Сюжет
8
Отлично
Персонажи
8
Отлично
Рисовка
8
Отлично
Звуковой ряд
7
Хорошо
Итоговая оценка
8
Отлично
«Совершенствуй свой разум, будь человечным и проявляй смелость»
Ямамото Цунэтомо
Ямамото Цунэтомо
«Манускрипт ниндзя» — полнометражный аниме-фильм в жанре исторического самурайского боевика — тямбара(бой на мечах), созданный режиссёром Ёсиаки Кавадзири и студиями Animate Film и Madhouse в 1993 году. Английский и русский переводы названия — «Ninja Scroll» и «Манускрипт ниндзя» соответственно — ошибочны. Иероглиф «帖» в данном случае значит не «свиток, манускрипт», а «рассказ, история, повесть». Буквальный перевод названия — «Дзюбэй — повесть о ниндзя, который повелевал ветром» или «Повесть о Дзюбэе, ниндзя ветра» (указание на умение Дзюбэя создавать резким взмахом меча узкую струю воздуха, рассекавшую тела его противников).
В 1993 году фильм получил награду «Citizen’s Award» на Международном фестивале фантастических фильмов в Юбари.
В 2003 году снят телесериал-сиквел «Манускрипт ниндзя: новая глава».
Ёсиаки Кавадзири — выдающийся режиссёр и сценарист, признанный мастер мистики и киберпанка, вошедший в историю как один из самых революционных деятелей аниме. Практически всю свою творческую жизнь работает на студии Madhouse.
Поскольку «Синдзюку — город-ад» получил высокую оценку критиков и коммерческий успех, Кавадзири обрёл больше творческой свободы — и начал разрабатывать сценарий и делать наброски для своего собственного фильма, в основе которого лежали исторические события феодальной Японии. Выпущенный под названием «Манускрипт Ниндзя», фильм был посвящён приключением исторической личности и народного героя Дзюбэя Мицуёси Ягю.
Это самое известное аниме Кавадзири, вошедшее в золотой фонд не только японской анимации, но и всего кино в целом. На западе «Манускрипт ниндзя» вышел в 1993, и Кавадзири приобрёл статус культового режиссёра аниме.
Фирменный стиль Кавадзири узнаваем уже в его ранних работах: выразительные глаза и европейские черты лица, захватывающее действие и яркие впечатляющие сцены. В его работах много сексуальных мотивов, которые сближают некоторые его фильмы с порно (как это произошло в «Городе чудищ»). Есть и другое интересное отличие — сильные женские характеры, сохраняющие женственность, но отличающиеся решительностью и отвагой, подчас превосходящей мужские. Также можно выделить и структурные традиции — в ряду персонажей на первом месте мужской характер, рядом женщина-воин и верный спутник и советчик — старик или создание с чертами старика.
Зарисовки персонажей из фильма
Япония XVII века. После полутора веков непрерывных войн страна объединена под властью сёгунов Токугава, но до окончательного воцарения закона и порядка еще далеко. Когда в деревне неподалеку от побережья начинается эпидемия чумы, местные власти объявляют карантин и посылают на разведку отряд ниндзя. Назад возвращается лишь одна девушка по имени Кагэро. Всех остальных убивают загадочные воины со сверхъестественными способностями, а чудом выжившую Кагэро спасает странствующий ниндзя Дзюбей Кибагами. Когда об этом узнает правительственный агент Дакуан, посланный для изучения ситуации, он отравляет Дзюбэя медленно действующим ядом и обещает ему деньги и противоядие, если талантливый воин выяснит, что делают в деревне безжалостные «суперлюди», и сумеет их уничтожить.
Фильм балансирует на грани истории и чистого вымысла. С одной стороны, ниндзя в нем представлены не абстрактными супервоинами, как, например, в «Наруто», а теми, кем они были на самом деле — солдатами на службе правительства и влиятельных кланов или же бродячими самураями без господина, как главный герой Дзюбэй. С другой стороны, даже рядовые воины наделены нечеловеческой прыгучестью и умением балансировать на тонких ветках деревьев. Основные персонажи больше похожи на Людей Икс, чем на обычных японцев. Концептуально здесь полная противоположность «Призраку в доспехах»: Кавадзири стремился создать изобретательный фэнтези-боевик, в котором разноплановость персонажей гарантирует уникальность и непредсказуемость каждой сцены сражений. Диалоги играют подчинённую роль.
Главные герои очень интересны. Дзюбэй демонстрируется как сильный воин и человек, имеющий множество светлых качеств, начиная от настоящего самурайского благородства, заканчивая честностью и смелостью. Об этом свидетельствуют его постепенно развивающиеся отношения с Кагэро, по итогу которых нам по-иному раскрывается героиня. Дзюбэй способен пожертвовать собственной жизнью ради того кто ему дорог. Он не раз спасает Кагэро и продолжает это делать, когда девушка этому не очень рада. Кагэро же демонстрируется как настоящая женщина-воин. Подобной героиней можно считать Бэнисато, но Кагэро отличает искренность и доброта, она это умело скрывает под маской хладнокровия. Антагонист в фильме имеет свою собственную цель, но она не кажется чем-то достойным и интересным. Вообще, думаю, многие заметили как режиссёр представляет нам главных героев — Кагэро и Дзюбэя, они привлекательны внешне, честны и благородны(особенно это касается Дзюбэя), злодеи же оказываются самыми отвратительными пороками человечества. У них нет, серьёзно, нет положительных качеств. Они олицетворения всех смертных грехов и чего похуже: жестокость, гнев, похоть, одобряют мужеложство, что вряд ли понравится зрителю из 90-х. Внешне они тоже выглядят ужасно. Даже Бэнисато, которую можно назвать привлекательной, и симпатичный Юримару имеют неприятные, злодейские черты лица. Из-за этого все злодеи как будто пытаются не понравится нам, и мы совершенно не сопереживаем им. Режиссёр, скорее, этого и добивался, чтобы мы точно так же буквально ненавидели демонов, как главные герои. Тем больше контрастируют положительные персонажи со злодеями.
Кавадзири особенно впечатлил западного зрителя. Жестокость и насилие в мультипликации показались для многих шокирующими. Это, конечно, не зловещая трилогия Жестокого Джека, но оно, скорее, к лучшему. Демонстрация секса, насилия и жестокое отношения к слабым — вот одна из особенностей фильма. Если ты слаб, то готовься к смерти. Такова суть. Это, кстати, ещё больше заставляет симпатизировать нам главных героев, которые кажутся лишними в этом жестоком мире, где благородство — это слабость. Каждый старается выжить и не думает об обычных людях, которые становятся никому не нужной обузой. Ни один персонаж не вспоминает о мирных жителях, заметьте, даже положительные герои понимают, что спасти всех невозможно. Поэтому сохранение жизни друг другу — единственное, что привносит луч света в этот тёмный мир. Но концовка фильма полностью ставит крест на хотя бы жалкую пародию хеппи-энда. Смерть — вот кто король этого мира. Все смертны, все рано или поздно умрут, даже те кто, казалось бы, бессмертны. Злодей ты иль герой, твоя смерть станет жестокой, в лучшем случаи безболезненной. Единственный персонаж, который сумел прижиться в этом мире — Дакуан. Он не лезет в бой, пользуется умом, готов обмануть. Сложно сказать сколько раз он мог погибнуть. Стоит заметить, что это чуть ли не единственный старый персонаж, что подтверждает его способности к жизни. Если хотите убедится, что это всё правда, то просто узнайте список выживших персонажей фильма.
Заезженная в Японии тематика псевдоисторических боевиков с каждой новой эксплуатацией начинала работать всё хуже, отчего роль брошенных на растопку жанра дровишек со временем частенько стал исполнять мистическо-фэнтезийный элемент, присутствующий и в «Манускрипте ниндзя». Впрочем, перенеся действие из Эдо кибернетического (в своей предыдущей работе) в Эдо феодальное, Кавадзири всё-таки дистанцировался от, как минимум, собратьев в аниме-жанре. Политико-исторический контекст здесь вырезан практически под корень — минимум реальных имён и приукрашенных фактов (которыми так славился ставший хитом в Японии «Гнев ниндзя»), лишь общий антураж эпохи правления Токугава. Не упирают авторы и на мифологию, как это делали создатели атмосферного «Йома: посланцы царства тьмы» — фантастические способности большинства экранных героев хоть и являются значительным подспорьем в реализации экшен-сцен, но отнюдь не ставятся во главу угла, когда речь начинает идти о построении мира.
У людей нет цели. Это тоже стоит приметить, каждый просто старается выжить. Дзюбэй же свыкся с этим, я бы даже сказал смирился раз и навсегда. У него, как у настоящего самурая, есть только путь. Он не оборачивается назад и не смотрит вперёд. В самом начале фильма он показывается перед нами жуя рис. Нам не показывают его глаза. Он поднимает взгляд на дорогу только тогда, когда ему угрожает опасность. В этом и есть его смысл жизни. Казалось бы, вот в конце фильма можно предположить, что всё кончится хорошо, но
умирает Кагэро, что полностью шокирует зрителя. Один из редких положительных героев погибает. Что становится с Дзюбэем? Он лишь продолжает свой путь. Он не горюет, не сожалеет. Возможно он уже терял кого-то очень близкого для него. Это объясняет почему он отверг Кагэро. Любовь — это не то чувство, на которое он имеет право. Такова жизнь в этом мире. Есть лишь путь.
Выстраивая повествование столь прекрасного в своей прямолинейности экшн-фильма, Кавадзири чётко отдаёт себе отчёт, что размениваться здесь на классическую экспозицию – непростительная роскошь. Всё, что нужно знать о местном мире и способностях персонажей считывается прямо с экрана, а общий сюжет, будучи не слишком богатым на натужное глубокомыслие, всё-таки удивляет своей естественностью даже в самые противоестественные моменты. Здесь вновь даёт о себе знать авторское тончайшее чувство вкуса, которое при работе с максимально низменными и жанровыми вещами порой может оказаться едва ли не более важным, чем при сотворении аллегорических произведений. За стремительно развивающимися событиями едва заметно проглядывает каркас от роуд-муви, в котором вынужденные для героев остановки организовываются слегка разрозненной командой из восьми демонов, а финальная цель так и норовит отчалить в свободное плавание при малейшем промедлении со стороны Дзюбэя. В этой скоротечной, но, в тоже время, сбалансированной по сюжетному темпу погоне происходит пресловутое раскрытие фэнтези-вселенной через события. И в этом деле авторы добиваются поразительного результата — когда взираешь на то, как вражеские осы успокаиваются от лепестков, вылетающих из-под свободных рукавов боевой подруги главного героя — и при этом в душе нет ни малейшего сомнения, что так оно и надо, что именно так и вертится местный феодальный мир.
Идеальный пример серьезного аниме
Только в Японии шпионаж перерос в грандиозный поп-культурный феномен под названием «ниндзя». Реальные шпионы были обычными самураями, которые специализировались на тайных операциях. Когда Токугава объединили страну, необходимость в ниндзя исчезла, однако миф о них начал разрастаться, даже заведомые нелепости про сверхспособности и «особую уличную магию».
Скорее, самый интересный персонаж в фильме. Он особенно выделяется своими собственными качествами, отличающими его от остальных персонажей, которые в свою очередь множество пороков. У Дзюбэя есть свои понятия чести и морали, которыми всегда руководствуется. Настоящий самурай и воин, имеющий только свой бесконечный путь.
Готовый к бою Дзюбэй
Кагэро имеет твёрдый взгляд и волю
Изначально он занимает место наставника, но в дальнейшем происходит невообразимое: персонаж, который должен знать все принципы чести и мудрости, имеет настоящие пороки. Нельзя назвать его отрицательным героем, но и положительным тоже. Порой, им движет лишь его собственная цель, ради которой он готов даже предать или не прийти на помощь.
Дакуан имеет необычную внешность, которую подчёркивают его большие глаза
Хороший антагонист, но не идеальный. Его раскрывают не окончательно, это не заставляет зрителя сопереживать ему. Наоборот, он может показаться «типичным» злодеем, который вызывает ненависть.
Гэмма демонстрирует свои способности
Довольно мерзкий персонаж. Её смело можно считать полной противоположностью Кагэро.
Татуировки Бэнисато
Грубый, женоподобный человек, который стремится прислужить своему объекту вожделения. Как вы поняли Юримару — гей, и его ориентация часто упоминается. В 1993 году это был смелый ход, подчёркивающий экстремальность и бескомпромиссность аниме Кавадзири.
Хладнокровный и высокомерный взгляд Юримару
Броня Дзакуры
Отвратная личность. Настоящий подлец и подонок. Очень жесток и похотлив.
Тэссай пьёт кровь
Ещё один отвратительный персонаж, который отличается особой уродливостью.
Горб Мусидзо
Великолепный мечник, мастерство которого превышает даже навыки Дзюбэя.
Битва Дюбэя и Мудзюро в бамбуковом лесу
Мастер скрытности и гипноза великолепно демонстрирует свои навыки в фильме. Благодаря ему чуть не погибают Дзюбэй и Кагэро.
Сидзима выглядит устрашающе
Рисованная анимация остаётся яркой, даже если использует приглушённую цветовую схему, которая может плохо отображаться на некоторых больших экранах. Изображение мягкое, но не размытое или грязное.
Младшие аниматоры пытались справиться с трудной задачей — вытащить всех ос из спины демона-убийцы Мусидзо — Кавадзири в итоге пришлось делать это самому, он считал ненужными компьютерную графику и наличие смущения из-за сексуальных сцен.
В интервью сайту MatrixFans.net от 2002 года Кавадзири сказал, что Вачовски использовали визуальный стиль «Манускрипта ниндзя» в своём фильме «Матрица».
«Манускрипт ниндзя» обладает самой быстрой, плавной и лучшей анимацией после «Акиры». Искусство поразительно — можно видеть, как листья шелестят на дереве, когда дует ветер, наблюдать за каждым ударом, разрезом и парированием. подтверждает это тщательно прорисованным и великолепно анимированным кадром. Картина впечатляет от начала и до конца — стильной картинкой, причудливыми персонажами, эффектными боевыми сценами, отсылками к истории Японии и мрачной, но не вгоняющей в депрессию «нуарной» атмосферой. Такое гарантирует более подходящую для жёсткого кино меланхоличную концовку в духе «зло наказано, но добру нечего праздновать.
Обложка альбома
В августе 2008 года было анонсировано продолжение «Манускрипта ниндзя» от Кавадзири. Однако после провала аниме «Горец: В поисках мести» он отошёл от крупных проектов.
Для сиквела автор написал сценарий, сделал раскадровку и в 2012 году выпустил тизер Ninja Scroll Burst, предназначенный для показа инвесторам. Ни японские, ни западные компании не проявили какого-либо-интереса. В 2014 году глава студии Madhouse Хироюки Окада заметил, что первая часть не была популярна в самой Японии, хотя имела успех в США.
В октябре 2008 года Warner Bros. приобрела права на экранизацию «Манускрипта ниндзя». Продюсированием должна была заниматься кинокомпания Appian Way Productions, принадлежавшая Леонардо Ди Каприо. Сценаристом выступал Алекс Тсе. Однако в том же году провалился в прокате «Спиди-гонщик», получивший отрицательные отзывы критиков. В 2009 году в минусе оказался «Драконий жемчуг: Эволюция». В 2015 году Гари Шор («Дракула») представил проверку концепции, больше никаких материалов не публиковалось. Проект попал в производственный ад. По мнению The Hollywood Reporter, в качестве режиссёра подходит Квентин Тарантино, знающий как сделать бескомпромиссный блокбастер, радующий стройными диалогами и зрелищными экшен-сценами. На главную роль могли бы взять Киану Ривза.
Эпизоды прекрасны, от поединка в бамбуковой роще до взрыва на тонущем корабле. Созданный для кинопроката, «Манускрипт ниндзя» мог похвастаться последовательным сюжетом и большим бюджетом. Высокие производственные стандарты надолго сделали его любимым аниме на английском языке. Ни один герой не является безупречным, все они довольно несовершенны и у каждого есть свои внутренние демоны, с которыми нужно бороться. Такое безусловно подходит для достойной драмы. Сюжет лучше большинства, хотя местами использует шаблон «убить легендарных демонов». «Манускрипт ниндзя» очень красочный, больше чем любое нехентайное аниме. Это определённо не для семейного просмотра и не для детей. Рекомендуется смотревшим «Клинок бессмертного» (версию 2019 года режиссировал Хироси Хамасаки, бывший аниматором в фильме), Rurouni Kenshin: Tsuioku Hen, Shigurui, Sword of the Stranger и «Йома: Посланцы царства тьмы». Существует также OVA Shadow о женщинах-ниндзя, созданная под безусловным влиянием фильма Кавадзири.
Один из лучших фильмов 90-х. Категорически рекомендую к просмотру.
Источники
moviesranch.com
vk.com/wall184569461_174?t2fs=881b30a69d7c0ef96b_2
vk.com/wall184569461_174?t2fs=881b30a69d7c0ef96b_2
@Герой Нашего Времени@Полезный Мусор, не за что@erogamer24@margaretti,Первый абзац - описание завязки.
Что за "обычные" боевики? Западные, японские? На счет японских сказать не могу, но в 90-х на западе вышло немало хороших боевиков. Рас сказал, то мог бы и сопоставить для понимания.
Ну и самое главное - где анализ сюжета? Нужно было попытаться вычленить какие нибудь элементы истории и попытаться их оценить и описать, но здесь такого очень мало, хотя написано много. Вместо разбора сюжета здесь есть просто какие то высказывания, которые без наличия примеров и разбора элементов сюжета ничего не говорят читателю.
Возможно, что я придираюсь или у меня сегодня плохое настроение, но до этого я не замечал такого в прошлых текстах.
1. ru-wiki.ru)
2. moviesranch.com
Еще какие-то огромные абзацы встречаются сразу в нескольких рецах, но оригинал, видимо, тут: vk.com/wall184569461_174?w=wall-57313700_18509
Насколько мне известно, подобное вообще противоречит правилам сайта. Да и зачем нужна реца, которая наполовину является цитатой вики? И так с каждой рецензией этого автора.
@margaretti,@Пазу@Сен Симон, Интересно. Ждём ответ автора.@Герой Нашего ВремениВ какой-то мере.
Вот сейчас будем согласовывать. Спасибо за информацию.
@Сен Симон@Пазу, мне просто вспомнился прошлогодний конкурс, где был критерий "оригинальность". Сейчас смотрю - вроде, в рекомендациях к рецензиям такого нет. В общем, да, пусть модерация решает, просто на сайте хотелось бы видеть более "живые" рецензии.@margaretti, Я добавил источники, а также исправил раздел про сюжет(то что ты писал). Добавил больше своего текста. В будущем буду знать про заимствование с других сайтов. Короче говоря, исправился. Теперь если что-то нужно, то буду согласовывать обо всём с модерацией.@margaretti@Герой Нашего Времени, Уже получше.Я так то не хочу никого обидеть, просто здесь разбор сюжета совсем слабым показался. Ты вроде как должен хотя бы попытаться доказать зрителю достойно ли произведение того, чтобы тратить на него время, для этого и нужно пройтись с описанием и личной оценкой всех элементов истории, желательно с примерами и аргументами в пользу твоих рассуждений и высказываний. Может я и говорю очевидные вещи, но в первой версии текста мне было очень трудно что либо из всего этого извлечь. Надеюсь, что в будущем разбору сюжета будет уделяться больше времени.
@Герой Нашего Времени@margaretti, да, я понял. Анализ, порой, у меня совсем забывается, и я про него мало чего пишу, хотя это самая важная часть в разделе.Наоборот, я рад критике, ведь тогда рецензия только лучше становится. Не сказал бы ты про косяки, то у других вызвались бы какие-то проблемы при чтении. Ты вообще у меня один из, можно сказать, постоянных читателей, каждую рецензию читаешь и коментишь. Надо будет и твои прочитать, а то только недавнюю оценил, про божество которое.