Предисловие
Путь сквозь франшизу Гандам – это в первую очередь путь смирения. 0079, с которого начинается UC таймлайн подкупает в первую очередь идейно-смысловым наполнением, там нет ярких и захватывающих сцен, динамики и сногсшибательной графики современных сериалов, 0079 это хрестоматийное воплощение концепции о примате идеи над формой, абсолют прошедший сквозь эпохи и 41 год развития франшизы. Франшизы, которая очень сильно менялась с течением времени, и эти перемены можно было заметить уже в Зете, а про ДаблЗету нечего и говорить, зритель, дошедший в своей Гандам карьере до Юникорна, наверняка имеет собственное сформированное мнение о данном творении. Томино называл Контратаку точкой в историях Амуро и Чара, но для меня она стала скорее метафорической точкой между идеей о идеальном Гандаме в моей голове и реальностью того к чему пришла франшиза. После ознакомления с CCA осталось только смирение, смирение, но не безразличие, потому что Гандам, во что бы он не превратился под воздействием времени и новых тенденций в индустрии, наверное, навсегда останется одной из моих любимых аниме-франшиз. Именно в таком расположении духа я пришёл к просмотру Юникорна.Заниматься детальным разбором сюжета, его сильных и слабых моментов в данном обзоре, я не буду. Сюжет Юникорна, безусловно является масштабным в рамках UC таймлайна, в то же время он страдает от излишней клишированности и содержит элементы реткона, ретроспективно вводя в полотно истории целые огромные влиятельные организации, о которых до этого ничего известно не было, но вот они всё это время существовали и значительным образом влияли на процессы, происходившие во вселенной.
Персонажи
Персонаж, за которым я следил с особой любовью и страстью еще со времён просмотра Происхождения, дочь настоящего мужчины честной судьбы, воспитанница прекрасной интригантки, конечно же принцесса Минева. Персонаж, который наконец-то раскрылся и получил заслуженную порцию развития и хороший кусок экранного времени, персонаж, который безусловно порадовал и вызвал только положительные эмоции. Минева ответственно и осознанно относится к своей судьбе и той роли которая на неё возложена её происхождением. Минева чётко осознает свои цели и место во вселенной, проявляя плеяду характерных для лидера качеств. В отличии от многих персонажей данной картины Минева имеет собственное виденье развития человеческой цивилизации и может даже адекватно и доходчиво изъяснять свои идеи, не скатываясь к клишированному «за всё хорошее против всего плохого». При этом Минева не лишена женского обаяния, чем собственно неоднократно очень умело пользуется Хаман-сама гордилась бы тобой, девочка. В общем персонаж Миневы это эпик вин, умница, милашка, красавица, однозначно один из лучших женских персонажей во всей франшизе.Сказать что-то аналогичное про протагониста истории – Банаджера Линкса, к сожалению, не получится. Гандам в целом никогда не славился своими протагонистами, и словосочетание «гандам бой» появилось вовсе не случайно, но Юникорн уж совсем пошёл в разнос с образом протагониста. Банаджер это не просто гандам бой, он скорее напоминает заправского героя сёнена нежели персонажа из Гандама. Банаджер является уникальным, избранным, меганьютайпом из коробки очень удобно вышло что Банаджер это одновременно внебрачный сын главы фонда Вистов, единственный человек способный управлять Юникорном в силу предыдущего фактора и в довесок еще и меганьютайп которому под силу менять объективную реальность силой дружбы ¯\_(ツ)_/¯, который во всех конфронтационных критических ситуациях в первую очередь пытается помирить всех с помощью силы ньютайп-дружбы и всевездесущей зеленой пердильной тяги Юникорна. Несмотря на уникальную возможность побывать со всех сторон баррикад и познакомится с взглядами каждой из сторон конфликта, Банаджер проявляет воистину уникальную тенденцию к отрицательному росту как персонаж, и совершенно никак не меняется до самого конца истории где он внезапно становится Иисусом верхом на Гандаме, которому под силу управлять материей, временем, пространством и процессами объективной реальности благодаря зеленой ньютайп юшке.
Антагонист (?) в лице Фулл Фронтала по началу казался карикатурным из-за своего очевидного сходства с Чаром, но по ходу раскрытия сюжета и «личности» Фронтала запал в душу. Объединяя в себе уже знакомые по прошлым частям манеры и паттерны поведения Чара с новыми, вполне здравыми идеями и целями, ФФ, в отличии от «контратакующего Чара» является персонажем законченным и полным, понятным, а, следовательно, таким которому можно даже в какой-то мере сопереживать и проникнуться его идеями, особенно учитывая, что зритель априори будет ангажирован по отношению к нему из-за его неразрывной и последовательной связи с Чаром. Финал Фронтала может показаться кому-то странным, но на мой взгляд он невероятно органичен раз уж во главе угла в Гандамах всё равно стоит ньютайп жижа и кроме того очень символичен Фронтал и Банаджер, в финале своей схватки оказываются в «конце времён», во времени, когда вселенная схлопнулась, и именно тут Фронталу являются души Лалы и Чара, как бы намекая зрителю что они существуют вне времени, или же beyond the time, ну вы поняли. Допускаю конечно, что это моё личное видение и плод шизоидной фантазии, но почему-то именно об этом мне подумалось в первую очередь после просмотра этой сцены, и я хочу верить, что именно такой смысл в неё и закладывался..
Марида и Зиннерман — безусловно лучший «оригинальный» дуэт Юникорна. Уставший от сражений ветеран, потерявший в огне войны всё что ему дорого и живое оружие, искуственный человек созданный для войны и неспособный найти своё место в мире, ставшие семьей и опорой друг для друга, история этой пары действительно трогательная и цепляющая. Помимо этого, Марида в своём познании настолько преисполнилась что объясняет сложные и многогранные процессы и конфликты UC таймлайна лучше любого протагониста серии, при этом сама, является искусственным человеком что придает её изъяснениям еще большей эмоциональной окраски. Задуматься только, концепция искуственных ньютайпов которая впервые увидела свет в Зете в далёком 1986 смогла получить адекватное, заслуженное, полноценное развитие только в 2014 благодаря персонажу Мариды, которая стала идеальным воплощением этого концепта. История Мариды по-настоящему вызывает сильные эмоции, даже несмотря на то что имеет элементы неприкрытой слезодавилки. Иронично, что лучший оригинальный персонаж Юникорна в лице Мариды корнями (будучи клоном Пуру), является выходцем из ДаблЗеты, худшего UC тайтла, вот вам и дихотомия Гандама в очередной раз.
Аудиовизуальная составляющая & мобильные доспехи
Однозначным и неоспоримым плюсом Юникорна является графическая составляющая. В 2023 году тайтл выглядит лучше большинства онгоингов, насколько сногсшибательно он выглядел в момент своего выхода я могу только представлять, кусая ногти. Анимация и графика абсолютно феноменальны, каждое сражение является усладой для глаз, заставляя порой ставить плеер на паузу чтобы в полной мере насладиться отдельными моментами. Отдельно про дизайн мобильных доспехов в Юникорне — тут есть на что посмотреть. Моим однозначным фаворитом стал плод любви Кьюбелея и Заку — NZ-666 Kshatriya, который выглядит абсолютно сногсшибательно. Увидев его в действии я во второй раз в жизни пошёл гуглить Ганпла, настолько сильно меня покорил агрессивный, но в то же время по-своему элегантный вид этого стального монстра. Honorable mention заслуживают также: AMS-129 Geara Zulu (он же стероидный Заку в противогазе) и конечно же NZ-999 Neo Zeong.Юникорн, наверное, самый расхайпленный Гандам из всех, на фоне Кшатрия нервно курит в сторонке. При этом сам Юникорн и его абсолютная имбовость в купе с заложенной в него на уровне базового концепта судьбоносной ролью этого мобильного доспеха раздражают и заставляют ненавидеть его еще сильнее. Все Гандамы во всех частях франшизы были довольно имбовым оружием, но в первую очередь оставались именно оружием, Юникорн же, напротив, это чуть-ли не Святой Грааль, машина, созданная по образу и подобию оружия, но в то же время абсолютно исключительная «вещь в себе» на которой сфокусирована вся вселенная. Исключительный Гандам для исключительного пилота, nuff said.
К звуковому сопровождению претензий тоже не имеется, но на мой взгляд звёзд с неба оно не хватает, во многом, наверное, потому что композиции Савано легко узнаются, а учитывая то что подобные мелодии за его авторством я слышал уже в десятках других тайтлов, особо ярких эмоций они не вызывают. Заглавные темы эндингов особо в душу не запали, до бэнгеров из прошлых частей им очень далеко, хотя тут безусловно, дело вкусовщины.
Фансервис
Отдельным пунктом в обсуждении Юникорна является обсуждение фансервиса, которого тут очень много и который крайне умело и аккуратно сконструирован таким образом, чтобы вывести зрителя на ностальгические чувства. Тут вам и образцы старых мобильных доспехов, сражающиеся в одном строю с новыми чего только стоит Хьяку-Шики и мобильные доспехи земных сил Зеона, оставшиеся со времён Одногодичной войны, и узнаваемые по прошлым частям локации, такие как база Торрингтон из Стардаста, или Палау из ДаблЗеты, которые так или иначе вызывают в сознании образы из прошлых Гандамов. И это только то что моментально вспоминается, а такими мелкими моментами наполнены буквально все эпизоды Юникорна, то и дело заставляя придаться воспоминаниям о прошлых частях франшизы, через которые ты уже прошёл, и это действительно работает, порой вызывая довольно сильные эмоции. Как всегда, не показали Сайлу, видимо за столько сезонов простоя бедняжка намертво срослась с пляжным лежаком, а жаль, ведь даже для Белточки нашлось пару минут экранного времени, а для сестры Чара – нет. Но опять же, это лично мои придирки как шизофанбоя Сайлы ¯\_(ツ)_/¯.Заключение
В сухом же остатке Юникорн это типичный представитель Гандама позднего образца, местами излишне масштабный и пафосный, с отчётливо смещёнными ключевыми акцентами относительно прошлых частей франшизы. Юникорн это идейный наследник не 0079, а скорее ДаблЗеты или CCA, страдающий не только от проблем своих предшественников, но еще и клишированной и не до конца логически завершенной историей рецепции послания Миневы обществом и Федерацией нам никто не показал, про то к чему в итоге привело открытие тайны ящика Лапласа можно только гадать про то как очередной мега-крутой-ньютайп-гандам-бой спасает вселенную от ужасов войны. Одновременно с этим наличие в полотне сюжета описанных в обзоре сюжетных линий Мариды/Зиннермана, Фулл Фронтала и Миневы добавляют этой на первый взгляд невзрачной истории очень ярких и тёплых красок, отвечая на многие незакрытые с прошлых частей вопросы.Совокупность отличного визуала и приятного фансервиса делают просмотр Юникорна увлекательным жвачечно-попкорновым экспириэнсом на пару вечеров, это действительно классная конфетка с кучей зрелищного экшна и приятным, ощутимым и узнаваемым налётом того самого Гандама… но это далеко не лучший Гандам как таковой, ввиду смещения ключевых элементов нарратива и идейно-смыслового наполнения в сторону всепроникающей силы дружбы и зеленой ньютайп жижки которой подвластно всё во вселенной.
Смиритесь, откиньтесь на спинку стула и получайте свою дозу удовольствия, потому что тут действительно есть от чего её получить, раз даже такой придирчивый зритель как ваш покорный слуга смог это сделать.
P.S. Разум отчётливо говорит о том, что Юникорн это далеко не лучшая история, но пройдя путь сквозь весь UC таймлайн, посмотрев ДаблЗету и CCA, я, очевидно, перестал гиперфокусироваться на негативных сторонах Гандамов и начал больше внимания уделять каким-то интересным мне аспектам этих историй в отрыве от очевидно слабых сторон. Что в принципе, рекомендую сделать и вам.