Аниме - безусловный шедевр, вершина развития, часть мировой культуры. Посмотрел я его в районе 2002-го года и это было моим первым аниме.
Не буду расписывать очевидные вещи, что существуют прекрасные персонажи, ставшие вечными, сюжет, новизна, юмор, диалоги, музыка - всё идеально и добавить НЕЧЕГО.
Попытаюсь акцентироваться на том, что упускают из вида другие ревьюверы.
1) Персонажи
Асука, Мисато, Рэй - вечные женские образы. Это архетипы. Это анима. Это идеальные типажи женщин внутри нас, мужчин. Каждый хочет (сознательно или нет), чтобы его девушка была милой, тихой и нежной, как Рэй, одновременно веселой и задорной, как Асука, и взрослой, четкой, доброй мамой-подругой, как Мисато. Или чтобы его окружали три такие девушки
2) Многослойность.
Аниме также многослойно как и шедевры кино. Каждый найдет себе что-то - и школьник с шики, и взрослый интеллектуал. Можно пересматривать каждые 5 лет и замечать всё новые и новые детали. Оно понимается на многих уровнях, и это умножает удовольствие.
На первом уровне - драка и политика - это для мальчиков.
Чуть глубже лежит социалка, романтика, сексуальность - для девочек и для более взрослых мальчиков.
На третьем лежит психология, в том числе глубинная - архетипы и тд.
Четвертый - релизиозно-мистический, причем сделанный очень серьезно: каббала.
В результате вы можете погружаться и искать для себя смыслы бесконечно.
3) Талантливость подачи.
Вся эта многослойность подана очень красиво, в том числе при помощи сверхсовременных и новых на тот момент средств выражения. Как Кубрик выдумал приёмы кино, так и тут выдуманы приемы аниме, которые все потом копировали - впрочем, безуспешно. Может, какие-то элементы откуда-то скопированы, но именно здесь они синтезированы в нечто совсем иное и прекрасное.
Итак, все аспекты синтезированы в некую единую подачу. Из-за этого те, кто не понимает слоев, ощущают некую мистичность, странность и абсурдность, и вот эти моменты их раздражают.
4) Психология
Наверное, каждый может найти тут что-то своё. Для меня ключевой момент - это когда после процесса интроспекции последних серий Синдзи очнулся и осознал стену, стоящую между ним и миром, социумом - которая и делала его унылым депрессивным человеком, боящимся быть самим собой.
СУТЬ ВСЕГО АНИМЕ В ТОМ, ЧТО СИНДЗИ БОЯЛСЯ БЛИЗОСТИ. И он смог это преодолеть. Всё аниме и есть процесс преодоления этого барьера. И вот то, как это показано, как она разрушилась, вот эта сцена гениальна. Я ощутил тоже самое в себе и сцена вызвала у меня громадный инсайт, отчего я полюбил это аниме навсегда. Затем показывается, как Синдзи стал обычным веселым подростком, как они непринужденно бегут с Асукой в школу. Он выздоровел. Чем же он болел? Тем, что пытается лечить психотерапия. Это как-то можно назвать, например как невроз или неспособность переживать близость. Ну, вот если у кого-то с этим все нормально, то он вообще не поймет в чем прикол аниме.
5) Мистицизм
В каббале есть "дерево сефирот" - такая хрень с кругами, соединенными линиями, что показывают в опенинге. Считается, что личность в процессе развития должна гармонично пройти некие остановки - кружки - и стать - какой? Да вот хотя бы такой, каким Синдзи и стал - веселым и непринужденным, активным и способным на близость. Но не только. То есть нам показывают небольшой кусочек развития личности. Как Синдзи преодолевает отца, какой-то невроз, как он становится самим собой, и как он освобождатся от барьеров в социуме. Причем вот то, как показывается - это можно КОПИРОВАТЬ. Как и в аниме Миядзаки. Вот вы вдохновляетесь и делаете тоже самое - и оно срабатывает. Вы взрослеете, вы проходите какие-то инициации, не понимая даже их сути. Поэтому оно не просто гениально, а еще и ПОЛЕЗНО.
6) Ангелы
Мы все находимся под влиянием поп-понимания Библии. Мы привыкли считать, что ангелы - это некие воины Бога в виде людей. Поэтому вот эти странные ангелы Евангелиона - не очень понятно что это такое. Ну, на первом слое это некая физическая сущность, с которой они борются. И люди, которые понимают только этот уровень, интерпретируют это всё как некую войну, мир, тайные организации. И это уровень есть, в этом есть смысл и правда. Например, Seele это нечто типа квазирелигиозной наднациональной элиты, управляющей человечеством. Есть такое? Ну, ясно, что есть.
На втором - они с ангелами не борются, а коммуницируют. Важно, что каждая коммуникация МЕНЯЕТ их. То есть идет процесс психического и духовного развития, куда подвязывается древо сефирот. Помните про АТ-поле, которое есть у людей и ангелов, и оно же связано с социальным барьером у Синдзи. И как он этот барьер преодолевал между ним и ангелом, и как он туда тыкал своим ножом (архетип сексуального желания). Тут ангел все еще реален, но взаимодействие уже чисто социальное. А происходит оно во многом внутри нас.
Вообще, ангел по Каббале - это как бы бесформенная энергия бога, явленная тут лично вам в виде интенсивного видения, меняющего вашу жизнь. Ангел ничего не объясняет и ничему не учит понятным образом в стиле учителя - нет, это нечто абсолютно НЕПОНЯТНОЕ, нечеловеческое, но влияющее на нас и меняющее нас.
На третьем уровне всё происходящее в аниме, вся эта борьба - вообще все происходит в голове. Люди это архетипы, ангелы это божественная информация, всякие там Seele, Gehirn, Nerv - это все глубинные части вас в прямом смысле или как коллективное бессознательное. Вся эта борьба - это борьба частей вас. От которой до "я" доходят лишь отголоски. Так что "вы" это нечто большее чем физическая и психическая личность. Вы одновременно вбираете и представляете и все человечество. Поэтому в "Death" вот это сливание - оно и личное и всего человечества одновременно. В общем, описывать можно бесконечно и я тут резко закруглюсь.
Вердикт: 10/10 - лучшее аниме в истории вместе с фильмами Миядзаки. Смотреть, пытаться понять и тянуться к лучшему. Бензопилу бросать.