Warning: возможны незначительные спойлеры, особенно пятой серии!
«Башня бога», или почему можно оценивать произведения частями.
Возможно ли за тринадцать серий рассказать основы мира, развернуть направление повествования несколько раз и заинтриговать зрителя на продолжение? Попробуем понять.
Сюжет: Сюжет Башни бога протекает в соответствующем названию месте. В башне немыслимых размеров, на этажах которой героям предстоит пройти суровые испытания, предназначенные для отсеивания и тренировки «избранных». Любые мечты того, кто достигнет вершины башни бога, исполнятся. Желаешь ли славы, силы, власти или богатств, ты получишь что угодно. Несмотря на это, главный герой произведения — Баам — хочет лишь отыскать свою единственную подругу Рахиль, нашедшую его под землей и фактически воспитавшую героя. Таким образом, морально она стала для Баама не просто другом, а целым миром.
Чувства к Рахиль — первая мотивация Баама стремиться к вершине башни и первое, что смущает при просмотре. Сцену тому назад мы узнаем, что, достигнув вершины башни, можно получить что угодно, стать буквально богом. Но вместо того, чтобы заинтриговать зрителя вопросом, чего же такого желает главный герой, автор берет простейшую и банальную «любовную» мотивацию. Она не может работать в начале произведения, ведь у зрителя, в отличие от героя нет чувств к Рахиль. Мы должны понимать, ради чего борется Баам, чтобы ему сопереживать. Но это только первая причина Баама взбираться на башню.
Герой попадает в башню бога «незаконным» способом. Путь же «избранных» в башню остается неизвестным. Подобные тонкости в сюжете прямым текстом не объясняются, а подаются при помощи фоновых деталей. Например, можно обратить внимание, что во время испытаний добрая часть избранных использует в качестве оружия непонятные красные палки (иначе и не скажешь). Логично предположить, что это базовое оружие, выдаваемое или же продающееся за низкую цену всем желающим для уравнивания шансов с теми, кто имеет собственное оружие.
Еще одна подобная деталь — часы, которые одна из героинь (принцесса Юри) подарила Бааму. По ее словам, они весьма дорогие, однако такие часы-шарики есть будто у каждого первого избранного. Вряд ли их, конечно, продают вместе с оружием. Скорее всего, у героя часов нет по причине его прошлого, проведенного в изоляции, а для «нормальных» людей они все равно что телефон для зрителя. Но все же, раз «без часов в башне не выжить», может, их и можно купить перед подъемом.
Проще говоря, автор дает зрителю простор для фантазии в интересной, но не самой важной части сюжета. Ход, способный разнообразить получаемые от сериала эмоции. Но давайте посмотрим на незаконное пришествие в башню с другой стороны.
Войдя подобным способом, Баам остается безоружным, слабым мальчиком. Из-за этого же ему еще и достается испытание намного сложнее, чем избранным. Так как же Бааму пройти это испытание? На помощь герою приходят «рояли». Принцесса королевства Захард, откуда не возьмись взявшаяся в нужном месте в нужное время, сходу дарит Бааму те самые дорогие часы и легендарный меч. Также мы узнаем, что за такую доброту ее могут казнить. Обоснование для поступков с риском для жизни — скука принцессы и ее жалость к первому встречному. Это понятная, но слишком простая причина для настолько серьезного шага. Еще один «рояль» этого момента: легендарный меч, никогда не дававший силу своей законной хозяйке, вдруг дает ее Бааму только «за красивое личико».
Весь этот комический абсурд происходит за пару сцен первой же серии, что также накладывается на безынтересную мотивацию главного героя. Зритель почти ничего не знает ни о мире, ни о персонажах, ни о каких-либо других особенностях произведения. Он никак не замотивирован смотреть сериал дальше, а обилие «роялей» создает впечатление, что дальнейший сюжет также будет ими пропитан. Первая серия исполняет роль, противоположную необходимой, и вызывает желание бросить сериал здесь и сейчас.
После индвидуального испытания Баама телепортирует на второй этаж, где проходит первое «официальное» испытание башни, суть которого в том, чтобы из четырехсот избранных, разбросанных по месту проведения теста, осталось только две сотни. Тут мы плавно переходим к проблеме вторичности идей Башни бога. Почти каждый, кто прочитал описание сериала, наверняка вспомнил небезызвестное произведение «Хантер х Хантер». Основная идея башни бога (прохождение бесчисленных испытаний) похожа на возведенный в абсолют экзамен на хантера. Второй этаж башни — упрощенная версия некоторых этапов экзамена, отличающаяся лишь повышенной жестокостью. Особенности боя в Башне бога заключаются в присуждении героям ролей, подходящих им по типу личности, что также похоже на деление сил из все того же Хантера, только в другом формате. Вторичность идей сама по себе не является существенным минусом, особенно если вы из тех, кто не смотрит тайтл за тайтлом. В любом случае, идентичного дублирования вы не увидите и на вашей заинтересованности миром это особо не скажется, однако такие сходства влекут за собой мелкие клише внутри самого сюжета. Когда идеи разных авторов схожи между собой, набор инструментов в их руках также схож, поэтому при просмотре возникают моменты, когда зритель наперед знает, что случится. Это могут быть как незначительные сюжетные моменты, так и имеющие вес, такие, как смерти определенных персонажей. Предсказуемость притупляет получаемые от просмотра эмоции.
(Далее спойлеры пятой серии)
В пятой серии, во время очередного испытания, Баам неожиданно как для него, так и для зрителя встречает Рахиль. Его самое сокровенное желание, на пути к которому он готов был пройти сквозь огонь, воду и желудок угря, исполнилось здесь и сейчас, почти в начале повествования. Первая мотивация подниматься по башне потеряна. К счастью, зритель не успевает потерять причину для просмотра, ведь автор в тот же момент меняет ее на новую. Теперь уже мы через главного героя играем роль помощника Рахиль, мы должны довести как себя, так и ее до вершины башни, чтобы узнать все тайны этого мира. Это именно та мотивация, которую ждешь от героев, узнавших о возможности стать богом.
На этом этапе мы уже находимся в точке невозврата. Как главные, так и второстепенные персонажи раскрыты, зритель успел к ним привязаться, мотивация исправлена. Особенности мира тоже понемногу становятся понятны. Теперь мы заинтригованы почти всеми аспектами произведения и у нас полно причин смотреть дальше. Это, конечно, не может не радовать, но, как всегда, приходится слишком долго ждать, чтобы втянуться в новый для нас мир. Почти половину сезона.
Все, что происходит в сюжете после появления Рахиль — снежный ком. Повествование идет линейно, а интерес зрителя растет в геометрической прогрессии. Мы больше узнаем о принцессах Захарда, о самом королевстве, башне, боевой системе... Герои проходят испытания, растут как личности, как бойцы. Приобретают и накапливают силу дружбы.
спойлер
Поэтому последние две серии так шокируют. Когда Рахиль предает Баама в ходе экзамена и почти убивает его, появляется третья смена мотивации персонажа. От сериала, который начинается с наглых роялей, в котором немало клише, способствующих предсказуемости сюжета; повествование которого значительную часть времени идет линейно и размеренно; от такого произведения зритель не ждет настолько кардинальных поворотов. Все эти особенности, хотел того автор или нет, способствуют внезапности твиста. Эмоции, благодаря эффекту неожиданности, зашкаливают. Концовка и без того интересного аниме оставляет яркий след в душе зрителя, вызывая желание прочитать первоисточник или с нетерпением ждать следующих сезонов аниме. Этот твист — главный плюс Башни бога.
Сюжет первого сезона Башни напичкан информацией, ведь его пришлось уместить всего в тринадцать серий. Бесспорно, благодаря этому при просмотре просто некогда заскучать, но есть и обратная сторона.
1) Скомканная подача.
2) Неясные факты, которые так плохо раскрыты, что становится невозможно понять, сюжетная ли это дыра или просто лишняя информация, на объяснение которой не хватило времени.
Поговорим сначала о втором, так как это касается именно сюжета, а о первом поговорим в пункте сценария.
Сюжетные дыры портят целостность восприятия любого произведения в плане как линий повествования, так и устройства мира. Общее впечатление от просмотра тоже страдает. В такие моменты автор будто обманывает зрителя, нарушая правила собственной игры. Здесь же нельзя сказать точно, упущение ли это или просто недосказанность, обосновано ли то или иное решение.
Попробуем перечислить проблемные моменты:
1) Абсолютно необоснованная жестокость. «Избранных» для башни находит хранитель. То есть они должны проходить какой никакой контроль. Зачем же тогда нужно первое испытание? Люди безжалостно вырезают друг друга, а потом проходят через барьер шинсу (местная плотная вода или ее подобие), автоматически отсеивающий всех тех, кто не создан для прохождения башни. Тогда почему бы не проводить именно этот этап первым? Зачем в башне трупы? Даже если пути из внутренней части башни нет, то почему бы не использовать не прошедших испытание как рабочую силу, зачем стравливать избранных друг с другом? Что уж говорить о варианте, при котором из башни все же можно уйти. Так же и с испытанием с выбором дверей — необоснованная жестокость к тем, кто не прошел, будто экзаменаторы борются с перенаселением. Или же они просто маньяки, но тогда это кардинально меняет суть персонажей. Конечно, жестокость и кровь очень привлекают зрителя, но тогда необходимо быть жестокими до конца. Вопросов было бы куда меньше, если бы в последующих сериях, после прохождения Баамом и его товарищами базовых испытаний, их не начали обучать, как студентов в колледже, и обслуживать, почти как в отеле. Апогея абсурдности ситуация достигает в момент, когда герои воздают почести недавно погибшему товарищу. Таких, как он, недавно полегли сотни, а акцент почему-то делается только на нем.
(Да, испытания проводят офицеры по их усмотрению, но отсутствие четкой системы это лишь очередная странность)
2) Слова экзаменатора второго испытания (Леророна) о том, что он не ожидал, что людей пройдет так много. Только вот вы сами задали фиксированное количество прошедших в две сотни человек и запретили драться под угрозой запрета взбираться по башне. Да и правила для первого испытания, судя по сцене с другим экзаменатором, должен был диктовать сам Леророн. Очередное подтверждение балагана в системе управления.
3) Либо неточность в переводе, либо осознанная дезинформация о том, что офицеры — люди, уже прошедшие башню однажды. По факту же офицеры — люди, которые забрались высоко, а не на вершину. Но даже для тех, кто этого не знает, слова о достижении множеством людей конца башни звучат максимально странно. В таком случае, перед зрителем должен быть буквально бог — офицеры явно не боги, а их еще и много. Абсурд.
4) Почти весь сезон нам намекают или даже говорят напрямую, что Баам избранный и в потенциале сильнейший. К тому же, все мы понимаем, что он главный герой и как минимум в этом его избранность, но тогда почему хранитель башни не выбрал его, как остальных? Он не знал о его силе? Он точно хорош в своей работе или ему просто нравится приглашать в башню бездарей и не замечать талантов? Однако же если он видит все настолько далеко, что специально привел Баама в башню незаконным путем, то получается, что все «избранные» — всего лишь пушечное мясо для тренировок настоящих Избранных.
Сценарий: Продолжим. Скомканная подача. Этот минус присутствует в сериале с первой серии и до конца сезона. К примеру, в самом начале за пять минут действия в сюжет успевают ввести пять персонажей, параллельно объясняя концепцию башни бога и показывая здешние технологии, да еще и приправляя бесчисленным множеством имен и названий.
Встреча с принцессой Захарда заставляет задуматься о наличии и количестве королевств; затем о том, находятся ли они где-то во внешнем мире или внутри башни; затем о том, существует ли вообще мир вне стен. Наличие часов, способных каким-то телепатическим образом переводить с одного языка на другой, а также исчезать, заставляет думать о принципе их работы; затем мы вспоминаем, что Рахиль вроде бы вошла в башню лишь немного раньше Баама, но это значит, что она уже прошла сложное испытание, а значит у нее есть непонятные силы, о которых зрителю предстоит узнать, и так далее и тому подобное. Голова вскипает. Скапливается тонна информации и выбрать из нее важную — сложно. Конечно, всегда есть вариант проигнорировать половину сказанного и надеяться, что позже это повторят, но если вы хотите вникнуть сразу, то усвоить и проанализировать все упомянутое без перемотки не получится.
Завязка: Рояли, разобранные в пункте «сюжет», портят именно впечатление от завязки, однако свою содержательную функцию она выполняет. Знакомство с основой сюжета — испытаниями и подъемом; типами персонажей — избранными, незаконными, принцессами Захарда; работниками башни — провожатыми, хранителем и экзаменаторами. Хоть и не без проблем, но база, которая должна быть в завязке, имеется.
Также прохождение индивидуального испытания показывает возможности художников — картинка обещает радовать глаз.
Основная часть: Разнообразие сцен позволяет зрителю не устать от монотонности происходящего. Например, большинство флешбеков в «Башне бога» подается во время испытаний, а не в спокойные диалоговые моменты. Это позволяет как разбавить экшн сцену, чтобы не показывать молчаливый бой несколько минут, так и дать зрителю отдохнуть от потока информации из флешбека во время вставок с экшном.
Подобную роль также выполняет юмор. Автор нередко добавляет отсылки на другие произведения, обыгрывает нелепые особенности своих героев и приправляет это щепоткой фансервиса.
Испытания в завязке идут подряд, чтобы заинтересовать зрителя их разнообразием и показать, на что способна фантазия автора. Однако в основной части они чередуются со сценами, в которых происходит развитие и раскрытие персонажей и их взаимоотношений. Наскучить диалоги не успевают, потому что экшн сцены в основной части длятся немало, и длинный перерыв между ними выглядит уместно.
Развязка: Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
П.С. Почти все серии заканчиваются на «самом интересном», что важно как для тех, кто смотрит в онгоинге, так и для обычного зрителя. Если этот принцип не соблюдать, бывает очень сложно заставить себя нажать стрелочку переключения, и сериал надолго, если не навсегда, забрасывается.
Мир: Если судить по аниме, то весь мир, по крайней мере поначалу, ограничивается пределами башни. Мирные жители существуют в пределах внешних стен, а в пределах внутренних избранные поднимаются на вершину.
В начале сериала на короткое мгновенье зритель может с непривычки вознегодовать, так как мы, даже коли никогда не обращали на сие особого вниманья, привыкли с первых же кадров лицезреть хотя бы малую толику внешнего облика места, где будут происходить действия. Современность ли это, средние века или кардинально другой мир, зрителя необходимо быстро сориентировать, чтобы он не гадал, где же находится. Однако внутри башни все люди автоматически несвободны, поэтому и начинается аниме, в соответствии со своей тематикой, в темноте среди каменных стен. Сцена при входе в башню тоже происходит в темном, закрытом месте, как будто глубоко под землей. Баама в его флешбеке Рахиль также находит под землей. Долгое время нам ничего не рассказывают о мире «Башни», оценить его возможно лишь по одежде героев, которая выглядит достаточно современной. В дальнейшем предположения подтверждаются дизайном общежития для избранных и показанных нам технологий. К счастью, хоть атмосфера несвободы эмоционально влияет и на зрителя, затем она слабеет, чтобы при просмотре не возникало такого сильного дискомфорта. Спасибо автору за симуляцию неба и открытого пространства.
Персонажи: Баам, как мы уже знаем, главный герой «Башни бога». Через него зритель воспринимает сюжет. Он — почти полностью чистый лист, ведь годами находился один под землей и не знал ничего, пока его не нашла Рахиль. Все вокруг для него чуждо и непонятно, точно так же, как и для нас, ведь мы смотрим «Башню бога» впервые. Его знания о мире сравнимы с нашими, отчего со своей ролью «транслятора» он справляется на ура. Однако нельзя забывать, что Баам остается главным героем и центром произведения. Он должен не только показывать зрителю мир, но и вести нас за собой дальше по сюжету. За тем Бааму и дана классическая нерушимая воля главного героя сёнена, но этого мало.
Лучший друг Баама — Кун. Из-за своих детских травм он мало кому может доверять, именно по этой причине Чистый лист (и туповатый Рак-вожак) становятся единственными, кому Кун может открыться. Они честны и прямолинейны, не способны предать.
Также Кун — правая рука Баама. Он опытен и знает, как этот мир устроен, поэтому может помочь Бааму разобраться в нем и обрести самостоятельность, которой ему так не хватает. Реалистичное взаимодействие главных героев добавляет им харизмы.
Кун — идеальный пример персонажа, история и характер которого передаются не только через диалоги, но и через действия и принятые решения.
Его минус только в избитом типаже, однако это уже субъективно.
Возьмем также персонажа второго плана. Анак. Девочка, что так же, как и Кун, подтверждают, что наши травмы влияют на формирование нашего характера. Из-за проблем в детстве она не получила тех заботы и любви, которые столь необходимы ребенку. На момент событий аниме ее жестокая натура сражается с обычным человеком, которому нужны друзья, поддержка и тепло. Наблюдать за ее личностным ростом так же интересно, как и за развитием главных героев. К тому же, на ее примере зритель понимает, что и остальная компания Баама получит свои предыстории.
Визуал:
Фоны:
Ноль вопросов. Конечно, с анимацией колосьев и движением фоновых персонажей на картинке было бы совсем идеально, но это ресурсозатратно и в этом нет особой необходимости, картинка и без того радует глаз. Фоны детализированные, сочные. Комнаты обставлены, интерьер продуман.
Стилизованные кадры:
Вносят разнообразия в визуал.
Сцены боя:
Тоже очень красиво. Нечего сказать.
Дизайны персонажей:
По внешности и одежде персонажа почти всегда можно примерно понять, откуда он родом. Например, по внешнему виду Рахиль и Баама видно, что они, скорее всего, недавно были в достаточно развитом городе. Они выглядят опрятно и современно. Вероятно, этот город — место, где жила Рахиль, ведь ее внешний вид такой же, как и когда она нашла Баама под землей. Скорее всего, она отвела его туда, чтобы привести в порядок (но может, это и не так).
Анак, наоборот, одета в простую, мешковатую, будто самодельную одежду и по-простому подстрижена (скорее всего, родителями). Отсюда можно сделать вывод, что росла она в деревушке, а не в городе.
Кун ходит в рубашке и галстуке, подвязывает волосы. Видно, что его учили манерам и рос он в обеспеченной семье со статусом. Но так как рубашка не заправлена, а галстук висит, заметны черты бунтарства и единоличия.
Некоторые персонажи, например, Рак-вожак и Хатсу, видимо, одеты в национальные наряды.
И так далее.
Говорящие дизайны добавляют харизмы героям и рассказывают их истории без траты времени.
Единственный минус визуала, который сильно бросается в глаза, — почти полное отсутствие теней на людях.
Итоги: За настолько короткий сезон автор умудрился заинтриговать зрителя всеми аспектами своего произведения. Рассказал истории нескольких харизматичных персонажей, чтобы нам было интересно следить и за дальнейшим развитием и раскрытием остальных. Рассказал об азах боя, начальных особенностях башни и мира в целом. Продемонстрировал умение расставлять все по полочкам для идеального впитывания сюжета и умение разворачивать повествование, удивляя зрителя. Конечно, все пункты были не лишены минусов, однако достаточно хороши, чтобы оставить максимально приятные эмоции после завершения просмотра.
Башня бога — 7-8/10
@Yuresss,@6aa9eb0c-c0f8-471d@Yuresss@Yaoi-chan, спасибо)@Leviathan, присмотритесь к тексту, там присутствует слово "почти".@Leviathan@Yuresss, да, я проглядел. Но вы всё также считаете это минусом?@Yuresss@Leviathan, ну конечно. Осознанность применения никак не отменяет того, что это отвлекает от просмотра достаточно часто@Leviathan@Yuresss, скорее привлекает внимание (это его задача), но почему в негативном смысле? А тени на глаза, акцентируют внимание на оных. Плюс, это выделяет персонажей на фоне мира (внутри произведения), который с тенями, и на фоне других тайтлов в жанре сёнэн. Это освежает дизайн. Странно, что вы не обратили своё внимание на анимацию экшен сцен, которая зачастую дубовая и не выразительная, нежели чем в других популярных представителях сёнэна.@YuresssНасколько помню до конца башни не дошёл никто, чтобы стать офицером нужно пройти 134 этажа,а путь на 135 закрыт Захардом на ключи и хрен его знает зачем он это сделал.
@Yuresss,@Subariuchans@Меняющий Лица, во-первых, некоторые вещи надо закрывать спойлером. Во-вторых ничего из этого не отвечает на заданные вопросы@Меняющий Лица@Yuresss,у вас вопросы,потому что не ознакомились со вселенной должным образом, и видимо даже не читали первоисточник, то что я прочитал это отзыв,рецензия носит в себе более глубокий анализ@Yuresss@Меняющий Лица, загуглите слово рецензия, что ли. Здесь идёт анализ конкретного сезона, и в этом случае лезть в анализ полной истрии глупо. При этом я специально уточнил все эти моменты у тех, кто читал, и вики, но написал от лица человека, который видел только аниме (опять же потому, что это и написано только для тех, кто смотрел и будет смотреть аниме)@Меняющий Лица@Yuresss, я загуглил, и с тем,что я прочитал здесь не имеет ничего общего, да и Башня бога произведение в статусе онгоинга, у вас априори не может быть объективной оценки.@Меняющий Лица,@Меняющий Лица@Subariuchans, спасибо за поправку@Leviathan, по поводу теней, это тот прием, что может восприниматься разными людьми по разному, отсюда и разница в восприятии, отчего, по-моему, мы оба правы. А насчёт боёв соглашусь с вами полностью. Хотел написать, но сил не осталось. Чести мне это не делает, поэтому постараюсь исправиться в будущем, спасибо хд@Yuresss, с офицерами, как уже писали, загвоздка в том, чтоПро попадание избранных и незаконных тоже мало, что известно и понятно, но с баамом все довольно просто-его существование пытались скрыть определенные люди(факт из дальнейшего сюжета), поэтому хеадон и не мог его призвать в качестве избранного, ибо скорее всего тупо не знал про баама, поэтому он и появился незаконно
Почему принцесса пришла к нему на помощь, а меч отдался во владение? Статус незаконного. Первая десятка незаконных-нынешний король башни и главы семейств, следующая двойка незаконных составляет официальный топ 2 по силе, то есть оба легко могут расправиться с захардом (энрю к примеру уничтожил целый этаж башни и убил его хранителя), а последний же до баама незаконный сейчас возглавляет третью по влиятельности организацию башни и также может расправиться с одной полной семьей. Очевидно, что приход баама в башню-главное событие для любого в ней находящегося на ближайшие сотни лет(там просто довольно своеобразное летоисчисление)
кто или что такое хеадон мы тоже не знаем, ибо первая группа людей является незаконной, то есть до нее не было никого другого, а это означает, что либо самого хеадона не было, либо он не занимался этой работой, крч мутный чел
По сути, все люди этого мира существует только в башне, которая делится в основном на внутреннюю с испытаниями и внешнюю жилую, откуда хеадон и набирает людей, но тут же опять мем в том, что этажи внешней башни размером с континенты, поэтому даже хеадон нормально не может разобрать кто есть что со 100% точностью, так как людей овер до ####,а смерть каждого отдельного не значит толком вообще ничего
я там крч наспойлерил лора, чтобы люди не думали, что все претензии относятся и к манхве в том числе, узнать это все не особо страшно, но не желательно, если с оригиналом вы не знакомы
@DURACHOKK@mrkirik,Я не знаю спойлер это или нет, но на всякий случай закрыл.
Дальше точно спойлер
Мир башни делится на большую галактику и на множество башен, в одной из таких башен и развивается сюжет
Это было взято из одной работы SIU, так как все его предыдущие работы - это одна вселенная( названия не помню)
Все его предыдущие работы не доступны для прочтения
@OnceILikedHTTYD@Yaoi-chan, согласен, написано недурно@DURACHOKK, В самой Башне Бога (манхве) есть намёки на то что ты написал по-поводу вселенной