Комментарий #2072120

Aniki
Немного о жанре якудза-эйга, кино о якудза.

История жанра

Культ смерти в его апофеозе проявил себя в современных фильмах о якудза. Во многом эта связь объясняется культурной преемственностью и неким продолжением традиции ментальности "Тюсингуры", знаменитой истории о 47 верных ронинах из Ако. Но и здесь, опять же, нужно уметь различать реальность и вымысел.
Якудза в кинофильмах — это ничто иное, как воплощение поп-культурного штампа, равно как те же утрированно-верные самураи со сцены театра Кабуки. Так что с настоящими, реальными якудза у них очень мало сходств.

Хотя, и это верно не всегда: сами якудза — одни из самых ярых поклонников жанров кино о якудза, и частенько они пытаются напустить на себя киношный образ. Чем доказывают утверждение Оскара Уайльда о том, что природа подражает искусству.

Как и многое, что сейчас составляет реалии современной Японии, культ благородных гокудо зародился в эпоху Эдо. Уже в те далёкие времена якудза заработали в народном сознании репутацию отчаянных мачо и робин гудов. Благородные гокудо сражались против произвола богатых и властных и помогали сирым и убогим. Бандзуин Тёбэй, знаменитый якудза, прославившийся спасением красавчика Сираи Гонпати, — типичный представитель вот такого типажа. Типаж, кстати, называется кёкяку, и такие персонажи были весьма популярны в пьесах театра Кабуки.

В 19 веке общество стало ещё более нестабильным и коррумпированным, так что многие из этих "благородных гокудо" скатились до азартных игр и преступных путей заработка, так что они стали абсолютно идентичны современным якудза. Однако репутация осталась прежней, и миф о благородных гокудо со строгим кодексом чести, как будто основанном на самурайской морали, тоже не погиб. Блиставшие в те времена героические якудза, такие, как Кунисада Тюдзи и Симидзу-но Дзиротё стали не только персонажами популярных пьес, но и позже — героями многочисленных кинолент.

Тематика

У жанра якудза-эйга изначально было две темы: долг, гири, и человеколюбие, ниндзё. Чаще всего они подаются как источник главного конфликта, таящегося в самой душе главного героя. Именно понятия гири и ниндзё объясняют популярность жанра якудза-эйга, а заодно могут дать ответ на вопрос, почему такие фильмы вообще появились и в чём причина их долгой популярности?

В самурайских фильмах, из которых жанр и вырос, эти понятия чаще всего подавались как единое целое. Для самурая сам его долг был проявлением человеколюбия. Однако для современного человека это совершенно неприемлемо. Такую мораль невозможно было вложить в современного якудза, который уже тем, что носит меч на поясе идёт против своего гражданского долга подчиняться законам свыше. При такой логике из якудза было не слепить героя.

Тогда на студии Тоэй придумали мудрое решение: поставить эти два понятия в противовес друг другу, сделать цельный концепт оксюмороном. Так и родилась дихотомия между самураем и благородным гокудо. Для самурая превыше был долг, якудза ценили и долг, и человеколюбие. Так преступники становились сродни милосердным святым.

"В мире якудза долг превыше всего, а человеколюбие лежит на острие лезвия" — было написано на одном из постеров к старому-старому фильму о якудза. О мире самураев такого уж точно нельзя было сказать. Кстати, о корреляции между гири и ниндзё можно почитать в довольно пространном эссе Сато Тадао "Рефлексия верности". Это — одна из лучших статей, написанных о якудза эйга: правда, будьте готовы к тому, что Сато в ней некоторые стороны идеологии, вложенной в якудза-эйга сводит до "формы фашизма".

Но ведь и правда: праворадикально настроенный Мисима, например, якудза-эйга просто обожал, даже сам успел сняться в одном из таких. Более того, он даже брал интервью у Цуруты Кодзи, писал длинные статьи, восхваляющие якудза-эйга.

Протагонист якудза-эйга чужд самурайской морали. Для него борьба с врагом важнее собственной жизни и благополучия. Герой или героиня якудза-эйга будет пытаться бороться со всеми трудностями на своём пути, стараясь балансировать между долгом и личными чувствами, но, однажды, обязательно поймёт, что они недосягаемо далеки друг от друга, и выбрать можно только что-то одно. И тогда протагонист гибнет, утопая в крови своих врагов.
Образ же якудза из киножанра нинкё-эйга, основан на образе благородного самурая. Он - якудза с рыцарским духом,. Что забавно, во многих фильмах герои самурайских боевиков оказываются не такими колоритными традиционалистами, как красавцы-гокудо с танто за пазухой.

Не следует связывать возникновение жанра якудза-эйга с американскими гангстерскими фильмами, ведь фильмы о якудза имели иные корни. Родился жанр постепенно, развившись из самурайских боевиков. До 1964 года почти что все японские фильмы относились к жанру дзидай-гэки, то есть, это были исторические киноленты. Однако, все мы помним, в эпоху Мэйдзи вышел приказ о запрете на мечи. Так что все фильмы, действие в которых разворачивалось уже в двадцатом веке, не могли уже продемонстрировать пример мечника, законно носящего оружие при себе и стоящего на страже справедливости. Тут-то и вспомнили о благородных гокудо. Ведь стоило сделать протагониста якудза с чистой душой и высокой моралью, и всё становилось на свои места. Тем более, к тому времени уже имелся готовый стереотипный образ романтического преступника, живущего по "понятиям", схожим с самурайским кодексом чести, и ставящего превыше всего принципы гири и ниндзё — долг и человеколюбие.

590x409450x311378x284
Ответы
toiro
toiro#
@Aniki, апрув.
@Yukaio, и его таки негде скачать еще?(
назад
Твой комментарий
Вернуться к редактированию
Предпросмотр
Скрыть