ниша, в которую попадают фильмы/сериалы, не рассчитанные на широкую аудиторию. (противоположность мейнстриму)
И при этом у вас в коллекции большинство тайтлов мейнстримные. Впрочем, артхаус - очень размытое понятие.
Термин «артхаус» появился в США ближе к 50-ым – так называли кинотеатры, в которых показывали иностранные фильмы, американские независимые картины и классические довоенные ленты Голливуда. В 1950-х годах в США появились кинотеатры, где показывали довоенные голливудские (старьё), иностранные (не американские), а также независимые американские фильмы — низкобюджетные картины, снятые без помощи крупных киностудий. Такие заведения получили название art house — в переводе с английского «дом искусств». А в 1955 году в Париже основали Международную конфедерацию артхаусных кинотеатров CICAE, которая существует до сих пор. Именно поэтому фильмы, которые не попадали в категорию массового развлекательного кино, стали называть артхаусом. Во второй половине 20-века в США под артхаусом чаще всего понимали европейское кино, но под эту категорию попадали также экспериментальные, короткометражные, порнографические, малобюджетные, независимые и другие фильмы. Сегодня артхаусом называют в основном авторское, фестивальное кино. Есть несколько признаков, по которым можно определить артхаусную картину, но все они условны:
малобюджетное кино (хотя есть ленты с внушительным бюджетом);
авторское кино – в котором один человек является режиссером, сценаристом и полностью подчиняет себе весь съемочный процесс;
«кино не для всех». Это самое распространенное определение. Артхаусные фильмы принято считать исключительно интеллектуальными, сложными для восприятия. Многие картины именно такие, но не всегда. Есть авторские фильмы с понятным сюжетом без сложных аллюзий, например «Мальчик с велосипедом» братьев Дарденн.
фильмы, не попавшие в широкий прокат. В последнее время и этот критерий становится несостоятельным, особенно после двух работ Андрея Звягинцева, которые показывали в кинотеатрах, – «Левиафан» и «Нелюбовь».
Режиссер Такеши Китано шутил, что сегодня артхаус – это все, что не похоже на «Мстителей». Пожалуй, единственное, с чем прочно связывают артхаусные фильмы, – личность автора. Я бы раскрыл понятие «артхаус» так: это кино, где определяющей оказывается фигура автора, который создает свой мир, пытается говорить своим языком и относится к тому, что он делает, как к произведению искусства, – отмечает кинопрокатчик, продюсер, телеведущий Сэм Клебанов. – Оно может и не получиться: артхаус — это не всегда знак качества. Это просто указание на то, что люди пытались как-то по-особенному сказать о чем-то важном.
При этом...
Уже в рамках деления на голливудские и артхаусные фильмы возникает такое гибридное понятия, как, например, голливудский артхаус (или еще его называют "артстримом" — от слова "мейнстрим"). Эти фильмы стоят одной ногой в мире авторского кино, а с другой стороны — это такие большие проекты с голливудским бюджетом и серьезными сборами. Попробуйте доказать, что "Криминальное чтиво" (1994) К. Тарантино — это однозначно артхаус или не артхаус!
аниме, в котором определяющей оказывается фигура автора, создающего свой мир. Тут вообще широкий спектр: начиная от Миядзаки и Такахаты вплоть до Кона, Икухары и Юасы. Некоторые авторы прямо говорили, что снимали фильмы больше для себя: GiTSы (вторую часть критики прямо называли фестивальным), Лэйн (авторы удивлялись, что американская публика её поняла так же, как и японская, и что вообще поняла), ребилды Евы (Анно удивлялся их популярности, приводя не самую приятную аналогию), Сонни Бой (режиссёр постоянно упоминал в интервью, что делал для узкого круга зрителей).
@Guru Buddha, может быть, из-за момента с ангелом на 5 сек. перед выстрелом в черепушку Мотоко? Так-то это элемент трансреализма по Рюкеру.
Трансреализм обращается к границам реализма, используя фантастические элементы для создания метафор психологических изменений и включения авторского восприятия высшей реальности. wiki2.org/en/Transrealism_ Инструменты фэнтези и сайфая предлагают средство сгущения и интенсификации реалистической фантастики. С помощью фантастических устройств можно на самом деле манипулировать подтекстом. Знакомые инструменты сайфая - путешествия во времени, антигравитация, альтернативные миры, телепатия и др. - на самом деле являются символами архитипичных режимов восприятия. Путешествия во времени - это память, полет - это просветление, альтернативные миры символизируют огромное разнообразие индивидуальных мировоззрений, а телепатия - это способность к полноценному общению. Это «транс» аспект. Аспект «реализма» связан с тем, что настоящее произведение искусства должно иметь дело с миром таким, какой он есть на самом деле. Трансреализм пытается обращаться не только к сиюминутной реальности, но и к более высокой реальности, в которую встраивается жизнь. Манифест трансреализма.
так-то существует феномен инди-аниме, и это как раз-таки (в большинстве своём) работы одного или маленькой группы человек, как правило некоммерческие, и причислять инди-аниме к артхаусу тоже крайне некорректно, явление крайне разнообразное и не может являться (под)жанром чего-либо
При этом...
Попробуем обобщить:
@Guru Buddha, может быть, из-за момента с ангелом на 5 сек. перед выстрелом в черепушку Мотоко? Так-то это элемент трансреализма по Рюкеру.@Guru Buddha,@шочян