Пропаганда зла или же "Момотаро — морской орёл"

Lol4ik_Pon4ik
17
Одни spoilers, а еще history и quotes.
Все знаки нацизма и фашизма, а также прочие неплохие слова про все это используются в просветительных целях (а то понабегают...)

Пропаганда зла — это когда на экране возникает последовательная рутинная демонстрация того, как нужно применять насилие. Когда вам показывают способ убийства, мучения человека, злые глаза убийцы, который победил и оттого — привлекателен — Александр Николаевич Сокуров
Момотаро — морской орёл, это... А давайте без стандартного? В старые и не совсем добрые 1940-ые года когда мир погряз в самую масштабную войну в истории, каждой стране нужно было заставить свой народ поверить в их справедливость и поднять моральный дух. Именно таким есть Момотаро — один из представителей японской военной пропаганды периода Второй мировой войны. И назвать его аниме ой как трудно. Ведь до первого полноценного аниме ему столько же, сколько Фердинанд Фош давал мирных лет после Первой мировой.
(Неподтверждённая цитата.)

Однако произведение есть не только важной частью в истории мультипликации Японии, но и ее пропаганды в целом. Создание мультипликации пришлось на 1942-1943-ие года, к этому времени империя закрепляется на Тихоокеанском фронте, попутно завоевывая Голландскую Ост-Индию, однако на этом ее масштабное продвижение и атака заканчивается, и начинается оборона. Главный союзник в Европе также терпит крах в переломной битве, несмотря на все это, в планах Японии воевать ещё не один год, но в отличие от остального мира, что ведет войну с 1939-1942-ых годов японцы воюют ещё с 1931-го года (с некоторыми перерывами и пограничными конфликтами вплоть до активной фазы в 1937-м.) И хоть страна полна уверенности и решимости, поднять боевой дух и развивать патриотизм нужно, следовательно нужно придумать способ привлечь детей и молодежь к интересу в защите империи. Обычными плакатами и рассказами уже никого не удивишь, а вот создание мультипликации с известными героями будет самым тем решением.
Оценить произведение обычным способом не получится, хотя, казалось бы, у него есть какой ни какой сюжет, свои герои, что выполняют поставленную роль, и техническая часть. В данном случае ему можно поставить такие критерии: работа пропаганды на окружение (в данном случае дети), исторические детали тех времен в целом, сравнить его с пропагандой антигитлеровской коалиции и, конечно, немного в целом. Пожалуй, начнем с первого и последнего.

Пропаганда утрачивает силу, как только становится явной — Пауль Йозеф Геббельс
Сюжет
История повествует нам о героическом вторжении на остров демонов, чтобы уничтожить их раньше угрозы. На авианосце, откуда планируется атака, находятся капитан Момотаро, и его команда, а именно авиадиспетчеры зайцы, пилоты фазаны, а так же обезьяны и собаки, что выступают в роли штурманов, стрелков и прочих. Получив приказ и план от Момотаро эскадрильи торпедоносцев, бомбардировщиков и штурмовиков выдвигаются в нужную сторону, полет проходит спокойно, а по пути третья эскадрилья торпедоносцев даже помогает птенцу найти родителя.
Добравшись к месту, наша команда начинает уничтожать один объект за другим, а сами демоны не в состоянии что либо противопоставить им. В конечном итоге с большими трудностями демонам все же удается подбить ту самую третью эскадрилью, несмотря на это, неуклюжие демоны не в состоянии как либо защитить объекты и сдаются. Самолеты передают хорошие новости о победе и начинают возвращаться к авианосцу, но третья эскадрилья, что долгое время летала подбитой и горела, в конечном итоге падает, но к счастью, наших героев спасает тот самый родитель.
Все остаются живы, демоны повержены, Момотаро благодарит их за бравую службу, и авианосец под радостную и победную музыку уплывает в закат.

Почему все хорошо построено?
Думаю, и так ясно, что все описанное есть аллюзией на атаку Перл-Харбора, выбор именно этого события есть довольно простым, в те времена у японцев это событие считалось праздником. Однако помимо этого есть еще несколько важных аспектов.
В первую очередь расчет должен будет идти на детей, так что используются знакомые образы, именно таким является Момотаро, который к 1910-м годам окончательно превращается из простого героя народных сказов в образ пропаганды. Следовательно, детям, что ранее слушали сказки про него, теперь смогут увидеть его в виде мультипликации, уж говорить про то, что детям было бы подобное интересно, думаю, не нужно. Во-вторых, с образом Момотаро подтягиваются и другие сказочные герои: союзники, животные и враги, демоны. Первые специально изображаться не полностью идеальными, дурачатся и иногда делают глупости, но отлично выполняют приказы и отдают долг стране, что делает их похожими на простых людей. В свою очередь, демоны показаны как люди, что только и могут быть неуклюжими и беспомощными.
Так же прямое отсутствие жестокости, будь то кровь или смерть, делают ситуацию более "мягкой", фильм буквально говорит: "Наше дело лишь разгромить демонов и уничтожить их силу, но не их самих. Таким образом, юный зритель должен был решить, что японские солдаты не несут зла даже своим злейшим врагам. По сути, произведение смогло превратить кровавое вторжение в эпизод борьбы добра и зла, где первыми выступают японцы в лице добрых существ, а вторыми американцы, которые являются человекоподобными демонами, что хотели посеять хаос в империи.
Распространять правду можно было бы устно, для популяризации лжи обычно используется большой аппарат — Станислав Ежи Лец
Так, а что же там с реальными событиями тех времен? Со стороны Японии налет и его итоги действительно первое время выглядели великой победой, однако довольно быстро стало очевидно, что это полный провал. Главной целью было уничтожение и повреждение как можно большего количества кораблей США, а оставшиеся корабли уничтожит императорский флот Японии. В ходе авианалетов были повреждены приличное количество самолетов и кораблей, а также убито немало народу (свыше 2000-х тысяч), но уничтожено было всего 2 корабля, кроме того огромное количество объектов, хранилища, базы, верфи и прочее не были тронуты и вовсе.

Кадр с видео Oversimplified "Вторая мировая на пальцах"(перевод с канала Мудреныч.)
Все это привело к быстрому восстановлению ВМФ США и тяжелому сражению против них. Как позже скажет Исороку Ямамото — "Боюсь, мы лишь разбудили спящего гиганта и вселили в него ужасную решимость."
(Неподтверждённая цитата, однако очень схожа с его тогдашними мыслями.)

Цель пропагандиста — заставить одну группу людей забыть, что некоторые другие группы людей являются людьми. — Олдос Леонард Хаксли
Другие работы связанные с Момотаро
Первое появление Момотаро было еще в одноименной мультипликации.
(Вероятнее всего есть утерянной.)
Спустя десять лет на экраны выходит "Непобедимый Момотаро". Именно эти картины являются адаптациями оригинальной сказки.
В "Воздушные приключения Момотаро" и "Подводное приключение Момотаро" сюжет отходит от оригинальной идеи и начинает проявляться идея героизма и доброты Японии.
А вот "Момотаро против Микки Мауса" является буквально таки прямой пропагандой, что ясно еще с названия. Образ Микки Мауса, вторгающиеся на острова, есть буквальнмм показом вмешательства США в дела Японии. Просто хочется напомнить, что использование стереотипных образов в пропаганде является стандартной практикой, однако с появлением мультипликации это стало более чем нужным, показать "достойного" героя из страны врага противника неуклюжим будет отличным решением.
Но именно Момотаро — морской орёл станет самой значительно на то время мультипликацией пропаганды. В отличие от всех других, она идет аж 36 минут (то есть практически полнометражный фильм), она хоть и берет реальную историю, однако не рассказывает ее за 2-10 минут, а подает ее с интересом для зрителя, добавляя забавные моменты и подкрепляя все идеалом своей стороны, была выпущена в переломное для страны время и еще некоторые небольшие условности.
Кстати, интересной деталью будет отметить, что этот фильм тоже использовал стереотипные образы, а именно образ Блуто, главного врага Попая, который здесь выступил главной пьяницей.

Блуто срывает полоски и звезду с флага чтобы сдаться.
Пропаганда коалиции не дремлет
Разумеется, стереотипная пропаганда союзников и СССР также была нередким явлением, ее главным отличием была нацеленность в первую очередь на Гитлера и Рейх, а Италия, Япония и прочие занимали второстепенное место. Так, можно вспомнить немало картин, будь-то "Ducktators" про троих уток диктаторов от Warner Bros или "Кино-цирк" от Союзмультфильм с высмеиванием амбиций Гитлера и его идиотизма.
youtube
youtube
И все же можно выделить несколько других работ, например "Tokio Jokio" которая изображает японцев как неуклюжих и безответственных людей.
youtube
vk
vk
vk
Но отдельно хочу отметить мою любимую работу, "Лицо Фюрера." Она посвящена стандартному дню рабочего Третьего Рейха, каждый день он обязан вставать в определенное время, изображать идеальное состояние и подчиняться любому приказу, не прерываясь от работы. При показе лица Фюрера отдавать нацистское приветствие, а сам не имеет личного мнения. Все это дополнительно подается сатирическими песнями и обстановкой. В конце это все выясняется сном, и Дональд просыпается у себя на родине, в США.
Работа довольно схожа с Момотаро в некоторых моментах, как показ врагов полными идиотами и прочему. Но если Момотаро показывал героизм своих солдат, то Дональд показал страдания простого человека в Рейхе, тем самым дав понять, что в первую очередь у них нет выбора, кроме как подчиняться своей стране, иначе ждет наказание.
youtube
По сути, в этом главное отличие пропаганды союзников от Японии, если первые в основном показывали сатиру на правительство, попутно давая понять, почему люди на его стороне, то Япония в основном своем просто показывала всех граждан стран союзников как чертей.
Но как верно отмечал Moji в отзыве на "Момотаро против Микки Мауса"
Анимация в духе других агитационных работ того времени, как в Азии, так и на Западе. У каждого свои правы, а враги неправы. У американцев Гитлер плохой, у Германии англичане и их союзники плохие. А в итоге это всего лишь передел мира, выполненный руками ничего непонимающего населения.
Каждая пропаганда в чем-то уменьшает свои проблемы и увеличивает свой героизм, и аналогично наоборот с врагом.
Неуместная пафосная цитата Великого Человека, которая наверняка добавит любой рецензии статье +20 к объективности. Великий Человек — Ocelot_BB в своей рецензии на "Мастера Меча Онлайн"
Что же, "Момотаро — морской орёл" — это интересная картина, она оставила свой след в истории и является важной частью милитаристской Японии, она не схожа с стандартной мультипликационной пропагандой союзников и дает взглянуть на подачу информации с другой стороны.
Конечно, ее нельзя порекомендовать к просмотру обычному человеку, она его просто не заинтересует, а исключительно тем, кто изучает пропаганду и японский милитаризм в целом.
Успех этой пропаганды так удивил министерство флота Японии, что позже будет выпущено продолжение "Момотаро — моряк от бога", которое станет последним представителем пропаганды Японии и которое также вложит большой вклад в ее историю.
На самом деле про мультипликационную пропаганду можно написать еще одну отдельную статью(что взяла бы обзор все иной пропаганды 1920-1940-ых годов), сегодня просто хотелось рассказать об одном из лучших ее представителей. И помните, не видитесь на пропаганду, за 100 лет она стала в разы масштабнее и опаснее, и теперь найти правду в мире намного сложнее.
Комментарии
Lol4ik_Pon4ik
Lol4ik_Pon4ik#
Старое сообщение от 7.12.2024
Подумали, почесали репу, решили, что сюда будет это уместнее. Дополнять/менять/убирать моменты начну ближе к выходным(надеюсь.)
901x627904x314
Clear Foe
Clear Foe#
@Lol4ik_Pon4ik, спасибо за статью, очень интересно было читать.
Wagh
Wagh#
@Lol4ik_Pon4ik Интересная статья, спасибо. К слову "Ducktators" - это Warner Bros. А Дисней в то время, совсем не против Гитлера был). Гитлер даже одного из гномов для "Белоснежки" нарисовал.
Love Alina
Love Alina#
@Lol4ik_Pon4ik, отличная статья. Весьма актуальная. Нравится, что получилось весьма кратко, но при этом тема раскрывается весьма удачно)
Lol4ik_Pon4ik
Lol4ik_Pon4ik#
это Warner Bros
Перепутал, спасибо, что заметили.
Гитлер даже одного из гномов для "Белоснежки" нарисовал.
Слыхал об этом.
@Love Alina,
@Wagh,
@Clear Foe, Thx.
Wagh
Wagh#
Но если Момотаро показывал героизм своих солдат, то Дональд показал страдания простого человека в Рейхе, тем самым дав понять, что в первую очередь у них нет выбора, кроме как подчиняться своей стране, иначе ждет наказание.
Насчёт этого тейка. Как мне кажется пропаганда Дональда - больше показывает абсолютную беспомощность граждан Рейха. Не знаю была ли цель именно в том, чтобы вызвать сожаление у зрителей, или показать их абсолютное "смирение" с ситуацией и нежеланием бороться? К тому же надо учитывать тот факт, что многим людей в Рейхе нравился и они поддерживали этот режим.
Lol4ik_Pon4ik
Lol4ik_Pon4ik#
больше показывает абсолютную беспомощность граждан Рейха.
Тоже веднеется такое, вообще Дональду как будто нельзя дать одного точного определения.
или показать их абсолютное "смирение" с ситуацией и нежеланием бороться?
Скорее это.
К тому же надо учитывать тот факт, что много людей в Рейхе нравился и они поддерживали этот режим.
Высказывания Гитлера (как и Муссолини) были довольно популярны, как говорится "просто скажи им то, что они хотят услышать и ты мигом обретешь популярность." По итогу выбравшие его остались полностью (до поры до времени) довольными, а у остальных не было как такого выбора (ведь как минимум они в меньшинстве.)
Максим Мажаров
Максим Мажаров#
Интересно.
Lol4ik_Pon4ik
Lol4ik_Pon4ik#
@Максим Мажаров, Это радует.
DeadL0Li
DeadL0Li#
Разумеется, стереотипная пропаганда союзников и СССР также была нередким явлением, ее главным отличием была нацеленность в первую очередь на Гитлера и Рейх, а Италия, Япония и прочие занимали второстепенное место.
Исключением можно выделить разве что работу "Tokio Jokio" которая изображает японцев как неуклюжих и безответственных людей.
Моряк Попай
You're a Sap, Mr. Jap (1942)
vk

Scrap The Japs (1942)
vk

Seein' Red, White 'N' Blue (1943)
vk
Lol4ik_Pon4ik
Lol4ik_Pon4ik#
@DeadL0Li, Завтра с VPN пересмотрю, заранее благодарю.

Как-то забыл, что в ВК представителей разных старых произведений не мало есть, но шики с VPN плохо дружат, от того и отказался там искать.
Epolih
Epolih#
@Lol4ik_Pon4ik, Главным аргументом в пользу перезалива в статьи, является даже не её содержание, а элементарное наличие лайкодизов. Иными словами, как интерпретировать лайки под такой рецой? Как одобрение материала автора или с гнилого содержания КМ.
Нейтральное освещение без оценок и развернутые коммы, это главный эмоциональный момент, что всегда должен всплывать при рассмотрении такого творчества.

Как-то забыл, что в ВК представителей разных старых произведений не мало есть
А еще в своё время это был главный рассадник ЦП, а сейчас там просто расчленёнка и казни.
Lol4ik_Pon4ik
Lol4ik_Pon4ik#
главный рассадник ЦП
Ну щас это все и больше за ТГ, чего стоят одни лишь боты в комментариях Ютуба.
Нормис
Нормис#
@Lol4ik_Pon4ik, крутая статья, спасибо
Lol4ik_Pon4ik
Lol4ik_Pon4ik#
@Нормис, Аналогично thx.
Swyzen
Swyzen#
Интересно, почитал
Lol4ik_Pon4ik
Lol4ik_Pon4ik#
@Swyzen, Спасибо.
назад
Твой комментарий
Вернуться к редактированию
Предпросмотр
Скрыть