Традиционные игры Японии и Китая

悲観論者
401838 / 0
Карута (ута-гарута)
Классическая японская карточная игра, известная на Западе как «100 поэтов». Зародилась в Эпоху Хэйан. До сих пор используются в японских семьях для того, чтобы учить стихи и иероглифы - на карточках пишутся стихи или иероглифы с переводом (часто в этих целях используется готовый поэтический сборник "Хякунин иссю" - "100 поэтов древности"), затем карточки разрезаются надвое и перемешиваются. Побеждает тот, кто быстрее подберет нужное количество правильных пар. Так игры способствуют изучению литературы и письменности. Общее название таких карточных игр - Карута.
Сёги
одна из старейших японских интеллектуальных игр. Она была завезена в VIII веке из Китая и происходит от древней индийской игры "чатуранга". Чатуранга - общий предок шахмат и сёги. Поэтому сёги во многом похожа на шахматы. Современный вид сёги приобрела в XVI веке, ее окончательную реформу произвел император Гонара. Во времена правления сёгунов династии Токугава сёги и го были признаны играми, развивающими стратегическое и тактическое военные мышления. Все прочие настольные игры были самураям запрещены, но эти две, напротив, получили государственную поддержку. Токугава Иэясу учредил должность сёги-докоро - главного придворного учителя сёги, который выявлялся в ходе постоянно проходивших чемпионатов. Только сёги-докоро имел право присваивать мастерские звания. После Реставрации Мэйдзи государственная поддержка сёги была прекращена, а должность сёги-докоро - отменена. Доска сёги - квадрат 9x9 клеток, нумерующихся сверху вниз и справа налево. Сверху расставляются в три ряда белые "фигуры" - пятиугольные дощечки с иероглифическими надписями, снизу - "фигуры" черных в зеркальном отображении порядка белых. "Белые" и "черные" - это цвета играющих, а не фигур, принадлежность последних определяется направлением острого угла дощечки. Направленные вниз - белые, направленные вверх - черные. В число фигур входят: король (Гёку), ладья (Хися), слон (Каку, 2 золотых генерала (Кин), 2 серебряных генерала (Гин), 2 коня (Кэй), 2 копейщика (Кё) и 9 пешек (Фу). Ходят они примерно так же, как шахматные фигуры. Достигнув зоны первоначального расположения противника, все фигуры, кроме золотых генералов и короля, могут по желанию игрока приобрести дополнительные возможности движения - тогда они переворачиваются обратной стороной, на которой написаны иероглифы, обозначающие "усиленную" фигуру. Взятие фигур происходит по шахматным правилам. Взятые фигуры противника можно в любой момент вернуть на доску (правда, не в любое место) как свои собственные. Начинают в сёги (как и во всех японских играх) черные. Цель игры - поставить мат королю. Ничьи в сёги - большая редкость. Игроки в сёги классифицируются по традиционной системе кю-дан. Низшим разрядом считается 15-й кю, высшим - 1-й. Далее присваиваются мастерские звания: от 1-го дана до 9-го. Любительский 5-й дан приравнивается к профессиональному 5-му кю. За победы в турнирах можно получить ранг не выше 7-го профессионального дана, 8-й и 9-й даются за вклад в развитие игры и за получение звания "мэйдзин" ("мастер") - "абсолютный чемпион". С 1962 года звание мэйдзин соответствует званию "чемпион мира" и присваивается на основе результатов ежегодного чемпионата. Ранее это звание было пожизненным.
Сейчас в Японии в сёги играют около 20 миллионов человек.
Го
Как и сёги, появилась в Китае и была привезена в Японию. За 1300 лет истории го в Японии она изменилась настолько, что сейчас уже считается японской игрой. Как и сёги, во времена правления сёгунов династии Токугава го получило государственную поддержку. Главный придворный учитель го именовался, соответственно, го-докоро. Доска го состоит из сетки 19 вертикальных и горизонтальных линий. Каждому из двух игроков выдается большое количество, соответственно, белых и черных камней. Ставить камни можно только на пересечения линий доски. Цель игры - захватить как можно большую территорию, окружая её камнями своего цвета. Камень или группа камней, окруженная со всех сторон (по вертикали и горизонтали) камнями противника (и/или краем доски), считается "взятой" и убирается с доски. Нельзя ставить свои камни в "мертвые точки" - полностью окруженные камнями противника. Когда ни один из игроков уже не может сделать ход, игра считается законченной. Выигравшим объявляется тот, внутри территорий которого больше пустых пересечений. При этом от числа пустых пересечений игрока отнимается число его камней, которые были захвачены противником. Система классификации игроков в го аналогична разрядам сёги, только низшим считается не 15-й, а 20-й кю. Любительский 5-й дан также считается равным профессиональному 5-му кю. Наконец, звание "мэйдзин" тоже используется для обозначения чемпиона мира. Го - игра простых правил, но огромного количества комбинаций. Сейчас в Японии в го играют около 7 миллионов человек.

Рэндзю
Как и го и сёги, рэндзю была завезена из Китая в III веке н.э. Название этой игры долго не могло установиться, однако наиболее распространенным вариантом в Японии был "гомоку-нарабэ" ("пять фишек в ряд"). Название "рэндзю" ("нитка жемчуга") было предложено и принято только в 1899 году. В первую очередь рэндзю была усвоена при императорском дворе. Только в 1081 году в нее было разрешено играть за пределами императорского дворца. Незамедлительно игра "ушла в массы", но особая любовь к ней при дворе сохранилась. Напротив, сёгуны всех династий ее не жаловали и запрещали. Только после Реставрации Мэйдзи рэндзю была уравнена в правах с го и сёги. Фактически, рэндзю - это "крестики-нолики" на доске 15x15 линий. До первой половины XX века в рэндзю играли на доске для го (19x19 линий), и классические правила продолжают поддерживаться Федерацией "старообрядцев". В отличие от "крестиков-ноликов", на доске рэндзю для выигрыша необходимо построить ряд из пяти фишек. Первый ход делается в центр доски, второй и третий - внутри центрального квадрата 5x5. Математически доказано, что начинающие игру черные имеют преимущество. Чтобы его уничтожить, для черных придумано несколько правил "фола" - запретных ходов, которые разрешены только белым. Так, черным запрещено одним ходом создавать сразу два ряда длиной по четыре фишки ("вилка 4x4"). В рэндзю действует система кю-дан (низшим кю считается 12-й), и присваивается звание "мэйдзин". Однако профессиональная лига игроков в рэндзю развалилась после Второй мировой войны и так и не восстановилась. Поэтому все современные игроки в рэндзю - любители.
Маджонг
Мадзян (по-китайски Маджонг) - популярнейшая в Китае и Японии азартная игра в фишки, идеологически близкая к американскому покеру, но лишенная концепции "блефа". Почему то считается любимой игрой "китайской мафии", но, скорее, это расхожий стереотип или миф, поддерживающий особый "имидж" этой весьма популярной на Востоке игры. В настоящее время получила популярность также далеко за пределами Японии и Китая - в странах Европы, США и т.п. Набор для игры в маджонг состоит из 136 фишек - наборы из нумерованных от одного до девяти фишек типа Символы-Мандзу, Палки-Содзу и Шары-Пиндзу, 4 Ветра-Кадзэ (Восточный, Южный, Западный и Северный) и три Дракона-Сан-Гэн-Пай (Белый, Зеленый и Красный). Фишка каждого вида входит в набор в четырех экземплярах. Играют четыре игрока. Каждый из игроков может одновременно иметь 13 фишек. Задача играющего - собрать три набора по четыре фишки (одинаковых или идущих по порядку номеров для Символов, Палок и Шаров) и аналогичный набор из двух фишек. Для этого он должен в свой ход взять из общей кучи фишку и либо объявить свой выигрыш, либо сбросить любую фишку из своего набора, которую теперь могут "перекупать" другие игроки. Ход последовательно переходит от игрока к игроку. Полные правила маджонга сложны, запутаны и значительно варьируются (как и его терминология) от страны к стране и от компании к компании. Игра требует внимания и везения, но не считается интеллектуальной, так как ее исход полностью зависит от случая. В настоящее время популярность маджонга в Японии падает, поскольку для проведения свободного времени есть более увлекательные занятия, а маджонг еще и требует, как минимум, компании из четырех игроков. Тем не менее, в 1950-1960-х годах он был исключительно популярен.

Патинко
общее название азартных игр в электронных автоматах, установленных в людных местах Японии. Собственно, это знаменитые "однорукие бандиты", которые сейчас можно встретить и в России и других странах СНГ. Появились они в Японии после Второй мировой войны и стали популярным "бездумным" времяпрепровождением для азартных японцев. В патинко можно выиграть большие деньги, но обычно играющие проигрываются - иногда весьма серьезно.
Кой-кой
Популярная в Японии карточная игра, использующая колоду ханафуда (яп. 花札). Название игры происходит от значения фразы «кой-кой» в японском языке, дословно «продолжай». Связано это с тем, что эту фразу игрок обязан произнести, если хочет продолжить раздачу. История японских карт восходит к XVII веку, когда португалец Франсиско Хавьер высадился в Японии. Он-то и познакомил японцев с европейскими игральными картами. Карты стали очень популярны в Японии, причем из-за их азартности карты неоднократно запрещали власти. Для этого и были придуманы специальные «цветочные карты» – ханафуда. В 1889 году Фусаджиро Ямаути основал компанию Nintendo Koppai, которая стала специализироваться на выпуске карт ханафуда. Вскоре, члены якудза стали использовать ханафуда для игры в своих салонах. Карты получили второе рождение в Японии. Из двух игроков, сдающий (дилер, «ойя») выбирается случайным образом, однако зачастую сдающий определяется так: каждый игрок достает случайную карту из колоды, затем они сравниваются. Игрок, вытянувший карту, принадлежащую наиболее раннему месяцу (масти) становится сдающим.
Гойта
Это старинная японская игра. Рассчитана игра на 3 и 4 игрока, партия длится полчаса, и отыгрывается исключительно в формате "пара на пару". Игроки стремятся избавиться от карт руки. Команда, чей игрок сделал это первым, получает победные очки. В игре побеждает команда, сумевшая первой набрать 15 победных очков. В оригинале игра вообще появилась с костяшками (как мадзян/маджонг).
Кагомэ-кагомэ
Японская детская игра. Один из детей выбирается «демоном», он закрывает глаза и садится. Остальные дети водят вокруг него хоровод и поют игровую песню. Когда песня заканчивается, «демон» называет имя того, кто стоит за его спиной и, если «демон» оказался прав, этот человек заменяет «демона».
Дарума-сан упала
Здесь два варианта: упрощённый и полный. Выбирают ведущего Демона 鬼. Ведущий становится лицом к дереву, остальные игроки стоят на установленном от него расстоянии. Ведущий говорит: だるまさんが転んだ Кукла Дарума опрокинулась. В это время игроки идут к дереву. Задача игроков – подойти как можно ближе к дереву. Когда ведущий по окончании слов оборачивается, все должны замереть. Если кто-то шелохнулся, тот становится ведущим. Это упрощённый вариант. Более сложный вариант игры: пошевелившийся игрок попадает в плен к ведущему. Ведущий держит его за руку и продолжает игру. Если следующий игрок попадает в плен, он берет за руку первого «пленного». Свободные игроки пытаются спасти «пленного». Если во время слов ведущего кто-то успел подбежать и разбить рукой руки ведущего и пленника, то все убегают от ведущего. Он в свою очередь считает до 10, а затем громко кричит ストップ «Стоп!» Все останавливаются. Ведущий может сделать 3 шага, чтобы добраться до любого участника игры и осалить его. Осаленный становится ведущим.
Сянци
Сянци (китайские шахматы) – логическая настольная игра из Китая, имеющая некоторое сходство с европейскими шахматами, индийской чатурангой и японскими сёги. Эту игру нередко называют китайскими шахматами. Сянци является одной из самых распространённых в мире настольных игр типа шахмат, если учитывать количество играющих, тем более, что эта игра популярна и в некоторых других странах, кроме Китая. Сянци вошли в список Всемирных интеллектуальных игр в 2008-м и 2012-м годах.
Токийская Частная Полиция
1599x899
Манга
Карута
Сёги
Го
Патинко
Маджонг
Кагомэ-кагомэ, Дарума-сан упала
Аниме
Mokkoriman
Mokkoriman#
Is this collection useful? Yes
Hyperbolos
Hyperbolos#
Ханафуда (кой-кой) в Summer Wars.
悲観論者
悲観論者#
@Ὑπέρβολoς, добавила
Hyperbolos
Hyperbolos#
Ещё, наверное, стоит посмотреть по тэгам в AniDB, если ещё не.
Тэг "board game" (и далее по уточняющим подтэгам, так сказать) anidb.net/tag/2756/animetb
Тэг "card game"
anidb.net/tag/6191/animetb
nemunga
nemunga#
Стоило бы разбить на группы или как-то подписать, чтобы пользователь сразу мог видеть, где о чём. А так, полезна, конечно.
悲観論者
悲観論者#
@nemunga, я подписала.
Hyperbolos
Hyperbolos#
Хякунин иссю и ута-карута, по существу, одно и то же. Первое - стихотворный сборник, положенный в основу второй. Можно их, наверное, объединить.
悲観論者
悲観論者#
@Ὑπέρβολoς, и правда, я как-то об этом не подумала. Всё, объединила. Спасибо, что заметили.
Hyperbolos
Hyperbolos#
@悲観論者, спасибо, что добавили мангу! Маджонг, как я погляжу, вне конкуренции.
悲観論者
悲観論者#
@Ὑπέρβολoς,
Маджонг, как я погляжу, вне конкуренции.
ага, видимо японцы прям ну очень любят маджонг.
Akita_Inu
Akita_Inu#
Akita_Inu
Akita_Inu#
Патинко:
NarutoНаруто -

NarutoНаруто -
Shika Midarame
Shika Midarame#
Кайдзи пачинко
Akita_Inu
Akita_Inu#
В Дому — Детские сны напрямую не показано, но упоминается маджонг
Akita_Inu
Akita_Inu#
Hyperbolos
Hyperbolos#
Ханафуда замечена вот тут.
1599x899
Akita_Inu
Akita_Inu#
Теннис 6 — маджонг
Твой комментарий
Вернуться к редактированию
Предпросмотр
Скрыть