва-ли обязана удивлять какими-то красотами, ведь большая часть действа происходит в замкнутом помещении, где обитают не самые симпатичные члены общества. Впрочем, улочки Токио выглядят не менее серо, что вполне соответствует духу послевоенного времени.
К счастью, именно дизайн персонажей спасает ситуацию от повальной серости, ведь автору удалось сотворить множество неприятных и убедительных образов, от мерзкой парочки аферистов, и до немного нелепых, но тем не менее устрашающих военных, что учились мастерству игры в Китае. При этом некоторая неряшливость исполнения лишь дополняет образы, погружая в несколько пограничную атмосферу, где присутствует увлекательная игра и отталкивающие люди, которые в нее играют.
В то же время, музыка и звуки добротно подчеркивают ситуации и придают необходимую эмоциональную окраску событиям, при этом не перетягивая внимание на себя. Во время написания текста я решил освежить воспоминания о саундтреке и обнаружил видео с композициями для одноименной игры, выпущенной на Playstation 2 в 2001 году, прослушивание которого привело к пониманию цикличности аудио составляющей во время партий в самом аниме. Сложно назвать это недостатком, но местами подобный подход может приедаться, тем более, что большинство игр построены по схожей схеме. В свою очередь, опенинг и эндинг хорошо вписываются в антураж сериала, но едва-ли осядут в плейлисте зрителя.
Любопытный факт: в опенинге присутствует женский персонаж, который так и не появился в аниме. Сложно представить причину подобного хода, но, возможно, предполагалось продолжение, тем более, что студия Toei Animation славится своими долгоиграющими проектами.
Итоги
Несмотря на причастность к сёненам, аниме сложно назвать подростковым. Казалось бы, все любопытные детали находятся на поверхности, однако, для полного понимания ситуаций нужно хорошенько пораскинуть мозгами, а мораль некоторых событий и вовсе противоречива, и может оказаться деструктивной для неокрепших умов. Кроме того, тайтл не обладает яркой оберткой, стремительной динамикой и высоким уровнем экспрессивности героев, от чего может показаться попросту унылым весомой прослойке зрителей. Даже юмористических элементов здесь минимум, и нужны они не только для разрядки атмосферы, но и для раскрытия героя. Прибавьте к этому весьма нишевую тематику (во всяком случае на западе), и получите столь же нишевое и непопулярное аниме, а жаль, ведь его “костяк” вполне себе неплох, и попади он в несколько иной сеттинг, наверняка мог бы увлечь зрителя. Впрочем, даже я, человек не посвященный, получил приятные эмоции во время просмотра, хотя, честно говоря, некоторые игровые партии все же утомляли. Тем не менее, мне даже захотелось сыграть в маджонг, жаль, что найти еще троих игроков весьма проблематично, ровно как и собеседников для обсуждения этого аниме. Надеюсь, что этот материал хоть немного исправит ситуацию. А у меня на этом все, спасибо за внимание!
Тецую смотрела когда-то давно, а еще раньше до него - Touhai Densetsu Akagi: Yami ni Maiorita Tensai. По остаточным воспоминаниям, Акаги был просто бомбой. С растолковыванием правил игры там был напряг, но адреналин так хлестал через монитор, что, в общем-то, всё хорошо смотрелось и без полного понимания, а че ж там за крутые расклады происходят. Ну крутые - и здорово) В Тецуе же уделили хоть какое-то внимание правилам игры, ГГ ж такой же нуб, как и зритель. В этом плане, наверно, лучше начинать свое знакомство с маджонгом как раз с Тецуи.
Однако в чем еще было существенное отличие Тецуи от Акаги - это, назовем, добросовестность игрока. Несмотря на то, что Акаги ставил на кон саму жизнь, не припомню, чтобы он стремился мухлевать (да и судя по титулу гения, в этом не было нужды), он тащил своими способностями. Тецуя же изначально нацелился на постижение именно всяких жульнических уловок ради выигрыша и получения прибыли (что совсем не делает ему чести как человеку). Т.е. не в трущобах среди таких же сомнительных личностей, а где-нибудь на официальном турнире, парень бы пролетел мимо про игроков. Да и в целом мне такой подход к игре не нравится, т.к. обесценивает саму игру и умения игроков. Так что мне легче рассматривать Тецую как аниме не про маджонг, а про бытовуху злачных мест послевоенной Японии.
@Wandering Violinist,@Rainard@World_Houp, к слову, дополнительный факт - история рассказывает о реальном человеке, игроке в маджонг и писателе - Ирокаве Такэхиро, у которого был псевдоним Асада Тэцуя. Может поэтому и показана бытовуха такая.@World_Houp@World_Houp, спасибо за справедливые замечания.Что касается жульничества, то в аниме это все же неплохо обыграно, и даже имеет некоторый смысл, хотя я сам обман не люблю, но я и в настолько играю сугубо ради развлечения.
С другой стороны, лично мне показалось, что честный маджонг в немалой степени полагается на случайность, и если соберутся сплошь мастерские игроки, то случай будет играть свою роль, но, возможно, я ошибаюсь, ибо все мои познания ограничиваются Тэцуей.
@World_Houp@Wandering Violinist, интересненько.В аниме жульничество прокатывает благодаря показанному контингенту и периоду. Иначе не получается его воспринимать.