Вы зависимы от аниме?

Kormary
468
Любить аниме и быть отаку — это не тоже самое, что быть зависимым


Большинство статей об аниме-зависимости как правило представляют собой забавный список о том, что «всё должно быть на японском, и как не хватает денег из-за того, что закупился мерчендайзем». Давайте вместо этого поговорим серьёзно. Мы постоянно бросаемся словом «зависимость», тем самым принижая этот термин. Любить что-то и наслаждаться чем-то — это не зависимость. Чтобы называть вас «зависимым», ваше увлечение должно деструктивно влиять на ваше здоровье, социальную жизнь или способность заботиться о себе (Аlter, 2017). На протяжении долгого времени, зависимыми считали слабоумных людей, которые не могут себя контролировать. В большинстве случаев, зависимость ассоциировалась с такими веществами как героин, метамфетамин или другими наркотиками. Однако, существует и поведенческая зависимость. Фактически, некоторые исследователи считают, что даже наркозависимость по своей сути является поведенческой зависимостью (Alter, 2017).

Природа зависимости

Зависимость построена на наших естественных системах внутреннего подкрепления. Эти системы есть у каждого. Гормоны воздействуют на них и запускают триггеры в нашем мозгу. Дофамин, химическое вещество, которое заставляет нас чувствовать удовольствие и счастье, лежит в основе зависимостей. Всё, что побуждает мозг выделять его, может вызывать привыкание. Даже любовь может стать зависимостью, и именно поэтому некоторые люди попадают из одних нездоровых отношений в другие, как героиновый наркоман в поисках очередной дозы.

По сути, зависимость — это «крайне дисфункциональная привязанность к опыту, который вреден для человека, но является неотъемлемой частью его окружения, и от которого человек не может отказаться» (Аlter, 2017). Опыт — это ключевой компонент зависимости. Зависимость имеет сильную связь с окружающей средой и памятью. Окружающая среда вызывает такие воспоминания, которые затем «запускают» зависимость. Ли Робинс изучал всплеск героиновой наркомании после Вьетнамской войны. Около 19% ветеранов признались, что у них есть героиновая зависимость. Как правило, доля рецидивов героиновой наркомании составляет 95%. Доля рецидивов среди ветеранов Вьетнамской войны составила всего лишь 5%. Робинс совместно с другими исследователями зависимостей обнаружили взаимосвязь между окружающей средой, памятью и наркоманией. Чтобы побороть зависимость, человек должен покинуть то окружение, в котором она у него была (людей и места, которые вызывают воспоминания о ней). Немногие ветераны вернулись во Вьетнам, поэтому их наркомания не вернулась (Аlter, 2017).

Зависимые не слабее тех, у кого нет зависимости; у них не искажена мораль. Просто многим, если не большинству из них, не повезло. Окружение — это не единственный фактор, который влияет на ваши шансы стать зависимым, но оно играет бо̀льшую роль, чем думали учёные.

Зависимости часто возникают вокруг негативных копинг-стратегий (методов преодоления стресса и негативных жизненных ситуаций), способов справиться с болью, одиночеством и другими негативными эмоциями. Любое поведение, которое вызывает дофамин и облегчает эмоциональную боль, может стать зависимостью, в том числе и использование Интернета и просмотр аниме. Я не нашёл ни одного исследования, которое бы имело непосредственное отношение к аниме. Однако исследования интернет-зависимости дают нам полезные параллели.

Интернет-зависимость


Зависимости есть даже у Дракулы

Интернет-зависимость — это один из таких терминов, который охватывает множество проблем: от зависимости от социальных сетей до зависимости от ММОРПГ и азартных онлайн игр. Аниме тоже попадает в эту категорию. Отаку-культура имеет сильный онлайн компонент. Аниме смотрят онлайн, отаку делятся фанфиками онлайн, обсуждают аниме онлайн, ведут блоги и наслаждаются другими онлайн-активностями. Интернет-зависимость рассматривается как увлечённость Интернетом, которая вызывает нарушения или дистресс (Stavropoulos, 2017). Интернет-зависимость, или ИЗ, связана с проблемами со здоровьем, академической неуспеваемостью, эмоциональными проблемами, проблемами поведения (Zhou, 2017). Зависимость из подросткового возраста переходит во взрослый в основном потому, что она становится копинг-стратегией.

Люди используют Интернет, чтобы избавиться от негативных эмоций (подумайте о том, как последний раз были на Ютубе, и как вы себя тогда чувствовали). Подростки, которые используют эмоционально-ориентированные копинг-стратегии вместо проблемно-ориентированных, имеют высокий риск ИЗ (Zhou, 2017). ИЗ «кормит» уже существующие зависимости; она обеспечивает лёгкий доступ к вознаграждению и приятным занятиям. Помните, какую роль в зависимости играет дофамин? Активность в Интернете заставляет организм впрыскивать в ваш мозг это приятное химическое вещество.

Большинство «зависимых» от игр — это, например, мужчины; от социальных сетей – женщины. Что интересно, исследования показывают, что люди с интернет-зависимостью предпочитают заниматься определённым видом деятельности, а не перескакивать с одной зависимости на другую. Человек, зависимый от игр, как правило, не зависит от Фейсбук (Starcevic, 2017).

Онлайн-игры и социальные сети включают в себя все элементы, которые вызывают зависимость: непоследовательные награды, которые возбуждают мозг больше, чем обычные награды, и уведомления о новом контенте, который заставляет мозг высвобождать дофамин. Подумайте о том ощущении счастья, которое возникает, когда ваш пост кто-то лайкает в Фейсбук или Тамблер (Hormes, 2014). Подумайте об этом чувстве удовольствия, когда вы кого-то «укладываете» с помощью хэдшота. Именно об этом говорится в исследованиях. Исследования также показывают, что те, кто активно используют Интернет, особенно социальные сети, демонстрируют признаки расстройств импульсивного контроля и отсутствия эмоционального самоконтроля. Я видел геймеров, которые злятся из-за мелочей. И я тоже таким был.


Зависим от драмы... и чипсов

Онлайн-игры и социальные сети были разработаны так, чтобы вызывать зависимость. Особенно ММОРПГ. Они могут похвастаться системой немедленного вознаграждения игрока, а также способны вызывать чувство удовлетворения от получения постепенно увеличивающегося уровня навыков. Также они налаживают социальные связи между игроками, что ещё больше эмоционально вовлекает их в игру и повышает необходимость проводить больше времени онлайн. Они помогают игрокам чувствовать, что они раскрывают свои таланты и потенциал. Этого чувства в реальности часто не хватает (Stavropoulos, 2017).

Я хорошо знаю, что такое зависимость от онлайн-игр. Я был зависим от них в старшей школе и колледже. Это было потребление. Такие игры как Diablo II слишком сильно затянули меня, поэтому я избегал таких игр как World of Warcraft. Даже сейчас, я должен быть осторожен, или снова вернусь к своим старым привычкам. Помните, как исследования говорили о том, что память является пусковым механизмом для зависимости? Игры на ПК «запускают» у меня воспоминания о зависимости. К счастью, игры больше не вызывают у меня чувства самореализации, и это снижает риск рецидива. Я сейчас жёстко контролирую своё нахождение в играх. Моим последний запланированным «запойным» днём в игре был релиз The Legend of Zelda: Breath of the Wild. Но я отвлёкся.

Черты интернет-зависимости

Помимо импульсивного поведения, такого как обсессивно-компульсивное расстройство (например, постоянная проверка Фейсбук или Твиттер) или чувства беспокойства, когда вы не можете прочитать последние фанфики или сыграть в CS:GO, ИЗ связана ещё и с другими чертами личности. Неизвестно, стимулирует ли Интернет эти черты, но люди с определёнными расстройствами личности могут «утонуть» в Интернете из-за того, что им чего-то не хватает в реальной жизни. ИЗ больше всего распространена среди студентов. Мужчины с ИЗ показывали высокий уровень нарциссизма. Женщины с ИЗ также показывали высокий уровень нарциссизма и избегающего поведения, в отличии от женщин без ИЗ. Женщины демонстрируют высокую потребность в уверенности в себе и низкую потребность в самостоятельности (Wu, 2016). И мужчины, и женщины обращаются к Интернету для самоутверждения. Это чувство удовлетворения, которое предлагает Интернет, приводит нас к связи между аниме и зависимостью.

Аниме и зависимость

Хорошо, давайте подытожим: поведение может вызывать привыкание; интернет-зависимость возникает вследствие поведения в онлайне, позволяющего получать выброс дофамина, снижающего беспокойство и дающего чувство удовлетворения. Аниме-зависимости недостает исследований, но исследования по интернет-зависимости и природа поведенческих зависимостей помогут нам понять ее. Да, вы можете быть зависимы от аниме, точно также, как можете быть зависимы от азартных игр, секса, любви, онлайн-игр, СМС-переписки, Тамблера, Фейсбука, Твиттера и чего угодно еще, что удовлетворяет ваши эмоциональные потребности.

Аниме может быть средством преодоления или ухода от проблем, и в этом нет ничего плохого, пока оно не становится средством саморазрушения. Если аниме начинает разрушать ваши отношения, занимает ваши мысли, забирает ваши деньги и становится непреодолимой тягой, вы вполне можете быть зависимы. Однако, нам следует быть осторожными в том, чтобы огульно называть всех поклонников аниме наркоманами. Отаку могут показаться со стороны зависимыми, потому что это альтернативная культура (Azuma, 2009):

Отаку предпочитают вымышленную реальность обычной не потому, что они не могут различать их, а скорее потому, что рассматривают вымышленные ценности, вымышленные отношения между людьми и интересные им художественные произведения как лучшую альтернативу обычным ценностям, отношениям и художественным произведениям. Например, так им проще выстраивать общение с друзьями, ходить на выборы, прочитав «Асахи симбун», или выстраиваться с аниме-журналами в руках для их демонстрации. Сегодня в Японии, отаку оказываются вовлеченными в социальные процессы в силу того, что не выбирают привычную «социальную реальность». Они замыкаются в своем сообществе не вследствие отрицания социальности, а скорее потому, что, поскольку имеющиеся социальные ценности и стандарты не несут для них своей функции, они чувствуют настоятельную потребность в создании альтернативных ценностей и стандартов.

Отаку-культура предлагает альтернативу социальной культуре, доминирующей в обществе. Она позволяет людям легче находить единомышленников, но тут и кроется опасность. В этом она схожа с субкультурой наркоманов. Вспомните Нью Эйдж-движения 60-х с их свободным отношением к сексу и наркотикам. Многие из этих движений были неразрывно связаны с употреблением таких наркотиков, как ЛСД, героина и прочих. Сегодня отаку используют аниме, мангу и другие потребительские товары в качестве своих, «изменяющих сознание», веществ. Я понимаю, что подобное сравнение выглядит натянуто, но сейчас я вам все объясню. Поведение отаку, особенно социальное поведение, такое как конвенты, сходки и участие в дискуссиях, подобно наркотикам. Само по себе оно не несет никакой угрозы, но, доведенное до крайности, превращаясь в нечто разрушительное и поглощающее человека, оно становится зависимостью. Аниме-конвенты для отаку подобны Вудстоку для хиппи, только они менее масштабные и более частые.


Вудсток — музыкальный фестиваль, собравший более 400 000 зрителей и ставший символом контр-культуры для своего времени

Само собой, просмотр аниме может быть навязчивой потребностью, подобно патологической склонности к азартным играм, чтению Тамблера или иным навязчивым потребностям. Аниме может быть средством преодоления тревог, но, вместе с этим, если вы будете неосторожны, оно может стать их источником. Ваш разум начнёт воспринимать аниме как средство ухода от проблем, заставляя вас испытывать беспокойство, если вы не получите «дозу». Это похоже на никотиновую зависимость. Вопреки распространенному мнению, курение не снимает стресс. Оно добавляет стресс от желания выкурить сигарету «поверх» уже имеющегося стресса. Чувство облегчения, испытываемое курильщиками, когда они выкуривают сигарету, — это ослабление данной физической тяги и комфорт от выполнения привычного ритуала, но ни то, ни другое не оказывает большого влияния на базовый уровень стресса. Поведенческие зависимости скорее добавляют больше стресса к имеющемуся, чем уменьшают его. Медитация, умеренные физические нагрузки и другие здоровые формы поведения (просмотр аниме может быть таковой) уменьшают базовый стресс.

Культура отаку имеет тенденцию привлекать определенные типы личностей, некоторые из которых могут быть склонны к зависимости. Однако эта культура ничуть не хуже других культур. Например, спорт тоже может привести к нездоровому поведению. Представьте себе ярых фанатов — мне нравится называть их спортаку, — которые выпадают из семейной жизни на время спортивного сезона. Их идентичность крутится вокруг их команды или любимого вида спорта. Если уж на то пошло, подумайте о соседской кошатнице или кошатнике, собачнице или собачнике. Их жизнь сосредоточена на их животных до такой степени, что исключает что-либо еще. Видите, что имеют в виду исследователи, когда говорят, что любое поведение может привести к зависимости? Вы также можете встретить зависимых от бега, рукоделия и других, вроде бы, здоровых увлечений.

Поведенческие зависимости трудно распознать, потому что часто они кажутся здоровым поведением. В конце концов, кто станет спорить, что бег или ходьба — это здоровая привычка? Но когда эта привычка становится разрушительной для вашего здоровья и социальной жизни, она превращается в зависимость. Любовь к аниме и манге — это здорово... пока эта любовь не становится разрушительной и деструктивной. Точно так же, как нет ничего вредного в пользовании Тамблером, Фэйсбуком, Твиттером, чтении фанфиков, пока это не начало поглощать вашу жизнь.

Кроме того, проблема распознавания поведенческой зависимости, такой как аниме-зависимость, заключается в том, что вы не можете просто взять и избежать её. Существует поведенческая зависимость, известная как «пустые «входящие». Люди чувствуют беспокойство, если в папке «входящие» на их электронной почте есть непрочитанные письма (я иногда ловлю себя на этом чувстве), что заставляет их проверять почту снова и снова. Однако, мы не можем избежать использования электронной почты. Она центральная часть современной жизни, и в то же время, для людей с подобной зависимостью, использовать её — это тоже самое, что для бывшего наркомана вернуться в притон.


Преодоление зависимости требует осознания. Вы должны понять, что поведение, при котором вы ловите кайф от аниме, вызывает дискомфорт, когда вы не можете посмотреть очередную серию. В статьях, которые я читал, указывается, что у поведенческих зависимостей есть период «детоксикации», подобный таковому при наркотической зависимости (Alter, 2017). Вы также должны поменять свое окружение. Для аниме-зависимого это означает сокращение или полное избегание участия в конвентах, если они являются для него проблемой. Также это означает смену привычек.

Вы зависимы от аниме или образа жизни отаку? Как узнать об этом? Я говорил об этом несколько раз, но эти критерии достаточно важны для меня, чтобы повторить их в последний: зависимость разрушительна и деструктивна. Если просмотр аниме и образ жизни отаку мешает вам жить, то есть работать и общаться, то возможно у вас зависимость. Если у вас нет никаких увлечений, не связанных с аниме или отаку-культурой (вроде косплея), то, возможно, у вас зависимость.

Поведенческие зависимости перестраивают мозг подобно наркотикам. Требуется время, чтобы нарушить устоявшуюся связь между действием и наградой, и даже тогда она останется в памяти и будет влиять на поведение. Любить аниме и быть отаку — это не тоже самое, что быть зависимым. Легко бросаться словом «зависимость». Давайте оставим его для случаев, когда его действительно стоит применять: когда что-то становится всепоглощающим. Когда вы «подсели» на какое-нибудь аниме, скажите что-то вроде, «это аниме украло мою жизнь». В нём есть элемент преходящести, несвойственный зависимостям и, в тоже время, в нём остается, столь любимая нынче, гиперболизация. Зависимости — это серьёзные, разрушающие жизнь, проблемы. Давайте не будем принижать их значение неверно выбранными словами.

Источник: Are You Addicted to Anime? (japanpowered.com)
Перевод: Kormary, Роман Кушнир

Источники
Alter, A. (2017) Irresistible: The Rise of Addictive Technology and the Business of Keeping Us Hooked. New York: Penguin Press.

Azuma, H. (2009). Otaku: Japan’s Database Animals. University of Minnesota Press.

Hormes, J., Kearns, B., Timko, A. (2014) Craving Facebook? Behavioral addiction to online social networking and its association with emotion regulation deficits. Addiction 109: 2079-2088.

Starcevic, V. & Billieux, J. (2017). Does the construct of Internet addiction relect a single entity or a spectrum of disorders? Clinical Neuropsychiatry. 14 5-10

Stavropoulos, V. & others (2017) MMORPG gaming and hostility predict Internet Addiction symptoms in adolescents: An empirical multilevel longitudinal study. Addictive Behaviors. 64 294-300.

Wu, Jo Yung-Wei, Ko, Huei-Chen, Lane, Hsien-Yuan (2016) Personality Disorders in Female and Male College Students with Internet Addiction. Journal of Nervous and Mental Disease. 204 (3) 221-226.

Zhou, Yueyue and others (2017) Big fiver personality and adolescent Internet addiction: The mediating role of coping style. Addictive Behavriors. 64. 42-48.
Комментарии
Скрыть 448 комментариев
Показать 448 комментариев
Загрузить ещё 20 из 448 комментариев
Роман Кушнир
Роман Кушнир#
@Alpu, в статье подробно разбирается разница между отаку и аниме-зависимыми. Есть тонкая грань между "смотреть аниме, собирать фигурки и печатные версии ранобэ" и "тратить все деньги на фигурки с ранобэ и смотреть аниме 24/7, забивая на сон, еду, родных и прочее". Первое - просто увлечение, второе - увлечение, которое натурально разрушает жизнь, одержимость (наша физиология такова, что подобное может произойти с любым увлечением, просто есть вещи более аддиктивные и менее). Разница, вроде, очевидна.
Alpu
Alpu#
@Роман Кушнир, Я на самом деле скорей соглашусь с основными выводами статьи. Но тогда а-та-та за кликбейтный заголовок и пикчу+ как я и писал статья приходит к какому-то самоотрицанию. Что для ненаучных статей довольно странно.

И да,
тонкая грань
Разница, вроде, очевидна
Если грань тонкая(или тем более размытая) то разница как раз-таки не очевидна.
:bye:
Monaсo
Monaсo#
@Alpu, наверно, в противовес предыдущим статьям тролло-вбросам на эту тему :)
Monaсo
Monaсo#
Кстати, спасибо, за проделанную работу. Скорее всего не все поняли, что предыдущие статьи были провокацией.
Роман Кушнир
Роман Кушнир#
@Alpu, нет тут никакого кликбейтного заголовка. Если бы статья называлась в духе "Анимешная наркомания" или "Ты зависим от аниме!", тогда да, а так, это собственно вопрос, на который статья пытается ответить. Да и если бы он был, я бы все равно не стал отказываться от перевода - содержание-то статьи важнее. Насчет пикчи вообще не понял, что с ней не так, а по самоотрицанию я тебе ответил.
Ну, а грань тонкая, но очевидная лично для меня. Вот такой я проницательный.
@Monaсo, всегда пожалуйста. Скорее всего, не все умеют читать дальше заголовка. Такая вот эпидемия неграмотности.
AltIrony
AltIrony#
@Роман Кушнир, речь скорее о том, что мысль в один абзац заливают водой и размазывают на 2000 символов для получения статьи. Для кого?
Роман Кушнир
Роман Кушнир#
@AltIrony, понимаешь, в чем дело: тут суть не в одной мысли, а в подробном рассмотрении вопроса. Если тебе вопрос в принципе не особо интересен, то тебе и его рассмотрение будет не интересно и ты увидишь только эту самую одну мысль. Считай, все научные книги такие, только там одну мысль растягивают не на 2000 символов, а на 200000.
hiasobi
hiasobi#
Скорее всего, не все умеют читать дальше заголовка. Такая вот эпидемия неграмотности
:lol:
Часто на ютубе в рекомендациях ADME с её тупыми тестами, аля "узнайте чего вы боитесь", "узнайте ваш уровень слуха", "узнайте, какой у вас тип характера", "узнайте ...". Так и тут "узнайте зависимы ли вы".
в подробном рассмотрении вопроса
то есть, статья о мыслях автора, его логике и размышлениях, что приравнивается к трате времени на незнакомого человека.
UmiS
UmiS#
"зависимы" разве что те, кто накручивал просмотры :8):
AltIrony
AltIrony#
@Роман Кушнир, так и это имхо автора, а не научный материал. Всё сводится к "разделяешь/не разделяешь точку зрения. Либо так же как автор пишешь своё мнение. Так стоит ли винить комментаторов за свой взгляд?
Роман Кушнир
Роман Кушнир#
@AltIrony, что значит "имхо"? То, о чем пишет автор - это взгляд современной психологии (читай, науки в целом) на поведенческие зависимости, а не его личное мнение.
AltIrony
AltIrony#
@Роман Кушнир, насколько я понял это перевод американской статьи которая в свою очередь, берёт материалы из других статей. Но я не увидел приставки с научной степенью или ссылки на какие-то наблюдения. Да, это не имхо автора и я беру свои слова назад, но и особой ценности не вижу - до всего можно дойти самому руководствуясь здравым смыслом.
И нет - я не против данной статьи. Просто непонятно зачем называть других хейтерами статьи, когда сам заголовок байтовый...
Роман Кушнир
Роман Кушнир#
@AltIrony, я так понимаю, можно закрывать школы и университеты, ведь до всего можно дойти здравым смыслом.
Хейтерами статьи я никого не называл, более того, куча комментаторов были со статьей согласны, но критиковали ее тезисами из самой же статьи. Это не хейтерство - это просто абсурд.
AltIrony
AltIrony#
@Роман Кушнир, а в чём глубинный смысл? Люди не особо жалуют клк-бейт заголовки, а за ними простыню очевидностей.
Я не придираюсь, просто если имеете отношение к сим публикациям, со стороны оно так.
Роман Кушнир
Роман Кушнир#
@AltIrony, если ты почитаешь комменты, то с удивлением узнаешь, что не для всех очевидна возможность стать зависимым от чего-то, кроме того, что широко известно, типа алкоголя, табака или азартных игр. И уж тем более, разумеется, невозможно стать зависимым от таких банальностей, как аниме, еда или бег по утрам.
По заголовку я уже говорил, хз, кто тут нашел кликбейт - обычный заголовок для публицистики. Более того, мы специально кинули поясняющую цитату наверх, но поток интеллектуалов не ослаб.
AltIrony
AltIrony#
@Роман Кушнир, увольте шерстить комментарии. А в остальном вроде всё.
Переехал...
Переехал...#
Мне наоборот чаще нечего смотреть, а ведь раньше мог посмотреть около 20-25 тайтлов за месяц, хоть и п*рашных
Winnie the Huuu
Winnie the Huuu#
Это почти подвиг слить свою жизнь ради просмотра аниме😁🤣 Но никому не советую. С одной стороны, прекрасно, с другой, это ад с постоянными сожалениями и размышлениями, типа, а стоило ли? Ну и без своих накоплений или богатых родителей невозможно постоянно смотреть, так надо отвлекаться на работу 😫. Плюс, есть проблема физическая - сильно зрение падает, если нет нагрузки, то будет болеть шея, голова и спина. А если постоянно лежать, то мышцы атрофируются. И, конечно, когда не выходишь из дома, ни с кем не общаешься, спишь, как попало, то неизбежно возникает депрессия 👍
Шикимен
Шикимен#
@Winnie the Huuu,
Придется хорошо поработать, чтобы на пенсии смотреть аниме :ololo:
Winnie the Huuu
Winnie the Huuu#
@Шикимен, Главное, чтобы здоровье позволило. Вспоминаю бабушку, она не особо долго могла смотреть телевизор 😓 да и можно не дожить до пенсии. Особенно у мужчин шансы меньше. Надо как-то гармонично и жить жизнь, и немного посматривать... Одним глазком🤣
назад
Твой комментарий
Вернуться к редактированию
Предпросмотр
Скрыть