И может показаться странным, что на родине он сделал себе имя благодаря лёгкой спортивной манге «Явара», опубликованной в сэйнэн-журнале, с главной героиней, которая на протяжении многих лет была национальной иконой. Причём, довольно интересна история возникновения этого феномена. Ещё не очень известный Наоки Урасава хотел нарисовать мангу о медицине…
Впоследствии Урасава не раз говорил, что «нацарапал» всю «Явару!» во время этой встречи за 30 минут: начиная от персонажей и заканчивая сюжетом в общих чертах. Об аниме-адаптации этой культовой манги и пойдёт речь в данной рецензии.Я разговаривал со своим редактором, и мне было интересно написать о чем-то в области медицины, например, нечто вроде MonsterМонстр/ Но, как вы понимаете, сцены медицинских операций могут вызвать множество красных полос [о цензуре редактора]… Вот почему редактор был очень осторожен, а сама встреча была очень серьёзной. Поэтому во время той встречи я мог сказать, что лицо редактора было очень суровым, и он явно не выглядел очень счастливым.
Ему очень нравился профессиональный бейсбол, как и многим японским мужчинам. Он большой поклонник Fighters, поэтому очень энергично рассказывал об этой команде, но на встрече не было такой энергии. Так что я сказал в шутку: «Почему бы мне не написать что-нибудь о женском дзюдо?». В этот момент он поднял глаза с искрой в глазах: «О! В самом деле?!». Я действительно хочу, чтобы редакторы были счастливы, мне нравится их положительная реакция была положительной.(Наоки Урасава)
Уже из завязки видно, чем «Явара» отличается от большинства спортивных аниме, разрывая некоторые шаблоны и клише. И причина сего проста: Урасава упоминал, что «Явара!» задумывалась как пародия на Звезду Кёдзина Икки Кадзиваги. Однако читатели восприняли «Явару!» как свежий сюжет именно спортивной манги.
Во-первых, Явара – изначально гениальная дзюдоистка, в совершенстве владеющая всеми приёмами. Она укладывает соперников за мгновение. И это за 26 лет до Ванпачмена! Во-вторых, Явара совсем не хочет заниматься дзюдо, и тем более, участвовать в каких-либо соревнованиях. Она просто хочет быть «нормальной девушкой», быть интересной симпатичным молодым людям, научиться готовить вкусные блюда и поступить в колледж, который не имеет ничего общего с соревновательными видами спорта, звести подруг. Золото на олимпиаде – мечта её дедушки Дзигоро, но не её самой. Отчего, в-третьих, значительная часть сюжета проходит вне спортзалов и посвящена поиску героиней собственного пути в жизни и отношениям с семьей, подругами, мужчинами. Причём, проблемы в личной жизни сильно отражаются на чемпионатах, что уравновешивает её непобедимость и заставляет иногда переживать за исход соревнований. Идеальное сочетание спорта и повседневности с романтикой делает «Явару!» очень близкой по духу работам Mitsuru AdachiМицуру Адати, и особенно, TouchКасание. Однако, в отличие от творчества Адати в жанре спортивной драмы, Явара как протагонист не стремится состояться и реализоваться в спорте. «Явара» – это тот редкий случай, когда герой не хочет быть самым лучшим и вообще кем-то значительным, а хочет быть самым обычным и радоваться самым простым вещам. В Яваре виден не какой-то гений дзюдо, хотя и эта точка зрения подаётся зрителю от лица репортёра, а именно девочка, а потом и юная девушка со своими капризами и проблемами. Причём, к финальной арке будет хорошо показано, что у непобедимости Явары есть свой «секрет», который сама героиня не осознавала. И этот «секрет» очень уж в духе работ Адати.Наверное… они (фанаты) очень привыкли к спортивной манге… им, кажется, нравятся моя манга за сцены побед и поражений. Они находят их довольно интересными. На самом же деле эти сцены должны были быть очень забавными. Но фанаты находят их трогательными, поэтому я в небольшой растерянности. (Наоки Урасава)
Инокума Дзигоро – дедушка Явары, пятикратный национальный чемпион по дзюдо, 7-й дан. Очень громкий и харизматичный старик – сейю Ichiro NagaiИтиро Нагаи постарался на славу. Собственно, заглавие с восклицательным знаком - это самая частотная фраза в аниме, принадлежащая именно Дзигоро.
Как и всякий дедушка, Дзигоро любит рассказывать о своей жизни при любом удобном случае. Причём, сложно понять, где в его рассказах истина, а где ложь… хотя в кадре после рассказа мелькают намёки.
Любит поесть. Мужская ветвь семьи Инокума (ино – свинья, кума – медведь), будто бы олицетворяет стереотип, что путь к сердцу мужчины лежит через желудок.
Имя Дзигоро, скорее всего, дано по аналогии с основателем дзюдо Дзигоро Кано – выдающимся спортивным педагогом. Также на это указывает любовь Инокумы Дзигоро повышать свой дан до 8-го, 9-го и даже 10-го: Дзигоро Кано не имел никакого дана, так как сам их присваивал, и при этом неоднократно говорил о возможности присуждения 11-го и даже 12-го дана помимо классических 10-и за огромный вклад в развитие дзюдо. Причём, только у Инокумы Дзигоро (ну и у ещё 1-го персонажа) дан не определить даже формально: он носит чёрный пояс (1-5 даны) – этикет вне поединков для высших данов (6-10).
Дзигоро подрабатывает на старости врачом. Возможно, профессия выбрана не случайно. Согласно одной из легенд, принципы дзюдо сформулировал врач Сиробэй Акияма. Однажды, прогуливаясь рано утром по саду, он заметил, что ветки больших деревьев сломаны вчерашним снегопадом, и только маленькое деревце гордо стоит как ни в чем не бывало: его ветки сбросили тяжесть, прогнувшись к земле, и выпрямились вновь. Увидев такое чудо, Акияма воскликнул: «Победить, поддавшись!»
Привычка Дзигоро забывать имена людей (и не сильно придавать людям значения) заимствована у матери Саманты из сериала «Зачарованные».
Коронная фраза старика: «Дзюдо сформировалось не за один день» - перефраз английской пословицы «Рим был построен не за один день» (перевод франц. выражения Rome ne fu pas faite toute en un jour из сборника Li Proverbe au Vilian 1190 г. дан в книге Джона Хейвуда «Диалог, определяющий силу всех пруэров на английском языке» 1536 г.). Как и оригинальная пословица, слоган Инокумы Дзигоро означает, что для создания грандиозных явлений нужно время, а в контексте произнесения: «чтобы освоить искусство борьбы, нужно время и упорство».
Дзигоро – комичный персонаж от начала и до конца. В его арсенале ирония и сарказм, языковые каламбуры, яркий артистизм и беспредельная фантазия, плохая память, а с ней преувеличение и передразнивание. Любую сцену он своим появлением способен превратить в лёгкую комедию и удачно разбавить повседневность или любовную драму. Лучший мужской персонаж сериала.
Дедушка Явары впоследствии стал настолько интересен Урасаве, что мангака создал отдельную серию «Дзигоро!», не раз отзываясь о ней, как об одном из своих любимейших творений.
Инокума Кодзиро – национальный чемпион по дзюдо и отец… родной человек Яваре, который, однако, не стал воспитывать дочь, а пошёл скитаться и совершенствовать своё дзюдо. Загадочная личность добрую половину сериала. И, собственно, одна из главных проблем этого аниме.
Тут есть такой момент, что мать Явары знала, за какого человека выходила замуж, и легко переносит порыв мужа (в отличие от Явары). Причём, ждёт его возвращения, но, по большей части, всё же ищет его (зачем? Он же сам ушёл?), оставляя дочь на попечении деда. И это называется родители! Причём, в аниме эта семейная ситуация подаётся, как какая-то идиллия для всех, кроме Явары. Вот как жена оправдывает нерадивого мужа перед дочерью…
Ну да, дзюдо куда важнее воспитания дочери! Чего только стоят речи матери Явары о любви и понимании без слов на расстоянии. Это было бы красиво, когда бы не было Явары, испытывающей комплекс неполноценности и недостатка отцовского внимания.
Собственно, каковы проблемы с образом Кодзиро.
спойлер
Я догадываюсь, что хотел выразить Урасава, изображая это поколение семьи Инокума: образ японской патриархальной семьи, где мужчина посвящает себя делу жизни (воспитание детей – не его степь), а женщина занимается детьми и ждёт его возвращения. И, действительно, с приходом матери Явары возникает некая аура уюта, её речи по-женски снисходительны, да и Явара не чувствовала недостаток её внимания. Ко всему прочему, отсутствие родителя закидывает удочку для внутреннего конфликта Явары. Но, в любом случае, Урасава, конечно, намудрил с этой семейкой.Во-первых, функционал антагониста, который возникает из ниоткуда и подчас также элегантно исчезает. Во-вторых, мотивация. Нет, он ушёл из дома не потому, что обиделся на пятилетнюю дочь, так как она кинула его на спину (иппон). Я не буду здесь обсуждать бредовость самой этой ситуации (параллель с Моцартом; однако музыка и спортивные единоборства – вещи разные). Он ушёл оттачивать своё мастерство, так как… нашёл в пятилетней девочке перспективного соперника. Додуматься до такого бреда надо ещё постараться. Кодзиро воплощает собой трудолюбивого, но бесталанного ремесленника, когда его отец Дзигоро и дочь Явара – одарённые гении. Моцарты и Сальери! На первый взгляд необычный и интересный конфликт, но если немного подумать, то станет понятно, что в его основе – зависть и гордыня, которые подаются в рамках нормы. И тут возникает третья проблема – постановка и развитие темы таланта vs старания и упорства. Кодзиро – вспомогательный элемент в данной теме, но никак не основной двигатель, каким его явно хотел сделать Урасава. Данный персонаж преподносит эту тему зрителю на блюде: мы знаем о факте его ухода, но не видим каких-то тренировок, мы слышим его редкие речи, полные восхищения талантом дочери и желанием одолеть его, однако сам герой довольно амёбен по сравнению с тем же Дзигоро. В-четвёртых, нам показали спортсмена, спортивного тренера, но не отца, отчего этим персонажем сложно проникнуться. Даже когда его дочь победила в национальном турнире в финале сериала, он так и не встретился с ней, продолжая ставить себя в положение желанного пирога, который надо ещё постараться откусить. Да, он даёт свои координаты и говорит о готовности к встрече, однако не чувствуется его чисто отцовского отношения к дочери. Почему она должна искать с ним встречи?
Инокума Явара – милая девушка, которая с детства интенсивно занимается дзюдо под руководством гениального и опытного дедушки Дзигоро.
Её имя навеяно знаменитой в своё время в Японии песней о дзюдо «Yawara» Хибари Мисоны (да, как в случае и с «Касанием» Адати!).
Всем сериалам, которые используют шаблонные черты характера своих женских персонажей в отчаянной попытке добиться расположения публики, следовало бы обратить внимание на лёгкость, с которой Явара крадёт каждую сцену. Явара – это не конструкция характера; она будто живая, дышащая девушка. Да, Явара крайне очаровательна. Вот доказательства.
960x720960x720960x720960x720960x720960x720960x720960x720960x720960x720960x720960x720960x720960x720960x720960x720960x720960x720960x720960x720960x720960x720960x720960x720960x720960x720960x720960x720960x720960x720960x720960x720960x720960x720960x720960x720960x720960x720960x720960x720960x720960x720960x720960x720960x720960x720960x720960x720960x720960x720960x720960x720960x720960x720960x720960x720960x720
Но, что куда интереснее, Явара представляет собой беспорядок противоречивых импульсов: подростковый эгоизм, юношескую наивность, неизбывную тоску по отцу, ворох желаний о прекрасной поре юности и, в конечном счёте, искреннюю доброту. Явара – это героиня, в которую веришь (по Станиславскому), даже если она вас раздражает, это героиня, которой проникаешься с первых серий и за которую хочется болеть – будь то успехи в любви или на татами.
Так же очень интересно то, что Явара очень женственна с точки зрения социальных патриархальных традиций, тогда как для аниме в целом больше характерны сильные женские персонажи. В ней сочетаются нерешительность и ожидание инициативы от мужчин, почти детская наивность, любовь к домашним делам и чистоте (уборка комнаты Косаку), внимание за собой и простой, но очень элегантный стиль в одежде (её гардеробу позавидуют большинство аниме-героинь), некая капризность и переменчивость: то «не буду выступать в соревновании», то «я выступлю» после уговоров – чего зритель редко прощает мужским персонажам, вроде Shinji IkariСиндзи Икари. Женственность проявляется не только в характере и поступках, но даже в чисто женских ужимистых позах (даже в дзюдоги она сидит, будто на ней надета короткая юбка), а внимание к таким деталям, вроде завязки части волос резинкой и т.п. перед соревнованием только усиливают этот эффект.
Помимо главной героини Явары, мы часто видим историю с точки зрения спортивного репортёра Мацуды Косаку, который недавно начал свою карьеру, приехав из пригорода Японии, чтобы писать для средней спортивной газетёнки «Ежедневные спортивные новости» в Токио. Он с детства обожает спорт, но природа не одарила его соответствующими задатками. Поэтому его мечта – написать статью о восходящей звезде спорта. Однажды Мацуда становится свидетелем того, как Явара останавливает воришку идеально выполненным броском дзюдо. Увидев, как миниатюрная девочка в мгновение повалила мужлана, Косаку, знающий толк в спорте, сразу смекает: вот она, его долгожданная звезда, которой суждено зайти на спортивный Олимп. С этого момента молодой репортер начинает следить за жизнью Явары, ожидая её дебюта в чемпионатах и развития профессиональной карьеры, дабы самолично рассказать о её таланте всему миру.
Начнём с того, что у Косаку необычайно реалистичная мотивация от начала и до конца, от которой пляшут все остальные кони. Во-первых, её корни: спортивная карьера Косаку изначально была не перспективной в силу отсутствия задатков к спорту, как бы он ни старался. Во-вторых, несмотря на это, его любовь к спорту не пропала; вместо личной карьеры он стал мечтать запечатлеть чужую – и его чувство искренне, что мы видим с самого первого столкновения с Яварой. Я не буду здесь подробно изливать тексты о философии и этике восхищения, лишь кратко выскажу мысль большинства писателей на эту тему: восхищение кем-то – не порок, проблема в том, кем восхищаться и какие плоды для тебя и окружающих даёт это восхищение. В случае с Косаку восхищение Яварой – хорошим человеком и феноменальной дзюдоисткой – приносит плоды как ему (воплощение мечты), его газете (феноменальные продажи и авторитет), так и самой Яваре, хотя поначалу кажется, что его статьи только мешают ей жить обычной жизнью, делая из неё объект для сенсаций и соперничества. В-третьих, именно из этой мотивации произрастает основной внутренний конфликт Косаку: между мечтой и чувствами. Начнём с того, что Косаку разрывается между своей мечтой сделать из Явары суперзвезду, т.е. что хорошо для него, и мечтами Явары быть обычной девушкой, тем, что, как она считает, лучше для неё. Так же его чувства разрываются между Яварой-спортсменкой и Яварой-девушкой. По мере того, как развивается второй конфликт, усложняется и первый. Каждый раз ситуация подкидывает Косаку выбор, и то, как он действует – непредсказуемо: то импульсивно, на эмоциях, то рационально, думая о Яваре, о том, как для неё лучше, взвешивая за и против, – позволяет воспринимать его живым человеком. Он сам и его чувства размеренно развиваются. При этом даже при получении опыта на его действиях сказываются различные факторы, вроде обстоятельств или эмоций: он не какой-то герой сёнэна, который выучил урок и больше не наступает на грабли 100 с лишним серий, что только добавляет реалистичности образу.
Недостатки? Да, есть один. Нерешительность. Именно эту черту часто упоминают, когда описывают, что их бесит этот персонаж. Будь то поведение с истеричными девушками или признание в чувствах, Косаку необычайно мягкотел. Но не думайте, что вы первый, кто это заметил, и, тем более, предъявлял автору. Однако Урасава всех опередил с объяснением ещё на старте. Он сказал, что, поскольку сам не является героической личностью, то ему очень трудно изображать сильных волевых персонажей. А изобразить Явару и Мацуду, которых он описал как «очень хороших второстепенных персонажей» (Урасава считал, что ему лучше удаются второстепенные герои), было особенно сложно. Я считаю, что Мацуда хорошо получился, даже несмотря на частые приступы глупости и нерешительности, которые будто тянут хронометраж – этим он может раздражать (как и любой человек), но упрекнуть его в какой-то ходульности, как в случае с образом Инокумы Кодзиро, сложно.
Хонами Саяка – «соперница» Явары, гениальная спортсменка, которая уже покорила многие виды спорта, но всегда быстро уставала, так как не чувствовала ни соперничества, ни сложностей. Однако встреча с Яварой всё изменила: она нашла себе нелёгкий спорт и противника, достойного победы.
Надо сказать, Саяка – отличный источник юмора и очень любопытный персонаж: она избалованная, дерзкая и раздражающая наследница владельца одной из богатейших японских корпораций, абсолютная королева во всех видах спорта, однако в дзюдо, несмотря на то, что она всегда самодовольно заявляет о превосходстве, ей нужно очень постараться, посвятить всё своё время тренировкам, чтобы на равных соревноваться со своим соперником, спортивным гением Инокумой Яварой. И довольно забавно, что, когда Саяка надевает дзюдоги и забирается на татами, то ощущается достойной быть главным спортивным героем этого сериала, в отличие от непобедимой Явары.
Это ощущение аналогично тому, как вы болеете за GarouГаро в манге One Punch-ManВанпанчмен, предвкушая его эпичное столкновение с непобедимым главным героем. И этот эффект усиливается на протяжении всего аниме: каждый раз очередное поражение от Явары только усиливает решимость Саяки побороть-таки нахальную (с её точки зрения) соперницу. Причём, соперницу не только на татами, но и в любви. Но об этом чуть ниже.
Тренировать гордую и заносчивую Саяку выпала часть сердцееду, бабнику и молодому мастеру дзюдо Казамацури Шинноске. Но что более важно, он является страстью Явары и Саяки (и нескольких других статисток по всему сериалу), и даже иногда оказывается ответственным за то, чтобы Явара занималась-таки дзюдо. Шинноске, так же, как и Косаку, хочет, чтобы Явара блистала на татами, однако его внутренний конфликт проще: меж двух женщин. Этот конфликт даёт как драматическую, так и комическую линию этого персонажа в сериале. Причём, сразу оговорюсь, что комическую сторону персонажа нельзя назвать смешной, скорее, забавной в силу клишированности и однотипности, но и только. В общем, Шинноске – этакий Феб, оказавшийся между прекрасной Флёр де Лис, с которой помолвлен, и обаятельной и яркой Эсмеральдой, к которой питает чувства, а его страдальческие монологи напоминают арию «Истерзанный» из мюзикла «Нотр-Дам де Пари» (1993).
А так как нам дана характеристика этого персонажа через любимую строчки Шинноске из элегии «Аннабель Ли» Эдгара Аллана По, то несложно догадаться, к какому решению он склонится. Правда, итоговый результат ошеломляет (в плохом смысле).
На самом деле, это очень важная характеристика, которая задаёт персонажу хоть какой-то глубины (хотя скорее, мели). Мир для Шинноске – этакий сад, а женщины розы – чьим ароматом он наслаждается, как ребёнок. Впоследствии герой сам комментирует цитату……И, любовью дыша, были оба детьми.
В королевстве приморской земли…
Но любили мы больше, чем любят в любви.
Правда, со слов Шинноске, получается, что он этакий пушкинский Дон-Жуан, который ищет свой идеал любви (если верить словам такого прохвоста). И он находит его в Яваре. Однако это тот редкий в аниме случай, когда нужно судить не по словам, а по делам. С одной стороны, мы видим через рефлексию персонажа, что его чувства искренни, а намерения быть с Яварой во второй половине сериала серьёзны, с другой – сложно поверить, что такой дамский угодник легко откажется от привычного образа жизни. И дело не в том, что такого в жизни не бывает, а в том, как изображают «прикипание» героя к Яваре – не очень убедительно. Зритель слышит чувственный самоанализ Шинноске, видит деликатные ухаживания за Яварой, при этом данный субъект постоянно пропадает в силу сюжетных обстоятельств, а его привычный образ жизни и метания между Саякой-Яварой толком не меняются. Как верно замечает Дзигоро своим классическим каламбуром, Казамацури – флюгер.
И то, что Шинноске начал испытывать чувства к Яваре, не меняет картину в целом, ибо сам герой не преодолевает штамп «ветренного красавца» сентиментальных произведений. Ему как персонажу явно не хватает глубины и развития. Шинноске не хочется симпатизировать. А потому не хочется и болеть за то, чтобы Явара осталась в итоге с ним.
Таким образом, у нас получается любовный квадрат – куда более гибкая в плане развития система конфликтообразования: Явара-Косаку-Саяка-Шинноске. Однако это не помешало Урасаве облажаться в переходе к финальной стадии развития любовных линий. Причём, слабым звеном оказывается именно Шинноске. Но об этом чуть позже. Сейчас же внимательнее рассмотрим характер любовного квадрата.
Вот у нас есть Явара. И вот ей встречаются молодые люди, в обществе которых она проводит время. С одной стороны, простой, нерешительный, язвительный и бедноватый неряха-репортёр Косаку, который её преследует, делает популярной против её воли, но при этом оказывается рядом в нужные моменты, чтобы помочь с какой-то внешней причиной. С другой – обаятельный, галантный, умный и красивый Шинноске, который всегда готов утешить Явару, психологически поддержать, да и в обществе которого ей приятно находится. С точки зрения чувства комфорта Шинноске предпочтительней – на этом и делается акцент в первой трети сериала. Однако постепенно виднеется неискренность и бесхребетность Шинноске. Там, где Косаку мчит на своём мотоцикле к Яваре или с Яварой, забывая и о работе, и о коллегах, Шинноске не может ослушаться Саяку, ибо это… его работа, как он оправдывается. А уж когда в третьей трети сериала, наконец-таки, до конца раскрывают, что же за человек такой Косаку, чем он живёт, каковы его отношения с семьёй и почему карьера Явары для него так важна – все зрительские симпатии в отношении этого треугольника на стороне репортёра. Шинноске же таким бэкграундом обделён. Мы видим его страдальческую рефлексию, однако его образ жизни бабника так и не меняется, отчего сам конфликт персонажа набивает оскомину уже к середине, а дальше мы можем только догадываться, как же у него всё сложится с Саякой. Итак, первая проблема – непроработанность образа Шинноске.
Вторая проблема (не сильно критичная) заключается в Саяке, а именно в её отношении к Шинноске. Её чувства возникают внезапно. Зрителю просто бросают этот факт в лицо. Такое ощущение, будто Урасаве было озарение: а не осложнить ли повседневность любовными перипетиями, - и он, недолго думая, взял и реализовал.
Проблема третья – чертик из табакерки под названием Кунико Кага, единственная роль которой – вставлять палки в колёса отношений Косаку и Явары.
Мало того, что это крайне плохой функциональный персонаж, так она ещё и невероятно отталкивающий образ: капризная, истеричная манипуляторша, которая влюбилась в Косаку, потому что… он был с ней груб (садомазахизм!). Косаку ведётся на её детские манипуляции плачем в духе: «нет, папа, а я хочу, чтобы было по-моему!».
Причём, (и это четвёртая проблема) Явара никак не пытается прояснить для себя их отношения, или хотя бы свои с Косаку – главгероиня выдумывает на основе увиденного и услышанного, а потом после очередного акта героизма Косаку забывает свои выдумки, будто ничего не видела и не слышала… а потом опять вспоминает: «точно! Он же с Кагой встречается!» (как и «Точно! Шинноске – жених Саяки!»). И так десяток раз за 100 с лишним серий! Чувствуете, чем пахнет? Сценарной ленью! Как можно было сделать лучше? Либо не вводить этого персонажа (Кагу), а лучше поработать с образом Шинноске, чтобы зритель разрывался между ним и Косаку не хуже Явары, либо же придать ей глубины, возможно даже драмы, скелета в шкафу; нет, не для того, чтобы зритель ей сочувствовал (хотя и это можно бы было), а для того, чтобы зритель понимал, что она тоже непростой художественный образ со своими желаниями, амбициями и прочим, и что её психи не с потолка берутся. В общем, это кошмар!
Проблема пятая (и самая главная) – финальный акт любовных перипетий. Знаете, как Урасава решает проблему любовного уже пятиугольника? Выбросив двух лишних в последней серии! Это приём deus ex machina по-древнегречески… разве что Урасава как демиург не спускается сверху на сцену на специальном механизме и не говорит: «Так, ты здесь не нужна. Брысь! А ты, на самом деле, любишь её», и не поднимаясь обратно, но ощущается всё именно так. Вот что называется, сюжет за 30 минут!
Что касается отношений Саяки и Явары, то тут прослеживается явная параллель с Hikaru no GoХикару и го (Yumi HottaЮми Хотта вдохновлялась «Яварой»?). Саяка просто одержима Яварой, постоянно думает о ней…
Наслаждаться юностью? Зачем? Когда можно убить годы в спортзалах и месяцы шастать по лесам лишь для того, чтобы изредка поваляться с Яварой на татами. А Яваре остаётся только недоумевать, чего она так бесится при виде её.
С основным составом покончено. Теперь перейдём к важным второстепенным персонажам.
Чрезвычайно эмоциональный и энергичный ветеран клуба дзюдо средней школы, в которой учится и главгероиня, Каору Ханазоно – один из мотиваторов Явары заниматься дзюдо в любой момент. Он меняется на протяжении всего сериала и в конечном итоге составляет вместе со SPOILER «лучшую семью японской поп-культуры».
Поначалу является комичным персонажем. И вместе с Дзигоро составляет этакий театр «Букэ и Цукоми» (западная калька – C3PO и R2D2 – тупой и одергивающий). Но, когда к 60-м сериям к Ханазоно подключаются родители Ито Фудзико, то это великолепное трио даёт лучшую комедийную часть аниме-сериала.
В линии поведения этого трио чувствуется влияние семейных комедийных западных сериалов 80-х.
Ито Фудзико впервые появляется на продвинутой стадии сюжета. Встретившись с Яварой в колледже, они в конечном итоге становятся лучшими подругами. И знаете, уже на моменте её появления моё сердце остановилось. Таких трогательных персонажей я в аниме видел редко. Но это субъективное мнение.
Фудзико – крайне разносторонний образ. Она и забавная героиня, разбавляющая повседневность простенькой комедией, но при этом и трогательный драматический персонаж. Очень хорошо обыгран её большой рост. Её личная драма балерины трогает за душу и даёт ей, действительно, прекрасную мотивацию поддерживать новую подругу, болеть за неё на матчах, а потом и самой приобщиться к дзюдо. Причем, именно Фудзико ответственна за то, чтобы Явара всё-таки не бросила дзюдо. Также Фудзико – отличный спортивный герой. За неё, действительно, переживаешь, ибо она не такая непобедимая, как Явара. Чего только стоят сцены переживаний её первых поражений. Ну и любовная линия Фудзико лучше… чем у кого бы то ни было в этом сериале. Причём, любовная линия завершённая и даже показанная дальше, чем в сказках. В общем, Фудзико как художественный образ побеждает Явару по всем статьям: и в комедии, и в драме, и в спорте, и в любви. Думаю, будет не голословным заявлением сказать, что Ито Фудзико с её избранником – это лучшее, что есть в этом сериале.
Так, с важными второстепенными покончено. Теперь кратко упомяну массовку.
Джоди Рокквел – канадский чемпион мира по дзюдо на момент знакомства с Яварой и её первый серьёзный соперник, обеспечивающий первый (из 3-х) интересный поединок с участием Явары. Очень милая и забавная девушка немалой весовой категории. Ну прям солнышко! Постепенно становится хорошей подругой и вечной соперницей Явары, а также очередной причиной заниматься дзюдо.
Правда, несмотря на обещание Джоди встретиться на мировой арене, которое канадка пытается всеми силами сдержать, Явара подчас чихать на это хотела, когда ей опять вздумалось бросить дзюдо – это один из сигналов эгоизма Явары, однако неидеальность и делает её такой «живой».
Анна Телесикова (Терешкова) – соперница Явары из СССР. Этакая женская версия образа Дольфа Лунгрена из фильма "Рокки 4" – какая-то клюквенная клюква.
В-третьих, несмотря на то, что поначалу её образ подаётся в духе клюквенного антагониста из Рокки 4, который постоянно калечит Джоди или других бойцов хитрыми приёмами и пользуется слабостями при любой удобной возможности, Дзигоро быстро реабилитирует Телесикову, говоря довольно-таки разумные вещи: «Дзюдо – это жестокий спорт. Наносить травмы и использовать лучшую возможность для победы – обычное дело. Настоящий боец, которому хватило духу выйти на татами, должен быть готов к такому». Ну и, в-четвёртых, клюквенному с виду второстепенному (скорее даже, третьестепенному) персонажу завезли мотивацию! Причем, ещё когда нам показывают Телесикову в первый раз. Вот, что она говорит, увидев матч с Яварой: (и тут вы можете наблюдать ляп с цветом глаз, которые во второй половине голубые).– Телесикова-сан, прокомментируйте вашу победу. У вас был какой-то план?
– С самого начала у меня был план. И я его придерживалась. Исход боя был предрешён ещё до того, как я вышла на татами.
И впоследствии она не раз оговаривается после очередного поражения Яваре: «Мне кажется, что десять лет моих упорных тренировок были не зря», «Она открыла мне глаза… да, мне есть куда ещё расти», «Отдых? Пожалуй, я откажусь. Мне нужно готовиться к следующему турниру».
И сравните с мотивацией главной соперницы по версии Урасавы…
Если честно, я надеялся, что именно Телесикова, ну или Джоди, будет финальной соперницей Явары (в манге так и есть). По крайней мере, они достойные этого образы. Однако финальный бой с Саякой вышел на славу – третий интересный поединок с участием Явары.
Также имеется команда по дзюдо, собранная Ито из сокурсниц и тренируемая Яварой.
Они очередное комическое облегчение сериала. И довольно хорошее. У каждой свои комические фишки, которые исходят из их недостатков или желаний. С точки зрения мотивации у нас тут герои «Волшебника изумрудного города»: Ёко Минамида хочет бросать мужчин (буквально), которые осмелятся её бросить (фигурально), Кёко Хикагэ (Кён-Кён – тень) – болезненная девушка, которая желает стать здоровее во всех отношениях, Саюри Ёсинагава хочет похудеть, а Мари Ода (Мэрилин) хочет уметь постоять за себя в ситуации с приставаниями, хотя ей не раз намекали о более простом способе решении проблемы – одеваться скромнее. Каждая из них поверила, что дзюдо, как Оз (или Гудвин) великий и ужасный, решит их проблемы.
«Явара» посвящена такому виду спорта как дзюдо. Дзюдо дословно - «Мягкий путь». В отличие от бокса, карате и других видов единоборств с преобладающей ударной техникой в стойке, основу дзюдо составляют броски, а также болевые приёмы (только на руки) и удушения. От других видов борьбы (греко-римская, вольная) дзюдо отличается меньшим применением физической силы при выполнении приёмов и большим разнообразием разрешённых технических действий. Так как в основе дзюдо лежат не сила и грубость, а ловкость и гибкость, а также принципиальное использование силы соперника, это единоборство пользуется заслуженной популярностью среди девушек. К тому же, сам основатель Дзигоро Кано много раз отмечал, что духу дзюдо больше соответствуют гибкость, податливость и ловкость девушек, нежели мощно развитые мышцы мужчин.
Что представляет из себя женское дзюдо, можно увидеть в этом видео.
Хотя сериал гораздо больше интересуется романтикой и стремительным взрослением Явары, по крайней мере номинально, это спортивное аниме. Да, несколько эпизодов могут пройти вообще без поединков дзюдо, однако в сериале почти всегда есть хотя бы немного тренировок (или раздражение Дзигоро по поводу того, что Явара не так много тренируется, как он считает нужным). Мы начинаем с тренировок в додзё Инокумы, у нас будет немного дзюдо в старшей школе, затем серия приобретет очень большой размах, появляются новые соперники, желающие победить Явару, и мы заканчиваем турнирами всех видов, даже конкретными для мужского дзюдо, соревнованиями без разделения по весовым категориям, с международными участниками и даже женскими турнирами без главной героини. Имеется несколько по-настоящему захватывающих поединков по тем или иным причинам: некоторые очень забавные, некоторые напряжённые, так как был возможен любой результат, а некоторые, действительно, захватывающие.
Очевидно, что самые интересные матчи – это те, которые посвящены Саяке, потом и женской команде под руководством Явары, а то и вовсе Ито Фудзико, тогда как матчи Явары больше связаны с эмоциональной подоплёкой, чем с действием или напряжением.
Что касается изображения дзюдо в аниме «Явара!», то в сравнении с другими образчиками жанра можно сказать, что оно скучное. Причём, изображение спорта куда менее затейливое, нежели в спортивных драмах Адачи, где основной акцент делается на повседневности. Почему скучное и незатейливое? Потому что анимации боя как таковой в этом аниме вы практически не увидите. Сериал «Явара» – это невероятно дотошная экранизация манги в плане постановки спортивных сцен, где те же кадры, к которым добавили эффекты дрожания камеры, панорамирования, наплыва и т.п. Вот, например, одна из немногих анимированных сцен – поединок Явары с Хрущёвой. Но вглядитесь, насколько кадры аниме соответствуют рисункам манги.
Урасава начал писать мангу в 1986 году, когда женское дзюдо вообще не было популярным. Когда же манга закончилась, в Японии была настоящая олимпийская медалистка Риоко Тани. Рёко стала 7-кратной чемпионкой мира и пять (победных) раз была на олимпиаде. Первое чемпионство было получено ей в 18 лет, прямо как в сериале, тоже в весе до 48 килограммов, поэтому за спортсменкой закрепилось прозвище Явара-чан. Единственный раз Рёко уступила сопернице на олимпиаде 1996 в Атланте, после чего не знала поражений до 2008 года.
Хотя имеются некоторые ситуации, которые очень неудобны для современного европейского зрителя. Например, изображение традиционности и патриархального уклона японской культуры. Европейского зрителя может несколько коробить факт того, что без дедушкиного дозволения Явара даже не может устроиться на работу или фраза её матери о профессии домохозяйки. Но стоит помнить, что это аниме о Японии 80-х – 90-х. В Японии и поныне женщины дарят мужчинам подарки в праздники, а при входе в магазин сначала обслужат мужчин, женщины же смиренно ждут своей очереди… и много чего ещё.
В «Явара!» безупречно сочетаются романтика, юмор, жизненные препятствия и спортивные интриги. Это мастер-класс откровенного развлечения, сделанного на хорошем уровне. У него нет высоких амбиций, никаких манипулятивных мелодраматических наклонностей, только искреннее желание развлечь зрителя и непоколебимая вера в то, что самая обычная жизнь и самые простые персонажи способны сделать это. Набор правдоподобно милых чудаков и взгляд на комический дискомфорт придают юмору в сериале некоторую ламповость, поскольку история неторопливо перемещается от одного горько-сладкого осложнения к другому. Некоторые юморески могут набивать оскомину за большое кол-во серий, особенно когда речь идёт о выпадающем вставном зубе Саяки или о нарциссическом поведении Казамацури, но каких-то негативных эмоций это вызывать не должно. Последствия самоотверженного вмешательства Косаку и крайне ранимой романтической наивности Явары чётко наблюдаются, и ни Урасава, ни режиссер Hiroko TokitaХироко Токита не склонны делать эмоциональные дешёвые кадры, чтобы манипулировать зрителем.
Теперь о больном. Финал аниме, в отличие от манги, открытый. Концовку сериала по времени и сюжету пытались приурочить к летней олимпиаде 1992 года в Барселоне, но не уложились в график. Видимо поэтому к последней серии главная интрига не раскрывается. Так что практически все точки над i расставляются в последующем полутрачасовом спешале Yawara!: Zutto Kimi no Koto ga...Явара! Поездка в Атланту, который вышел только в 1996 году, приуроченную к той самой олимпиаде 1996 года в Атланте. Но это плохое завершение: сделали так, будто Явара хотела попасть не в Барселону, а Атланту (даже интроспективные сцены из последних серий сериала подредактировали), меняются характеры некоторых персонажей. например, Косаку вдруг стал куда более решительным, а Телесикова внезапно стала открыто-дружелюбной с Яварой, когда в сериале молча сверлила её взглядом и т.п. Как это согласуется с финалом манги? Сами посмотрите.Принято считать, что манга проста, но я стараюсь проявлять различные тонкости, чтобы показать драматические выражения и передать эмоции. Вы не найдете двух одинаковых выражений. (Урасава)
Вроде бы всё то же самое, только на баннерах Барселона 1992 года! А для изменения поведения персонажей имеются драматургические подводки, которые в сериал почему-то не попали. В общем, открытый финал аниме-сериала смотрится намного приятнее... и логичнее. Спэшл смотреть не рекомендуется.
Что хочется выделить в исполнении этого сериала…
Внешний образ персонажей (планы и кадры из манги изменены таким образом, чтобы лучше показать привлекательность Явары, самодовольство Саяки или нарциссизм Шинноске) отлично уравновешен вокальными данными сейю (почти каждый играет безупречно).
Несмотря на то, что общая графика и визуальные эффекты сериала, мягко сказать, скромные, художники и аниматоры максимально эффективно использовали теплоту традиционной cel-анимации. Сериал получился довольно ламповым: уклон в мягкий и успокаивающий жёлтый, а также органичное использование пастельных тонов (особенно коричневого) делают своё дело – несмотря на то, что цветовая палитра довольно ограничена (даже по сравнению с адаптациями работ Адати), это не бросается в глаза. Причём, дешёвые кадры используются в тех сценах, где их и рационально располагать: дальние планы города, переходы между сценами, подводки к некоторым сценам и проч. Так что ограничения бюджета сериала никогда не становятся очевидными. Но даже если вы замечаете эти кадры, они совсем не режут глаз.
Ритм сериала во много раз медленнее, чем то, к чему привык современный зритель. Хотя и подинамичнее, чем в «Касании» или «Доходном доме Иккоку». При этом повествование необычайно лёгкое, а все серии связаны единым сюжетом, не давая и шанса прекратить просмотр. И зачастую это мягкие переходы, а не просто обрыв на середине какого-нибудь матча. Да и самих матчей не так много, хоть и много говорят про дзюдо – сюжет концентрируется на героях и их отношениях к дзюдо и друг к другу.
Однако музыка всё же имеется. И довольно приятная и органичная для повседневности.
Целевая аудитория: сэйнэн.
Из похожего: Hiatari Ryoukou!Какой прекрасный солнечный денёк!, TouchКасание, H2Х2, Cross GameПерекрёстная игра, Maison IkkokuДоходный дом Иккоку.
@Makizero@wafssg, Только Явара и Мастер Китон отличаются от его фирменной воды, которую можно наблюдать во всех дальнейших работах, словно скопированных друг с друга.@Пазу,@Winkel@Makizero, в Китоне Урасава был лишь художником. Историю писал Hokusei KatsushikaХокусэй Кацусика.@Makizero, явара и есть самая настоящая вода@Пазу@Winkel, это, скорее, риторический оборот.Его же обычно почитают за автора работ, вроде Монстра или Плутона.
@Winkel@Пазу, все большие авторы начинали с чего-то)честно говоря, мне сомнительно что явара была такой уж популярной как ты расписал, видела отсылки к ней только в сити хантере разве что (и то они примерн в одно время выходили). да и по продажам манги ей до того же слам данка сильно далеко.
@Пазу@Winkel, по крайней мере, в Японии она куда популярнее того же Монстра.Кто ж спорит. Кажется, в рецензии я эти манги не сравнивал. Но факт культовости описал в финале главы о дзюдо - не столько о популярности, сколько в плане спортивно-культурного значения.
Кстати, не находишь некоторое сходство старика Дзигоро, Makarov DreyarМакаров Дрейар и Jigorou KuwajimaДзигоро Кувадзима?
@Winkel@Пазу,а плутон и билли бэт для совсем ценителей так сказать)
пошло оно вряд ли с явары, скорее с дб какого-нить. да и вряд ли и с него - слишком уж расхожая тема.
@Пазу@Winkel, сам Дзигоро явно с мастера Роши списан, как и добрая свора ярких стариков в аниме. Я говорил о концепт-дизайне. Мастер Роши худой, насколько помню, и вёл себя своеобразно. Да поведение и манера этих персонажей (даже манера речи) в чём-то схожие.@Winkel@Пазу,думаю, он всех вот этих вот уделывает)
да и есть еще этот челик Danpei TangeДанпэй Тангэ - он уделывает вообще всех и еще и догоняет)
они все коренастые, суровые и "чутка странные". тот же мастер роши скорее изи гоин старичок)
@Пазу@Winkel, кажется, мы от громких и требовательных (даже забавных) усатых старичков-коротышек перешли к просто крутым аниме-старикам. Но да, соглашусь, Данпэй - крутой образ. Гэнджи почти не помню. Только по первым и последним сериям.@Winkel@Пазу,а вот Камогава куда более серьезный и даже трагичный образ (хотя тут они с данпеем посоревнуются). я тут вижу похожие фишки, которые просто шли и шли дальше, прийдя в итоге к фейрику и вот этому вот челу с яйбы, который вообще никакой вроде был.
@Пазу Я вроде не замечал у вас рецензий на мангу, но вообще у вас такие планы имеются? Если да, то какие бы работы хотели бы рассмотреть?@Пазу@wafssg, мангу буду затрагивать только в рамках аниме, как, допустим, в этой рецензии. Не более.@Пазу@Miyamoto_Musashi, рад, что понравилось. В эту рецензию я буквально вложил душу.@Miyamoto_Musashi@Пазу, это видно, есть смысл вкладывать душу в такое душевное произведение!