Исекай. Сразу отметаем западный путь (Принцессы марса, Саги о вечном воителе, Удивительного волшебника из страны Оз, Хроник Нарнии, Алисы в стране чудес и других), пойдём сразу по японскому масс-медиа.
Первым примером исекая для японской массовой индустрии, был роман 1979 года «Храбрец другого мира» за авторством
Такатихо Харука (создателя Dirty Pair и
Crusher Joe). В то время только формировался формат ранобэ, а исекай уже в этот формат попал. Тогда никто не знал, что именно с этой работы больше сорока лет назад, начнётся то, что все хотят закончить прямо сейчас.
В 70-е и 80-е в аниме-индустрии правили по сути два жанра это космооперы и экранизации западной детской литературы. И даже рядом там нет фэнтези, на котором, казалось бы, и базируется исекай. Классическое европейское или даже восточное фэнтези в аниме, до 1983 года, существовало очень опосредованно. В 1984 году выйдет
«Навсикая из Долины ветров» Миядзаки, но годом ранее выходит первый аниме исекай, который фэнтези, но ещё и меха —
Seisenshi Dunbine.
В 1983 году исекай это вообще не жанр, это просто троп, с помощью которого главного героя закидывают в любой необычный сеттинг, чтобы зритель был наравне с героем, и познавал окружение постепенно. Тут и мотивацию придумывать не надо, главный герой по умолчанию хочет домой, и инфодампы органично смотрятся. Ленивей способа моментально поместить героя в нестандартную ситуацию, тем самым заинтересовав зрителя, найти трудно.
В том же году выходит
Оргусс. Вторая часть трилогии Супер Измерения после
Макросса. Тоже меха, но в этот раз главного героя закидывают в будущее на 20 лет, а концепция основана на параллельных мирах.
Это одно из первых героических фэнтези тех времён (а я напомню, что фэнтези ещё не в моде у японцев) и первое, которое что-то пытается сделать с тропом попаданства. И что ещё более важное, это был хит.
Это примерно тоже самое что и
Леда, но страннее. Тут и слом четвёртой стены, и Гадзилла, и телепортация, чего тут только нет. Поэтому и серьёзно такую поделку воспринимать сложно.
Проходит три года и в 89 году начинает выходит
боевой сёнэн, сильно смахивающий на
Saint Seiya, но с попаданцами. И здесь, как и в
Данбайне, в лоб пользуются тропом и начинается череда битв, которая занимает почти весь хронометраж. У главного героя, как и у
Шо из
Данбайна, нет таких сожалений, как например у
Ёко из
Леды, связанных с родным миром. Он моментально свыкается с обстановкой, и даже когда ненадолго возвращается на Землю, серьёзных тяжб не испытывает. Он полностью поглощен тем, другим миром, и ему если и нужно возвращаться, то только в него.
Далее идут такие ОВА как:
Кэрол,
Ai to Ken no Camelot: Mangaka Marina Time Slip Jiken,
Capricorn и
Video Girl Ai.
Исекай — это только троп, после того как герой попадает в другой мир, там начинается свой сюжет, и грубо говоря, можно вынести момент попадания и возвращения домой за скобки, сюжет и персонажи ничего не потеряют. Итого в протопериоде авторы попробовали, и обычный исекай, и реверс исекай, и в мир духов, и в будущее и даже в игру (NG Knight Ramune & 40), но разворачивали с их помощью привычные сюжеты и не уделяли внимание адаптации персонажей. А вот дальше многое изменится. Уже сейчас в японском обществе перестанет быть интересной тема антимилитаризма и пацифизма, из-за чего космооперы вымрут очень быстро. Послевоенные травмы сменит реальность с зажиточной жизнью, рутиной и появлением интернета. Бунт, в виде киберпанка, как реакция, уже нашёл форму, а вот эскапизм, в виде исекая, только начинает искать.
Полная статья на DTF (1983-1992)https://dtf.ru/anime/730115-protoisekay-1983-92
Жанр всё больше проявляет себя и в 92 году появляется выдающийся представитель —
«Двенадцать королевств». Первоначально ранобе, но успех позволил появиться и сериалу в 2002 году. История в данном произведении была глубже чем у прошлых представителей жанра, а происходящие события стали более продуманные и серьёзные. Но действительно интересным исекаем стал
«El Hazard: The Magnificent World» 1995 года, где в иной мир попали четыре героя. В тайтле представлен конфликт, где за королевство выступает протагонист, а за сторону зла борется его школьный соперник. Все это происходит на фоне глобального конфликта, но подаётся легко и с юмором. Противоположностью такого тайтла становится
«Здесь и сейчас». В сериале герой попадает в максимально не дружелюбный мир, где по всюду насилие и несправедливость. Тайтл отлично показал себя, люди хвалили поведение героев, которые поступали реалистично в тех или иных ситуациях, а также общий посыл аниме, из-за которого сериал сравнили с
«Могилой светлячков».
После 90-х годов количество заметных исекай-сериалов уменьшается, авторы отдают предпочтения другим жанрам, но появлялась парочка ключевых работ. Среди таких есть два произведения, которые не воспринимались мной как исекаи до недавнего времени. Первым является
«Приключения Дигимонов». Вторым аниме является
«Унесенные призраками». Так как в произведение отсутствуют привычные аспекты жанра, об этом не задумываешься, но главная суть — перенос в другой мир, в тайтлах присутствуют. Такие популярные представители аниме наверное оставил след в жанре, но в скором времени он уйдет в длительный покой.
840x468Знаменательным в данном периоде становятся нулевые, в которых одновременно выходит аниме
«.hack» и ранобе
«Sword Art Online». В обоих случаях речь шла о попадании в мир игры и дальнейшей жизни в ней. SAO проявит себя позже, а пока именно hack получал внимание большинства. Сериал отлично встретили, хваля за выдающуюся, на тот год, рисовку, продуманный мир и сюжет, критике же подверглась неспешность и местами хаотичность в повествовании. Среди же ранобе, фурор произошёл в 2004 году, когда вышло
«Подручный бездарной Луизы». История о совместных приключениях иномирца и девушки по имени
Луиза настолько понравилось публике, что продажи были крайне успешны, а аниме адаптация не заставила себя долго ждать. Луиза популяризировала жанр исекай среди ранобе, а где востребованные ранобе, там и адаптации.
958x536И вот начинается тишина, периодически появляется продолжение ".hack" в виде ova и второго сезона, происходит это параллельно с выходом 4 сезонов Луизы, но других заметных сериалов не было.
А затем начинается рассвет жанра.
SAO,
Log Horizon,
Overlord,
No Game No Life,
Kono Subarashii Sekai ni Shukufuku wo,
Re:Zero и т.д.
Когда исекай стал своего рода брендом, многие авторы поняли, как можно продать посредственный продукт. В этот период начинается эксплуатация жанра по крупному, выходит множество сериалов которые ни чем не выделяются, но пытаются заполучить свой кусочек благодаря причастности к исекаем. Появляются мелкие отличия, которые выпячиваются в название и позиционируются как киллер фишка сериала, из-за которой его стоит смотреть. Многие исекаи начинают эксплуатировать фансервис, привлекая внимание аудитории. Хорошие сериалы всё ещё появляются, но половина из них это продолжения.
1200x666