Last Exile. Первый обзор на последний тайтл уходящего 2021 года. Начать хочется с внешнего. Эстетика аниме это винегрет из двух или более жанров, под конец смешанные научной фантастикой. Характеризовать всё это дело можно следующим образом: стимпанк внутри, дизельпанк снаружи, а совсем рядом что-то не то фентезийное, не то космическое. От стимпанка тут очарование Старой Европы, от дизельпанка - очарование авиационной техникой Второй Мировой, внешним видом фюзеляжей и их содержимым, а также военным флотом Тихоокеанского театра военных действий. Вообще, в мире Last Exile авиация и флот потеряли какую-либо границу, самолёты и крейсера грозно и рьяно бороздят небесные просторы, радостной обстреливая друг друга торпедами и снарядами.
1366x768
Ближе к концу, когда больше внимания уделяют лорной составляющей, аниме вдруг становится космической оперой и научной фантастикой на тему утраченного дома, откуда и название - последним изгнанником оказался потерянный корабль колонистов с Земли. Если вам интересен фактический разбор Last Exile, то посоветую тогда его посмотреть самим, сегодня хочется больше поговорить о нарративе. Серьёзно, не стыдно советовать , как минимум, это красивое аниме, Рэндзи Мурата здорово задизайнил персонажей, их одежду, технику, которой они пользуются. Особенно технику, поскольку он не просто дизайнер, он промышленный дизайнер, это ощущается в технических мелочах, когда показывают работу какой-нибудь фигни. По-моему, я назвал достаточные причины чтобы заинтересовать вас на просмотр Last Exile. Если вы пришли после, то прошу идти дальше.
1366x768
Ближе к концу, когда больше внимания уделяют лорной составляющей, аниме вдруг становится космической оперой и научной фантастикой на тему утраченного дома, откуда и название - последним изгнанником оказался потерянный корабль колонистов с Земли. Если вам интересен фактический разбор Last Exile, то посоветую тогда его посмотреть самим, сегодня хочется больше поговорить о нарративе. Серьёзно, не стыдно советовать , как минимум, это красивое аниме, Рэндзи Мурата здорово задизайнил персонажей, их одежду, технику, которой они пользуются. Особенно технику, поскольку он не просто дизайнер, он промышленный дизайнер, это ощущается в технических мелочах, когда показывают работу какой-нибудь фигни. По-моему, я назвал достаточные причины чтобы заинтересовать вас на просмотр Last Exile. Если вы пришли после, то прошу идти дальше.
спойлер
Когда заканчивается вторая серия, то есть завязка истории, то в ней можно проследить две сюжетные плоскости - общая, включающую в себя социально-политический контекст событий, и частная, что можно назвать личными историями. Первая начинается с военного конфликта между двумя державами - Дизитом и Анатолем. Это довольно знакомое противостояние между двумя горизонтальными историческими полюсами, название стран с греческого так и переводятся - Восток (ανατολή) и Запад (δύση). Правда, тут имеется интересная инверсия, потому что условным заснеженным Востоком тут является Дизит, а в роли Запада выступает Анатоль. Про первых толком ничего неизвестно, кроме мотивации беженцев завоевать себе жизненное пространство, но вполне можно полагать, что своей жизнью, укладом и проблемами ушли не слишком далеко от противников. В конце концов, в финале нам прямо говорят о том, что "они такие же люди, как и мы", поэтому у меня есть причина проводить такую экстраполяцию.
Что можно сказать про Анатоль? Это вот что называется коллективной Западной Европой, помесь всего со всеми, причём Европа аристократическая, монархическая и имперская, безо всяких там республик и парламентов, с вальсом Шуберта и хрустом французских булок. И непременно с классовыми противоречиями, поскольку Анатоль это явление упадочное и дегенеративное, низы живут на грани выживания, практически параллельно этой империи, где всем заправляют князья, герцоги и прочие генералы, которые могут позволить себе строить особняки посреди озера чистейшей питьевой воды, когда большинство населения Анатоля может видеть её только по большим праздникам. А какие социальные лифты были оставлены простолюдинам?
1366x768
Им остаётся только идти на флот в качестве пушечного мяса, так Моран Шетланд и кочевал от корабля к кораблю, подлизывая начальству и надеясь когда-нибудь брести нормальную жизнь. Такая жизнь оставила деформацию, Моран стал травмированным пехотинцем, неспособным жить вне муштры, нормальную жизнь он нашёл на гражданке, женившись на дизитке. Вершина военной карьеры Морана это звание почётного пушечного мяса с правом самому выбирать место своей гибели, большего пехтуре не полагалось. Такие вот перспективы у черни, большинство же представителей правящего класса являются откровенными болванами, хамами и идиотами, вплоть до самого императора, только небольшая прослойка инициативных людей используют своё должностное место по назначению, и то, не следует забывать, что герцог Мадсейн построил особняк посреди озера чистой питьевой воды.
Но мало всего этого, Анатоль не просто упадочен, он архаичен и лицемерен. В Западной Европе долго существовал некий культ джентльменской чести, противопоставленный варварству, мол, если воевать, то только честно и по правилам, ещё в Средневековье придумали концепцию "справедливой войны", на которую в Тридцатилетней войне все поклали, когда рыцарская честь была расстреляна из огнестрельного оружия. В то время, так скажем, много чего было сделано для того, чтобы втоптать человеческое достоинство и поэтому европейцы договорились больше не делать такого друг с другом, придумали различного рода джентльменские условности, офицерские обычаи и к 18 веку война превратилась в спортивные состязания между монархами, это хорошо было показано в аниме. Но ещё более ясно был показан кризис данного культа джентльменской чести.
1366x768
Корабли Анатоля напомнили мне французских солдат в начале Первой Мировой, их тоже безнаказанно расстреливали немцы, потому что война это не рыцарский поединок, не спортивное состязание и не парад, где солдаты маршируют в красных шароварах. Немцы с Дизитом делали так, потому что могли, а война всегда была мясорубкой. В этом заключается лицемерие Анатоля - рыцарская честь на самом деле всё то же варварство, только декорированное, в империалистической войне нет и не может быть никакой справедливости. При этом анатолийское офицерьё готово ради своего мелочного честолюбия вести солдат на убой и погубить весь флот, лишь бы перед пацанами не было стыдно. И ведь никакой чести-то не существует, на самом деле все правила войны написаны Гильдией для их развлечения.
А что представляет собой Гильдия? Про этих вырожденцев говорить особо ничего, они настолько преисполнились в своём декадансе, что потеряли абсолютно всё, в том числе и рассудок, всё могущество Гильдии работает на удовлетворение неуёмной похоти маэстро Дельфины Эраклеа. Её братец Дио тоже типичный аристократический вырожденец с признаками истерического расстройства личности, при этом имеющий достаточно совести, чтобы спуститься с небес на землю и присоединиться к низам в их противостоянии с обезумевшими дворянами, творящие по своему произволу всяческие непотребства. Дельфина это олицетворение неуёмного потребления и гедонизма индустриального общества, истощающие ресурсы ради большего потребления. Пригласить Клауса за стол и говорить ему, сколько галлонов воды ушло на каждое блюдо, обсасывая такие подробности, это настолько пошло, как только можно. Нет, представьте теперь, насколько жалко выглядит офицерьё Анатоля, говорящее что-то про военную честь и при этом отстаивающее не просто своё маленькое самолюбие, но и ублюдочный порядок, навязанный Гильдией. Пешка, которая не даёт заскучать гроссмейстерам.
1366x768
Более того, Гильдия является причиной оледенения Дизита и опустынивания Анатоля. Мир Last Exile это мир вырождения и все глобальные события происходят вследствие этого. И вот в такую гущу неожиданно для себя влетают Клаус с Лави, с которых начинается частная сюжетная плоскость. Их ваншип не виден на фоне большой войны и надвигающегося кризиса, два мечтательных подростка любят полёты, небо, свой летательный аппарат и погибших отцов. Клаус с Лави не являются особенными избранными персонажами, что является основной характерной чертой их сюжетной роли. Мир не вертится вокруг Клауса, не подстраивается под заранее предопределённую миссию, они далеко не сразу поняли, во что ввязались, когда спасли Альвис. В этом фишка, что Клаус становится главным героем только со временем.
К слову, приглашение Клауса Дельфиной я сначала считал промашкой и уходом от вышеописанной канвы, но ведь это нужно было именно для того, чтобы подчеркнуть Клауса не как активного участника событий, а как наблюдателя, который не способен защитить Альвис, он всего лишь случайный человек со стороны. Круто, что в Last Exile герой становится главным, важным и значимым только со временем, так сказать, заслуживает это призвание своим превозмоганием. По сути, историческую субъектность, то есть возможность влиять на судьбу мира, обретает не только Клаус, но и все рабочие низы в его лице. В конце концов, разве не он с Лави стал для Мадсейна примером и вдохновением, который поломал все эти глупые и вредные офицерские условности ради жизней людей? Разве не Клаус стал первым из множества боевых пилотов ваншипа? Выходцы из большинства жителей Анатоля тоже стали главными героями в истории своей страны.
1366x768
Last Exile это про то, как два подростка вмешались в ход сражения, тем самым изменив судьбу всего человечества. Частные судьбы героев в итоге становятся частью большого рассказа, маленькое становится большим. При этом нужно помнить, что немалая их часть это подростки, поэтому внутреннее развитие героев играет большую роль. Клаус и Лави попадают в мир взрослых людей и они пытаются с этим что-то сделать. Проблема не в том, что их встречают грубые мужланы, а в том, что им никто ничего не доверяет, даже собственное прошлое. Например, Татьяна, судя по всему, сразу запала на Клауса, но просто так отдаться не могла, откуда и пошли постоянные придирки, Клаусу нужно было заслужить её доверие. Вообще, она кажется нам максималистской стервой, но за фасадом скрывается девочка, которая изо всех сил старалась не посрамить честь обедневшей дворянской семьи, ей тоже нужно было через многое пройти, чтобы растопить свой внешний лёд.
1366x768
У всех ключевых персонажей имеется своя мотивация, даже у Дельфины, которая всё время перед кем-то оправдывается за свою фамилию. Непросто приходится двум подросткам на боевом линкоре, такие перемены сильно ударили по их отношениям. До этой поры у двух сироток кроме друг друга никого не было и Лави в штыки восприняла тот факт, что у Клауса может быть кто-нибудь ещё. Ей было трудно следить за тем, как он взрослеет, будто бы променяв их детскую мечту на службу рядовым пилотов ваншипа. Всё было гораздо проще и понятней, когда они бороздили воздух и были обывателями. Клаус всего лишь хотел выполнить своё обещание и защитить Альвис, к которой практически все относились как к инструменту, без которого нельзя использовать этот самый Экзайл. На корабле стало очень душно и только война сумела помирить нашу парочку друг, а то уж совсем было больно за них. Клаус действительно стал смотреть на небо по-другому и это круто.
Их мечтой было заглянуть за небо и понять, что тут происходит, всё шло к этому, шаг за шагом, что было хорошо показано в форме финальной эстафеты, никто не остался забыт и общими усилиями Клаус и Лави исполнили мечту. При этом не только свою, но и мечту родителей, в чём прослеживается тема преемственности поколений.Такова ведь развязка Last Exile, что кольцо всевластия, за которым все гонялись, оказалось наследством, тоской человечества по утерянному дому и надеждой отцов на то, что для их детей изгнание действительно окажется последним. Появление детишек у Молана и Дуни только подчёркивает данный посыл. Человечество обрело Обетованную землю. Осталось только узнать, как оно ею распорядится.
1366x768
Подведём итоги. Я начал рассказ с того, что аниме мне понравилось. Повторюсь, оно, блин, красивое, и музыка красивая, и греческий алфавит в качестве письменности это прикольно. Единственное, сценаристы слишком переборщили с драмой, поместив всё и сразу в 15 серию, что сильно смущает, и внезапный поцелуй Софьи оказался лишним, ненужным и неуместным. Но как же тонко они рассказали о драме Лави, используя только намёки в виде одежды любимого на теле чужой девушки, причём неуместную драму, потому что, судя по поведению Клауса, никаких шашней у него с Татьяной не было. Но как же прекрасна Лави, на грани истерики сидящая в каюте в той же 15 серии! Такой промах на фоне остальных достоинств выглядит простительным, тем более трудно упрекать сценаристов в их желании поместить как можно больше содержания в 26 серий. Во многом у них вышел отличный приключенческий тайтл с хорошо прописанными персонажами.
1366x7681366x768
Что можно сказать про Анатоль? Это вот что называется коллективной Западной Европой, помесь всего со всеми, причём Европа аристократическая, монархическая и имперская, безо всяких там республик и парламентов, с вальсом Шуберта и хрустом французских булок. И непременно с классовыми противоречиями, поскольку Анатоль это явление упадочное и дегенеративное, низы живут на грани выживания, практически параллельно этой империи, где всем заправляют князья, герцоги и прочие генералы, которые могут позволить себе строить особняки посреди озера чистейшей питьевой воды, когда большинство населения Анатоля может видеть её только по большим праздникам. А какие социальные лифты были оставлены простолюдинам?
1366x768
Им остаётся только идти на флот в качестве пушечного мяса, так Моран Шетланд и кочевал от корабля к кораблю, подлизывая начальству и надеясь когда-нибудь брести нормальную жизнь. Такая жизнь оставила деформацию, Моран стал травмированным пехотинцем, неспособным жить вне муштры, нормальную жизнь он нашёл на гражданке, женившись на дизитке. Вершина военной карьеры Морана это звание почётного пушечного мяса с правом самому выбирать место своей гибели, большего пехтуре не полагалось. Такие вот перспективы у черни, большинство же представителей правящего класса являются откровенными болванами, хамами и идиотами, вплоть до самого императора, только небольшая прослойка инициативных людей используют своё должностное место по назначению, и то, не следует забывать, что герцог Мадсейн построил особняк посреди озера чистой питьевой воды.
Но мало всего этого, Анатоль не просто упадочен, он архаичен и лицемерен. В Западной Европе долго существовал некий культ джентльменской чести, противопоставленный варварству, мол, если воевать, то только честно и по правилам, ещё в Средневековье придумали концепцию "справедливой войны", на которую в Тридцатилетней войне все поклали, когда рыцарская честь была расстреляна из огнестрельного оружия. В то время, так скажем, много чего было сделано для того, чтобы втоптать человеческое достоинство и поэтому европейцы договорились больше не делать такого друг с другом, придумали различного рода джентльменские условности, офицерские обычаи и к 18 веку война превратилась в спортивные состязания между монархами, это хорошо было показано в аниме. Но ещё более ясно был показан кризис данного культа джентльменской чести.
1366x768
Корабли Анатоля напомнили мне французских солдат в начале Первой Мировой, их тоже безнаказанно расстреливали немцы, потому что война это не рыцарский поединок, не спортивное состязание и не парад, где солдаты маршируют в красных шароварах. Немцы с Дизитом делали так, потому что могли, а война всегда была мясорубкой. В этом заключается лицемерие Анатоля - рыцарская честь на самом деле всё то же варварство, только декорированное, в империалистической войне нет и не может быть никакой справедливости. При этом анатолийское офицерьё готово ради своего мелочного честолюбия вести солдат на убой и погубить весь флот, лишь бы перед пацанами не было стыдно. И ведь никакой чести-то не существует, на самом деле все правила войны написаны Гильдией для их развлечения.
А что представляет собой Гильдия? Про этих вырожденцев говорить особо ничего, они настолько преисполнились в своём декадансе, что потеряли абсолютно всё, в том числе и рассудок, всё могущество Гильдии работает на удовлетворение неуёмной похоти маэстро Дельфины Эраклеа. Её братец Дио тоже типичный аристократический вырожденец с признаками истерического расстройства личности, при этом имеющий достаточно совести, чтобы спуститься с небес на землю и присоединиться к низам в их противостоянии с обезумевшими дворянами, творящие по своему произволу всяческие непотребства. Дельфина это олицетворение неуёмного потребления и гедонизма индустриального общества, истощающие ресурсы ради большего потребления. Пригласить Клауса за стол и говорить ему, сколько галлонов воды ушло на каждое блюдо, обсасывая такие подробности, это настолько пошло, как только можно. Нет, представьте теперь, насколько жалко выглядит офицерьё Анатоля, говорящее что-то про военную честь и при этом отстаивающее не просто своё маленькое самолюбие, но и ублюдочный порядок, навязанный Гильдией. Пешка, которая не даёт заскучать гроссмейстерам.
1366x768
Более того, Гильдия является причиной оледенения Дизита и опустынивания Анатоля. Мир Last Exile это мир вырождения и все глобальные события происходят вследствие этого. И вот в такую гущу неожиданно для себя влетают Клаус с Лави, с которых начинается частная сюжетная плоскость. Их ваншип не виден на фоне большой войны и надвигающегося кризиса, два мечтательных подростка любят полёты, небо, свой летательный аппарат и погибших отцов. Клаус с Лави не являются особенными избранными персонажами, что является основной характерной чертой их сюжетной роли. Мир не вертится вокруг Клауса, не подстраивается под заранее предопределённую миссию, они далеко не сразу поняли, во что ввязались, когда спасли Альвис. В этом фишка, что Клаус становится главным героем только со временем.
К слову, приглашение Клауса Дельфиной я сначала считал промашкой и уходом от вышеописанной канвы, но ведь это нужно было именно для того, чтобы подчеркнуть Клауса не как активного участника событий, а как наблюдателя, который не способен защитить Альвис, он всего лишь случайный человек со стороны. Круто, что в Last Exile герой становится главным, важным и значимым только со временем, так сказать, заслуживает это призвание своим превозмоганием. По сути, историческую субъектность, то есть возможность влиять на судьбу мира, обретает не только Клаус, но и все рабочие низы в его лице. В конце концов, разве не он с Лави стал для Мадсейна примером и вдохновением, который поломал все эти глупые и вредные офицерские условности ради жизней людей? Разве не Клаус стал первым из множества боевых пилотов ваншипа? Выходцы из большинства жителей Анатоля тоже стали главными героями в истории своей страны.
1366x768
Last Exile это про то, как два подростка вмешались в ход сражения, тем самым изменив судьбу всего человечества. Частные судьбы героев в итоге становятся частью большого рассказа, маленькое становится большим. При этом нужно помнить, что немалая их часть это подростки, поэтому внутреннее развитие героев играет большую роль. Клаус и Лави попадают в мир взрослых людей и они пытаются с этим что-то сделать. Проблема не в том, что их встречают грубые мужланы, а в том, что им никто ничего не доверяет, даже собственное прошлое. Например, Татьяна, судя по всему, сразу запала на Клауса, но просто так отдаться не могла, откуда и пошли постоянные придирки, Клаусу нужно было заслужить её доверие. Вообще, она кажется нам максималистской стервой, но за фасадом скрывается девочка, которая изо всех сил старалась не посрамить честь обедневшей дворянской семьи, ей тоже нужно было через многое пройти, чтобы растопить свой внешний лёд.
1366x768
У всех ключевых персонажей имеется своя мотивация, даже у Дельфины, которая всё время перед кем-то оправдывается за свою фамилию. Непросто приходится двум подросткам на боевом линкоре, такие перемены сильно ударили по их отношениям. До этой поры у двух сироток кроме друг друга никого не было и Лави в штыки восприняла тот факт, что у Клауса может быть кто-нибудь ещё. Ей было трудно следить за тем, как он взрослеет, будто бы променяв их детскую мечту на службу рядовым пилотов ваншипа. Всё было гораздо проще и понятней, когда они бороздили воздух и были обывателями. Клаус всего лишь хотел выполнить своё обещание и защитить Альвис, к которой практически все относились как к инструменту, без которого нельзя использовать этот самый Экзайл. На корабле стало очень душно и только война сумела помирить нашу парочку друг, а то уж совсем было больно за них. Клаус действительно стал смотреть на небо по-другому и это круто.
Их мечтой было заглянуть за небо и понять, что тут происходит, всё шло к этому, шаг за шагом, что было хорошо показано в форме финальной эстафеты, никто не остался забыт и общими усилиями Клаус и Лави исполнили мечту. При этом не только свою, но и мечту родителей, в чём прослеживается тема преемственности поколений.Такова ведь развязка Last Exile, что кольцо всевластия, за которым все гонялись, оказалось наследством, тоской человечества по утерянному дому и надеждой отцов на то, что для их детей изгнание действительно окажется последним. Появление детишек у Молана и Дуни только подчёркивает данный посыл. Человечество обрело Обетованную землю. Осталось только узнать, как оно ею распорядится.
1366x768
Подведём итоги. Я начал рассказ с того, что аниме мне понравилось. Повторюсь, оно, блин, красивое, и музыка красивая, и греческий алфавит в качестве письменности это прикольно. Единственное, сценаристы слишком переборщили с драмой, поместив всё и сразу в 15 серию, что сильно смущает, и внезапный поцелуй Софьи оказался лишним, ненужным и неуместным. Но как же тонко они рассказали о драме Лави, используя только намёки в виде одежды любимого на теле чужой девушки, причём неуместную драму, потому что, судя по поведению Клауса, никаких шашней у него с Татьяной не было. Но как же прекрасна Лави, на грани истерики сидящая в каюте в той же 15 серии! Такой промах на фоне остальных достоинств выглядит простительным, тем более трудно упрекать сценаристов в их желании поместить как можно больше содержания в 26 серий. Во многом у них вышел отличный приключенческий тайтл с хорошо прописанными персонажами.
1366x7681366x768
Комментарии
Твой комментарий
Нет комментариев