Дисклеймер. Отзыв содержит спойлеры в большом количестве, если вы по какой-то причине решили его прочитать до просмотра аниме, я настоятельно не рекомендую вам этого делать. Отзыв наполнен шизофреническим бредом и графоманским пердежом. Вас предупредили.
Было ли оружие тем что породило войны?
Или же это была человеческая душа?
— Лакус Кляйн
SEED впитал в себя все решения «бандаевского продакшена» и не просто преумножил их, а возвёл в абсолют. Гандамоцентричность и явная подростковая ориентированность, которая уже была в Wing, тут являются не просто дополнением оригинальных концепций и идей Гандама, а буквально выступают краеугольным камнем, вокруг которого уже пытаются состряпать какое-то подобие реал-мехи, и результат такого подхода получился явно неоднозначный.
Вышеупомянутая «Гандамоцентричность» проявляется не только в том, что этих самых Гандамов в сериале аж целых 12 штук и они сражаются за все фракции, но еще и в том, что SEED, в некотором смысле, переставляет с ног на голову устоявшуюся формулу «машина — это придаток к пилоту», на «пилот — это придаток к машине». Проявляется это наиболее ярко наличием в истории трио пилотов-дегенератов, которые являются чистой воды техническим плотдевайсом необходимым для введения в сериал трёх дополнительных Гандамов, при этом как персонажи они не раскрываются совершенно, всё что зритель о них узнает это их имена, личности у них отсутствуют в принципе, поведенческие паттерны у всех троих выражены архетипом карикатурных безумных психов.
Сценарий сериала неоднократно переписывался по ходу выхода аниме на телеэкраны, с целью увеличения продаж отдельных моделей ганпла, которые продавались хуже остальных, об этом прямо говорит во многих интервью режиссёр данной картины — Мицуо Фукуда. Очевидно, что такой подход к продакшену не мог не сказаться на качестве сценария, что повлекло за собой многочисленные логические дыры и моменты недосказанности/недостаточного раскрытия отдельных действующих лиц сюжета.
Точно так же, сразу бросается в глаза дизайн мобильных доспехов ЗАФТ, которые фактически являются обновленными MS Зеона, а также персонаж Тигр Пустыни, который выступает скорее собирательным образом, сочетающим в себе черты Рамба Рала и Пустынного Роммеля из ZZ, нежели полностью оригинальным персонажем. Кроме этого, в сериале присутствуют эпизоды с осадой центральной базы Федерации на Аляске, также, очевиднейшим образом отсылающие зрителя на осаду Джабуро в UC и супероружие ЗАФТ в виде огромного лазера, являющееся калькой Колонии Лазера и/или Солнечной Системы из всё того же UC.
Вместе с этим, в сюжете SEED наличествуют персонажи-ньютайпы, даже притом, что на концептуальном уровне ньютайпизма в истории нет, эта идея не то что не является центральной, она в принципе не озвучивается и никак не развивается, демонстрируется только практическое применение ньютайп способностей Му и Рау, которых Фукуда в цитируемом ранее интервью прямо называет и признаёт ньютайпами, притом, что ему персонально концепция ньютайпов не нравится. Фукуда говорит, что Му и Рау это последние ньютайпы в мире, не записывая в их число Киру, но при этом в последней серии сериала вполне себе присутствует сцена где Кира, аки Камиль из Зеты общается с душой погибшего товарища который тоже не является ньютайпом, без объяснения природы этого феномена. Камиль в Зете и Джудо в ZZ делали это благодаря наличию у них способностей ньютайпа, но ведь Кира, по словам режиссёра, ньютайпом не является…
Несмотря на безусловное наличие неприкрытого заимствования из UC, специфика сценарной подоплёки истории и особенности её подачи разительно отличают зрительский опыт при просмотре SEED’a, от работ Томино. Вызвано это комбинацией двух факторов: во-первых, несмотря на то что Фукуда открыто говорит о своей любви к творчеству Томино, повторить специфику его режиссуры он не способен, во-вторых, как водится, кто платит деньги тот и заказывает музыку, и если Бандаю нужно повышать продажи, то сюжетом и сценарной целостностью ради этого вполне можно пожертвовать.
Обоснование конфликта максимально приземленное — натуральные, а точнее радикальная экстремистская группа Blue Cosmos в их составе, из зависти, страха и недоверия к координаторам, решили, что сосуществование с координаторами не является возможным и заняв центральные административные должности в Земной Федерации фактически решили провести в отношении своих генетически модифицированных собратьев тотальный unlimited genocide. В целом такая диспозиция конфликта является вполне рабочей… если не задавать лишних вопросов, а их возникает ну слишком уж много. Как так вышло что Blue Cosmos заняли практически все административные должности в Федерации, набрав кворум для принятия таких решений как начало войны на уничтожение? Были ли среди представителей Федералов умеренные политики, выступавшие за урегулирование спорных вопросов путём отличным от ядерной бомбардировки или же позиция Blue Cosmos это мейнстрим среди федов? Как в принципе выглядит внутреннее устройство федерального правительства? В аниме нам прямо дают знать о том, что в составе альянса земных сил есть как минимум Атлантическая федерация, Евразийская федерация и Скандинавское королевство, но никаких объяснений о том, как происходят внутренние взаимодействия между этими силами нет. Всё что видит зритель — это некое подобие военного совета, где присутствует глава Синего Космоса Азраил Мурата и некоторое количество неназванных офицеров-статистов, единственным именным персонажем из которых является полковник Сазерленд, который во всём соглашается с Муратой, а он в свою очередь в единоличном порядке принимает все ключевые решения.
Мурата, несмотря на важность занимаемого им поста и в целом его значительную роль одного из центральных антагонистов истории, по какой-то неведомой причине не удостаивается достойной предыстории и не наделяется сложной многоуровневой мотивацией, весь бэкграунд такого значимого персонажа уместили в 10ти секундное слайдшоу, в котором зритель наблюдает как Мурату в детстве обставляет в успеваемости в школе ребёнок-координатор. И это является единственным моментом во всех 50ти эпизодах аниме, который приоткрывает завесу тайны на мотивационный модус этого персонажа. То есть детская обида выступает обоснованием для тотального геноцида координаторов, во время реализации которого в опасности полного уничтожения оказывается весь человеческий вид. Причём если проводить параллели с UC и сравнивать Мурату с тамошним Гитлером в виде Гирена, Мурата всё равно проигрывает последнему, так как не является оратором и харизматиком, своим поведением скорее создавая впечатление всё того же обиженного ребёнка, которым он предстаёт перед зрителям во флешбеке с его предысторией.
Если кого-то и можно сравнить с Гиреном, так это Патрика Зару, хотя бы из-за того, что оба этих персонажа в следовании своим убеждениям являются предельно фанатичными. Патрик фактически является Гитлером №2 данной истории, но в отличии от Мураты, мотивационным модусом которого является ресентимент по отношению к координаторам, председателем Зарой движет в первую очередь иррациональная фанатическая убеждённость, граничащая с манией, о том что координаторы это совершенно новый вид человека, которому судьбой уготовано стать во главе всего человечества как такового, а значит исходя из этой порочной логики, натуральные должны рассматриваться как люди второго сорта. Несмотря на то что сам по себе Патрик Зара персонаж в такой же степени карикатурный, как и Мурата, внутреннее устройство ЗАФТа раскрыто в тысячу раз более детально, нежели их оппонентов, что в каком-то смысле возвышает и его самого.
Зритель знает, что все ключевые решения в ЗАФТ принимаются Верховным советом с определенным количеством членов, во главе которого находится председатель, вместе с этим в ЗАФТе есть реальная оппозиция Патрику в виде куда более умеренного Зигеля Кляйна, который поначалу пытается переубедить Патрика силой красноречия и рациональных доводов о том, что у координаторов уже в третьем поколении начинаются проблемы с самовоспроизведением, а впоследствии переходит к подпольной около партизанской деятельности в которую втягивает и свою дочь. Благодаря описанному выше ЗАФТ, как фракция, воспринимается в тысячу раз интереснее, чем федерация, даже несмотря на наличие карикатурного шизоида стоящего во главе этой силы.
Третий, занимающий довольно специфическую позицию в рамках истории, антагонист — Рау Крезе, формально также относится к ЗАФТ, но ровно так же, как и у его прототипа из UC его фракционная принадлежность является следствием его персональных амбиций, а не результатом исповедования идеалов этой фракции. Крезе, из всех клонов pun not intended Чара, которых я пока видел в рамках франшизы, однозначно самый унылый и бездарный. Мотивация Крезе полностью исходит из ресентиментарных чувств по отношению к человечеству как биологическому виду. Крезе является результатом неудачного генетического эксперимента по клонированию, из-за которого его тело ускоренно стареет, что вызывает у него не только физические, но и психологические страдания. Конфликт персонажа Крезе сводится к тому что он считает себя, и своё бедственное существование результатом реализации неутолимых людских амбиций, которые лежат в основе человеческой природы, а соответственно «исправить» эту проблему можно только путём тотальной аннигиляции всего человечества как вида. Рабочая ли это мотивация? Да, безусловно. Интересная ли она?.. Вопрос вкусовщины, наверное, но мне, персонально, искусственный человек, неудачный злобный клон, желающий уничтожить всех людей по причине того, что он обижен на них за своё создание кажется крайне клишированным и скучным. Особенно уныло Крезе выглядит если учитывать факт франшизной преемственности в тайтле который режиссёром и сценаристом позиционируется как осовременное переосмысление 0079. Оригинальный Чар это многогранный и сложный, часто противоречивый персонаж с эволюционирующей по ходу развития истории мотивацией, но его камео в SEED это почему-то персонаж максимально примитивный и однобокий ¯\_(ツ)_/¯.
Противопоставление «реформированного» Асурана присоединившегося к Кире, его отцу, который всё сильнее погружается в пучину маниакального шовинизма по отношению к натуральным, достигает своей кульминации в сцене где Патрик стреляет в вернувшегося на ПЛАНТы Асурана и отдает его в руки солдат прямо приказывая подвергнуть пыткам. Слова о том, что отец и сын разочаровались друг в друге являются точкой невозврата, которая даёт понять зрителю, что это противостояние должно закончится прямой конфронтацией и гибелью одного из них, при следующей встрече, ведь Асуран понимает, что его отца уже не переубедить. На мой взгляд Асуран должен был убить Патрика своей собственной рукой, ведь это стало бы отличным кульминационным моментом всей арки о внутренней перемене в нём. Осознание порочности путей отца и того что его методы являются абсолютным злом, вполне позволило бы ему переступить через родственные узы и воплотится в убийстве Патрика, что стало бы мощнейшей демонстрацией масштабов личностного роста Асурана, но случился эпик бандай продакшен момент.
Чиаки Моросава, отвечая на вполне закономерный вопрос о том почему Асуран не убил отца, говорит, что в таком случае «карма настигнет его», имея ввиду продвигаемую в аниме тему о том, что насилием нельзя отвечать на насилие, ведь это породит новый виток насилия. Вот только в аниме это объясняют устами отца Кагали тем, что у убитого почти всегда найдутся дети или близкие, которые возненавидят убийцу и цикл жестокости повторится, что совершенно не работает в случае Асурана и его отца, по очевидным причинам.
Развивая эту мысль, госпожа сценарист в своих рассуждениях указывает на то, что убивший отца Асуран не смог бы жить дальше и его пришлось бы убить в финальном эпизоде. Вот только воспринимается это, на мой скромный взгляд, очень странно, ведь Асуран и без убийства отца заявляет в финальной серии о своём желании погибнуть, от чего его с трудом отговаривает Кагали. Но ведь это переубеждение стало бы только многозначительнее и сильнее, будь оно направлено на Асурана, убившего отца! Вся сцена внутри Генезиса, где Асуран хочет пожертвовать собой самоуничтожившись вместе со своим мобильным доспехом продиктована вызревшей в нём жаждой смерти, возникшей из-за груза ответственности за смерть друзей, чувства вины за поступки которые он совершал, будучи соладтом ЗАФТ, а также психотравмирующим опытом боевых действий, под воздействием которых он заявляет о том, что для него мученическая гибель — это лучшее избавление, способ убежать от этих проблем, которые будут преследовать его всю оставшуюся жизнь. Так почему спрашивается к этому списку эмоционального груза нельзя добавить отцеубийство? Ведь это никак не ломает ту формулу, на основании которой сценаристы конструировали мотивацию Асурана в этой сцене.
Кира же, в противовес Асурану, проходит куда более простой путь личностного роста. С первых серий аниме Кира воспринимается как главный герой нового образца, характерный для времени, когда SEED увидел свет. В первом же сражении Кира успешно перепрограммирует операционную систему Гандама прямо во время боя и проявляет невероятный уровень концентрации, как для гражданского человека, оказавшегося в бою мобильных доспехов. Кира с первых серий воспринимается как типовой имба гг, что объясняется отчасти тем что он является координатором окруженным натуральными, но если быть до конца откровенным, то с самого начала повествования есть подсознательное ощущение того что не всё так просто, которое в итоге, крайне ожидаемо, подтверждается, когда вскрывается правда о том, что Кира — единственный в своём роде, уникальный, неповторимый, суперкоординатор. Занавес.
В его защиту, важно отметить, что Кира будучи персонажем, изначально сконструированным уникальной и неповторимой имбой, всё же получил от сценаристов вполне человеческие эмоции и внутренние конфликты, которые выливаются в закономерную рефлексию. Особенно интересным в данном контексте является одно из первых проявлений этой самой рефлексии, связанное с нежеланием Киры пилотировать Гандам и участвовать в боевых действиях, пусть даже из жизненной необходимости, которое со временем перерастает в депрессивное состояние из-за неспособности защитить всех, кто ему дорог. Такой характер внутренних противоречий и саморефлексии, как и многое в Поколении, мне кажется прямо вдохновлённым 0079 и душевными страданиями Амуро, которые практически полностью аналогичны тем что испытывает Кира.
Романтические сюжетные линии в большинстве своём не впечатлили, а некоторые вызывали откровенное недоумение ввиду того насколько неожиданно и внезапно они возникают. Единственный романс во всём аниме, который совершенно не вызвал никаких вопросов, это отношения Мари и Му. Взрослые персонажи, военные с опытом многочисленных сражений, которые понимают, что война всегда сопряжена с потерями близких людей, они находят друг в друге надёжную опору среди безумного хаоса и постоянной смертельной опасности. Самым привлекательным аспектом их отношений, является то что они развиваются постепенно и последовательно, начинаясь с неловкого флирта со стороны Му, который со временем, находит отклик в сердце Мари. Кульминацией их отношений становится самопожертвование Му призванное защитить его возлюбленную и корабль, который свёл их вместе. Крайне органичная история ввиду своей простоты и приземленности отлично вписанная в рамки военной истории, что делает ей много чести.
Какой истории отношений не хватает последовательности, так это истории романса Киры и Лакус. Во многом это связанно с тем, что изначально будучи невестой Асурана, Лакус не воспринимается как объект любовного интереса Киры, в частности во время их знакомства. Хотя стоит признать, что сцена самовольного освобождения Кирой Лакус, где он буквально как рыцарь на беломконе Гандаме, руководствуясь исключительно своими внутренними моральными убеждениями, наплевав на военный устав и субординацию увозит Лакус с Архангела, в определенном смысле наполнена флёром сказочно-рыцарской романтики, но опять же, в тот момент истории Лакус и Асуран были всё еще помолвлены и вполне мило общались как влюбленная парочка сразу после чудесного освобождения Лакус из плена. Ухаживания Лакус за раненым Кирой в принципе не выглядят как проявление любви, скорее производя впечатление ответного жеста со стороны Лакус в благодарность за её освобождение с Архангела Кирой, плюс ко всему Лакус ухаживая за Кирой преследует в первую очередь корыстные цели, так как он нужен ей в качестве пилота для Фридома, способного благодаря силе этой машины пошатнуть баланс сил на поле боя.
Демонстрация же непосредственной влюблённости Лакус в Киру происходит в последних ~8 эпизодах и совершенно не ясно откуда эти чувства вообще возникают, между персонажами не ощущается химии, весь bonding experience между этой парочкой сводится к тому что Кира плачет в рубашку Лакус о том, что он пробирочный, а она плачет в рубашку Кире потому что её отца убили из-за его подпольной деятельности, и в принципе всё, из этого по сути и рождается их близость. Безусловно, Кира и Лакус создают впечатление персонажей, созданных друг для друга, так как оба имеют аутичные тенденции в поведении, тем не менее манера в которой сценаристы сводят их вместе мне не показалась достаточно убедительной.
Романтические отношения Асурана и Кагали с одной стороны кажутся искусственно форсированными, ведь до того момента как Кагали узнает, что Кира её брат в целом не совсем понятно для чего этот троуп нужен в аниме, никакой глубокой смысловой нагрузки для сюжета он не несёт, и еще при этом пованивает бразильским сериалом она вполне активно проявляет знаки внимания по отношению к нему, но после описанного выше открытия бедняжке фактически не к кому податься кроме Асурана. Но с другой стороны, в защиту этой романтической сюжетной линии стоит сказать, что эта парочка всё-таки имела предварительный bonding experience, в виде совместного пребывания на необитаемом острове с взаимными попытками убить друг друга в ближнем бою и последующим откровениям на тему их видения причин и перспектив войны. Романс Асуран/Кагали выглядит в тысячу раз лучше, чем Кира/Лакус, но это во многом вызвано тем что на персональном уровне что Кагали, что Асуран это куда более интереснее и глубокие персонажи.
Помимо крайне графического изображения непосредственно сражений, в аниме есть несколько очень эмоционально насыщенных сцен, демонстрирующих последствия войны, протекающей в таких масштабах, главным образом, конечно, это проявляется в эпизоде посвященному пребыванию команды Архангела на разрушенной колонии Юниус-7, где навечно застывшие во мраке и холоде космоса покоятся тела 250 тысяч гражданских поселенцев убитых в результате ядерного удара, а также частично в сюжетной арке о пустынном сопротивлении.
Всё описанное выше, как отстранённая вещь в себе намного более иллюстративно раскрывает привычное для Гандама «war is bad», нежели все клишированные тирады из уст многочисленных героев истории вместе взятые.
Вместе с этим в аниме безусловно ощущается дихотомия между транслируемым нарративом и внутренней природой данной картины, которая по признанию режиссёра всё же является скорее промо акцией для продажи ганпла китов, нежели глубоко идейным художественным произведением. Сам Фукуда говорит, что при создании SEED’a прицел был на что-то среднее между 0079 и Wing’ом, что бы это не значило, так как представить, как вообще может в здравом уме прийти в голову скрестить эти два тайтла сложно, ввиду того, что 0079 это идейный родоначальник серии не потерявший своей акутальности до сих пор, во многом из-за транслируемого там нарратива и того как он подается, а Винг это экспериментальная поделка, сделанная исключительно в коммерческих интересах.
В этом весь фактически и есть SEED, с одной стороны тут есть попытка развития традиционных для франшизы идей и конфликтов, а с другой это настолько неприкрыто и нескрываемо в первую очередь коммерческий продукт, что просто не замечать этого при просмотре невозможно. Сюда стоит отнести и переписывание сценария ради повышения продаж ганпла, и упущенный потенциал отдельных сюжетных линий вызванный в первую очередь погоней за рейтингами, а не за глубиной идейно-смыслового наполнения.
Даже традиционный для франшизы мем про cool robot’а про SEED придумать сложно, так что пусть будет такой, как по мне он отлично иллюстрирует то, чем данная картина является:
Опенинги и эндинги мне не особо понравились или запомнились, хотя это безусловно дело персональных преференций и чистой воды вкусовщина, многие темы bgm’ов звучащих непосредственно во время эпизодов вполне достойно задают эмоциональный тон для событий, разворачивающихся на экране.
С оглядкой на всё описанное выше, следует заключить что SEED является первым в истории франшизы полным успехом формулы Бандая, со времён первых попыток её имплементации в Wing и After War X. Успехом, который характеризируется одновременно вполне достойным зрительским опытом при условии подпивасного просмотра, безусловным коммерческим фурором с точки зрения реализации мерча цифры продаж ганпла китов и фигурок по SEED’у, которые клепают до сих пор не дадут соврать и достойным результатом в области привлечения новой аудитории (многими гандам-фанами SEED даже называется хорошим альтернативным энтри поинтом во франшизу наравне с UC, я конечно этой позиции не разделяю, но неоднократно с ней сталкивался).
Персонально мне данный сериал не особенно сильно понравился, ввиду описанных в данном обзоре проблем, а также во многом из-за того, что я банально не вписываюсь в целевую аудиторию, на которую эта подростковая мелодрама рассчитана. На мой взгляд попытка Фукуды и Моросавы осовременить и переосмыслить 0079 выглядит скорее, как похабная пошлость и паразитирование на успешных сценарных концепциях далёкого предшественника, нежели как всесторонний идейно-смысловой пересмотр Томиновских нарративов и их подача на новый лад, что во многом объясняется изначальным прицелом данного сериала в первую очередь на коммерческий успех. Тем не менее я вполне отдаю себе отчёт о том по каким причинам многим зрителям так нравится SEED и ассоциированный с ним AU, и безусловно могу рекомендовать данный сериал к просмотру, так как он определенно обладает, наравне с рядом недостатков, и привлекательными моментами.
Было ли оружие тем что породило войны?
Или же это была человеческая душа?
— Лакус Кляйн
Предисловие
Альтернативная вселенная Космической Эры, где разворачиваются события Kidou Senshi Gundam SEED без преувеличения является одной из самых популярных и обсуждаемых во всей франшизе Гандам. Огромное количество текстового и аудивизуального фан контента, а также просто невероятные масштабы выпуска и продаж мерча, вкупе с недавним релизом (спустя 20 лет после оригинального сериала) на киноэкраны полнометражного фильма по данному AU дают возможность ярко прочувствовать факт того, что SEED является проектом не просто популярным среди зрителей, но еще и коммерчески успешным. К сожалению, будучи зрителем крайне придирчивым и уже порядком знакомым с франшизой и её особенностями, еще до непосредственного знакомства с сериалом, не обнаружив на позиции режиссёра Томино, я сразу осознал, что меня ждёт продукт, созданный по методичкам эффективного менеджмента Бандая, и всё же несмотря на это я постарался максимально дистанцироваться от полученного ранее негативного опыта от просмотра не-Томиновских Гандамов нового образца, чтобы приступить к знакомству с SEED’ом без каких-либо ярко выраженных предубеждений или предвзятости.Гандам нового тысячелетия
Важно отметить, что данная картина увидела свет в крайне турбулентное для франшизы время, вызванное в первую очередь неудачами её предшественников — главным образом Shin Kidou Senki Gundam WingМобильный воин Гандам: Дубль-вэ и After War Gundam X, которые будучи экспериментальными по меркам своего времени проектами, снятыми без участия отца-основателя франшизы, отличились крайне посредственными ТВ рейтингами и неоднозначной рецепцией среди зрителей. Томиновский же Turn A, хоть и получил практически повсеместное одобрение, как среди зрителей, так и среди представителей аниме индустрии, всё же был продуктом, мало походившим на Гандам в классическом понимании о том, каким он должен быть, а кроме того, имел крайне скудный ассортимент новых мобильных доспехов, что не позволяло выпустить большого количества GUNPLA китов и другого мерча по данному сериалу. В попытках исправить сложившуюся, явно застойную ситуацию, начинается работа над новым проектом, проектом, который должен был бы решить все описанные выше проблемы своих предшественников, и даже больше — попытаться привлечь в 20ти летнюю, на тот момент франшизу, новую, молодую кровь, о чём прямо заявляла в одном из интервью сценарист сериала, и по совместительству жена режиссёра Фукуды — Чиаки Моросава (в традиционном для моих обзоров на Гандамы ключе личность режиссёра и сценариста будет учитываться в рамках рассмотрения данной картины).SEED впитал в себя все решения «бандаевского продакшена» и не просто преумножил их, а возвёл в абсолют. Гандамоцентричность и явная подростковая ориентированность, которая уже была в Wing, тут являются не просто дополнением оригинальных концепций и идей Гандама, а буквально выступают краеугольным камнем, вокруг которого уже пытаются состряпать какое-то подобие реал-мехи, и результат такого подхода получился явно неоднозначный.
Вышеупомянутая «Гандамоцентричность» проявляется не только в том, что этих самых Гандамов в сериале аж целых 12 штук и они сражаются за все фракции, но еще и в том, что SEED, в некотором смысле, переставляет с ног на голову устоявшуюся формулу «машина — это придаток к пилоту», на «пилот — это придаток к машине». Проявляется это наиболее ярко наличием в истории трио пилотов-дегенератов, которые являются чистой воды техническим плотдевайсом необходимым для введения в сериал трёх дополнительных Гандамов, при этом как персонажи они не раскрываются совершенно, всё что зритель о них узнает это их имена, личности у них отсутствуют в принципе, поведенческие паттерны у всех троих выражены архетипом карикатурных безумных психов.
Сценарий сериала неоднократно переписывался по ходу выхода аниме на телеэкраны, с целью увеличения продаж отдельных моделей ганпла, которые продавались хуже остальных, об этом прямо говорит во многих интервью режиссёр данной картины — Мицуо Фукуда. Очевидно, что такой подход к продакшену не мог не сказаться на качестве сценария, что повлекло за собой многочисленные логические дыры и моменты недосказанности/недостаточного раскрытия отдельных действующих лиц сюжета.
Влияние UC
Упомянутый в предыдущем блоке обзора Мицуо Фукуда, называет себя фанбоем Томино, и говорит, что восхищается его работой, и это безусловно нашло своё отражение в SEED’е. Зритель знакомый с UC таймлайном, с первых эпизодов Поколения испытает дежавю, ведь первая половина сюжета данного сериала будет разворачиваться практически в точности копируя оригинальный Гандам 79го года. Нейтральная колония, служащая местом тайной разработки передовых образцов мобильных доспехов и космических кораблей для фракции-аутсайдера, подвергается нападению диверсионного отряда под началом таинственного антагониста в маске, при этом по счастливой случайности группа гражданских, среди которых аутичного вида замкнутый подросток, помогает защитить один из этих самых мобильных доспехов и вынужденно становится экипажем военного корабля с целью спастись от преследования.Точно так же, сразу бросается в глаза дизайн мобильных доспехов ЗАФТ, которые фактически являются обновленными MS Зеона, а также персонаж Тигр Пустыни, который выступает скорее собирательным образом, сочетающим в себе черты Рамба Рала и Пустынного Роммеля из ZZ, нежели полностью оригинальным персонажем. Кроме этого, в сериале присутствуют эпизоды с осадой центральной базы Федерации на Аляске, также, очевиднейшим образом отсылающие зрителя на осаду Джабуро в UC и супероружие ЗАФТ в виде огромного лазера, являющееся калькой Колонии Лазера и/или Солнечной Системы из всё того же UC.
Вместе с этим, в сюжете SEED наличествуют персонажи-ньютайпы, даже притом, что на концептуальном уровне ньютайпизма в истории нет, эта идея не то что не является центральной, она в принципе не озвучивается и никак не развивается, демонстрируется только практическое применение ньютайп способностей Му и Рау, которых Фукуда в цитируемом ранее интервью прямо называет и признаёт ньютайпами, притом, что ему персонально концепция ньютайпов не нравится. Фукуда говорит, что Му и Рау это последние ньютайпы в мире, не записывая в их число Киру, но при этом в последней серии сериала вполне себе присутствует сцена где Кира, аки Камиль из Зеты общается с душой погибшего товарища который тоже не является ньютайпом, без объяснения природы этого феномена. Камиль в Зете и Джудо в ZZ делали это благодаря наличию у них способностей ньютайпа, но ведь Кира, по словам режиссёра, ньютайпом не является…
Несмотря на безусловное наличие неприкрытого заимствования из UC, специфика сценарной подоплёки истории и особенности её подачи разительно отличают зрительский опыт при просмотре SEED’a, от работ Томино. Вызвано это комбинацией двух факторов: во-первых, несмотря на то что Фукуда открыто говорит о своей любви к творчеству Томино, повторить специфику его режиссуры он не способен, во-вторых, как водится, кто платит деньги тот и заказывает музыку, и если Бандаю нужно повышать продажи, то сюжетом и сценарной целостностью ради этого вполне можно пожертвовать.
Фракции и антагонисты
Фракционный конфликт Поколения, несмотря на внешнее сходство с противостоянием Федерации и Зеона, является одновременно фундаментально отличным от последнего и вместе с этим демонстрируется куда более плоско. Если Зеон использовал ньютайп концепцию в первую очередь как философскую базу для своей внутренней идеологии и пропаганды, то «координаторство» в SEED это научный феномен реального мира, который не нуждается в доказывании.Обоснование конфликта максимально приземленное — натуральные, а точнее радикальная экстремистская группа Blue Cosmos в их составе, из зависти, страха и недоверия к координаторам, решили, что сосуществование с координаторами не является возможным и заняв центральные административные должности в Земной Федерации фактически решили провести в отношении своих генетически модифицированных собратьев тотальный unlimited genocide. В целом такая диспозиция конфликта является вполне рабочей… если не задавать лишних вопросов, а их возникает ну слишком уж много. Как так вышло что Blue Cosmos заняли практически все административные должности в Федерации, набрав кворум для принятия таких решений как начало войны на уничтожение? Были ли среди представителей Федералов умеренные политики, выступавшие за урегулирование спорных вопросов путём отличным от ядерной бомбардировки или же позиция Blue Cosmos это мейнстрим среди федов? Как в принципе выглядит внутреннее устройство федерального правительства? В аниме нам прямо дают знать о том, что в составе альянса земных сил есть как минимум Атлантическая федерация, Евразийская федерация и Скандинавское королевство, но никаких объяснений о том, как происходят внутренние взаимодействия между этими силами нет. Всё что видит зритель — это некое подобие военного совета, где присутствует глава Синего Космоса Азраил Мурата и некоторое количество неназванных офицеров-статистов, единственным именным персонажем из которых является полковник Сазерленд, который во всём соглашается с Муратой, а он в свою очередь в единоличном порядке принимает все ключевые решения.
Мурата, несмотря на важность занимаемого им поста и в целом его значительную роль одного из центральных антагонистов истории, по какой-то неведомой причине не удостаивается достойной предыстории и не наделяется сложной многоуровневой мотивацией, весь бэкграунд такого значимого персонажа уместили в 10ти секундное слайдшоу, в котором зритель наблюдает как Мурату в детстве обставляет в успеваемости в школе ребёнок-координатор. И это является единственным моментом во всех 50ти эпизодах аниме, который приоткрывает завесу тайны на мотивационный модус этого персонажа. То есть детская обида выступает обоснованием для тотального геноцида координаторов, во время реализации которого в опасности полного уничтожения оказывается весь человеческий вид. Причём если проводить параллели с UC и сравнивать Мурату с тамошним Гитлером в виде Гирена, Мурата всё равно проигрывает последнему, так как не является оратором и харизматиком, своим поведением скорее создавая впечатление всё того же обиженного ребёнка, которым он предстаёт перед зрителям во флешбеке с его предысторией.
Если кого-то и можно сравнить с Гиреном, так это Патрика Зару, хотя бы из-за того, что оба этих персонажа в следовании своим убеждениям являются предельно фанатичными. Патрик фактически является Гитлером №2 данной истории, но в отличии от Мураты, мотивационным модусом которого является ресентимент по отношению к координаторам, председателем Зарой движет в первую очередь иррациональная фанатическая убеждённость, граничащая с манией, о том что координаторы это совершенно новый вид человека, которому судьбой уготовано стать во главе всего человечества как такового, а значит исходя из этой порочной логики, натуральные должны рассматриваться как люди второго сорта. Несмотря на то что сам по себе Патрик Зара персонаж в такой же степени карикатурный, как и Мурата, внутреннее устройство ЗАФТа раскрыто в тысячу раз более детально, нежели их оппонентов, что в каком-то смысле возвышает и его самого.
Зритель знает, что все ключевые решения в ЗАФТ принимаются Верховным советом с определенным количеством членов, во главе которого находится председатель, вместе с этим в ЗАФТе есть реальная оппозиция Патрику в виде куда более умеренного Зигеля Кляйна, который поначалу пытается переубедить Патрика силой красноречия и рациональных доводов о том, что у координаторов уже в третьем поколении начинаются проблемы с самовоспроизведением, а впоследствии переходит к подпольной около партизанской деятельности в которую втягивает и свою дочь. Благодаря описанному выше ЗАФТ, как фракция, воспринимается в тысячу раз интереснее, чем федерация, даже несмотря на наличие карикатурного шизоида стоящего во главе этой силы.
Третий, занимающий довольно специфическую позицию в рамках истории, антагонист — Рау Крезе, формально также относится к ЗАФТ, но ровно так же, как и у его прототипа из UC его фракционная принадлежность является следствием его персональных амбиций, а не результатом исповедования идеалов этой фракции. Крезе, из всех клонов pun not intended Чара, которых я пока видел в рамках франшизы, однозначно самый унылый и бездарный. Мотивация Крезе полностью исходит из ресентиментарных чувств по отношению к человечеству как биологическому виду. Крезе является результатом неудачного генетического эксперимента по клонированию, из-за которого его тело ускоренно стареет, что вызывает у него не только физические, но и психологические страдания. Конфликт персонажа Крезе сводится к тому что он считает себя, и своё бедственное существование результатом реализации неутолимых людских амбиций, которые лежат в основе человеческой природы, а соответственно «исправить» эту проблему можно только путём тотальной аннигиляции всего человечества как вида. Рабочая ли это мотивация? Да, безусловно. Интересная ли она?.. Вопрос вкусовщины, наверное, но мне, персонально, искусственный человек, неудачный злобный клон, желающий уничтожить всех людей по причине того, что он обижен на них за своё создание кажется крайне клишированным и скучным. Особенно уныло Крезе выглядит если учитывать факт франшизной преемственности в тайтле который режиссёром и сценаристом позиционируется как осовременное переосмысление 0079. Оригинальный Чар это многогранный и сложный, часто противоречивый персонаж с эволюционирующей по ходу развития истории мотивацией, но его камео в SEED это почему-то персонаж максимально примитивный и однобокий ¯\_(ツ)_/¯.
Протагонисты и романс
Ровно, как и антагонисты, протагонисты истории и персонажи к ним приближённые, особенно интересными мне не показались. Присутствующий в первых 35ти эпизодах конфликт Киры и Асурана, демонстрирующий драму двух друзей, разделенных войной и вынужденных сражаться насмерть, в общем и целом был довольно неплох, но к сожалению, не смог достичь катарсиса, так как для сохранения рейтингов было принято решение рояльным способом сохранить жизнь Кире в моменте где логически закономерным было бы его убийство. 30 серий противостояния Асурана и Киры, неопределенности и эмоциональной рефлексии на тему того как воспринимать бывшего друга в рядах нынешнего врага приводят этих персонажей к финальной, в рамках этой сюжетной арки, конфронтации 1 на 1, во время которой Асуран находит ответ в убийстве Киры. Но Кира выживает, ведь Асуран должен был остаться максимально позитивным и незапятнанным персонажем до самого конца истории, что также нашло своё отражение и в конфликте Асурана с его отцом.Противопоставление «реформированного» Асурана присоединившегося к Кире, его отцу, который всё сильнее погружается в пучину маниакального шовинизма по отношению к натуральным, достигает своей кульминации в сцене где Патрик стреляет в вернувшегося на ПЛАНТы Асурана и отдает его в руки солдат прямо приказывая подвергнуть пыткам. Слова о том, что отец и сын разочаровались друг в друге являются точкой невозврата, которая даёт понять зрителю, что это противостояние должно закончится прямой конфронтацией и гибелью одного из них, при следующей встрече, ведь Асуран понимает, что его отца уже не переубедить. На мой взгляд Асуран должен был убить Патрика своей собственной рукой, ведь это стало бы отличным кульминационным моментом всей арки о внутренней перемене в нём. Осознание порочности путей отца и того что его методы являются абсолютным злом, вполне позволило бы ему переступить через родственные узы и воплотится в убийстве Патрика, что стало бы мощнейшей демонстрацией масштабов личностного роста Асурана, но случился эпик бандай продакшен момент.
Чиаки Моросава, отвечая на вполне закономерный вопрос о том почему Асуран не убил отца, говорит, что в таком случае «карма настигнет его», имея ввиду продвигаемую в аниме тему о том, что насилием нельзя отвечать на насилие, ведь это породит новый виток насилия. Вот только в аниме это объясняют устами отца Кагали тем, что у убитого почти всегда найдутся дети или близкие, которые возненавидят убийцу и цикл жестокости повторится, что совершенно не работает в случае Асурана и его отца, по очевидным причинам.
Развивая эту мысль, госпожа сценарист в своих рассуждениях указывает на то, что убивший отца Асуран не смог бы жить дальше и его пришлось бы убить в финальном эпизоде. Вот только воспринимается это, на мой скромный взгляд, очень странно, ведь Асуран и без убийства отца заявляет в финальной серии о своём желании погибнуть, от чего его с трудом отговаривает Кагали. Но ведь это переубеждение стало бы только многозначительнее и сильнее, будь оно направлено на Асурана, убившего отца! Вся сцена внутри Генезиса, где Асуран хочет пожертвовать собой самоуничтожившись вместе со своим мобильным доспехом продиктована вызревшей в нём жаждой смерти, возникшей из-за груза ответственности за смерть друзей, чувства вины за поступки которые он совершал, будучи соладтом ЗАФТ, а также психотравмирующим опытом боевых действий, под воздействием которых он заявляет о том, что для него мученическая гибель — это лучшее избавление, способ убежать от этих проблем, которые будут преследовать его всю оставшуюся жизнь. Так почему спрашивается к этому списку эмоционального груза нельзя добавить отцеубийство? Ведь это никак не ломает ту формулу, на основании которой сценаристы конструировали мотивацию Асурана в этой сцене.
Кира же, в противовес Асурану, проходит куда более простой путь личностного роста. С первых серий аниме Кира воспринимается как главный герой нового образца, характерный для времени, когда SEED увидел свет. В первом же сражении Кира успешно перепрограммирует операционную систему Гандама прямо во время боя и проявляет невероятный уровень концентрации, как для гражданского человека, оказавшегося в бою мобильных доспехов. Кира с первых серий воспринимается как типовой имба гг, что объясняется отчасти тем что он является координатором окруженным натуральными, но если быть до конца откровенным, то с самого начала повествования есть подсознательное ощущение того что не всё так просто, которое в итоге, крайне ожидаемо, подтверждается, когда вскрывается правда о том, что Кира — единственный в своём роде, уникальный, неповторимый, суперкоординатор. Занавес.
В его защиту, важно отметить, что Кира будучи персонажем, изначально сконструированным уникальной и неповторимой имбой, всё же получил от сценаристов вполне человеческие эмоции и внутренние конфликты, которые выливаются в закономерную рефлексию. Особенно интересным в данном контексте является одно из первых проявлений этой самой рефлексии, связанное с нежеланием Киры пилотировать Гандам и участвовать в боевых действиях, пусть даже из жизненной необходимости, которое со временем перерастает в депрессивное состояние из-за неспособности защитить всех, кто ему дорог. Такой характер внутренних противоречий и саморефлексии, как и многое в Поколении, мне кажется прямо вдохновлённым 0079 и душевными страданиями Амуро, которые практически полностью аналогичны тем что испытывает Кира.
Романтические сюжетные линии в большинстве своём не впечатлили, а некоторые вызывали откровенное недоумение ввиду того насколько неожиданно и внезапно они возникают. Единственный романс во всём аниме, который совершенно не вызвал никаких вопросов, это отношения Мари и Му. Взрослые персонажи, военные с опытом многочисленных сражений, которые понимают, что война всегда сопряжена с потерями близких людей, они находят друг в друге надёжную опору среди безумного хаоса и постоянной смертельной опасности. Самым привлекательным аспектом их отношений, является то что они развиваются постепенно и последовательно, начинаясь с неловкого флирта со стороны Му, который со временем, находит отклик в сердце Мари. Кульминацией их отношений становится самопожертвование Му призванное защитить его возлюбленную и корабль, который свёл их вместе. Крайне органичная история ввиду своей простоты и приземленности отлично вписанная в рамки военной истории, что делает ей много чести.
Какой истории отношений не хватает последовательности, так это истории романса Киры и Лакус. Во многом это связанно с тем, что изначально будучи невестой Асурана, Лакус не воспринимается как объект любовного интереса Киры, в частности во время их знакомства. Хотя стоит признать, что сцена самовольного освобождения Кирой Лакус, где он буквально как рыцарь на белом
Демонстрация же непосредственной влюблённости Лакус в Киру происходит в последних ~8 эпизодах и совершенно не ясно откуда эти чувства вообще возникают, между персонажами не ощущается химии, весь bonding experience между этой парочкой сводится к тому что Кира плачет в рубашку Лакус о том, что он пробирочный, а она плачет в рубашку Кире потому что её отца убили из-за его подпольной деятельности, и в принципе всё, из этого по сути и рождается их близость. Безусловно, Кира и Лакус создают впечатление персонажей, созданных друг для друга, так как оба имеют аутичные тенденции в поведении, тем не менее манера в которой сценаристы сводят их вместе мне не показалась достаточно убедительной.
Романтические отношения Асурана и Кагали с одной стороны кажутся искусственно форсированными, ведь до того момента как Кагали узнает, что Кира её брат в целом не совсем понятно для чего этот троуп нужен в аниме, никакой глубокой смысловой нагрузки для сюжета он не несёт, и еще при этом пованивает бразильским сериалом она вполне активно проявляет знаки внимания по отношению к нему, но после описанного выше открытия бедняжке фактически не к кому податься кроме Асурана. Но с другой стороны, в защиту этой романтической сюжетной линии стоит сказать, что эта парочка всё-таки имела предварительный bonding experience, в виде совместного пребывания на необитаемом острове с взаимными попытками убить друг друга в ближнем бою и последующим откровениям на тему их видения причин и перспектив войны. Романс Асуран/Кагали выглядит в тысячу раз лучше, чем Кира/Лакус, но это во многом вызвано тем что на персональном уровне что Кагали, что Асуран это куда более интереснее и глубокие персонажи.
Идейно-смысловое наполнение
Традиционные для франшизы идеи о том, что война является однозначно негативным явлением общественной жизни человечества, в Поколении на базовом уровне демонстрируются крайне ярко, и на удивление, учитывая неприкрытую интенцию иметь высокие телевизионные рейтинги, крайне гротескно. Аниме в полном изобилии красок демонстрирует такие чудеса военных конфликтов как применение оружия массового поражения против гражданского населения, военные преступления в виде внесудебных казней сдавшихся в плен комбатантов, использование солдат в качестве наживки для противника без возможности спастись, причём всё это визуально исполнено очень детально, при покадровом просмотре видны даже внутренние органы разрываемых на части взрывами бедолаг, присутствует сцена с травматическим отделением головы от тела молодого пилота.Помимо крайне графического изображения непосредственно сражений, в аниме есть несколько очень эмоционально насыщенных сцен, демонстрирующих последствия войны, протекающей в таких масштабах, главным образом, конечно, это проявляется в эпизоде посвященному пребыванию команды Архангела на разрушенной колонии Юниус-7, где навечно застывшие во мраке и холоде космоса покоятся тела 250 тысяч гражданских поселенцев убитых в результате ядерного удара, а также частично в сюжетной арке о пустынном сопротивлении.
Всё описанное выше, как отстранённая вещь в себе намного более иллюстративно раскрывает привычное для Гандама «war is bad», нежели все клишированные тирады из уст многочисленных героев истории вместе взятые.
Вместе с этим в аниме безусловно ощущается дихотомия между транслируемым нарративом и внутренней природой данной картины, которая по признанию режиссёра всё же является скорее промо акцией для продажи ганпла китов, нежели глубоко идейным художественным произведением. Сам Фукуда говорит, что при создании SEED’a прицел был на что-то среднее между 0079 и Wing’ом, что бы это не значило, так как представить, как вообще может в здравом уме прийти в голову скрестить эти два тайтла сложно, ввиду того, что 0079 это идейный родоначальник серии не потерявший своей акутальности до сих пор, во многом из-за транслируемого там нарратива и того как он подается, а Винг это экспериментальная поделка, сделанная исключительно в коммерческих интересах.
В этом весь фактически и есть SEED, с одной стороны тут есть попытка развития традиционных для франшизы идей и конфликтов, а с другой это настолько неприкрыто и нескрываемо в первую очередь коммерческий продукт, что просто не замечать этого при просмотре невозможно. Сюда стоит отнести и переписывание сценария ради повышения продаж ганпла, и упущенный потенциал отдельных сюжетных линий вызванный в первую очередь погоней за рейтингами, а не за глубиной идейно-смыслового наполнения.
Даже традиционный для франшизы мем про cool robot’а про SEED придумать сложно, так что пусть будет такой, как по мне он отлично иллюстрирует то, чем данная картина является:
Графика и звук
Аудиовизуальная составляющая аниме так же звёзд с неба не хватает. Графически SEED является крайне слабым произведением, даже притом, что я смотрел ремастер версию в блюрее, сериал пестрит неоднородностью прорисовки и просто мыльными сценами, 3dcg начала двухтысячных даже обсуждать не имеет смысла, ввиду абсолютной вырвиглазности и технической отсталости оного. Причём моя претензия исключительно к тому как аниме нарисовано и анимировано, а также к том как часто тут прибегают к реюзу анимций и бесконечным флешбекам повторяющим одни и те же сцены десятки раз так, например, сцену гибели Николя в одной из серий показывают 6 раз, стилистически то как выглядят персонажи мне очень даже понравилось как закономерно указали многие комментаторы, очень отдаёт Гиассом. Фансервис в аниме крайне характерный для ранних 2000х и в основном состоит из буба-шотов крупным планом либо внезапных сцен в душе. Что воспринимается, в свою очередь, достаточно нехарактерно и новаторски по меркам франшизы — наличие сцены секса.Опенинги и эндинги мне не особо понравились или запомнились, хотя это безусловно дело персональных преференций и чистой воды вкусовщина, многие темы bgm’ов звучащих непосредственно во время эпизодов вполне достойно задают эмоциональный тон для событий, разворачивающихся на экране.
Заключение
Несмотря на все описанные в данном обзоре недостатки Поколения и мои личные придирки с позиции зрителя знакомого со всеми Гандамами хронологически предшествовавшими SEED’у, я хочу отметить что сериал, сугубо с точки зрения зрительского опыта, не скучно смотреть, то есть данная картина, несмотря на обилие глупых и логически непоследовательных моментов остаётся достаточно захватывающей чтобы по прошествии очередного эпизода запускать следующий. Во многом это заслуга грамотно выверенного баланса диалогов и экшн сцен, в купе с общей мелодраматичностью присущей Поколению. SEED (с точки зрения хронологии выхода) это наверное первый из Гандамов успешно ставших жвачечно-попкорновым action-packed сериалом, без очевидных моментов провисания сюжета и скатывания его в чисто диалоговое болото или наоборот характерное для многих UC Гандамов внезапное наваливание бессмысленного экшена который ощущается филлерным и ни к чему сюжетно не ведёт.С оглядкой на всё описанное выше, следует заключить что SEED является первым в истории франшизы полным успехом формулы Бандая, со времён первых попыток её имплементации в Wing и After War X. Успехом, который характеризируется одновременно вполне достойным зрительским опытом при условии подпивасного просмотра, безусловным коммерческим фурором с точки зрения реализации мерча цифры продаж ганпла китов и фигурок по SEED’у, которые клепают до сих пор не дадут соврать и достойным результатом в области привлечения новой аудитории (многими гандам-фанами SEED даже называется хорошим альтернативным энтри поинтом во франшизу наравне с UC, я конечно этой позиции не разделяю, но неоднократно с ней сталкивался).
Персонально мне данный сериал не особенно сильно понравился, ввиду описанных в данном обзоре проблем, а также во многом из-за того, что я банально не вписываюсь в целевую аудиторию, на которую эта подростковая мелодрама рассчитана. На мой взгляд попытка Фукуды и Моросавы осовременить и переосмыслить 0079 выглядит скорее, как похабная пошлость и паразитирование на успешных сценарных концепциях далёкого предшественника, нежели как всесторонний идейно-смысловой пересмотр Томиновских нарративов и их подача на новый лад, что во многом объясняется изначальным прицелом данного сериала в первую очередь на коммерческий успех. Тем не менее я вполне отдаю себе отчёт о том по каким причинам многим зрителям так нравится SEED и ассоциированный с ним AU, и безусловно могу рекомендовать данный сериал к просмотру, так как он определенно обладает, наравне с рядом недостатков, и привлекательными моментами.