Я знаю, некоторым из вас нравится фансервис, но он стал отравлять аниме. Нормально, когда он появляется в тех жанрах, в которых вы и ожидаете его увидеть: этти и хентае. Пусть он там и останется. Но сегодня в аниме фансервис присутствует в большинстве жанров. Шутки про грудь неуместны и не выглядят смешными в таких экшн-аниме, как Блич. Они только вредят повествованию в тех тайтлах, где и так всё плохо с темпом и прорисовкой.
При поверхностном взгляде, фансервис кажется простым, но, как и аниме, это слияние западной и японской культур, смешанных с запросами рынка. Фансервис стал частью культуры отаку. В этой статье я расскажу о мужской стороне фансервиса. Женщинам он тоже нравится; но так как я парень, то мне будет это нелегко прокомментировать. Фансервис для мужчин более распространён и требует более пристального внимания.
Сейчас я чувствую, как закатывают глаза те, кому нравится фансервис. Это ещё одна статья, которая бьёт по тому, что вам нравится. У меня нет проблем с наготой – я изучал искусство в колледже и специализировался на дизайне персонажей и анимации, прежде чем пойти учиться на библиотекаря. Я видел и рисовал много наготы в своё время. Однако фансервис отличается от простого изображения обнажёнки. На самом деле, он страдает от той же проблемы, что и современный западный Ню (nude) арт – от распространения порнографии. Сегодня Ню-арт – это не более чем порнографические изображения под оболочкой «искусства». Порнографическая секция на ДевиантАрт прекрасно показывает это. Фансервис как ответвление японской культуры изменился после того, как порнографические изображения распространились по всей современной культуре. Большая часть образов в них – это реакция на изменение статуса женщины в обществе.
Ню-арт стремится показать достоинство человеческой формы. Он стремится рассказать историю и выявить уязвимость человека. В то же время порнография стремится возбуждать. Она не рассказывает какую-либо историю и не комментирует культуру.
Что такое «фансервис» и откуда он пришёл?
Аниме фансервис уходит корнями к «сковородкам» звездных кораблей Стар Трека и другим фансервисам, основанным на технологиях.
Я использовал слово «объективирование» несколько раз. Объективизация происходит, когда мы смотрим на людей как на объекты и не видим в них личность. Объективизация включает в себя визуальное владение человеком, нарушая его границы. Классический пример: заглянуть под юбку аниме-персонажа, чтобы увидеть дизайн её трусиков. Хотя дизайн её нижнего белья и может показать её истинную личность, в отличии от её поведения на публике, но это является нарушением её личной жизни и превращает её в объект возбуждения. Отчасти это пришло от японских обычаев «хоннэ» и «татэмаэ»: разделения между тем, какой человек на самом деле и как ведёт себя на публике.
Взгляд, касающийся обнажённой натуры, в японской культуре отличается от западного, и это сбивает с толку. Мы думаем, что японцы либо свободны в этом отношении, либо они равнодушны к наготе. На такие мысли наводит, скажем, идея смешанного купания, когда купающихся разного пола разделяет лишь тонкая перегородка. С западной точки зрения маленькое полотенце и привычка просто не смотреть не очень помогают. Нагота была обычным явлением в Японии до Второй мировой войны. В некоторых отдалённых деревнях большую часть года взрослые ходили голыми. Женщины носили маленькие юбки или фартуки в зависимости от их возраста. Во время феодального периода в Японии люди работали полностью или частично обнажёнными (Downs, 1990). Всё это способствовало отношению Запада к наготе японцев.
Фансервис связан с ранней японской фотографией. В 1850-х годах портовый город Иокогама был столицей экспорта фотографий, на которых в основном были женщины. Более половины каталога Камбей – одного из самых влиятельных фотографов того времени – представляли женщины. Только на 70 фотографиях были мужчины. Это увлечение женщинами восходит к гравюрам эпохи Эдо. Некоторые из этих изображений отражали случайно запечатленную наготу и в них проглядывается то, что мы сегодня назвали бы фансервисом.
Типы наготы в аниме
Кажется, что в каждом аниме должна быть сцена с пляжем, чтобы показать как можно больше голого тела.
У наготы есть три главные цели:
1) Юмор
2) Сентиментальность
3) Сексуальное возбуждение
Фансервис вращается вокруг первой и последней цели. Кажется странным, что обнажение может вызывать чувство сентиментальности, но японская культура часто использует наготу, чтобы заставить вас чувствовать его по отношению к семье и материнству (Downs, 1990). Юмор, основанный на наготе, появляется в японских СМИ и связан с тем, что кто-то удивляется, когда его застают голым, или мужчины/мальчики пытаются увидеть обнажённую женщину, когда та думает, что она одна. Downs (1990) пишет: «Бывают такие эпизоды, когда старшеклассницы подглядывают за старшеклассниками. Особенно это встречается в манге и телевизионных комедиях». Однако нагота не делает эти сцены смешными. Скорее вызывает смущение:
Ситуации с вот такими подглядывающими людьми, часто встречающиеся в мультфильмах, манге, телевизионных драмах и комедиях, убедительно свидетельствуют о том, что японцы оставляют за собой право на частную жизнь, и что попытки вторжения в эту частную жизнь часто рассматриваются как юмористические, поскольку в присутствии обнаженного человека одетый человек находится в неблагоприятном социальном положении.
Женщины с голой грудью в прайм-тайм были обычным делом для японского телевидения в 2001 году, но их демонстрация не казалась чем-то важным (Morikawa, 2001). Конечно, нагота и эротизм связаны. Удивительно, но в американских СМИ больше случаев явной сексуальности, чем в японской культуре, несмотря на то, что нагота чаще появляется именно в Японии. Закон Японии запрещает явную сексуальность и полностью обнажённых спереди взрослых. Хотя подобное трудно пресечь из-за наличия порнографии в Интернете.
Фансервис и порнография
Я мог бы найти несколько исследований о влиянии аниме-фансервиса на зрителей, но порнография уже хорошо изучена. Есть пределы тому, как далеко мы можем зайти. Фансервис в аниме – это анимированные, вымышленные персонажи, и они не могут повлиять на людей так, как изображения реальных людей. Тем не менее, фансервис и порнографию разделяют ключевые элементы, позволяющие нам сравнивать их между собой.
По словам Гейл Дайнс, профессора социологии и женских исследований в колледже Уилок в Бостоне: «порнография основана на человеческом унижении, дегуманизации и жестокости». В самом деле, мужское доминирование считается самим собой разумеющимся в порно и сексе (Lyford, 2017). Фансервис проистекает из мужского доминирования и дегуманизации. Я знаю, что многие из вас не согласятся с этим. Но задумайтесь над тем, что, хотя пялиться на юбку аниме-девушки – это нарушение ее личных границ, оно воспринимается как должное. Да, аниме-девушка вымышлена, но метод мышления остается идентичным. Истории ставят аниме-девушек в компрометирующие позиции и ситуации дабы показать их желанными для мужчин – вот вам пример мужского доминирования.
В порнографии 88% сцен включают физическую агрессию по отношению к женщинам (Brosi, 2011). Как правило, мы не видим физической агрессии по отношению к женщинам в мейнстримовом аниме, зато мы видим обычные сцены хватания за грудь и другие акты нежелательного физического контакта. Все они отличаются фантазией о мужском доминировании и смешивают нежелательное внимание с сексуальностью. Аниме может показывать подобное, как что-то забавное, но опять же – я знаю, что уже говорил об этом – юмористический эффект достигается за счет лишения женского тела неприкосновенности.
Фансервис преимущественно ориентирован на гетеросексуальных мужчин, как и порно. Порно для мужчин снижает женскую самооценку, качество отношений и сексуальное удовлетворение (Newstrom, 2016). Это лишь предположение, но насколько я вижу, постоянное потребление фансервисного контента, например эччи, оказывается схожее влияние на отношения.
Фансервис и восприятие аниме и его поклонников
Фансервис может быть милым, вместо того, чтобы показывать наготу. Да, несмотря на свою невинность, он все еще может негативно влиять на историю, но такие сцены могут и помочь в развитии персонажа
Покупатели [хентая], боятся реальных женщин, поэтому они, как правило, интересуются персонажами мультфильмов. Иногда мне становится страшно от того, что все больше людей не могут общаться друг с другом.
Однако, он мажет всех одной краской. Не все поклонники хентая или те из них, кто имеет вайфу, боятся женщин, но эта идея широко распространена. И иногда это правда.
Аниме – это богатый, широкий жанр, наполненный креативными историями. Тем не менее, фансервис негативно влияет на представления большинства людей о нем. Во многом это справедливо. Независимо от того, как вы смотрите на него, фансервис нарушает женскую приватность и неприкосновенность тела. Он берет вымышленного персонажа и выставляет те вещи, которые в жизни не демонстрируются, на обозрение тысяч похотливых глаз. Да, это рисунок, но мышление, стоящее за этим пожиранием глазами, остается проблемой.
Компании производят то, что продается. Фансервис разоблачает, вызывающее тревогу, желание многих поклонников аниме мужского пола получать удовольствие за счет женщины.
Стоит рассматривать это в противовес тому, как девушка охотно показывает свои «прелести» тому персонажу, который ей нравится (при этом камера стоит под таким углом, чтобы не превращать аудиторию в вуайеристов). В таком случае, она сохраняет свою способность выбирать, кто видит её тело, а кто нет. И видит его именно её «интерес», а не «аудитория»
Другие проблемы с фансервисом
Фансервис переходит в реальность с промо-девушками и косплеем. Изначально нет ничего неправильного в показе костюмов, но фансервисное поведение, в умах некоторых поклонников аниме, может быть связано с костюмами. К сожалению, нежелательное поведение в отношении женщин (и мужчин-косплееров) – не редкость на конвентах. Фото: tenaciousme
Фансервис отвлекает от сюжета. Он тормозит развитие истории в неподходящее время и часто появляется в сюжете в неуместные моменты, например, посреди экшн или драматических сцен. Фансервис также нацелен на сильных женских персонажей; он стремится сделать этих персонажей более привлекательными, при этом превращая их в, рассматриваемый мужчинами, объект. Фансервис превращает задранную ветром юбку в ключевой момент сюжета. Иногда фансервис основан на смущающих моментах. Они происходят, когда меньше всего их ожидаешь, что делает ситуцию забавной, но для тех из нас, кто живет на Западе, подобные моменты ломают историю. Для нас не характерен юмор, основанный на смущении.
Аниме часто занимается обслуживанием фансервиса, вроде обязательных пляжных сцен. Я видел аниме, которое изворачивает историю, чтобы показать женских персонажей в бикини. В то время, как сами по себе девушки в бикини прекрасны (представляя собой редкий пример ненавязчивого фансервиса), то, каким путем их доводят до пляжа, например, в результате какой-нибудь школьной поездки, вредит истории. Редко бывает, чтобы фансервис не нарушал повествование и не разрушал магию кино. Видите ли, фансервис, по своей природе, «выдергивает» аудиторию из истории. Он предназначен для того, чтобы «разбудить» зрителя, что заставляет последнего вернуться из мира на экране в реальный. Он разрушает эффект погружения, который является целью повествования. Хорошие истории заставляют нас забыть себя до конца титров. Разрушение погружения – это, пожалуй, самый большой грех фансервиса. Аниме-фансервис уничтожает весь смысл выстраивания истории, особенно учитывая, как часто его используют.
Фансервис и сообщество отаку
Да, я знаю, что некоторые из вас любят фансервис. Фансервис – это важная составляющая аниме для сообщества отаку. Есть несколько блогов, посвященных вайфам и фансервисные арты. Давайте рассмотрим, что фансервис значит для сообщества. С одной стороны, произведения искусства, схожие с классическим западным искусством тоже демонстрируют влияние порнографии, выражаемое в позах и ситуациях. В современном искусстве демонстрация обнаженной натуры аналогично выражает влияние порно. Раз число порносайтов выросло с 900 в 1997 году до 2,5 миллионов в 2012, следует ожидать, что порнография будет влиять на искусство (Newstrom, 2016).
Как я уже отмечал, порнография имеет негативные последствия – она увеличивает число измен и уменьшает желание иметь одного партнера; она способствует ложным представлениям об изнасиловании и делает его приемлемым (Brosi, 2011; Newstrom, 2016). Фансервис также разделяет с порнографией некоторые из этих негативных эффектов. Хотя культ вайфу влияет и в обратном направлении.
Ладно, я знаю, что увлекся. Короче говоря, фансервис вредит аниме, когда выходит за пределы этти и связанных с ним жанров. Это способствует мужскому доминированию над женщинами, за счет нарушения неприкосновенности женского тела и он вредит повествованию. Конечно, я смотрю с точки зрения западного человека. Взгляд на наготу с точки зрения японской культуры, особенно в том, что касается юмора, основанного на смущающих ситуациях, мне непонятен. Добавление фансервиса в небольших (небольших, но заметных) количествах, как особой культурной «приправы» помогает сохранить «вкус» аниме. Но это можно делать такими способами, которые бы не нарушали погружение зрителя в произведение. Фансервис отлично работает, когда органично вписан в историю и не вытаскивает из нее зрителя, но когда историю подгоняют под фансервис – это вредит аниме.
Источник: Undressing Anime Fan Service (japanpowered.com)
Перевод: Роман Кушнир, Kormary
Литература
Brosi, M. W.. Foubert, J.D.. Bannon, R.S. & Yandell, G (2011) Effects of Sorority Members’ Pornography Use on Bystander Intervention in a Sexual Assualt Situation and Rape Myth Acceptance. The Research Journal of the Association of Fraternity/Sorority Advistors, 6(2). 26-35.
Campbell, L. & Taylor Kohut (2017) The use and effects of pornography in romantic relationships. Current Opinion in Psychology 13. 6-10.
Lyford, C. (2016). Clinician’s Digest. Psychotherapy Networker Magazine, 40(4), 11-12.
Mazurkewich, Karen (2000). The Dark Side of Animation. Far Eastern Economic Review. 163 (32). 56-57.
Morikawa, K. (2001). Television in Japan: no longer reflects cultural heritage but still remains quintessentially Japanese. Television Quarterly, (1), 24.
Newstrom, N. & Steven Harris (2016). Pornograpy and Couples: What Does the Research Tell Us? Contemp Fam Ther. 38. 412-423.
Wakita, Mio (2009). Selling Japan: Kusakabe Kimbei’s Image of Japanese Women. History of Photography. 33 (2) 209-223.
Campbell, L. & Taylor Kohut (2017) The use and effects of pornography in romantic relationships. Current Opinion in Psychology 13. 6-10.
Lyford, C. (2016). Clinician’s Digest. Psychotherapy Networker Magazine, 40(4), 11-12.
Mazurkewich, Karen (2000). The Dark Side of Animation. Far Eastern Economic Review. 163 (32). 56-57.
Morikawa, K. (2001). Television in Japan: no longer reflects cultural heritage but still remains quintessentially Japanese. Television Quarterly, (1), 24.
Newstrom, N. & Steven Harris (2016). Pornograpy and Couples: What Does the Research Tell Us? Contemp Fam Ther. 38. 412-423.
Wakita, Mio (2009). Selling Japan: Kusakabe Kimbei’s Image of Japanese Women. History of Photography. 33 (2) 209-223.
@Aspidogaster, достаточно левые, левее только анкомы.@Aspidogaster@geneya@Aspidogaster, они бы сделали её коммунисткой.@Aspidogaster@geneya, коммунистка и есть. А Урсула - это финансовый капитал, поэтому она в конце лопнула.@geneya@Aspidogaster, и до сюда добрались...@Aspidogaster@geneya, да ужас, на что теперь дрочить?! Разве что на хайлэндер ивен Журавля.@gtank.runket@По уши в манге@Роман Кушнир,Фансервис делает любое аниме только лучше
@Роман Кушнир@chugou,@gtank.runket@По уши в манге, тебе же вроде нравился хентай с изнасилованиями? Или если одно нарисовано, а в другом что-то изображают актёры - то всё кардинально меняется?@По уши в манге@По уши в манге@Кусь 🐾, вот благодаря таким, как ты аниме и оказалось там, где оно есть.@Роман Кушнир@ggalien, так японцы, как вертели, так и продолжают вертеть всю эту фемповестку на своих детородных органах. Можно вспомнить, как в бытность выпуска экранизации ГИТСа в Америке поднялся вой, что какжи таг, ГГ будет играть не азиатка, а потом спрашивали японцев, что они, мол, думают по этому скандальному поводу, а они поголовно отвечали, что им как-то пофиг на расовую принадлежность актрисы главной роли.@ggalien@Роман Кушнир, я коммент по рофлу написал, ну да ладно