Сюжет
10
Эпик вин!
Персонажи
8
Отлично
Рисовка
6
Нормально
Звуковой ряд
7
Хорошо
Итоговая оценка
10
Эпик вин!
Бог улыбается людям, а дьявол улыбается себе."
Переустановка Сакурады
Начну я пожалуй с небольшого комментария к уже написанной рецензии. Несмотря на то, что со всем сказанным далее я согласен и по сей день, я куда больше времени чем мне хотелось-бы посвятил критике и за ней могло потеряться моё истинное отношение к сериалу. ЭТО ШЕДЕВР! Даже сейчас, это один из лучших сериалов когда-либо мной увиденных (пока что лучше него только одно аниме, и то я уже не уверен), его сюжет и диалоги выполнены на каком-то невероятном уровне! Это не просто мастерская работа, это из разряда тех произведений, которые невозможно повторить, невозможно сделать так-же или лучше, оно абсолютно уникально! И столь же шедеврально! Ну а теперь к рецензии!
«Переустановка Сакурады» очень неоднозначный тайтл. С одной стороны, у нас есть прекрасный сюжет, напряжение, очень крутые философские диалоги и интересные персонажи. С другой же, собрано это всё несколько криво. Первые серий 10 не происходит практически ничего, а даже когда сюжет начинается, самому аниме на него наплевать. С этим, кстати, связан очень интересный момент. По факту, без прямой привязки к сюжету оказываются только первые 6 серий (всего в сериале 24 серии), а активные действия идут целых 9 эпизодов, но из-за особенностей построения, создаётся ощущение, что первые 6 серий длятся добрую половину сериала, сама история рассказывается дай бог за две, а всё остальное время конечно что-то происходит, но так и клонит зевнуть. Плохую динамику не спасает и тотальная экономия на анимациях, что, собственно, создатели и не скрывали. Да и сама картинка выглядит довольно блекло, пусть и подходяще стилистически. Аниме больше похоже на аудиокнигу, чем на экранизацию, ибо его нужно слушать, а не смотреть, и за это оно заслуживает всей полученной критики. Чести ради, не могу не упомянуть, что аниме не теряет преимуществ оригинала, и для меня, как человека не любящего читать книги, а «Переустановка Сакурады» — это ранобэ (японская книга с несколькими иллюстрациями), аниме подарило путевку в это прекрасное произведение. А вот зачем слушать или читать «Переустановку Сакурады» и за что ещё её можно критиковать, давайте поговорим поподробнее.
Синопсис. Сакурада — небольшой японский городок в котором каждый житель имеет уникальную сверхспособность. Использование способностей контролирует некое «Бюро», организация, контролирующая и помогающая всем жителям. Уникальная способность Кея, главного героя — память, он ничего не забывает, вне зависимости от ситуации. Его сводят с Мисорой Харуки — девушкой, которая может перезапускать день, возвращая мир, а заодно и себя в состояние в котором они были на момент начала её «записи». И вот, двух людей с настолько подходящими друг другу способностями просят помогать с различными мелкими происшествиями то и дело случающимися в Сакураде.
Начать хотелось бы с одного из главных достоинств и недостатков одновременно. С диалогов. Они вам могут легко напомнить работы лучших сценаристов большого кино, например Аарона Соркина. Во-первых, они прекрасно выполнены структурно, одни диалоги могут сыграть через несколько серий, другие могут рассказываться сразу нескольким персонажам, каждому из которых посвящена своя часть. При этом они всё ещё стройные и логичные, а во время экшена разгоняют динамику похлеще визуальных приемов из большого кино. Буквально каждое слово занимает отведенное ему место, следуя принципу чеховского ружья, хотя и в несколько извращенной форме. Почему извращенной? Как я упоминал ранее, огромный пласт информации банально ни к чему не привязан сюжетно. Если провести аналогию, это как солевое ружьё, висящее где-то на стенке сарая, из которого местный сторож гоняет местную шпану, а вы даже в окно не выглядываете на это посмотреть. То есть, всё конечно очень интересно, но на сюжет никак не влияет. Однако не только структурно диалоги выполнены великолепно, в них ещё и поднимаются крутые темы, идут рассуждения об интересных и важных вещах, и даются нетривиальные ответы на, казалось бы, простые вопросы. Вот одна из героинь спрашивает, кто из их компании может оказаться андроидом? И завязывается разговор о трех(четырех) законах робототехники Айзека Азимова. А вот попавший в рай старик, спрашивает местного бога, чем же она отличается от дьявола? И разве быть запертым в раю, не то же самое, что продать свою душу дьяволу? И так на протяжении всего сериала! Однако, есть огромное «НО»! Диалоги отвратительны стилистически! Реальные люди не будут говорить таким правильным, высокопарным и выверенным до последней мелочи языком, а значит, вы не сможете адекватно ассоциировать себя с героями по ту сторону экрана и, следовательно, ни о каком погружении речи уже идти не может. А ещё в определенный момент вам может просто наскучить ибо текста тут ОЧЕНЬ много. Способствует этому ещё и то, что произведение пытается быть обо всем и сразу, не заботясь о хоть какой-то центральной идее. Не поймите неправильно, аниме отлично раскрывает все темы, на которые высказывается, но отсутствие основной линии негативно влияет на динамику и вовлеченность зрителя.
И пока мы ещё не отошли от темы диалогов, не могу не отметить гениально придуманное превью следующей серии, достаточно один раз увидеть (услышать) и вам больше не захочется его пропускать.
Вторая вещь, о которой можно поговорить в таком аниме - это сам сюжет. Аниме (как полагаю и ранобэ) разделено на несколько глав, идущих в большинстве своём несколько серий. Причем одна из глав разделена аж 7 сериями (между 2 и 3 частью) в угоду сюжета, что по началу слегка сбивает с толку, но по итогу оказывается достаточно интересным ходом. А ещё у глав классные названия, я понимаю, что до этого большинству нет дела , но мне есть, так что теперь и вы знаете, что названия глав – классные. Только послушайте: «Кот, призрак и революционное воскресенье».
В целом с сюжетом твориться полная чехарда, основные события начинаются очень поздно, до них не происходит ничего значимого, а когда начинает происходить, вас не сильно-то спешат в это втягивать. Добавьте к этому, что аниме явно путается со временем и фразы вроде «два года назад» очень условные и просто обозначают один из нескольких таймлайнов в которых ведется повествование, а не конкретный промежуток времени (за исключением дат во время применения способности Харуки). Ну и на сладкое, сериал сначала заканчивает историю основных глобальных событий, а только потом откровенно второстепенную линию, оставляя все эмоции от концовки на ожидаемо более слабую арку (пусть и достаточно драматичную).
Но не об этом мне хочется говорить! Мне хочется рассказать о том, как прекрасно выстроена арка с макгаффином. Она буквально показывает структуру таких сюжетов, при этом герой властен распорядиться предметом как ему будет угодно, он готов отдать его первому встречному, но те, кто за ним действительно охотятся, так и не могут в итоге получить заветный камешек, который сам по себе вплетен в куда более глобальные события. То есть этот сюжет ещё и двухслойный, он развивается и в рамках конкретной главы, и в рамках глобальной истории. А вести сразу ДВА уровня сюжета, ещё и делая это интересным и логичным – очень сильная работа! Мне хочется рассказать, как коротенькие сцены из уже, казалось бы, завершенной арки, могут сыграть намного позже, оформив и завершив ещё одну сюжетную линию, на существование которой вы даже не обратили внимание! При этом герой постоянно придумывает хитроумные планы, в которых невозможно разобраться, пока не увидишь всю картину целиком. И это мы ещё не сказали ни единого слова о ключевой особенности аниме от которой и пошло его название – способности "Перезапуск". Главные герои могут перезапустить мир (причем именно перезапустить, а не вернуться в прошлое) один раз в день в рамках трех дней с момента начала записи, что сильно ограничивает количество попыток, но всё ещё дает возможность создавать и реализовывать куда более изощренные идеи или исправлять уже случившиеся неудачи. И история целиком состоит из таких крутых моментов и мастерски прописанных арок.
Но кроме сюжета и диалогов говорить-то больше не о чем, именно поэтому, я в начале упомянул, что аниме больше напоминает не полноценное аудиовизуальное произведение, а аудиокнигу. Мне просто нечего сказать о техническом исполнении, впрочем, это значит, и то, что мне и не хочется его сильно критиковать. Опенинг я пропускал только когда сильно спешил, да и на экран смотрел не без интереса. К сожалению, на фоне настолько крутой истории столь ленивая её экранизация вряд ли может быть оправдана даже специфичностью исходного материала.
Ну и ещё вы должны понимать, это аниме крайне требовательно к вам как к зрителю. Оно не пытается завлечь, а скорее наоборот отталкивает, чтобы с этой потрясающей историей могли ознакомиться только те, кто действительно к ней готов.
Пожалуй, это первое произведение, где я могу посоветовать вам ознакомиться с первоисточником. Ну а для тех, кто не спешит окунаться в японскую литературу, есть это аниме, которое пусть и не может улучшить оригинал, но зато не теряет его плюсов, что для такой истории не так уж и мало.
«Харуки, перезапускай!»
Первоначально опубликована мной в сообществе ВК: vk.com/dragonwraithcinema
@Maxim Kapshuk@Holy Ghost, Сразу спрошу, то, что рецензии не такого классического формата как предлагается в памятке, это не будет проблемой для их размещения?@Holy Ghost@Maxim Kapshuk, нет, не будет. Если хватает ума найти альтернативу рекомендациям - ок.@Clear Foe@По уши в ваг, /comments/7404508