
Посмотрел «Небесный замок Лапута» (Tenkuu no Shiro Laputa) от Хаяо Миядзаки. Не могу однозначно утверждать, что у этой работы есть какой-то конкретный культурный контекст, но, кажется, она стала своеобразной попыткой японской анимации конкурировать с американскими шедеврами от Walter Disney Studios, такими как «Русалочка», «Аладдин», «Геркулес» или «Король Лев». А эти работы ознаменовали целую эпоху, известную как Ренессанс Диснея. Однако «Лапута», что удивительно, появилась на несколько лет раньше культовых американских мультфильмов. Это заставляет задуматься: пытался ли Миядзаки не только создать собственную школу анимации, но и бросить вызов американской индустрии? Думаю, да. Это важно не только для зрителя, особенно детей, но и для японского общества в целом. И я уверен, что американцы не раз анализировали работы Хаяо.
1920x1040
1920x1040
1920x1040
Несмотря на то, что «Лапута» вышла в 1986 году, она смотрится удивительно свежо. Визуальная составляющая приятна, история трогательна. Это универсальное произведение, которое можно смотреть в любой ситуации: на каникулах с младшими родственниками, ведь герои здесь исключительно добрые, красивые, отважные и честные; на День святого Валентина с любимым человеком, благодаря романтической линии; или даже одному – взрослым тоже иногда нужна сказка.
Фильм очень философский и способствует размышлениям. Что я понял из просмотра? Иногда мечты, ставшие реальностью, должны оставаться недостижимыми, чтобы сохранить свою чистоту. Мечта, как надежда, должна быть на определенном расстоянии. Но человек не может жить без мечты и надежды. Именно из этих эфемерных, но таких реальных образов складывается «Лапута». Самая сильная сцена, на мой взгляд, – финал, где небесное царство освобождается от оков технологий и исчезает из виду.
1920x1040
1920x1040
1920x1040
Но это не единственная сцена, которая впечатляет. Роботы в «Лапуте» – отдельная тема. Помните того, что защищал девочку? Или того, что стал садовником и трепетно заботился о маленьких жителях Лапуты, таких как белки и птицы? А армия роботов, действующая механически по приказу злодея? Все они, казалось бы, одинаковы, но невероятно разные. В этом тоже заложен глубокий смысл: каждое живое существо уникально. Поэтому важно видеть личность в каждом человеке, а не обобщать.
1920x1040
1920x1040
1920x1040
Если сравнивать с современными работами, разница в технологиях очевидна. Например, недавно я смотрел второй сезон «Ребенка идола» – визуальная часть там потрясающая. Но если учесть, что между этими произведениями почти 40 лет, разница не столь значительна. Теплые, нежные тона «Лапуты» выглядят мягко и уютно, без современных ярких, кислотных цветов. Возможно, именно Миядзаки способен создать произведение, которое выдерживает испытание временем.
Хотя я не могу назвать «Лапуту» однозначно фундаментальным произведением, она однозначно входит в число столпов японской анимации. И это касается самого фильма, а не только творчества Миядзаки в целом.
Оценил бы я «Лапуту» на десятку? Думаю, нет. Я уважаю её как классику, но лично мне больше понравились «Унесенные призраками» (Spirited Away) 2001 года. Там чувствуется прогресс в анимации, сюжет не уступает, фантазия автора разыгралась еще сильнее, а мир кажется более продуманным и цельным. Вдобавок, там есть мелкие и важные детали, например, автомобиль Audi, который Хаяо изобразил с особым почтением. Это показывает, что в его стиле есть элементы европейской культуры. Прошу заметить, что Audi, а не Nissan, Toyota или Mitsubishi. Таким образом, Миядзаки сблизил японскую и американскую анимацию, связав два общества, разделенных океаном.
Если оценивать «Лапуту» без привязки к году выпуска и автору, я бы дал ей твердую восьмерку. Для меня это не лучший мультфильм, но очень достойный, красивый и с глубоким смыслом. С историей и контекстом. Я бы мог порекомендовать его каждому, но в этом, наверное, и кроется та забавная деталь, что чтобы удовлетворить вкус каждого человека произведение должно быть хорошим для всех, но не обязательно идеальным для тебя.



Несмотря на то, что «Лапута» вышла в 1986 году, она смотрится удивительно свежо. Визуальная составляющая приятна, история трогательна. Это универсальное произведение, которое можно смотреть в любой ситуации: на каникулах с младшими родственниками, ведь герои здесь исключительно добрые, красивые, отважные и честные; на День святого Валентина с любимым человеком, благодаря романтической линии; или даже одному – взрослым тоже иногда нужна сказка.
Фильм очень философский и способствует размышлениям. Что я понял из просмотра? Иногда мечты, ставшие реальностью, должны оставаться недостижимыми, чтобы сохранить свою чистоту. Мечта, как надежда, должна быть на определенном расстоянии. Но человек не может жить без мечты и надежды. Именно из этих эфемерных, но таких реальных образов складывается «Лапута». Самая сильная сцена, на мой взгляд, – финал, где небесное царство освобождается от оков технологий и исчезает из виду.



Но это не единственная сцена, которая впечатляет. Роботы в «Лапуте» – отдельная тема. Помните того, что защищал девочку? Или того, что стал садовником и трепетно заботился о маленьких жителях Лапуты, таких как белки и птицы? А армия роботов, действующая механически по приказу злодея? Все они, казалось бы, одинаковы, но невероятно разные. В этом тоже заложен глубокий смысл: каждое живое существо уникально. Поэтому важно видеть личность в каждом человеке, а не обобщать.



Если сравнивать с современными работами, разница в технологиях очевидна. Например, недавно я смотрел второй сезон «Ребенка идола» – визуальная часть там потрясающая. Но если учесть, что между этими произведениями почти 40 лет, разница не столь значительна. Теплые, нежные тона «Лапуты» выглядят мягко и уютно, без современных ярких, кислотных цветов. Возможно, именно Миядзаки способен создать произведение, которое выдерживает испытание временем.
Хотя я не могу назвать «Лапуту» однозначно фундаментальным произведением, она однозначно входит в число столпов японской анимации. И это касается самого фильма, а не только творчества Миядзаки в целом.
Оценил бы я «Лапуту» на десятку? Думаю, нет. Я уважаю её как классику, но лично мне больше понравились «Унесенные призраками» (Spirited Away) 2001 года. Там чувствуется прогресс в анимации, сюжет не уступает, фантазия автора разыгралась еще сильнее, а мир кажется более продуманным и цельным. Вдобавок, там есть мелкие и важные детали, например, автомобиль Audi, который Хаяо изобразил с особым почтением. Это показывает, что в его стиле есть элементы европейской культуры. Прошу заметить, что Audi, а не Nissan, Toyota или Mitsubishi. Таким образом, Миядзаки сблизил японскую и американскую анимацию, связав два общества, разделенных океаном.
Если оценивать «Лапуту» без привязки к году выпуска и автору, я бы дал ей твердую восьмерку. Для меня это не лучший мультфильм, но очень достойный, красивый и с глубоким смыслом. С историей и контекстом. Я бы мог порекомендовать его каждому, но в этом, наверное, и кроется та забавная деталь, что чтобы удовлетворить вкус каждого человека произведение должно быть хорошим для всех, но не обязательно идеальным для тебя.
Комментарии
Твой комментарий
Нет комментариев