Трикстеры в аниме

Пазу
7 / 01847
Триктсер (trickster, англ. «ловкач, обманщик») — демонически-комический дублёр культурного героя, наделённый чертами плута, озорника. В нек-рых мифах один и тот же герой дублирует свои деяния демиурга неудачным подражанием, обманом и т. п. (ср. Ворон, селькупский Ича, Хувеапе у банту и др.), В других демиург и Трикстер — близнецы, один создает все полезное, другой, подражая брату, — вредное (Кабинана и Карвуву и т. п.).
Трикстер // Мифологический словарь/ Гл. ред. Е. М. Мелетинский. — М.: Советская энциклопедия, 1990.
Как правило, это плутоватый персонаж, выдающий себя за другого или действующий на месте другого. Например, слуга на месте господина, или наоборот. Не путать с архетипами или амплуа "хитрого плута" и "мошенника", они будут трикстерами только в том случае, если успешно выдадут себя за другого тем или иным способом, как Одиссей выдал себя за Никого.
Допустим, в голливудском и британском кино много плутов, но чаще всего они именно плуты, как «Отпетые мошенники» Майкла Кейна и Стива Мартина, герои Роберта Редфорда и Пола Ньюмана или Макс Биалисток из «Продюсеров», как, впрочем, и многие другие.
Для трикстера ключевой момент - игра в чужую роль (слуга вместо господина; самозванец). Это верно и для случаев, когда персонаж играет роль добряка или злодея (притворство или жестокий розыгрыш) в своих интересах. Например, Синдбад из мультфильма «Синдбад: Легенда семи морей» называет себя негодяем, готовым на всё ради наживы и собственного благополучия (врёт, чтобы пожертвовать собой ради друга).
примеры
В мифологии:
  • Верховное божество скандинавов Один проверить смертных людей на добродетель, прикинувшись стариком.
  • Его приёмный сын Локи совершает пакости, перевоплощаясь в положительных персонажей.
  • Скрюмир (он же «Локи из Утгарда») — великан-колдун, с помощью иллюзий он заставил Локи соревноваться в скорости еды с огнём (Локи проиграл), Тьяльви — в скорости бега с мыслью (Тьяльви проиграл), а Тору сперва предложил осушить рог с вином (рог другим концом был связан с морем), затем поднять небольшую на вид кошку (под видом кошки скрывался мировой змей Ёрмунганд) и наконец побороться с хрупкой старушкой Элли (персонификацией старости). Тор, естественно, проиграл.
  • Пука - кельтский оборотень, способный превращаться в различных животных с чёрной шерстью и золотыми глазами, очень любящий пошутить.
  • Гермес - древнегреческий бог торговли и вестник богов. Известно, что уже в возрасте нескольких дней от роду Гермес сумел украсть целое стадо коров у Аполлона, поддразнив последнего. Подобно Локи, Гермес также умеет перевоплощаться, чем всегда пользуется для общения со смертными.
  • Птицеподобные тэнгу японский мифологии - хитрецы и обманщики, склонные к перевоплощению.
  • Японские Кицунэ и китайские Хули цзин тоже трикстеры в облике лисы-оборотня. Диапазон шуток — от добрых (и иногда даже помогающих человеку понять что-то важное и преуспеть в каком-то начинании) до смертоносных.
В литературе:
  • Виола - главная героиня "Двенадцатой ночи" Шекспира - не только не стесняется переодеться в мальчика, но и вполне комический персонаж, высмеивающий гордую и пафосную Оливию.
  • Хлестаков, которого городничий со своей бандой рядят в ревизора, а тот и сам рад подыграть.
  • Коровьев (настоящее имя - Фагот, представлялся то бывшим регентом, то переводчиком при знатном иностранце),
  • Остап Бендер представляется как Остап-Сулейман-Берта-Мария-Бендер-бей (в «Двенадцати стульях») и Бендер-Задунайский (в «Золотом телёнке»).
В кино - Джек Воробей из "Пиратов карибского моря". Представился мисс Суон как мистер Смит - это как у нас Иванов Иван, да и долгое время именует себя капитаном, не имея корабля.
В играх - Шеогорат, который любит подшучивать над смертными под видом стариков, собак и проч.

Концепция Юнга
В созданной К. Г. Юнгом аналитической психологии трикстер — это один из архетипов коллективного бессознательного.
Трикстер — это примитивное космическое существо божественно-животной природы, с одной стороны, превосходящее человека благодаря своим сверхчеловеческим качествам, а с другой — уступающее ему из-за своего неразумия и бессознательности.
Юнг выделяет бессознательность в качестве главной черты трикстера. Кроме этого:
  • Трикстер способен бесконечно трансформироваться (перевоплощаться)
  • и быть медиатором и посредником, обычно между главным героем и злодеем, находясь при этом где-то посередине, редко переходя тотально на сторону зла.
Например. Шариков в «Собачьем сердце» Булгакова полностью соответствует юнговскому определению трикстера как архетипа звериного в человеке.

Трикстеры XX века очень далеко отстоят от мифологического прототипа: часто они далеко не просты, а даже интеллектуальны, их трюки могут иметь социокультурное значение и так далее. Конечно, есть общие черты:
  • амбивалентность (двойственность, или зло, играющее в добро, и наоборот), Трикстер амбивалентен не только в отношении добра и зла, но и в отношении пола. Исторически, в сказках и мифах, трикстеры частенько обладали признаками обоих полов - тот же Локи стал в свое время мамой Слейпнира, восьминогого коня Одина.
  • пребывание на границе между противоположными категориями и состояниями (не хороший и не злой),
  • создание своеобразной «криминальной» ситуации и существование внутри неё.
Еще важная общая черта — это специфические отношения с сакральным. Американский исследователь Льюис Хайд верно отметил, что, если трикстер не соотносится с сакральным, он просто жулик. 
Сакральный контекст новых трикстеров лучше всего описывается с помощью категории траты, введенной Жоржем Батаем. Трата всего ценного, всего авторитетного — это, с одной стороны, форма интимизации отношений с миром, а с другой — обретение свободы особого рода. Анархическое разрушение, свойственное трикстеру, — это ритуал обретения свободы, причем очень опасной свободы. Зачастую рядом с героем, воплощающим власть, помещался трикстер. Эту связь иронически воспроизвёл Булгаков в «Иване Васильевиче», поместив рядом с псевдо-Грозным — Буншей вполне убедительного врунишку Жоржа Милославского.
При этом классический принцип "игры в чужую роль" зачастую сменяется пародией на культурного героя. Хотя больше всего эта проявит себя в искусстве постмодернизма. Постмодернистский трикстер характеризуется подрывом оппозиций, нарушением всяческих границ (в том числе и слому 4-ой стены), языковой игре, и т.п. Самый характерный пример - Борат, более популярный - Дэдпул.
Визуальный символ трикстера - змея, особенно сбрасывающая свою кожу.

1. Главный троп трикстера - игра в чужую роль, которой в реальности не соответствует (антиномичность). Поделены на группы:
а) Обманщики. Играют чужую роль благодаря хитрости и обману.
Социальную интеграцию гулей, притворяющихся обычными людьми, в аниме Токийский гуль, автор коллекции выделил в исключения.
б) Оборотни и иллюзионисты. Играют чужую роль с помощью способностей к перевоплощению или иллюзий.
в) Гендерные трикстеры. Играют роль другого пола по своей прихоти. Т.е. переселения душ, неконтролируемые проклятия и проч., вроде Твоё имя, Иллюзия рая или Связь сердец, не подходят. Также сюда не подходят персонажи, которые переодеваются в силу проблем идентичности, вроде Блудный сын или Моя сэмпай — парень? (да эти персонажи обычно сильно не скрывают свой настоящий пол). Сюда не подходят явно ряженные персонажи, вроде Тацукити Хаяма (исключается фактор игры, обмана).
г) Амбивалентные. Особая категория.
2. Неотрикстеры.
3. Возлюбленные-трикстеры. Кто-то из пары постоянно подшучивает над партнёром или отвечает на комплименты саркастически. Ради забавы будет говорить загадками или на иностранных языках, которых явно не знаёт партнёр. При этом, когда ситуация может накалиться, возлюбленный-трикстер в мгновение ока снимет плутовскую маску или личину гордости и одарит партнёра всей любовью и поддержкой, в которых тот нуждается.
4. Трикстеры-близнецы. Парочка братьев или сестёр (часто близнецов), которые подшучивают или проказничают забавы ради. Проказы могут быть и опасными, доходя до манипуляций с целью весёлого убийства.
5. Менторы-трикстеры. Это плутоватые наставники, чьи действия, хоть на первый взгляд и кажутся бессмысленными, эгоистичными, опасными или просто случайными, содержат ценный урок. Зачастую обучают своих протеже, подвергая их различным трансформациям, обменом тел, шутливым наказаниям, фальшивым испытаниям характера и оскорблениям, призванным мотивировать их.
6. Кармические трикстеры. Плут, целью розыгрышей которого являются сдувание раздутых эго, снижение запредельно высоких самооценок, запутывание всезнаек и т.п. Питает слабость к детям, невинным и просто хорошим персонажам, за которых готов проучить обидчиков.
7. Боги-трикстеры. С помощью лжи, иллюзий или перевоплощений манипулируют смертными, реже помогают и слегка наставляют их, а также жестоко мстят таким же богам или монстрам.
Обманщики
Оборотни и иллюзионисты
Гендерные трикстеры
Амбивалентные
Классические и неотрикстеры
Возлюбленные-трикстеры
Трикстеры-близнцецы
Менторы-трикстеры
Кармические трикстеры
Боги-трикстеры
Комментарии
Anejo
Anejo#
Очень интересно, спасибо за коллекцию) случайным поиском вышла

От себя накидала под кат, вдруг что-то заинтересует, лии на будущее. Мое видение персонажей некоторых
спойлер

Интересно, Xiu YeСю Е можно было бы считать трикстером.?. Долгое время скрывает свою настоящую личность и даже получает некоторое удовольствие от того, что самая его преданная фанатка вне игры его не узнает и в буквальном смысле вытирает об него ноги.) Ну и в игре, волпреки ожиданиям его оппонентов,очень ловко обманывает и иногда приводит в бешенство, действует не только с позиции стратегии. Присоединялся к гильдиям из-за ресурсов, а потом бесстыдно их кидал. Шмот воровал. И вообще, мне кажется, испытывал искреннее наслаждение, когда его уловка срабатывала.

Из личного отношения к персонажу: Ириэ, кстати, не только возлююленный, но и действует как ментор осознанно, чтобы Котоко не расслаблялась и продолжала стремится к цели. Вначале может не осознанно, но к концу сериала точно понимает, как ей манипулировать и гнет свою линию. не кажется, у таких парочек очнеь четко прослеживается метод - ни в коем случае не кофмфортить свою половинку, только для этого нет среьезных оснований (например, заболел или впал в депресиию), потому что это расслабляет человека и делает его нежизнеспособным. (там как противопоставление Ирие, все мальчишки пытались Котоко на разные лады ублажать, но никто по этой причине ей не подходил).

Еще один такой и возлюбленный и ментор, типа Ириэ - Kazuma YagamiКазума Ягами. Он влюблен в Аянэ, но очень умело это скрывает. Плюс он ее прокачивает, активно тернируя за деньги ее же оппонентку, опять же, чтобы Аянэ столкнулась не с просытми демонами, а с действительно опасным противником, там об этом прямым текстом говорит ее подруге. И не вмешивается в сложнсоти, с котоырми едвушка сталкивается, только если они не представляют реальную угрозу ее жизни. Причина - Аянэ готовят стать главой клана, а слабая глава, по мнению Кадзумы, клану ник чему.
Вообще, глядя на то, как часто такие пары встречаются в манге, появляется оущщение, что японцы вс-таки больше прагматики и реалисты, и считают такие отношения, гед влюбленные буквально прокачивают друг друга по недостающим им чертам характера, эталонными. В отличие от обещпринятого - вот встретились две полвоинки, дополнили друг друга и живут в неком дзене. Вообще, Кадзума - 100% прагматик, например, использует Аянэ как наживку для некоторых противников, при этом, конечно, не теряя контроля над ситуацией. Но по чувствам наживки это очень сильно бьет.
Ну о том. что он постоянно над Аянэ подшучивает и доводит ее доточки кипения, при этом сохраняя спокойствие можно вообще не говорить)

Кстати, героиня Апрельской лжи Kaori MiyazonoКаори Миядзоно- по сути, тоже трикстер. И вообще вся история в аниме - одна ее большая уловка. Зная, что умирает, она считала своей главнйо целью - вренуть Косэя в музыку, и делала это разными хитрыми споосбами, стимудируя участвовать в конкурсах, часто сама с ним выступала , тянула его из депрессии за уши. При этом была очнеь влюблена в него, но не призналась при жизни, только в прощальном письме, так как считала, что отношения помешают этой ее задаче.
Пазу
Пазу#
Xiu YeСю Е можно было бы считать трикстером.?
Точно? Да он и ведёт себя, как трикстер. Издевается над всеми, манипулирует противниками, провоцирует.
Ириэ, кстати, не только возлюбленный, но и действует как ментор осознанно, чтобы Котоко не расслаблялась и продолжала стремится к цели.
Проблема в том, что какая-нибудь Такаги тоже развивает своего более импульсивного возлюбленного. Думается, это может быть в парах, в которых один рационален и более сознателен, а другой, словно дитя.
Он влюблен в Аянэ, но очень умело это скрывает.
Да это стандарт ромкомов. Он же не выдаёт себя за другого.
Плюс он ее прокачивает, активно тернируя за деньги ее же оппонентку, опять же, чтобы Аянэ столкнулась не с просытми демонами, а с действительно опасным противником, там об этом прямым текстом говорит ее подруге. И не вмешивается в сложнсоти, с котоырми едвушка сталкивается, только если они не представляют реальную угрозу ее жизни. Причина - Аянэ готовят стать главой клана, а слабая глава, по мнению Кадзумы, клану ник чему.
Наверное, сойдёт за ментора. Но надо посмотреть.
Кстати, героиня Апрельской лжи Kaori MiyazonoКаори Миядзоно- по сути, тоже трикстер. И вообще вся история в аниме - одна ее большая уловка.
Кстати, да. Только куда её втиснуть: в возлюбленные или менторы? Второе, наверное.
Anejo
Anejo#
в возлюбленные или менторы?

Спасибо большое за ответ!
Я думаю, что любви и побудительных качетсв в ней больше было. Вся их история - чистая романтика, о которой, как это часто бывает, просто не говорят в слух.
Там наверное один из распространенных смыслов - не все настоящее требует каких-то подтверждений на словах)
Affrip
Affrip#
Трикстеры из Данганронпы:
MonokumaМонокума - хитрый ведущий убийственной игры
Kokichi OumaКокити Ома - трикстер 80 уровня + лидер группы пранкеров
Nagito KomaedaНагито Комаэда - убойное сочетание трикстера и психа
Пазу
Пазу#
MonokumaМонокума - хитрый ведущий убийственной игры
Не трикстер.
Nagito KomaedaНагито Комаэда - убойное сочетание трикстера и психа
Просто безумец, манипулятор, которым манипулируют.
Kokichi OumaКокити Ома - трикстер 80 уровня
Трикстер. Однако в аниме он не появляется, насколько я знаю.
Хотя главный трикстер серии - Дзюнко.
Clear Foe
Clear Foe#
@Пазу, Koushirou KurosakiКосиро Куросаки, интересно, подойдёт? Список ролей там внушительный из-за профессии. Но не уверена, что подойдёт по другим параметрам. Если сравнивать с сагой, то в роли Аскеладда там вообще Toshio KatsuragiТосио Кацураги, но слишком пассивный товарищ.

Ещё SharkШарк по сути Аскеладд по-линдберговски, но более скрывающийся: /comments/3928012

Изначально вообще называет себя бродягой. Но в итоге сама роль трехслойная.
Пазу
Пазу#
@Clear Foe, коллекция для персонажей аниме. Я намеренно ограничиваюсь этим сегментом, так как не силён в манге, да и проверять в ином случае сложнее.
назад
Твой комментарий
Вернуться к редактированию
Предпросмотр
Скрыть