Благодаря достижениям современного анимационного кино почти в любой сцене или эпизоде обязательно присутствует звуковое сопровождение. Рассказываю о музыке, звуковых эффектах и оригинальных подходах к озвучиванию в аниме.
Индивидуальность, порождаемая звуковым ландшафтом
Музыка Одну из самых характерных и действенных стилистик во всём аниме можно найти во франшизе «Моногатари» (Monogatari series). В каждом сезоне музыкальные темы и мотивы используются как способ для ещё более глубокого ознакомления и придания характерной уникальности миру и его персонажам. Каждый герой и каждая эмоция связаны со знакомыми мелодиями, вызывающими конкретные воспоминания. На дальней дистанции это весьма выгодно, учитывая обширный сюжет, огромный состав действующих лиц и подачу материала, намеренно выполненную в постмодернистской манере.
Музыка в «Истории монстров» (Bakemonogatari) невероятно атмосферная, и, хотя в «Истории подделок» (Nisemonogatari) темы и мотивы отличаются от первого сезона, им удаётся воссоздать и даже расширить ту же атмосферу, используя культовые мелодии опенингов, относящихся к аркам конкретных персонажей из первого сезона, для создания новых запоминающихся музыкальных тем для каждого вернувшегося во втором сезоне героя. Музыка всегда звучит к месту и кажется продуманной. Чувствуется, что создатели очень тщательно подходили к вопросу, когда и как её использовать, и с её помощью весьма эффективно удаётся акцентировать внимание на происходящих в аниме событиях.
И сравните всё это с музыкой из очаровательного моэ-тайтла «Чудачества любви не помеха» (Chuunibyou demo Koi ga Shitai!). Как бы ни хотелось восхвалять его с той же страстью, как и «Моногатари» (Monogatari series), но «Чудачества», к сожалению, попадают в очень распространённую ловушку (особенно в первом сезоне) при использовании музыки в медиа.
На протяжении сериала заметно, что в саундтреке было полно типовых заполняющих слух композиций, чья задача была передать зрителю эмоции, которые уже и так более чем успешно показаны благодаря поразительным анимации и раскадровке. Но проблема ещё и в том, что музыка играла практически всегда, вне зависимости от того, требует ли этого сцена или нет. Зритель, обращающий на подобные элементы отдельное внимание, почувствует, как «захламляется» восприятие. Может, на общем впечатлении от просмотренного это не отразится, но на пользу уж точно не пойдёт. Поскольку в «Чудачествах» много времени уделяется драме и романтике, зрителю нужно принять и переварить уйму разных эмоций. Многие сцены вышли бы удачнее, добавь в них короткую драматическую тишину (о которой ещё будет сказано). Но не все так плохо. В сиквеле и последнем фильме ситуация стала лучше.
Наличие хорошо применимого саундтрека – это важно, но почти столь же важным при создании звуковой идентичности являются различные музыкальные влияния и фрагменты.
Если вас попросят посоветовать аниме с великолепным саундтреком, что придет на ум в первую очередь?
Музыка подобна «плавильному котлу» (парадигма развития Америки в ХХ веке, по которой американская национальная идентичность формируется за счёт «сплавления» всех народов и их культур), в котором смешивается великое множество культур и идей, и профессиональные композиторы знают об этом. Помимо того, что она является воплощением простых эмоций, для создания выразительной музыки, которая была бы значимой в контексте аниме как цельного произведения, необходимо учитывать множество культурных и стилистических особенностей.
Примеров, подходящих под это описание, предостаточно, но наверняка многие вспомнили о «Ковбое Бибопе» (Cowboy Bebop). Помимо того, что «Бибоп» – обожаемая многими классика и культовое произведение, это ещё и прекрасное доказательство того, как умение создать отличительный музыкальный стиль может поднять произведение на совершенно иной уровень. Даже если забыть, что для любого уважающего себя фаната анимации джаз и «Ковбой Бибоп» – это уже почти синонимы, связь между концепцией сериала и жанром музыки, который претворяет её в жизнь, видна практически в каждой детали.
Козырем «Бибопа» является влияние западной культуры, которое проявляется в виде восхитительного сочетания стилистики спагетти-вестернов и интриги нуарного кино и которое видно с первых же секунд первой серии. Но благодаря огромной палитре эмоций, что способен пробудить джаз (не говоря уже о вставках из других музыкальных стилей, которые нам подкидывают на протяжении сериала), создаётся чувство стилистического единства, влияющее на общее восприятие сериала.
Еще одним плюсом правильного музыкального сопровождения является отображение с помощью композиций (например, того же джаза, в котором импровизация занимает особое место) мыслей персонажей, их мотивации и жизненных принципов.
Помимо всего прочего, музыка – это ещё и эффективный способ выстроить сеттинг в плане времени и пространства. Если поискать ещё примеры с джазом, то в «Шумихе!» (Baccano!) джаз используется одновременно и для того, чтобы выразить бурное веселье заводными ритмами, и для создания уникальной атмосферы мафиозных разборок в США 30-х годов XX века.
При этом музыка необязательно всегда должна соответствовать духу времени, доказательством чего является любимый зрителями и критиками «Самурай Чамплу» (Samurai Champloo), соединивший в себе классическую историю о самураях и современный хип-хоп. Нужно лишь, чтобы во главе всего творческого процесса стояли знающие люди, которые действительно понимают, какую музыку и в каких ситуациях применять, а также сработает ли она в рамках направления, в котором создателям хочется развивать произведение.
Звуковой дизайн
Теперь, когда нами разобраны самые явные примеры того, как музыка помогает в создании уникального образа аниме, можно перейти к несправедливо забытому миру звукового дизайна. Будь то часто и повсеместно используемые в аниме звуки, запись шумовых эффектов или же синтез звука с чистого листа: влияние этого искусства на любое аудиовизуальное произведение куда существеннее, чем может показаться. Правильное использование звуковых эффектов и креативных задумок в определённых сценах вполне успешно может добавить к оценке аниме целый балл.
К примеру, если взять любую идею из жанра научной фантастики, то разница между сеттингом, который воспринимается как пустой холст с набросанными на него персонажами, и густонаселённым насыщенным миром может состоять всего лишь в команде хороших звуковых дизайнеров.
Каким бы ни был масштаб происходящего, задачи звукового дизайна остаются неизменными: ещё сильнее помочь зрителю окунуться в атмосферу мира и добавить в него свою изюминку. Возможно, одной из немногих действительно хороших деталей в аниме по игре «Данганронпа» (Danganronpa: Kibou no Gakuen to Zetsubou no Koukousei The Animation) является энергичный и бойкий звуковой ландшафт, в котором используются одновременно как новые композиции, так и заимствованные из игры.
Процесс поиска узнаваемого «голоса» произведения – задача не из лёгких. Шумовикам приходится снова и снова пересматривать сцену и записывать звуки в мельчайших подробностях, чтобы они соответствовали тому, что происходит на экране. И так до тех пор, пока не будет достигнут желаемый результат. Также ни в коем случае не стоит забывать о стандартных или же синтезированных звуковых эффектах, особенно если их используют по-новому и в интересном ключе.
Одним из лучших примеров в создании звуковых эффектов является применение имитации не только речи и голоса, но и различных звуков, которые человеческое тело воспроизводит в естественных условиях.. Они могут использоваться с наиболее прямолинейной целью: в «Паразите: Учение о жизни» (Kiseijuu: Sei no Kakuritsu) Миги и все другие паразиты издают далеко не самые приличные звуки, а каждое их движение сопровождается слабым, но всё же слышным хлюпаньем и чавканьем. Оно и понятно, ведь мы говорим о разумных массах из плоти.
Менее прямолинейное и на удивление неприкрытое использование этой техники можно увидеть в «Ветер крепчает» (Kaze Tachinu) от режиссёра Хаяо Миядзаки, где всё, начиная с треска мотора самолёта и до землетрясения, обретает жизнь благодаря ономатопеи (слова, являющиеся звукоподражанием: мяукать, квакать и т.д.), мычанию и выдохам. Трудно проследить замысел этого приёма в полной мере, но тем не менее это помогает фильму отличиться как одному из лучших произведений студии Ghibli. Подобный ход акцентирует внимание на моменте, где пересекаются мечты и реальность, и придаёт сказочность фильму, который в ином случае мог бы считаться самой приземлённой работой студии.
vk.com
Влияние звукового ландшафта
Что может сделать звуковой дизайнер, режиссёр и/или композитор для того, чтобы действительно вывести аниме на новый уровень?
Окружение Окружение – это, пожалуй, один из самых часто упускаемых из виду элементов музыкального сопровождения. В данном случае под окружением подразумеваются решения в звуковом дизайне, цель которых – задать атмосферу, тон происходящего и обстановку, где происходит действие.
Блистательным примером является вокальная часть в композиции «Call of the Witch» из «Re:Zero. Жизнь с нуля в альтернативном мире» (Re:Zero kara Hajimeru Isekai Seikatsu), которая звучит каждый раз, когда для нашего упрямого главного героя события принимают малоприятный оборот. Во всей франшизе «Данганронпы» используется тот же приём, когда атмосфера ужаса от каждой шокирующей смерти выражается столь же зловещим искажённым и многослойным звуком.
Если вы хотя бы немного смотрели одно из этих аниме, то, скорее всего, вспомните подобные моменты.
Обычно окружение создаётся за счёт фоновых звуковых эффектов вроде звука шагов или проезжающего мимо поезда. Чего многие фанаты аниме не осознают, так это того, что их можно использовать не только для «оживления» окружающей среды. Взять, к примеру, «Врата Штейна» (Steins;Gate). Внимательный зритель может заметить, что повседневные звуки в этом аниме используются для накала обстановки в одном из самых напряжённых и эмоциональных моментов во всём сериале. Со временем мы даже вынуждены приноровиться к этим и другим звуковым эффектам, которые наращивают напряжённость и в некоторых моментах знаменуют собой образ отчаяния. В совокупности эти звуки лишь усиливают наше тревожное ожидание следующей неизбежной трагедии или смерти.
Сделайте погромче Говоря о примерах работы с проблемной громкостью звука, можно вспомнить режиссёрский дебют Хидеаки Анно «Ганбастер: Дотянись до неба!» (Top wo Nerae! Gunbuster). Несмотря на запоминающийся режиссёрский стиль, актёрский состав и общий тон произведения, «Ганбастером» не получается восхищаться столь же сильно, как предыдущей работой Анно «Евангелион нового поколения» (Neon Genesis Evangelion), и особенно разочаровывают экшн-сцены.
Отметим сразу: это не камень в огород анимации, ведь мы говорим о работе студии Gainax с Хидеаки Анно в режиссёрском кресле. Но если дело не в стиле и не в актёрах, то в чём же? И, конечно же, ответ вновь кроется в звуке. Если говорить просто, то пусть звук и играет там, где надо, но микс был выполнен весьма блекло, а порой даже кажется, что громкость занизили специально.
Сравните это со звуком в «Евангелионе», в котором решения и в звуковом дизайне, и в музыке поистине великолепны. Голоса и музыка звучат на переднем плане всегда, когда это нужно, порой становясь столь громкими и мощными, что закладывает уши. Всё это идеально подходит для темы тревожности и депрессии, которую поднимает сериал, при этом добавляя ещё большей напряжённости в экшен-сценах. Крики громкие, удары пронзительные, а музыка, в зависимости от сценария, либо ревёт, либо тихо играет на фоне.
Хотя «Ганбастер» весьма умело расставляет звук по нужным местам, ему не хватает смелости выкручивать уровень громкости или же, наоборот, сбавлять его в той же манере, как это делается в «Евангелионе». Возможно, эмоциональное воздействие этого аниме было бы куда ярче, если бы ему хватало дерзости слегка подразнить барабанные перепонки зрителей.
Музыкальный контраст
Ещё одним ярким примером того, как звук может найти в нас отклик, является музыкальный контраст. Особенно хорошо это заметно, когда речь идёт о душераздирающей драме или комедии. «Мелочи жизни» (Nichijou) – это потрясающая комедия, которая заслужила любовь зрителей в том числе благодаря музыке. Саундтрек, исполненный оркестром, не только крайне мелодраматичен, но на удивление стильный и даже красивый, отчего становится ещё смешнее, когда главная героиня Мио сходит с катушек и начинает колотить всех, кто оказался в радиусе ста метров, или когда оторванный от реальности директор преклонного возраста решает схлестнуться в схватке с оленем в школьном дворе.
Фильм «Евангелион нового поколения: Конец Евангелиона» (Neon Genesis Evangelion: The End of Evangelion) добивается ровно противоположного эффекта: создаёт контраст с одной из самых ужасающих сцен во всей франшизе при помощи жизнерадостной, слегка напоминающей госпел песни «Komm Susser Tod» от ARIANNE. Любой, кто смотрел фильм, наверняка помнит тот неистовый сюрреализм, переходящий под аккомпанемент меланхоличной мелодии в леденящие душу сцены. Вся эта безумная комбинация ещё больше выкручивает мозг тем, кто посмел посмотреть этот фильм.
Тишина Обсудив все аспекты звука, пришло время слегка убавить громкость и поговорить о тишине. Как было сказано ранее при обсуждении «Чудачеств», множество аудиовизуальных произведений попадают в ловушку, когда на фоне всегда играет типовая, «филлерная», музыка. При этом все забывают о том, сколько эмоций может породить всего одна небольшая пауза.
И вновь мы обращаемся к «Ветер крепчает». Ближе к концу фильма, в сцене, когда главный герой Дзиро Хорикоси смотрит, как сконструированный им самолет рассекает воздух, звук исчезает вовсе. Возлюбленной Дзиро больше нет, и в оглушающей тишине он почти что слышит это. Сцена невероятно проникновенная, а потому является превосходным примером того, как отсутствие звука в некоторых случаях может ощущаться «громче» любой самой взрывной музыкальной композиции.
В заключение хочется выразить надежду, что после прочтённого вы станете ещё больше ценить искусство звука не только в аниме, но и в других видах аудиовизуальных произведений. Когда вы сядете за просмотр аниме в следующий раз, попробуйте сосредоточиться и уловить все эти тонкости. Впечатления от просмотра, возможно, станут выразительнее, и вы откроете новые грани восприятия и погружения в нарисованный мир.
Музыка в «Истории монстров» (Bakemonogatari) невероятно атмосферная, и, хотя в «Истории подделок» (Nisemonogatari) темы и мотивы отличаются от первого сезона, им удаётся воссоздать и даже расширить ту же атмосферу, используя культовые мелодии опенингов, относящихся к аркам конкретных персонажей из первого сезона, для создания новых запоминающихся музыкальных тем для каждого вернувшегося во втором сезоне героя. Музыка всегда звучит к месту и кажется продуманной. Чувствуется, что создатели очень тщательно подходили к вопросу, когда и как её использовать, и с её помощью весьма эффективно удаётся акцентировать внимание на происходящих в аниме событиях.
И сравните всё это с музыкой из очаровательного моэ-тайтла «Чудачества любви не помеха» (Chuunibyou demo Koi ga Shitai!). Как бы ни хотелось восхвалять его с той же страстью, как и «Моногатари» (Monogatari series), но «Чудачества», к сожалению, попадают в очень распространённую ловушку (особенно в первом сезоне) при использовании музыки в медиа.
На протяжении сериала заметно, что в саундтреке было полно типовых заполняющих слух композиций, чья задача была передать зрителю эмоции, которые уже и так более чем успешно показаны благодаря поразительным анимации и раскадровке. Но проблема ещё и в том, что музыка играла практически всегда, вне зависимости от того, требует ли этого сцена или нет. Зритель, обращающий на подобные элементы отдельное внимание, почувствует, как «захламляется» восприятие. Может, на общем впечатлении от просмотренного это не отразится, но на пользу уж точно не пойдёт. Поскольку в «Чудачествах» много времени уделяется драме и романтике, зрителю нужно принять и переварить уйму разных эмоций. Многие сцены вышли бы удачнее, добавь в них короткую драматическую тишину (о которой ещё будет сказано). Но не все так плохо. В сиквеле и последнем фильме ситуация стала лучше.
Наличие хорошо применимого саундтрека – это важно, но почти столь же важным при создании звуковой идентичности являются различные музыкальные влияния и фрагменты.
Если вас попросят посоветовать аниме с великолепным саундтреком, что придет на ум в первую очередь?
Музыка подобна «плавильному котлу» (парадигма развития Америки в ХХ веке, по которой американская национальная идентичность формируется за счёт «сплавления» всех народов и их культур), в котором смешивается великое множество культур и идей, и профессиональные композиторы знают об этом. Помимо того, что она является воплощением простых эмоций, для создания выразительной музыки, которая была бы значимой в контексте аниме как цельного произведения, необходимо учитывать множество культурных и стилистических особенностей.
Примеров, подходящих под это описание, предостаточно, но наверняка многие вспомнили о «Ковбое Бибопе» (Cowboy Bebop). Помимо того, что «Бибоп» – обожаемая многими классика и культовое произведение, это ещё и прекрасное доказательство того, как умение создать отличительный музыкальный стиль может поднять произведение на совершенно иной уровень. Даже если забыть, что для любого уважающего себя фаната анимации джаз и «Ковбой Бибоп» – это уже почти синонимы, связь между концепцией сериала и жанром музыки, который претворяет её в жизнь, видна практически в каждой детали.
Козырем «Бибопа» является влияние западной культуры, которое проявляется в виде восхитительного сочетания стилистики спагетти-вестернов и интриги нуарного кино и которое видно с первых же секунд первой серии. Но благодаря огромной палитре эмоций, что способен пробудить джаз (не говоря уже о вставках из других музыкальных стилей, которые нам подкидывают на протяжении сериала), создаётся чувство стилистического единства, влияющее на общее восприятие сериала.
Еще одним плюсом правильного музыкального сопровождения является отображение с помощью композиций (например, того же джаза, в котором импровизация занимает особое место) мыслей персонажей, их мотивации и жизненных принципов.
Помимо всего прочего, музыка – это ещё и эффективный способ выстроить сеттинг в плане времени и пространства. Если поискать ещё примеры с джазом, то в «Шумихе!» (Baccano!) джаз используется одновременно и для того, чтобы выразить бурное веселье заводными ритмами, и для создания уникальной атмосферы мафиозных разборок в США 30-х годов XX века.
При этом музыка необязательно всегда должна соответствовать духу времени, доказательством чего является любимый зрителями и критиками «Самурай Чамплу» (Samurai Champloo), соединивший в себе классическую историю о самураях и современный хип-хоп. Нужно лишь, чтобы во главе всего творческого процесса стояли знающие люди, которые действительно понимают, какую музыку и в каких ситуациях применять, а также сработает ли она в рамках направления, в котором создателям хочется развивать произведение.
Теперь, когда нами разобраны самые явные примеры того, как музыка помогает в создании уникального образа аниме, можно перейти к несправедливо забытому миру звукового дизайна. Будь то часто и повсеместно используемые в аниме звуки, запись шумовых эффектов или же синтез звука с чистого листа: влияние этого искусства на любое аудиовизуальное произведение куда существеннее, чем может показаться. Правильное использование звуковых эффектов и креативных задумок в определённых сценах вполне успешно может добавить к оценке аниме целый балл.
К примеру, если взять любую идею из жанра научной фантастики, то разница между сеттингом, который воспринимается как пустой холст с набросанными на него персонажами, и густонаселённым насыщенным миром может состоять всего лишь в команде хороших звуковых дизайнеров.
Каким бы ни был масштаб происходящего, задачи звукового дизайна остаются неизменными: ещё сильнее помочь зрителю окунуться в атмосферу мира и добавить в него свою изюминку. Возможно, одной из немногих действительно хороших деталей в аниме по игре «Данганронпа» (Danganronpa: Kibou no Gakuen to Zetsubou no Koukousei The Animation) является энергичный и бойкий звуковой ландшафт, в котором используются одновременно как новые композиции, так и заимствованные из игры.
Процесс поиска узнаваемого «голоса» произведения – задача не из лёгких. Шумовикам приходится снова и снова пересматривать сцену и записывать звуки в мельчайших подробностях, чтобы они соответствовали тому, что происходит на экране. И так до тех пор, пока не будет достигнут желаемый результат. Также ни в коем случае не стоит забывать о стандартных или же синтезированных звуковых эффектах, особенно если их используют по-новому и в интересном ключе.
Одним из лучших примеров в создании звуковых эффектов является применение имитации не только речи и голоса, но и различных звуков, которые человеческое тело воспроизводит в естественных условиях.. Они могут использоваться с наиболее прямолинейной целью: в «Паразите: Учение о жизни» (Kiseijuu: Sei no Kakuritsu) Миги и все другие паразиты издают далеко не самые приличные звуки, а каждое их движение сопровождается слабым, но всё же слышным хлюпаньем и чавканьем. Оно и понятно, ведь мы говорим о разумных массах из плоти.
Менее прямолинейное и на удивление неприкрытое использование этой техники можно увидеть в «Ветер крепчает» (Kaze Tachinu) от режиссёра Хаяо Миядзаки, где всё, начиная с треска мотора самолёта и до землетрясения, обретает жизнь благодаря ономатопеи (слова, являющиеся звукоподражанием: мяукать, квакать и т.д.), мычанию и выдохам. Трудно проследить замысел этого приёма в полной мере, но тем не менее это помогает фильму отличиться как одному из лучших произведений студии Ghibli. Подобный ход акцентирует внимание на моменте, где пересекаются мечты и реальность, и придаёт сказочность фильму, который в ином случае мог бы считаться самой приземлённой работой студии.
Что может сделать звуковой дизайнер, режиссёр и/или композитор для того, чтобы действительно вывести аниме на новый уровень?
Блистательным примером является вокальная часть в композиции «Call of the Witch» из «Re:Zero. Жизнь с нуля в альтернативном мире» (Re:Zero kara Hajimeru Isekai Seikatsu), которая звучит каждый раз, когда для нашего упрямого главного героя события принимают малоприятный оборот. Во всей франшизе «Данганронпы» используется тот же приём, когда атмосфера ужаса от каждой шокирующей смерти выражается столь же зловещим искажённым и многослойным звуком.
Если вы хотя бы немного смотрели одно из этих аниме, то, скорее всего, вспомните подобные моменты.
Обычно окружение создаётся за счёт фоновых звуковых эффектов вроде звука шагов или проезжающего мимо поезда. Чего многие фанаты аниме не осознают, так это того, что их можно использовать не только для «оживления» окружающей среды. Взять, к примеру, «Врата Штейна» (Steins;Gate). Внимательный зритель может заметить, что повседневные звуки в этом аниме используются для накала обстановки в одном из самых напряжённых и эмоциональных моментов во всём сериале. Со временем мы даже вынуждены приноровиться к этим и другим звуковым эффектам, которые наращивают напряжённость и в некоторых моментах знаменуют собой образ отчаяния. В совокупности эти звуки лишь усиливают наше тревожное ожидание следующей неизбежной трагедии или смерти.
Отметим сразу: это не камень в огород анимации, ведь мы говорим о работе студии Gainax с Хидеаки Анно в режиссёрском кресле. Но если дело не в стиле и не в актёрах, то в чём же? И, конечно же, ответ вновь кроется в звуке. Если говорить просто, то пусть звук и играет там, где надо, но микс был выполнен весьма блекло, а порой даже кажется, что громкость занизили специально.
Сравните это со звуком в «Евангелионе», в котором решения и в звуковом дизайне, и в музыке поистине великолепны. Голоса и музыка звучат на переднем плане всегда, когда это нужно, порой становясь столь громкими и мощными, что закладывает уши. Всё это идеально подходит для темы тревожности и депрессии, которую поднимает сериал, при этом добавляя ещё большей напряжённости в экшен-сценах. Крики громкие, удары пронзительные, а музыка, в зависимости от сценария, либо ревёт, либо тихо играет на фоне.
Хотя «Ганбастер» весьма умело расставляет звук по нужным местам, ему не хватает смелости выкручивать уровень громкости или же, наоборот, сбавлять его в той же манере, как это делается в «Евангелионе». Возможно, эмоциональное воздействие этого аниме было бы куда ярче, если бы ему хватало дерзости слегка подразнить барабанные перепонки зрителей.
Ещё одним ярким примером того, как звук может найти в нас отклик, является музыкальный контраст. Особенно хорошо это заметно, когда речь идёт о душераздирающей драме или комедии. «Мелочи жизни» (Nichijou) – это потрясающая комедия, которая заслужила любовь зрителей в том числе благодаря музыке. Саундтрек, исполненный оркестром, не только крайне мелодраматичен, но на удивление стильный и даже красивый, отчего становится ещё смешнее, когда главная героиня Мио сходит с катушек и начинает колотить всех, кто оказался в радиусе ста метров, или когда оторванный от реальности директор преклонного возраста решает схлестнуться в схватке с оленем в школьном дворе.
Фильм «Евангелион нового поколения: Конец Евангелиона» (Neon Genesis Evangelion: The End of Evangelion) добивается ровно противоположного эффекта: создаёт контраст с одной из самых ужасающих сцен во всей франшизе при помощи жизнерадостной, слегка напоминающей госпел песни «Komm Susser Tod» от ARIANNE. Любой, кто смотрел фильм, наверняка помнит тот неистовый сюрреализм, переходящий под аккомпанемент меланхоличной мелодии в леденящие душу сцены. Вся эта безумная комбинация ещё больше выкручивает мозг тем, кто посмел посмотреть этот фильм.
И вновь мы обращаемся к «Ветер крепчает». Ближе к концу фильма, в сцене, когда главный герой Дзиро Хорикоси смотрит, как сконструированный им самолет рассекает воздух, звук исчезает вовсе. Возлюбленной Дзиро больше нет, и в оглушающей тишине он почти что слышит это. Сцена невероятно проникновенная, а потому является превосходным примером того, как отсутствие звука в некоторых случаях может ощущаться «громче» любой самой взрывной музыкальной композиции.
- *
В заключение хочется выразить надежду, что после прочтённого вы станете ещё больше ценить искусство звука не только в аниме, но и в других видах аудиовизуальных произведений. Когда вы сядете за просмотр аниме в следующий раз, попробуйте сосредоточиться и уловить все эти тонкости. Впечатления от просмотра, возможно, станут выразительнее, и вы откроете новые грани восприятия и погружения в нарисованный мир.
@Blazhen@Seagoul, пасиба, твой коммент как вода в пустыне. Музыка основная составляющая любого тайтла)@Blazhen@Cletus Findlay, эхххх, сразу говорю это моё мнение, а это значит что "Дюрарара" не подходит под эти категории)@1482322894@KOTᒪIᑎ,Ария
Путевые заметки о поездке за покупками в Йокогаму - нет музыки, только звуки природы
Легенда о героях Галактики
@Blazhen,@Blazhen@OxiSgen, ещё укажи по каким причинам мне добавить арию и легенду)@OxiSgen, надеюсь Yokohama Kaidashi KikouПутевые заметки о поездке за покупками в Йокогаму в правильную колонку добавил@Blazhen@HearterSХ, спасибо@EVOgeek@KOTᒪIᑎ, Хотел бы предложить Код Гиас: Восставший Лелуш и Код Гиас: Восставший Лелуш 2. Я действительно считаю, что музыка в нем недооценена. Инструментальные композиции выполнены духовым оркестром, что создает ощущение величественности и пафоса (прямо в стиле Лелуша). Песни с вокалом же играют в самые драматичные моменты@Blazhen@EVOgeek, вот на твоем примере хочу сказать:"если хотите мне посоветовать какое-то аниме, то розпишите плюсы,особенности музыки, звуковых эффектов и оригинальные подходы в том или ином тайтле", ладно добавлю))Если в выражении впечатлений люди делают акцент за другие вещи, то это еще не значит, что звуковое сопровождение не оценено в полной мере. Как раз от него зависит, насколько сочными будут эмоции во время просмотра и сколько продержится их свежесть после. Уверена, в приведенных аниме не один отзыв затрагивает звуковую составляющую
@valeriesq "но почему недооцененные-то?" - кликбейт@EVOgeek@KOTᒪIᑎ, Я бы хотел предложить новую категорию, ну либо просто расширить "Контраст" - "Обрыв музыки". Довольно интересный прием, построенный на обмане ожиданий от сцены.Самый известный представитель - Блич
Из недавнего - Обещанный Неверленд
@BlazhenЧасто обращаю внимание на звуковое сопровождение. Хотя, кажется, большинство не замечают и акцентируют внимание на опенингах и эндингах. Очень важная составляющая - умело вставить в картинку мелодию, звуки. Те аниме, где это отлично сделано, сильно эмоционально запоминаются.
Все моменты, что очень запомнились в аниме, запомнились с музыкой. В том же РеЗеро кульминация 15й серии закончилась на кульминации мелодии Requiem of silence с титрами. Смести акценты, или убери составляющую из того момента, эффект был бы слабее.
Напоследок скажу, что иногда в аниме бывают знаковые моменты, которые не сумели полностью реализовать из-за того, что не смогли правильно подобрать звуковую составляющую...
@Blazhen@Топорковский, ну если что-то прийдёт в мою голову, тогда всё возможно)@arararata lawrence, благодарю