Дисклеймер: длинное вступление. Риск задушиться.
Ну и куда без спойлеров.
Ну и куда без спойлеров.
Что нужно для достоверного отображения проблематики личностного роста? Если бы существовал универсальный ответ, его бы легко капитализировали. Субъективно — отлично работают вычурные крайности, акцентирующие внимание на нюансах, обделяемых вниманием в реальности из-за скрытности их природы.
К сожалению, зритель склонен пренебрегать крайностями. Сами знаете, как на словах не любят приторную любовь-морковь или реализм с ярлыком псевдоинтеллектуальности. Не любят, но продолжают смотреть. А потом аудитория просыпается и заходит дальше лежащих на поверхности смыслов. Отдельные проекты проходят проверку временем и становятся жанровой классикой.
Взять в сравнение давно знакомый Сакурасо и недавно прогремевший Кубо-сан. Оба проекта находятся на 👉👈 стороне спектра наивности/серьезности. Но есть нечто, что их отличает. Нечто, что вызывает отклик в одном, но оставляет совершенно равнодушным в другом. Это язык, через который с нами говорят авторы. Когда перед глазами мелькает одно, но подразумевается что-то более глубокое и личное. Это красные нити, переплетенные под видимым фасадом. И эти нити преображают поступки персонажей — какой бы степени картонности они ни были, насколько бы глупые поступки они ни совершали, — позволяют использовать персонажей как ключ к миру идей.
Из-за преобладания проектов уровня Кубо, не использующих скрытый подтекст, нацеленных на обточку фасада для привлечения среднестатистического зрителя (что само по себе неплохо за счет закрытия определенных потребностей), есть риск промахнуться с заключением: крайности наивны сами по себе. В самом же деле вопрос не в мастерстве фасада, а в просвечивающей через него наготе жизни. Жизни, о которой мы замалчиваем. Жизни, о которой мы лишь мечтаем. Жизни, которой уже никогда не сможем получить.
Но сейчас не до милоты. На повестке дня аниме, вызывающее дискомфорт. Аниме, сюжет которого используется не для сближения зрителя с героями, а для оспаривания его же морали. Это опасный ход для создателя. Фактически Kuzu no Honkai стреляет себе же в колено, еще на этапе идеи рискуя прослыть в массах сборной солянкой грязи, избегаемой людьми в реальной жизни. Субъективное отвращение от содержания легко переносится на качество аниме как такового, поэтому важно провести грань: если искусство пробивает на эмоции, то оно выполняет свою цель. Кроме шуток, я увидел в сериале целое социальное исследование. Только не через научный, а эстетический метод познания.
Надеюсь, преамбула послужила доходчивым намеком для понимания, под каким углом стоит рассмотреть сериал, хотя бы на время чтения этого отзыва. Поэтому без дальнейшего промедления погружаемся.
Персонажи здесь и ядро, и оболочка сериала. Именно на их моральном метании строится весь посыл. Рассмотрим психологический портрет каждого.
Ханаби
Если вы знаете кудере в реальной жизни, а не только в аниме, то понимаете, что это далеко не только загадочные и милые молчуны, таящие в себе целую вселенную, но знакомые окружающим лишь по редким выстрелам базированных гэгов. Это также и меланхоличные демоны с пустой личностью и скверным характером, скрываемым от социума во избежание конфликтов. Чересчур серьезные, постоянно на иголках. Перманентно уставшие с безжизненным голосом. Способные проявлять эмоции и очень часто, но все равно с отзвуком вымученности и неуверенности. Этот образ отражен в Ханаби.
Неуверенность — паразит личности, высасывающий все силы. Он не пропадает просто так, а оказывает влияние на любые мысли и действия. В Ханаби это было наиболее заметно по тому, как она пыталась потягаться с Аканэ на поприще манипуляции людьми. Ханаби на болезненном опыте убедилась в том, что не может носить маску. Она может лишь замалчивать о себе, но не играть желаемую роль. Это одна из проблем драйвера низкой самооценки — человек проклят быть искренним.
Неуверенность — паразит личности, высасывающий все силы. Он не пропадает просто так, а оказывает влияние на любые мысли и действия. В Ханаби это было наиболее заметно по тому, как она пыталась потягаться с Аканэ на поприще манипуляции людьми. Ханаби на болезненном опыте убедилась в том, что не может носить маску. Она может лишь замалчивать о себе, но не играть желаемую роль. Это одна из проблем драйвера низкой самооценки — человек проклят быть искренним.
Муги
Тоже кудере. Что в общем то даже звучит странно, ведь оба, Муги и Ханаби, скорее живые люди, с личностью хаотично сформированной, нежели созданной вручную по лекалам общих принципов архетипа. Муги умеет быть уверенным, в отличие от Ханаби, но это отнюдь не вычурная анимешная уверенность. В жизни личностные качества обычно скрыты, и раскрываются не в характере, а в действиях. Уверенность Муги кроется в его опытности. Вот так все просто. Он не мнется в общении с Ханаби или Мокой, потому что следует программе, выученной с Мэй. И становится няшкой-стесняшкой в общении с Аканэ, потому что вступает на территорию неизвестности. Персонаж — хороший пример идеи, что уверенность, это не железный атрибут личности, а контекстуальная деконструкция известных паттернов поведения.
Аканэ
Женщина с двуслойной маской. Первый слой — милая кокетка-учительница. Второй слой — доминантная обольстительница, получающая удовольствие от игры на чувствах людей. Настоящее лицо — костыльно повзрослевший ребенок. У Аканэ крайне низкий уровень самосознания. Как следствие, она не знает о своих истинных потребностях. Продолжает жить лишь за счет однажды сработавшего сценария. Глубины опыта ей хватило сполна — именно поэтому она так хороша в манипулятивной стезе, — но не хватило ширины (с которой столкнулись главные герои), чтобы оспорить рабство перед излюбленным сценарием. Благодаря Наруми Аканэ удалось расширить опыт и наконец «довзрослеть».
Наруми
Невероятно недооцененный персонаж. True sigma. Удержать челюсть, когда Наруми переиграл и уничтожил сведенные к стереотипу представления Аканэ о мужчинах, будучи всего лишь добряком-девственником — испытание уровня «невозможно». По характеру персонажа заметно, что рос он в здоровой семье, где царила забота и сопереживание. Что, собственно, не так уж и хорошо. От зла отказываться так же неправильно, как и от добра. Побочным эффектом ограждения Наруми от зла принимать с долей скептицизма, ведь напрямую в сериале не показаны его отношения с семьей оказался низкий уровень полового воспитания. Удивляет, что 25+ лоб стесняется держаться за ручку на свидании с девушкой после прецедента секса? Ха-ха, тогда вы слабо знакомы с реальностью.
Стоит немного уйти в сторону, потому что тема развитости одних качеств при атрофии других общая и для Аканэ, и для Наруми. Интересно, что они единственные взрослые персонажи тайтла, и даже в самом деле воспринимаются взрослыми, поскольку обладают присущими сформировавшейся личности качествами: у Канаи христианская заботливость и великодушие, у Аканэ уверенность в себе и способность к контролю ситуации. С другой стороны, они оба все те же подростки, что и основной пул героев, совершенно не развитые в чем-то своем: сексуальная раскрепощенность у Канаи и искренность у Аканэ.
Описание столь древней мысли, почему-то с трудом принимаемой современным потребителем (в нашу-то эпоху одиноких 30-леток, ни разу не бывавших на свидании), пожалуй, лучше делегировать Гессе:
«У тебя, например, очень развито духовное начало, но зато ты очень отстал во всяких маленьких умениях жить. Мыслителю Гарри сто лет, а танцору Гарри не минуло еще и дня»
«Степной Волк»
Возвращаясь к Наруми — заботливая мать взрастила в нем энциклопедического христианина (и mommy issues). Это не тот человек, что мирится с болью от измены, отравляя самого себя взамен владения объектом обсессии. Наруми принимает человека таким, какой он есть, отказывается от жертвования как своими потребностями, так и партнера. Ввиду спокойного отношения к изменам Аканэ, легче легкого повесить ярлык куколдизма как прокси для оскорбления чуждых ценностей. Тяжелее — увидеть разницу между Наруми и Муги. Они : если второго преследовало эгоистичное желание быть причиной положительных изменений интересных ему людей, и, стремясь к этой цели, он мирился с ревностью, то Наруми не испытывал ревность вовсе. Одни и те же события просто не пробуждали в нем тех же чувств, что у Муги. Наруми заботился о настоящей Аканэ, а не жаждал ее переделать, поэтому желаемый Муги результат сам пришел в руки Наруми, как кошка, оставленная без внимания.
Санаэ
Персонаж второго с половинкой плана, поэтому заметна лишь основная проблематика. Вся мякоть ее существования в сериале не в моральных уроках, не в интересной перспективе на терзания личности, но в репрезентации любовной зависимости по шагам: предпосылки, развитие, падение, преодоление. От роли жертвы, привязанной к спасителю, до роли здорового друга. У нее была возможность сбежать, избавившись от контактов с Ханаби, но Санаэ выбрала тяжелый путь восстановления гармонии со своими чувствами. Кто хоть раз был влюблен в друга и сумел сохранить платонические отношения после любовной драмы, тому опыт Санаэ окажется приятно близок.
Мока
Поначалу более остальных напоминает экземпляр архетипа, нежели непредсказуемый сплав поведенческих странностей. Но по мере сюжета разрывает шаблон: образ наивной принцессы был маской. Что удивительно, самосознания у Моки оказалось побольше, чем у Аканэ. На первый взгляд инфантильная девочка смогла преобразиться в уважающего собственные и чужие границы человека. Как и Санаэ, персонаж показывает пример смирения. Мока перестала цепляться за иллюзии. Движением вперед она и Ханаби дала импульс пересмотреть взгляд на одиночество: вместо того, чтобы заполнять пустоту, оставаясь одиноким с людьми, принять гордое одиночество и внутреннее «Я».
Атмосфера повествования поначалу держит в отталкивающем напряжении: все запутанно, материалистично, манипулятивно. В конце клубок противоречий распускается, герои спокойно принимают себя и объекты своей привязанности. Конечно, остаются шрамы, но их восприятие персонажами похоже на снисходительную иронию над прошлой неопытностью. Все так или иначе выросли, перестали использовать друг друга, смягчились благодаря травматическим событиям. А Наруми… получил замену мамы. И хоть эти события и оказали влияние на личность, персонажи сумели преодолеть свою тьму и начать жить более духовно — звучит абсурдно, когда вспоминаешь, под каким тайтлом находимся, но почему-то именно в подобных так хорошо раскрывается психология людей, без роялей в кустах и взявшихся с потолка изменений в поведении.
В чем духовность? Посмотрите как изменилась динамика персонажей. Ханаби с Муги больше общаются словами (а не телом), стесняются держаться за ручки — по сравнению с животным сношением в начале прогресс колоссальный. Аканэ открыла настоящую себя, перестала заполнять внутреннюю пустоту мужчинами, так еще и с налетом цундере
без негативчика
Я неспроста заикнулся о социальном исследовании. Одной из упомянутых во вступлении нитей проходит мысль, что отвержение исцеляет. Ханаби смогла избавиться от желания обладать Наруми, и стала счастлива за его отношения с ненавистной ей женщиной. Муги осознал, что любил в Аканэ ширму доминантности, скрывавшую за собой хрупкую женщину, которая живет на автопилоте и страшится изменений. Мока смогла отпустить детскую иллюзию счастливого будущего с принцем на белом коне, приобрела независимость и начала заботиться о личном благополучии. Санаэ справилась с романтическими чувствами, не жертвуя при этом дружескими. И все это после признания/любовной драмы.
Несмотря на болезненный процесс, которого все боялись, мучаясь от неопределенности, страха отказа, не получения желаемого, результат пошел на пользу каждому. Остаточная же боль от процесса впечаталась в личность и позволила героям переосмыслить концепцию любви. Любовь ≠ похоть. Любовь ≠ замещение. Любовь ≠ заполнение пустоты одиночества. Любовь ≠ смирение с приносящими боль качествами объекта обсессии. Любовь — это принятие.
Но смогли бы герои это понять, не пройдя всю дорожку сомнительных решений? Понимаю, что вызывает у зрителей дискомфорт. Герои не держат обещаний. Врут и себе, и другим. Поддаются импульсам. Используют, будучи используемыми в ответ. Постоянно ошибаются. Но иногда все-таки получается. И, казалось бы, видишь сплошную санта-барбару, но все равно не можешь не сопереживать. Ведь это так жизненно для подросткового возраста, когда толком ничего не смыслишь в социальном мире, обладая лишь принимаемыми на веру советами из интернета или от сверстников. Находясь в экзистенциальном противоречии разума с животной природой, учишься жить в соответствии со своими желаниями и потребностями, едва ли их осознавая.
Люди не плохие и не хорошие. Они разные в разных обстоятельствах. Они упорно стремятся познать себя, действуют, экспериментируют, поэтому совершают ошибки. Какие-то закрепляются и становятся фундаментом личности. Какие-то представляют лишь
подражание поведению Аканэ главной героиней
«Мы не хотим быть спасенными. Мы ищем настоящую любовь. Поэтому мы продолжаем жить дальше»
Комментарии
Твой комментарий
Комментирование будет доступно через сутки после регистрации
С одной стороны, отличный отзыв. На данный момент, лучший, из которых я читал.
С другой, настолько оттолкнуть от просмотра - надо постараться.
@Combely@Lavin23, достаточно лишь существования этого тайтла, и щитпост становится тривиальным для шикиюзера. Ваши мысли, дамы и господа?1919x1079
@Lavin23@Combely, честно говоря, я не понял, что ты сейчас имел ввиду. Причем здесь существование тайтла и что такое "щитпост"? Если не понятно, что я подразумевал под парадоксом, то мог бы просто спросить.@Combely@Lavin23, тише-тише, я про свой отзыв. Если понадобится оттолкнуть еще от какого тайтла, всегда к вашим услугам.1920x1080
@Lavin23@Combely, все равно не понятно причем здесь существование тайтла...@Combely@Lavin23, красивая русская традиция - разговор с пастой. Не обессудь за пасхолку для Рюкиси-энтузиастов.Хах, наверное, стоит все списать на издевки и больше не стараться делать людям комплименты...
Форумные переписки явно не мое.
@Combely@Lavin23, ох уж эти анимешники. Насмотрятся своих мультиков, да путают народ честной.За комплимент спасибо. Удивительно, что после прочтения моей замкнутой в себе писанины у кого-то остаются идеи для комментария. Рад, что отзыв помог определиться с просмотром. Видимо, не зря выношу мысли из заметок на публику. А публика тут такая, да — позволит обратить внимание на разницу в культуре общения. Серьезных обсуждений не так уж и много. За такими обычно на рецензии Пазу.
@Lavin23@Combely, у меня нет претензии к анимешникам, я начал смотреть аниме благодаря им. Просто я в сленге вообще не разбираюсь и такие понятия, как "щитпост" мне не особо даются.Если я правильно понял из отзыва, то автор оригинала использует персонажей, события, сеттинг и декорации чтобы поделится своими мыслями и показать свою точку зрения. Для этого он(она) подстраивает характеры и взаимоотношения таким образом, чтобы в конце все свести к определенному выводу. Из комментариев и отрицательных отзывов я сделал вывод, что аниме про аморальных личностей. Было желание посмотреть историю и убедиться в этом самому, но прочитав твой отзыв, передумал. Когда смотрю аниме, где автор хочет выстроить диалог со зрителем, то я полностью теряю интерес к истории.
@Combely@Lavin23, цель здешней публицистики — поделиться впечатлениями или личной интерпретацией, зачастую вовсе потроллить фанатов. Оригинальная задумка произведения пропускается через вторые руки, соответственно о чем-то писака неизбежно умолчит, а что-то отсутствующее, напротив, добавит, приправив своим личным опытом (что делаю, например, я с целью расширить впечатлений людей, уже посмотревших обозреваемый тайтл). Искажения неизбежны, и из-за них есть риск пропустить потенциально подходящее вам аниме. Поэтому рекомендую послушать хорошего человека и судить по первой серии: t.me/tokutonari/852.Касательно Kuzu no Honkai хочется рассеять заблуждение: автора здесь нет от слова совсем. Диалог со зрителем присущ артхаус тайтлам по типу Экспериментов Лейн. У большинства аниме совсем другой подход: создать атмосферу, живых личностей, убедительный мир или яркую историю. Словом, дать зрителю хлеба и зрелищ. Как раз успешное достижение этой цели я и хотел отметить через отзыв. Другое дело, что и призадуматься о реалиях жизни тайтл побуждает в том числе, но это добавочное и зависит от смотрящего. Многим не нравится Kuzu не потому, что автор ведет высокоинтеллектуальное столкновение с ценностями зрителя, а потому, как хорошо персонажи отыгрывают свои роли аморальных людей, пробивая на эмпатию и, зачастую, эмоции отвращения, злости.