Просмотр аниме «Стальной Алхимик: Братство» вызвало у меня неоднозначные впечатления в начале и откровенный фейспалм в конце. Есть много мыслей, которыми я хочу поделиться. Пересказывать сюжет не буду, просто начну излагать свои впечатления по порядку.
Это далеко не всё, что я хотел бы сказать об этом аниме, даже не половина, но не хочу растягивать и так уже огромную рецензию.
В итоге, я остался недоволен просмотром. ФМА – один из самых переоценённых тайтлов. 3/10. Один балл накинул за действительно хорошую музыку и ещё один за старания в некоторых местах.
На этом у меня всё, спасибо за внимание.
1. Повествование
Темп повествования в аниме очень неровный. У начальных арок не хватает экранного времени, чтобы достаточно раскрыться. Это можно увидеть, сравнив, например, арки Корнелло в ФМА 2003 и Братстве. Зато потом сюжет наоборот через чур растянут. События одного дня длятся 20(!) серий, то есть треть сериала.
Начало было бодреньким: интересная арка про отца, превратившего свою дочь в химеру, интересная арка Хьюза, фанатичный Шрам выглядел серьёзным противником, сомнения Ала насчёт того, является ли он вообще братом Эда, вырисовывали своеобразный конфликт. Но это всё быстро кануло в Лету. Дольше всего продержалась арка Мустанга, но и она в итоге слилась с общим безобразием.
Автор зачем-то исключил ощущение угрозы и хоть какое-то напряжение. Зрителю прямым текстом заявляют, что главные герои нужны Главгаду живыми, что даёт им мощную сюжетную броню, а регулярные «рояльные» повороты сюжета полностью убивают хоть какое-то переживание за них.
Но вот что больше всего портит повествование, так это юмор. Смешной он или нет – это решать каждому зрителю индивидуально, но вот то, что он часто бывает неуместный, а местами и вовсе разрушает драму, – это уже недостаток очевидный. Его частота и чиби-стилистика иногда превращают целые драматические сцены в фарс. А некоторые персонажи, вроде Армстронга или Мэй Чан, уничтожают драму одним фактом своего существования.
Начало было бодреньким: интересная арка про отца, превратившего свою дочь в химеру, интересная арка Хьюза, фанатичный Шрам выглядел серьёзным противником, сомнения Ала насчёт того, является ли он вообще братом Эда, вырисовывали своеобразный конфликт. Но это всё быстро кануло в Лету. Дольше всего продержалась арка Мустанга, но и она в итоге слилась с общим безобразием.
Автор зачем-то исключил ощущение угрозы и хоть какое-то напряжение. Зрителю прямым текстом заявляют, что главные герои нужны Главгаду живыми, что даёт им мощную сюжетную броню, а регулярные «рояльные» повороты сюжета полностью убивают хоть какое-то переживание за них.
Но вот что больше всего портит повествование, так это юмор. Смешной он или нет – это решать каждому зрителю индивидуально, но вот то, что он часто бывает неуместный, а местами и вовсе разрушает драму, – это уже недостаток очевидный. Его частота и чиби-стилистика иногда превращают целые драматические сцены в фарс. А некоторые персонажи, вроде Армстронга или Мэй Чан, уничтожают драму одним фактом своего существования.
2. Жертвоприношение
Несмотря на один из лейтмотивов о том, что у всего своя цена, и чтобы вернуть что-то ценное, нужно отдать в замен что-то ценное, сценарист не приложил усилия к тому, чтобы зритель это прочувствовал. Персонажи спокойно возвращают себе руки, ноги, зрение, тела. За весь основной сюжет погибает лишь три второстепенных положительных персонажа. В результате ощутимых жертв нет.
А ведь было бы гораздо больше смысла в гибели Хавока, чем в его выживании, ведь это дало бы толчок к развитию характера Мустанга. Об этом я ещё упомяну позже.
Жертва Ала мало того, что была отменена, так ещё и произошла в крайне глупой ситуации: вокруг была куча солдат, алхимиков, дружественный гомункул, Мэй Чан, владеющая дистанционкой, могла просто снести нахрен этот прут, проколовший Эда.
К слову, это самопожертвование я предугадал ещё во 2-й серии, когда пояснили лор и механику алхимии. У меня было ровно 2 мысли на этот счёт: либо Эд жертвует остатком своего тела и душой, чтобы спасти Ала, либо Ал жертвует душой, чтобы спасти Эда. Я склонялся именно ко второму варианту, но я считал, что это произойдёт в каком-то логове Главгада, когда братья останутся с ним один на один, и будет некая безвыходная ситуация, в которой ничего другого не останется, кроме самопожертвования. И я предполагал, что жертва будет безвозвратной, ибо лейтмотив. В итоге, мало того, что сюжетных поворот до банального предсказуемый, так ещё и поставлен очень криво. Одна из худших сцен сериала.
А ведь было бы гораздо больше смысла в гибели Хавока, чем в его выживании, ведь это дало бы толчок к развитию характера Мустанга. Об этом я ещё упомяну позже.
Жертва Ала мало того, что была отменена, так ещё и произошла в крайне глупой ситуации: вокруг была куча солдат, алхимиков, дружественный гомункул, Мэй Чан, владеющая дистанционкой, могла просто снести нахрен этот прут, проколовший Эда.
К слову, это самопожертвование я предугадал ещё во 2-й серии, когда пояснили лор и механику алхимии. У меня было ровно 2 мысли на этот счёт: либо Эд жертвует остатком своего тела и душой, чтобы спасти Ала, либо Ал жертвует душой, чтобы спасти Эда. Я склонялся именно ко второму варианту, но я считал, что это произойдёт в каком-то логове Главгада, когда братья останутся с ним один на один, и будет некая безвыходная ситуация, в которой ничего другого не останется, кроме самопожертвования. И я предполагал, что жертва будет безвозвратной, ибо лейтмотив. В итоге, мало того, что сюжетных поворот до банального предсказуемый, так ещё и поставлен очень криво. Одна из худших сцен сериала.
3. Антагонисты
Это одна из важнейших деталей любого сюжета. Чем сильнее антагонист, тем впечатлительнее выглядит победа над ним, тем более ловким и смекалистым кажется протагонист.
К сожалению, в ФМА просто отвратительные злодеи. У них всегда хреновые планы, идиотская тактика в сражении, много экспозиции (некоторые из них получают по морде прямо во время монолога). В большинстве случаев они либо переходят на сторону добра, либо убивают друг друга, либо самоликвидируются. Такое ощущение, что автор очень сильно хотел, чтобы добрые парни никого не убивали, и чтобы получалось так, что зло уничтожает само себя. Очень спорный ход, который сильно повредил сюжету.
Злодеи не раскрывают никаких тем, они просто есть и иногда сражаются. То, что некоторые олицетворяют смертные грехи идёт лишь в минус характерам, т.к. ещё больше бросается в глаза, что автор забил на их раскрытие. Кстати, на примере Алчности становится ясно, что у гомункулов есть своя воля, в таком случае непонятно, в чём мотивация каждого из них помогать Главгаду.
Самым адекватным вышел Кинг Брэдли: у него хоть как-то прописан бекграунд, есть понятная мотивация и даже стремление прожить жизнь обычного человека, создав семью (к слову, сын-не-сын-гомункул сильно портит эту картину). Однако, как Гнев он совершенно не раскрыт. В любом случае, это самый интересный антагонист из всех.
Главгад не харизматичный, цели у него банальны и скучны. Идеологическое противостояние с Хоэнхаймом выражено слабо, а их внешность под копирку никак не обыграна. Происхождение персонажа очень туманное: в следствие непонятных экспериментов из крови раба(!) получился гомункул, обладающий знаниями, которые смогли уничтожить целое государство(!). Откуда взялись эти знания? Каковы были цели эксперимента? Почему он проводился над рабом? Где экспериментаторы? Почему результат эксперимента не был изъят для дальнейшего исследования?
Про остальных злодеев сказать нечего, ибо они уж совсем картонные.
К сожалению, в ФМА просто отвратительные злодеи. У них всегда хреновые планы, идиотская тактика в сражении, много экспозиции (некоторые из них получают по морде прямо во время монолога). В большинстве случаев они либо переходят на сторону добра, либо убивают друг друга, либо самоликвидируются. Такое ощущение, что автор очень сильно хотел, чтобы добрые парни никого не убивали, и чтобы получалось так, что зло уничтожает само себя. Очень спорный ход, который сильно повредил сюжету.
Злодеи не раскрывают никаких тем, они просто есть и иногда сражаются. То, что некоторые олицетворяют смертные грехи идёт лишь в минус характерам, т.к. ещё больше бросается в глаза, что автор забил на их раскрытие. Кстати, на примере Алчности становится ясно, что у гомункулов есть своя воля, в таком случае непонятно, в чём мотивация каждого из них помогать Главгаду.
Самым адекватным вышел Кинг Брэдли: у него хоть как-то прописан бекграунд, есть понятная мотивация и даже стремление прожить жизнь обычного человека, создав семью (к слову, сын-не-сын-гомункул сильно портит эту картину). Однако, как Гнев он совершенно не раскрыт. В любом случае, это самый интересный антагонист из всех.
Главгад не харизматичный, цели у него банальны и скучны. Идеологическое противостояние с Хоэнхаймом выражено слабо, а их внешность под копирку никак не обыграна. Происхождение персонажа очень туманное: в следствие непонятных экспериментов из крови раба(!) получился гомункул, обладающий знаниями, которые смогли уничтожить целое государство(!). Откуда взялись эти знания? Каковы были цели эксперимента? Почему он проводился над рабом? Где экспериментаторы? Почему результат эксперимента не был изъят для дальнейшего исследования?
Про остальных злодеев сказать нечего, ибо они уж совсем картонные.
4. Стремление к совершенству
В аниме звучит идея превращения человека в совершенного, но она не раскрыта никак. Лично я бы переделал всё под иной сюжет. Итак, немного фантазии от меня.
Главгад обретает бессмертное «совершенное» тело и наслаждается жизнью, как обычный человек (этому посвящается целая арка). Злодей познаёт все искушения, поддаётся семи смертным грехам и ненавидит себя за это. Тогда он при помощи алхимии извлекает из себя эти грехи, считая, что это сделает его совершенным существом.
Хоэнхайм тоже получает бессмертное «совершенное» тело, но всю свою долгую жизнь он сопротивляется искушениям. То есть, для одного свобода и бессмертие обернулись анархией и хаосом, а для второго – проверкой на самоконтроль и сохранение человечности. Вырисовывается уже какой-никакой идеологический конфликт, от которого можно строить сюжет. И да, в таком случае было бы логичнее сделать двух братьев, что гораздо лучше работало бы на сюжет, чем человек и гомункул.
Точно таким же образом можно было бы раскрыть всех ключевых персонажей. Например, Зависть, с его умением перевоплощаться, мог бы искать такого человека, жизнь которого казалась бы ему совершенной. Выбранную жертву можно убить, превратиться в неё, украсть жизнь буквально. Однако, не понимая человеческой сущности, не имея того опыта, какой был у прежнего владельца жизни, Зависть лишь всё разрушает и остаётся ни с чем. А потом оказывается, что есть ещё кто-то, кто живёт ещё лучше, и гомункул повторяет всё то же самое, с теми же ошибками. Зависть мог бы быть олицетворением того, кто не способен ценить, что имеет; того, кто не понимает, что всё нужно зарабатывать самостоятельно, и что невозможно это отобрать даже надев на себя шкуру другого человека. Таким образом перевоплощение гомункула имело бы не только тактическую роль, но и идейное наполнение.
Ещё было бы интересно увидеть противостояние греха-гомункула и греха в одном из главных героев. Например, Линг мог бы победить Алчность в сражении и свою жажду власти. Но в аниме персонаж до последнего держался за Алчность, а значит не изменился вовсе. Мустанг мог бы победить Гнев в сражении и своё яростное желание отомстить за товарищей (см. п.2 про смерть Хавока). В аниме даже была похожая сцена, но с Завистью, который скукожился до зелёной сопли и своей неуместным слезливым монологом перетянул на себя одеяло внимания с без пяти минут поехавшего полковника. Я не понимаю, почему автор не воспользовался очевидным противостоянием человека против смертельного греха, которое просто плавало на поверхности.
И ещё раз вернусь к теме самопожертвования. Я сказал, что ожидал необратимую жертву Ала, но это можно обыграть и другим способом: младший меняет душу на руку брата, а Хоэнхайм отдаёт свою жизнь, чтобы вернуть Ала целиком. Такой поворот разрешил бы конфликт отца со старшим сыном, ведь Хоэнхайм своим поступком доказал бы, насколько дорожит семьёй. Ну и Эд мог бы сказать что-то толковое, закрывающее тему сабжа, вроде: «Может совершенным человеком он не был, но постарался быть любящим отцом». А что ещё лучше может характеризовать человека, как совершенного, идеального, как не любовь к своей семье, полная самоотдача, ради её благополучия, вплоть до самопожертвования? Ведь идеалом ты не можешь стать сам для себя, но быть им в глазах других. И на этом моменте герои «обыгрывают» Главгада, который несмотря на своё бессмертие и искоренение грехов так и не смог стать идеалом ни для себя, ни для других.
Главгад обретает бессмертное «совершенное» тело и наслаждается жизнью, как обычный человек (этому посвящается целая арка). Злодей познаёт все искушения, поддаётся семи смертным грехам и ненавидит себя за это. Тогда он при помощи алхимии извлекает из себя эти грехи, считая, что это сделает его совершенным существом.
Хоэнхайм тоже получает бессмертное «совершенное» тело, но всю свою долгую жизнь он сопротивляется искушениям. То есть, для одного свобода и бессмертие обернулись анархией и хаосом, а для второго – проверкой на самоконтроль и сохранение человечности. Вырисовывается уже какой-никакой идеологический конфликт, от которого можно строить сюжет. И да, в таком случае было бы логичнее сделать двух братьев, что гораздо лучше работало бы на сюжет, чем человек и гомункул.
Точно таким же образом можно было бы раскрыть всех ключевых персонажей. Например, Зависть, с его умением перевоплощаться, мог бы искать такого человека, жизнь которого казалась бы ему совершенной. Выбранную жертву можно убить, превратиться в неё, украсть жизнь буквально. Однако, не понимая человеческой сущности, не имея того опыта, какой был у прежнего владельца жизни, Зависть лишь всё разрушает и остаётся ни с чем. А потом оказывается, что есть ещё кто-то, кто живёт ещё лучше, и гомункул повторяет всё то же самое, с теми же ошибками. Зависть мог бы быть олицетворением того, кто не способен ценить, что имеет; того, кто не понимает, что всё нужно зарабатывать самостоятельно, и что невозможно это отобрать даже надев на себя шкуру другого человека. Таким образом перевоплощение гомункула имело бы не только тактическую роль, но и идейное наполнение.
Ещё было бы интересно увидеть противостояние греха-гомункула и греха в одном из главных героев. Например, Линг мог бы победить Алчность в сражении и свою жажду власти. Но в аниме персонаж до последнего держался за Алчность, а значит не изменился вовсе. Мустанг мог бы победить Гнев в сражении и своё яростное желание отомстить за товарищей (см. п.2 про смерть Хавока). В аниме даже была похожая сцена, но с Завистью, который скукожился до зелёной сопли и своей неуместным слезливым монологом перетянул на себя одеяло внимания с без пяти минут поехавшего полковника. Я не понимаю, почему автор не воспользовался очевидным противостоянием человека против смертельного греха, которое просто плавало на поверхности.
И ещё раз вернусь к теме самопожертвования. Я сказал, что ожидал необратимую жертву Ала, но это можно обыграть и другим способом: младший меняет душу на руку брата, а Хоэнхайм отдаёт свою жизнь, чтобы вернуть Ала целиком. Такой поворот разрешил бы конфликт отца со старшим сыном, ведь Хоэнхайм своим поступком доказал бы, насколько дорожит семьёй. Ну и Эд мог бы сказать что-то толковое, закрывающее тему сабжа, вроде: «Может совершенным человеком он не был, но постарался быть любящим отцом». А что ещё лучше может характеризовать человека, как совершенного, идеального, как не любовь к своей семье, полная самоотдача, ради её благополучия, вплоть до самопожертвования? Ведь идеалом ты не можешь стать сам для себя, но быть им в глазах других. И на этом моменте герои «обыгрывают» Главгада, который несмотря на своё бессмертие и искоренение грехов так и не смог стать идеалом ни для себя, ни для других.
5. Deus ex machina
"Благодаря твоей тупости я тебя схватил" – эта фраза одного из персонажей идеально описывает течение многих сражений и событий в аниме.
На удивление в тайтле довольно мало экшена, зато масса экспозиции: прямо во время сражений персонажи рассказывают о своём прошлом, о своих планах, о своих слабостях, о чём угодно, лишь бы не драться. Даже когда дело доходит до мордобоя, герои и злодеи плохо используют навыки. Особенно это заметно по Эду, который почти всегда забывает про алхимию и лишь преобразует руку в клинок. Мустанг в 57-й серии забывает про огонь, которым мог бы спокойно прочистить путь. Главгад, будучи могущественным алхимиком, кастует себе пистолет. И так далее.
Вообще поражает отсутствие фантазии автора и постоянные самоповторы: рука-клинок, взрывы, ловушки и платформы (разные по виду, но одинаковые по содержанию) – это 90% всех сражений в аниме. Вспоминается Тоф из «Аватара», которая в солянку может дать прикурить сразу всем алхимикам, в плане разнообразия и эффективности.
Один из основных минусов ФМА в том, что события разворачиваются по невнятной хотелке сценариста, в обход механики мира и человеческой логики. Например:
• Крутые ниндзя-телохранители теряют из виду своего хозяина и интересуются о пропаже у Эдика, с которым знакомы всего день.
• Тело, которое не берут пули и взрывы пробивают камнем.
• Смертный персонаж (Лан Фан) пытается спасти жизнь бессмертному (Линг/Алчность), и на этом сценарист строит драму, которая не работает здесь по определению.
• Чтобы дать схватить себя полкан забывает о своей алхимии огня.
• Гнев ранен, у него нет регенерации, у нет читерского глаза, у него нет оружия, а у героев численное превосходство. Герои начинают чесать языками, пока не приходит Гордыня. Когда последний нападает, все стоят на месте и ничего не делают. Полкан тупо попадается во второй раз, и это при численном преимуществе героев.
• Голые кулаки могут спокойно противостоять клинкам мечей.
• У Главгада в самый ответственный момент пропадает способность блочить алхимию.
• Гордыня лупит морзянкой в течение суток (!), а Ал не обращает никакого внимания. Химера снаружи ловушки замечает это, но на осознание того, что малой передаёт сообщение, опять же ушли почти сутки. Кстати, чтобы пацану было легче стучать, Ал предусмотрительно кладёт шлем на землю, ведь иной мотивации для этого у него нет. Про механику передачи морзянки на огромное расстояние я уже молчу.
И такой глупости в аниме огромное количество. Привести полный список возможно, но это займёт уйму времени.
На удивление в тайтле довольно мало экшена, зато масса экспозиции: прямо во время сражений персонажи рассказывают о своём прошлом, о своих планах, о своих слабостях, о чём угодно, лишь бы не драться. Даже когда дело доходит до мордобоя, герои и злодеи плохо используют навыки. Особенно это заметно по Эду, который почти всегда забывает про алхимию и лишь преобразует руку в клинок. Мустанг в 57-й серии забывает про огонь, которым мог бы спокойно прочистить путь. Главгад, будучи могущественным алхимиком, кастует себе пистолет. И так далее.
Вообще поражает отсутствие фантазии автора и постоянные самоповторы: рука-клинок, взрывы, ловушки и платформы (разные по виду, но одинаковые по содержанию) – это 90% всех сражений в аниме. Вспоминается Тоф из «Аватара», которая в солянку может дать прикурить сразу всем алхимикам, в плане разнообразия и эффективности.
Один из основных минусов ФМА в том, что события разворачиваются по невнятной хотелке сценариста, в обход механики мира и человеческой логики. Например:
• Крутые ниндзя-телохранители теряют из виду своего хозяина и интересуются о пропаже у Эдика, с которым знакомы всего день.
• Тело, которое не берут пули и взрывы пробивают камнем.
• Смертный персонаж (Лан Фан) пытается спасти жизнь бессмертному (Линг/Алчность), и на этом сценарист строит драму, которая не работает здесь по определению.
• Чтобы дать схватить себя полкан забывает о своей алхимии огня.
• Гнев ранен, у него нет регенерации, у нет читерского глаза, у него нет оружия, а у героев численное превосходство. Герои начинают чесать языками, пока не приходит Гордыня. Когда последний нападает, все стоят на месте и ничего не делают. Полкан тупо попадается во второй раз, и это при численном преимуществе героев.
• Голые кулаки могут спокойно противостоять клинкам мечей.
• У Главгада в самый ответственный момент пропадает способность блочить алхимию.
• Гордыня лупит морзянкой в течение суток (!), а Ал не обращает никакого внимания. Химера снаружи ловушки замечает это, но на осознание того, что малой передаёт сообщение, опять же ушли почти сутки. Кстати, чтобы пацану было легче стучать, Ал предусмотрительно кладёт шлем на землю, ведь иной мотивации для этого у него нет. Про механику передачи морзянки на огромное расстояние я уже молчу.
И такой глупости в аниме огромное количество. Привести полный список возможно, но это займёт уйму времени.
Это далеко не всё, что я хотел бы сказать об этом аниме, даже не половина, но не хочу растягивать и так уже огромную рецензию.
В итоге, я остался недоволен просмотром. ФМА – один из самых переоценённых тайтлов. 3/10. Один балл накинул за действительно хорошую музыку и ещё один за старания в некоторых местах.
На этом у меня всё, спасибо за внимание.
Комментарии
Твой комментарий
@Artemies, хоть один умный человек тут вещает в плане оценок@Artemies, Если Fullmetal Alchemist на 3, то наверное Boku no Pico на 11/10@Artemies, ничего себе рецензия... с оценкой не совсем согласен, но очень хорошо понимаю автора и то, что было написанно, ибо мне очень многого на этот тайтл наговорили и наобещали, но... получил далеко не все. Хотя уже пофиг.@Artemies, знаете, не примите близко к сердцу, но заниматься творчеством у вас выходит лучше, чем писать рецензии ("я бы", "лучше бы", "было бы"), весь текст представляет собой пересказ сюжета под соусом: "я бы сделал по другому". Мангака и режиссёр, слава Богу, сделали так, как захотели, и произведение получилось замечательное, а вам лучше бы вместо "3/10" культовым тайтлам – своей "1+1. Диана" заняться.Чел занизил оценку и начал докапываться тупо потому что Алхимик топ-1 по рейтингу