Погружаясь в мир убийцы
ID вторжение берет за основу амбициозную идею визуализации концепции ИД, и повествует о детективном отделе, который располагает машиной, способной вторгаться в подсознание преступников для получения необходимой следствию информации. При этом ключом в подсознание является собираемая на местах преступления незримая субстанция - “жажда убийства”. Собранный материал обрабатывается в особом устройстве, которое и помогает специально обученному детективу погружаться в бессознательное убийцы.
Мир бессознательного каждого из маньяков напоминает квестовую локацию, с двумя неизменными переменными:
1) Во “внутреннем мире” маньяка присутствует труп одной и той же молодой девушки, убитой разными способами.
2) Попавший в ИД “детектив” теряет воспоминания о реальности, и стремиться лишь к одной цели - разгадать причины смерти девушки.
Собственно, каждое погружение в ИД представляет собой повторяющийся процесс, в котором главный герой попадает в очередную локацию, где вновь принимается за расследования все той же убитой девушки, в то время как его коллеги, наблюдая со стороны, ищут детали и зацепки в мире подсознания убийцы.
И каждый раз мотивы убийства неизменно ускользают.
Подобный подход несколько рушит саму сущность детектива, ведь поимка преступника строится на сиюминутно всплывающих фрагментах его сознания, а потому, разгадывать дело вместе с детективами не представляется возможным.
Впрочем, каждое из расследований обставлено так, что все оказывается сплетено в общую сюжетную линию, повествующую о создателе убийц под именем Джон Уокер. Подобный концепт будоражит умы читателей и зрителей уже не один десяток лет, но в нашем случае обставлен довольно лениво. И дело отнюдь не в том, что разгадать его личность не составляет труда уже на ранних этапах просмотра, нет. Проблема в слабо проработанной мотивации, которой уделяется пара беглых фраз, что сказывается и на неполноценности образа героя, лишая его харизмы. Согласитесь, победа над таким злодеем едва-ли способна удовлетворить зрителя.
Вишенкой на торте выступает и личность антагониста, которая хоть и является скрытой, но становится очевидной для большинства зрителей еще на этапе первой трети сериала.
В то же время, с каждым последующим витком развития событий, детективная составляющая все глубже заходит во владения фантастики. И если по началу все ограничивалось чудо-машиной, то под конец всплыли и полноценные сверхспособности. Иронично и то, что даже с увеличением градуса фантастики сценаристу не удалось избавиться от сюжетных дыр, хотя стоит отдать ему должное, подача здорово сбивает с толку, и при просмотре попросту не хочется размышлять над увиденным. Тем не менее, я пересмотрел сериал, и даже так мне было сложновато выстроить доскональную картину произошедшего.
Что же меня смутило? Территория спойлеров:
спойлер
Исходя из всего вышесказанного, центральную детективную линию можно считать неудачной, скомканной и неуместно усложненной. Однако, я, как и многие, не считаю сериал провальным и тому есть две причины. 1) По хронологии KaeruКаэру попала под влияние Джона Уолкера и его друга ученого после трагических событий, связанных с убийством дочери протагониста, однако, по каким-то причинам, на втором уровне подсознания она уже упоминала о том, что убийцы направленные антагонистом приходят к ней во снах. Как это возможно? Ведь машины, которая способна вторгаться во сны еще не существует. Или, быть может, у злодея тоже присутствуют сверхспособности? Что-то не припомню такого.
2) Упоминается, что при осознании себя в собственном ИД мир захватывает водоворот из которого нет пути обратно, однако, если очень хочется, то выбраться из него не составляет труда. Для чего нужна была эта деталь, если она игнорируется спустя несколько серий? Дешевое нагнетание.
3) В финале сказано, что при отправке на второй уровень подсознания, разум человека воплощается в момент, когда он был готов совершить убийство, собственно, так и был побежден Джон Уокер. В таком случае, возникает вопрос, почему главный герой появился на втором уровне за долго до смерти своей дочери, ведь убийство он задумал именно в качестве мести за семью.
Как видите, ни намека на опасность.
4) Целью Джона Уокера было создание семи убийц, с целью удовлетворения своего комплекса бога. По какой-то причине среди них был заявлен и дуэлянт, который был вполне себе действующим маньяком еще до создания машины, которая могла бы позволить вторгаться в чужие сны. Кроме того, из концепции выпадает также и Бурильщик, который оставил двух из семи жертв в живых.
2) Упоминается, что при осознании себя в собственном ИД мир захватывает водоворот из которого нет пути обратно, однако, если очень хочется, то выбраться из него не составляет труда. Для чего нужна была эта деталь, если она игнорируется спустя несколько серий? Дешевое нагнетание.
3) В финале сказано, что при отправке на второй уровень подсознания, разум человека воплощается в момент, когда он был готов совершить убийство, собственно, так и был побежден Джон Уокер. В таком случае, возникает вопрос, почему главный герой появился на втором уровне за долго до смерти своей дочери, ведь убийство он задумал именно в качестве мести за семью.
Как видите, ни намека на опасность.
4) Целью Джона Уокера было создание семи убийц, с целью удовлетворения своего комплекса бога. По какой-то причине среди них был заявлен и дуэлянт, который был вполне себе действующим маньяком еще до создания машины, которая могла бы позволить вторгаться в чужие сны. Кроме того, из концепции выпадает также и Бурильщик, который оставил двух из семи жертв в живых.
Видимость хорошего детектива
С самого начала зрителя забрасывают в непонятный мир, который имеет свои законы и любопытный облик, тем самым создавая интригу. И не важно, что совсем скоро она будет развеяна, а детали разъяснены, история уже успела зарекомендовать себя как нечто нестандартное и занимательное.
Что же ждет нас в следующем мире?
Идея миров, близкая к сновидениям всегда подкупает, и пускай вышло не так красочно и безумно как в “Паприке”, но моменты пребывания в ИД всегда разнообразны, и позволяют зрителю если не разгадать загадку убийства, то хотя бы подумать о том, почему человек с тем или иным «внутренним миром» мог встать на тропу убийств.
Кроме того, авторы явно вдохновлялись именно западными триллерами и детективами, от чего тут и там всплывают уже известные и удачно зарекомендовавшие себя моменты, такие как:
1) Сцена поднимающегося из позиции трупа Бурильщика, который аж дважды проворачивает эту хитрость. В комбинации с названием первого эпизода и философией «освобождения» маньяка, мне сразу же вспомнилась первая часть «Пилы».
2) Момент, когда протагонист доводит преступника из соседней камеры до самоубийства, что очень напоминает аналогичную сцену из Ганнибала.
3) Сюжетный поворот с похищенными людьми из 4 эпизода. Спойлерить не буду.
Все это мы уже видели, но несмотря на использование референсов, происходящее все равно не кажется бездумной калькой, за счет добротной перетасовки компонентов.
Личная драма
Особого внимания заслуживает, кто бы мог подумать, протагонист истории - Akihito NarihisagoАкихито Нарихисаго. Будучи бывшим полицейским, который сидит в тюрьме за убийство преступника, разрушившего его жизнь, он предстает перед зрителем настоящим “падшим героем”. Каждый из эпизодов постепенно раскрывает прошлое Акихито, демонстрируя не только его личную трагедию, но и неприглядные черты личности героя.
Все что осталось у Акихито - это воспоминания и жажда мести.
Дело в том, что несмотря на наличие цели, к которой он медленно, но верно добирается, жажда мщения испепелила Акихито настолько, что временами герой и сам не знает, человек он или чудовище. Несмотря на видимое хладнокровие, подсознательно герой и сам опасается того, что способен натворить. Особенно ярко это заметно в открывающей сцене, где воплотившись разобранным на части, без доступа к своей памяти, он рассуждает о том, что может быть и не стоит собирать себя, и, возможно, он сам разделил себя на части. Кроме того, в диалоге со старым товарищем, герой упоминает, что случаи доведения до самоубийства прочих преступников это отнюдь не холодный расчет, а импульсивные поступки, ведь герой попросту не контролировал себя.
Наблюдать за таким неидеальным героем действительно интересно, и к нему куда быстрее проникаешься симпатией, тем более, что понять его не так уж трудно. Именно поэтому его личный катарсис в середине заключительной арки показался мне действительно трогательным, даже не взирая на специфические обстоятельства происходящего. Пожалуй, именно личная сюжетная арка Акихито это та самая причина посмотреть ID вторжение, и именно она оберегает конечные впечатления от тотального разочарования.
Внимательный зритель заметит, что в аниме присутствует еще один протагонист, девушка-детектив, по имени Koharu HondoumachiКохару Хондомати. На первый взгляд можно подумать, что она и есть истинный главный герой истории, ведь героиня развивается семимильными шагами, а в середине даже получает свою арку, вот только на этом все и заканчивается. Убийство человека и карьерные успехи практически никак не сказываются на моральном состоянии девушки, и это при том, что аниме вообще-то стремиться быть хоть сколько-то психологическим. С другой стороны, так ли велика проблема того, что во второй половине девушка остается лишь придатком? Ведь в противном случае акценты могли бы размыться уж слишком сильно.
Зато в образе детектива у нее очень милая шапочка.
Визуальное исполнение и музыка
В своем интервью, создатели говорили о том, что стремились разработать дизайн персонажей, который будет отличаться от привычного аниме, и, следует отметить, им это удалось. Вот только я бы не назвал это особой похвалой, ведь при весьма мрачном подтексте, герои выглядят местами уж слишком стилизованно. Особенно это чувствуется в детективном образе главного героя, который сильно контрастирует с суровым голосом его сэйю - Кэндзиро Цуда.
Уж больно сладкий наш детектив…или нет?
С другой стороны, картинка все же имеет свой шарм, и к ней довольно легко привыкнуть. И да, она правда выглядит по своему уникально, что дает очки узнаваемости.
Нельзя не отметить и визуальные решения, подобранные в мирах подсознания персонажей. Пожалуй, самым удачным из них стал именно первый мир, ведь он отлично коррелирует с внутренним состоянием персонажа. Еще хотелось бы отметить зацикленный поезд, который заигрывал как с подсознанием преступника, так и с состоянием протагониста.
Что касается музыки, то здесь все вполне разнообразно. Отдельного внимания заслуживают близкие к клиповому формату вставки, которые хоть и не пришлись мне по вкусу (особенно в финальной битве), но все же разбавляют динамику аниме, в котором много диалогов.
Для себя также выделю эндинг, исполняемый группой MIYAVI, известной по работе над Kokkoku. Как по мне, он с лихвой затмевает непримечательный опенинг тайтла.
Итоги
ID вторжение - это неплохой микс из фантастики, драмы и боевика, который, к сожалению, претендует на лавры детектива, и в этих притязаниях он терпит неоспоримый крах. При этом прочие аспекты исполнены на достаточно неплохом уровне, именно поэтому впечатления после просмотра остаются противоречивые. Финал настолько искусственно запутан, что после первого просмотра, который был немногим более года назад, я помнил лишь о том, что концовка возмутила меня, но даже не мог сформулировать причину, кроме слов о неудачном образе антагониста. Как видите, сущность проблемы несколько глубже, радует только, что для ее понимания нет необходимости нырять в чье-то подсознание.
Полный клип опенинга.
@Rainard@Мурасаки Зэрозаки, на самом деле, полная версия мне больше нравится чем сам опенинг, черт его знает, с чем это связано.@Мурасаки Зэрозаки@Rainard, просто всегда законченная песня звучит лучше. Да и пианино здесь играет больше.@Rainard@Мурасаки Зэрозаки, в том то и дело, что не всегда, в тех же титанах последних мне короткая версия опенинга больше зашла, да и много где, ибо обычно выжимка лучшего.