«Призрак в доспехах» — политика реальная и нереальная

ShlapaSensei
4
Мамору Оси - признанный мастер политического аниме, который мог предсказать события в жизни Японии за многие годы. «Призрак в доспехах» Оси не стремится предвидеть будущее, ведь конкретно этот его фильм был скорее философским, нежели политическим. Однако среди культурологических отсылок в фильме есть место отражению некоторых политических тенденций Японии на рубеже веков.

Статья: Телеканал FAN
Читать в источнике: vk.com

Первое — это, конечно же, сам факт наличия у Японии спецслужб, которые были созданы лучшими специалистами из США после Второй мировой войны. Аналогом Девятого отдела является PSIA — управление безопасности при министерстве юстиции Японии. Укрепившиеся позиции государства хоть и не обозначаются автором напрямую, но вполне заметны. Например, министерство общественной безопасности, которому подчиняется Девятый отдел в фильме и сериале — аллюзия на название аналогичных министерств в КНР , КНДР и других стран, которые часто замешаны в «мутных» историях вокруг репрессий или политических убийств.

Собственно, PSIA — реальный аналог Девятого отдела — после Второй мировой занимался отловом самых непримиримых левых активистов. Начало фильма отсылает нас к другой функции PSIA и 9 отдела — контрразведке. Забавно, что промышленный шпионаж, который был поводом для задержания, является визитной карточкой японской разведки 1980-х гг. Интерес к существованию такой организации у Мамору Оси вызвал тот факт, что на момент выхода фильма в 1995 году PSIA находился на грани расформирования из-за нерентабельности. Однако теракт в токийском метро отложил забвение японских спецслужб. Фильм был выпущен на полгода позже теракта, но если учесть, что за два года до этих драматических событий Оси подробно описал гипотетическую газовую атаку (пусть и фальшивую) на Токио, можно не сомневаться, что мысли о необходимости или неизбежности политического переустройства Японии витали в голове режиссёра и без указанных событий.

807x434
Газовая атака на Токио. «Полиция будущего: Восстание» 1993 год.

Второе, несомненно, — внешняя политика страны. В короткой сцене в начале фильма упоминается гипотетическая республика Гэвел, в которой произошёл «демократический переворот», в связи с чем новое правительство требует денег для «развития демократии». Кроме прочего, среди причин для транша правительство называет «угнетение» страны Японией. Очевидно, имеется ввиду колониальная политика, которая и по сей день остаётся сложной частью внешней политики страны. Так, в 2019 году из-за якобы «возвращения тона Второй мировой» в Южной Корее тысячи человек вышли на улицы, а премьер-министру Абэ пришлось отменить свой визит в храм Ясукуни — главную святыню Японии в память о павших воинах (в том числе, военных преступников Токийского трибунала). Если отмести традиционные социалистические режимы вроде КНДР и Вьетнама, то претендентов на аллюзию великое множество, например: Филиппины, Бирма, Индонезия и даже маленький остров Фиджи в Тихом океане — на всех них до 1995 года происходили военные перевороты или восстания против тиранов. Бегство главы диктатуры Гэвел в Японию и просьба о помощи новому правительству также символизируют укрепление японской политики в АТР и её активное участие в политической жизни соседних стран, в том числе бывших колониях, в основном, мирными способами. Экономическая помощь соседям для выведения их на выгодный инвестиционный уровень не новость для Японии — на такой политике основывается экономика «азиатского клина» и добрая половина производства на Дальнем Востоке. Ещё в 1950-60-ых гг. только поднявшая голову японская экономика фактически спасла Южную Корею от финансового краха и вывела в число крупнейших экономик региона. Однако прямое политическое влияние по сей день остаётся непозволительной роскошью для Токио и встречается жесточайшей критикой мирового сообщества. Судя по активной работе с иностранными спецслужбами в деле Кукловода, Япония при активизации внешней политики совершенно не потеряла связей с мировым сообществом и продолжает активное сотрудничество со странами западной демократии.

Ещё одна часть международной политики Японии, на которую не делается прямой акцент — миграция. На момент выхода фильма Япония имела достаточно жёсткую миграционную политику. За последние пять лет положение начало меняться, хотя и было встречено обществом в штыки. У Мамору Оси китайские кварталы, которые в наше время можно встретить только в Токио и Нагасаки, превратились в настоящие трущобы, в которых происходят события середины фильма. Размер «Чайнатауна» позволяет предположить, что в мире «Призрака» изменилось законодательство по отношению к мигрантам и увеличился поток беженцев — не только из Китая. Однако имя задержанного «взломанного» и обвинение в нарушении иммиграционного законодательства даёт понять, что часть жителей «Чайнатауна» находится на территории Японии нелегально. Таким образом, страна столкнулась с проблемой, которая росла параллельно с превращением Японии в крупнейшую экономику мира. Сейчас она носит спорадический характер — изредка береговая охрана вылавливает беженцев из Юго-Восточной Азии, зачастую жителей Вьетнама, но в произведениях Мамору Оси вопрос встал намного острее. Вместе с миграцией в новой Японии обострились и другие проблемы: экологические, которые реальная Япония теоретически поборола к концу 20 века, и преступность, связанная с незаконной торговлей, в том числе оружием — нонсенс для миролюбивой Страны Восходящего солнца в 21 веке.

807x414
Чайнатаун в Токио

Третье — особенности внутренней политики Японии. Соперничество министерств является давней особенностью страны. Самый известный пример — соперничество между флотом и армией, которое началось ещё с конца 19 века. При этом оно не является единственным и касается не только военных министерств. Ситуацию ухудшило послевоенное разделение властей, когда чёткое разграничение сфер влияния министерств вызывало появление смежных зон интересов, что вылилось в регулярные столкновения и противостояние. Более того, министерства, поддерживаемые или составляемые из других заинтересованных групп лиц — политических и экономических — зачастую заботятся об интересах своих ведомств больше, чем о национальных. Отчётность перед премьер-министром и парламентом теоретически должна снизить градус соперничества, но демократические механизмы в «Призраке в доспехах», похоже, окончательно дали сбой и противостояние между Шестым отделом и Девятым доходят до горячей стадии в конце фильма. Неудивительно, что соперником Министерства общественной безопасности в фильме выступает японский МИД, который обычно чаще всего соперничает с другими министерствами. Например, в ситуации с соглашениями с СССР в 1956 году, в которых противостояние Минсельхоза и МИД привело к победе первого лобби и заключения договора. Таким образом, нежелание МИД идти на уступки СССР было локализовано целями Минсельхоза подписать рыболовную конвенцию, более выгодную не для имиджа страны, а для её экономики и прямой деятельности министерства. Такие вопросы продолжают будоражить политику внутри страны, порождая огромный неформальный сектор политики, называемый «дзиммяку». Неформальные отношения в «Призраке» Мамору Оси проходят по ещё более тонкому лезвию, как в эпизоде с проникновением вооружённых агентов в здание Девятого отдела.

Впрочем, как в реальном, так и в придуманном мире японской политики многое остаётся загадкой. Страх перед общественным мнением, кабинетом министров, парламентом и надзорными органами заставляет в итоге замять дело майора Кусанаги «по политическим причинам», сущность которых до конца непонятна зрителю. Возможно, множество громких дел было замято таким же образом в Японии реальной — о политических тайнах и разведке в и без того закрытой страны известно крайне мало. Сбылись ли предсказания Мамору Оси — покажет время.

Подписывайтесь на Телеканал FAN Вконтакте и читайте новые статьи первыми: vk.com/fantv_ru
Комментарии
Aeronus
Aeronus#
Отличная статья.
Саня Арараги
Саня Арараги#
Моё почтение, статья
Stryker
Stryker#
Поддерживаю комментаторов сверху
NetMagic
NetMagic#
:bored:
назад
Твой комментарий
Вернуться к редактированию
Предпросмотр
Скрыть