<?Emotion-in-Text Markup Language:version=1.2:encoding=EMO-590378?>
<!DOCTYPE etml PUBLIC :-//WENC//DTD ETML 1.2 transitional//EN>
<etml:lang=jp>
<etml:lang=en>
I have a story to tell. The story of «Harmony/».
<theorem:number>
Рецензия для тех, кто уже посмотрел (не собираюсь расписывать везде поясняющий контекст) и чтобы закрыть некоторый гештальт непонимания. Кто сомневается в просмотре — в конце подытоживание без спойлеров.
Запомните, любое мнение на что-то — де-факто спойлер, а тем более детальный анализ. Мнение из тысячи слов сильно исказит именно что Ваш взгляд. Я рекомендую посмотреть это на незабитую этим текстом голову, как минимум потому, что это необычный представитель индустрии аниме.
</theorem>
Согласитесь, звучит интригующе. И падающей плашмя бандурой смешанные отзывы по фильму — ещё интригующей. Так о чём это я? Ах, да.Согласно опросу журнала SF Magazine All-Time Best, проведенному Хаякавой в 2014 году, роман “Harmony” был признан лучшим японским научно-фантастическим романом.
2010: Премия Филипа К. Дика “Особое упоминание” за роман “Гармония”.
Запомните, существуют только три гендера:
И это комменты на Орган Геноцида и Империя мёртвых. Где-то здесь, смотревшие “<harmony/>” улыбнулись, а шарящих за трилогию порвало. Над фильмами работали разные студии, а результат на уровне отзывов один и тот же. А потому, что связывает эти три работы единый автор — Кейкату Ито со своей книжной, а затем и анимационной трилогией, ставший видной фигурой японского сай-фая, выглянувшей на мировую сцену. На этом моменте знакомые с первоисточником-романом могут поделиться своей сравнительной характеристикой двух произведений, а любителей н/ф, читавших как минимум трилогию, так милости просим провести ликбез по личности, трилогии и феномену Кейкату. Удовлетворительно расписавших поставлю под плашку спойлера для общей картины, ну а мы переходим непосредственно к анализу.
Перед просмотром фильма или прочтением рецензии следует понимать, что адаптация получилась нестандартной для индустрии, под стать роману и, возможно, постарался второй режиссёр Майкл Ариас, этакий “мост западного и восточного мира”, но фильм получился по консистенции “кином западно-философского порядка” и может быть трудным для просмотра, пусть и оставляет след типичными аниме-образами.
История, уже по прологу, ведётся с точки зрения Таун Кириэ: и её закадровый голос, и всплывающие флешбеки. У кого-то сейчас могли возникнуть негативные коннотации в связи с упоминанием и первого, и второго, так что откинем эти предрассудки сразу.
Флешбэки
Мелкие мазки словами и картинкой, формируют детальное представление о самой идее, обществе, миропорядке. Но об этом подробнее в разделе «Атмосфера».
Для антиутопии киберпанка — это история диссидента, который уже не борется с системой, а пытается отстроиться от неё, забившись на край, но в тоже время боится потерять связь с этой системой. И мир ею созданный является для Туан душащим тисками доброты, что не вынесено на передний план, пожалуй, ни в одной утопии. Из старого для антиутопий есть всё характерное классическим произведениям (социальный кредит, концентрирование власти в руках технократов и/или интернациональных корпораций, сессии морали и здоровой этики всего 15 часов в месяц(!)), так и своё уникальное (гипертрофированная забота с оттенками вреда, проблема отсутствия отрицательного опыта в обществе). Основа антиутопии, заключающаяся в слежке и тотальном контроле не нова, но подаётся под соусом контроля не столь политического, сколько медицинского, с параллелями в духе «Око взяло в заложники то, что важнее чем деньги, оно связало наше тело», и (как же без этого) социального и личностного. Всяческие высокие размышления персонажей если не дополняют эти темы, то придают тот самый привкус философского произведения, просто упоминая некоторые научные труды и художественные произведения с указанием с авторов (звучит будто вам дают разжёванный текст, убивая магию отсылок в искусстве), что, по сути, не отсылки в привычном понимании, так что смысла разбирать не вижу. Если Вы любитель таких вот оммажей, то этот момент для Вас скорее в минус.
А здесь уже идёт замах на монолог великого инквизитора. Подобная идея, конечно, не находка для жанра антиутопии, а тем более для основы этой, но здесь выглядывает как-то отчётливо:
Так для примера, по-крупному, немного вычурный футуризм. Архитектура Японии:
1918x1080
Индия:
Северный Кавказ:
1918x10801918x1080
Транспорт и техника:
1915x10781917x10791918x10801918x10801918x10801915x1078
1919x1080
К слову на последнем скрине не такой уж и футуризм. Такие стеклянные заграждения практикуются в Южной Корее, чтоб не задерживали расписание поездов и не косплеили Анну Каренину. Вот уж где не ожидал увидеть адмедистрацию.
Портит атмосферу разве что ЗD некоторых сцен (суммарно около шести минут, из них пять — диалоги в ресторане), экономия средств в виде полторы минуты чёрного экрана с надписью «Voice only» и пару странных фраз персонажей, но я готов скинуть это на студии переозвучки.
Отдельно хочется сказать про статичные кадры. Они есть, но их здесь сводят к минимуму, пристраивая монологи или диалоги, так что ощущения заторможенности нет.
с необходимыми параллелями из романа
Плохо влияют на погружение образ Миах Михиэ её родословные корни. Из людей за весь хронометраж мы видим европеоидную, негроидную и монголоидную расу, индусов, мальчишку с Кавказа и этнос кочевников. Но Михиэ мы сразу идентифицируем как японку, пусть и смешанный брак, не видя ни намёка на корни, хотя с самого начала она преподносит себя как человека не от мира Японии, напоминая о своём прошлом.
Если минута про юного Вертера была только ради напоминания через 20 минут, что люди могут умирать из-за идеи, то я недоволен.
ТВ-канал на правах сценариста пускает послание террористов по кабельному. Можно было бы истрактовать это как захват студии с последующим резким отключением от вещания, но сценарист не удосужился этого сделать.
И самое главное! Нам не объясняют,
смерть человека в обществе, построенном на руинах болезнетворного мира прошлого, отгороженного, а после ставшего идеологией здоровья, лишается вложенных средств и терпит репутационные издержки для общества, завязанного на улучшении здоровья, главный актив получается — людские жизни
Туан Кириэ — первая из трёх подруг, и собственно, наш проводник по сему миру. Как было сказано ранее, её история — история диссидента, который уже не борется с системой, а пытается отстроиться от неё, пытаясь спрятаться на её крае, всё равно остаётся и боится потерять связь с ней. Звучит «по-блэровски», и она даже не отрицает вышеописанное, называя себя трусом. Если хочется сказать про развитие, путь личности, то подковёрно, но он прослеживается, выражаясь в сомнениях и достигает апогея при встрече с подругой в заключительной части.
Миах Михиэ — эдакий идейный шкафчик сценариста, и будь его воля, стала бы противником системы как Уинстон Смит из «1984», но эту ношу оставили Кириэ, а ей бы больше подошла роль Гельмгольца из «дивного мира», ну или того шкафчика на худой конец. Недопонявшие скажут квинтэссенция пубертатной претенциозности, а я заменю на инфантилизм с психотравмой. К концу кардинально меняет свои убеждения (или нет?), и именно это понравилось в раскрытии: казалось бы, скульптуру мифа Туан и рассказы её отца должны сформировать однозначное мнение, а по итогу всё переворачивают с ног на голову.
Киан — местная птичка низкого полёта. По сути, до переломного события — ощутимо менее внушаемая, чем подруга, но, как говорила голубоволосая, из-за страха. После неудачного группового роскомнадзора ничем не отличается от Туан, а именно двуличие и стыд, что очень занимательно, с отличием в загнанном в долгий ящик стыдом и окончательным переходом на сторону прогрессивного общества. Таким образом (и даже без этого анализа, просто смотря, это частично проговаривается) можно сказать, что это перевёрнутая Кириэ. Подходя к своему завершению, Киан вскрывает тайные нити своей души, которые вызывают уважение у подруги и, в другой плоскости, становятся отправной точкой расследования.
Илья Вашлов — двойной агент, выставляющий себя важной и необходимой персоной (и не с пустого места), влияет на сюжет пока вы не видите не хуже отца Туан. Выказывает второе амплуа не менее эффектно, а то и лучше, чем при первой встрече. Очень колоритный второстепенный персонаж.
Профессор Сайэки — основоположник «Ока», свидетель Maelstorm'а — апокалиптической катастрофы прошлого, для отца Туан — наставник по работе. Много хрона он не занимает и покажет себя со стороны извилистого старика, смотрящего с высоты своих лет достаточно высокомерно, умудряясь меж строчек выдавать своё отношение к разным вещам, и последней фразой ставя точку в своём месте в мире. К слову, в книжке их диалог не менее интересный, даже более.
Нуада Кириэ — отец, сумевший побыть им только пару мгновений. Бывший видный учёный на затворках, запертый с мечтой всей жизни. Из-за этого, собственно, и бросил семью. На протяжении всего общения с дочерью чувствуется некоторое напряжение, но лишь некоторое. Моменты с задеванием личного вынесены по краям совместного хронометража, а всё остальное время они говорят о мире и эксперименте, где общие узы улетучиваются, будто они лишь знакомые. Но ситуацию спасает сцена жертвенности отца, так что не особо налегаю на критику.
Остальные персонажи — функции, от которых не требуется проявление характера. Как можно было заметить: в своей общей массе 3D хорошо вплетён, не считая большей части экспозиций с лицом в кадре; музыка чувствует себя свободно — она может быть и задним, и выходить первым планом, а может просто поддерживать динамику, оставаясь где-то посредине. Раскадровка "склеивает" кадры, придавая темп действию. Бросается в глаза внимание к прорисовке мелочей. Кто-то мог заметить ещё одно клише, которое я специально не выделил. О нём поподробней
если у Вас возникло подозрительное ощущение, что сбитый БПЛА за ≈900м чуть ли не догоняет "гашетку в пол", то не спроста. Берём изначальные значения из отрезка видео, добавляем некоторые значения и получаем результат, при котором преодолеть, не то что почти догнать, у летательного аппарата не представляется возможным
1080x1918960x17041080x14261080x19191080x19181080x19181080x19181080x19181080x19181080x1918
1080x1918960x17041080x14261080x19191080x19181080x19181080x19181080x19181080x19181080x1918
1918x1080
1915x10781918x10801918x10801918x10801918x10801918x1080
Камера, двигающаяся пролётами по окружности не ноу-хау, но цепляет взгляд. Всю атмосферу от этого рушит корявое 3D и абсолютно статичное окружение. Вот если б персонаж сменил позу (речь о сцене в ресторане) или хотя бы окружение двигалось. В палатке Туан в экспозиции такой проблемы нет:
За стеклом научного центра за пару минут меняется то ли структура стекла, то ли небо сереет:
1920x1081
с анимационной адаптацией
По форме в произведении поменяли расстановку флешбэков и не более, «бутафория сцен» передана чуть ли не дословно. История Туан из книги продолжается всё тем же внутренним пересказом в одной плоскости и диалогом с собой — в другой. Из ощутимых для зрителя проблем может стать некоторая сухость текста, присутствующая кляксами в романе, перетёкшая оттуда. Почему "может" и "возможно"? Я допускаю, что кто-то своим субъективным взглядом усмотрит в больших дозах текста пустой пересказ, с чем у меня при первых двух просмотрах проблем не возникало.
Визуальная составляющая чем-то не выделяется, типичный для индустрии минимализм, но в его крайности не скатывается. Если брать в расчёт только 2D, то единственное, что мешает просмотру, это единичные казусы неестественных лицевых анимаций. 3D больше радует, чем нет, хотя оставит ощутимый след некоторой дешевизной. Превозносит ситуацию общая кинематографичность картины, выделяющая её на фоне других работ, состоящая из детальности, музыки, атмосферы.
Звукорежиссура — отдельная история. Пусть меня и смушают киберзвуки какого-нибудь глазного импланта, будто эхо стимпанка и промышленной революции "кряхтящих механизмов шестерёнок", но это мелочи по сравнению с отменной работой со звуком во всех направлениях: от мельчайших деталей до церковного хора в конце.
Если как-то и определять это произведение по десятибальной шкале, то я из своего мнения взял бы 8/10 (-1 за сценарные просчёты, -1 за местами выпирающее три дэ).
Важная информация для тех, кто таки решился на просмотр.
смерть человека в обществе, построенном на руинах болезнетворного мира ядерной войны, отгороженном этой идеологией, а после став полноценной доктриной, лишается вложенных средств и терпит репутационные издержки для общества, завязанного на улучшении здоровья, где главный актив получается — людские жизни
От вас могло ускользнуть то значение факта, что каждый из трёх фильмов — экранизация романа. Рискну заявить, что поголовное неприятие — проблема не столько пера Кейкату, сколько адаптаций студий, отражающих проблему экранизации, что, впрочем, этой работы из трилогии не касается, другие не смотрел. Но если произведение задело, и Вы хотите большего в плане нестандартных идей и уникальных красок рассказа, то однозначно, книга — Ваш вариант. Но иногда там всплывает сухой текст и ближе к концу рванное повествование и, как по мне, лишние символы "<", ">", мешающие прочтению, я предупредил.
@ggalien,Не читал, но структура и названия топиков просто кошмар. Как вообще вы додумались в "краски идеи", "структура идеи". Деление до ужаса сумбурное, дак еще и окно с кодом вначале.
Я ничего не могу сказать по содержанию, но исходя из формы, оно уже не внушает доверия.
@Kosh2302@Epolih окейПочинить бы это.
@Fred Lemuer@Lol4ik_Pon4ik, может это такая фишка я хз)@Lol4ik_Pon4ik,@ggalien@Fred Lemuer, Изучение кода на ходу?Типа пока читаешь заодно учишь код в уме, потом пересказ и смотришь, если что-то забыл - заново. И так каждый раз.
@Fred LemuerПомню один чел такую хвалебную рецензию на тайтл написал, что я даже его посмотрел.
dtf.ru/anime/679613-harmony-2015-goda
По рецензии - с оценкой согласен, а по факту тайтл лютая чернуха. Кстати режиссер у него американец.
@Lol4ik_Pon4ik, ну вроде того) в интернетах посидишь, еще и не такое увидишь )На протяжении всей рецензии непонятно отношение автора к произведению. Имея столько примеров и отличное оформление, в итоге получаем перечисление фактов без отклика до последней главы.
@ggalien@Epolih, Да хватит уже всех подряд критиковать@Fred Lemuer, да, фишка. Фильм открывается этими строками, преемствуя у романаМузыка значительного звукорежиссёра чувствует себя как рыба в воде, а тайтл не ограничивается музыкой заднего плана — вот что значит
Остальные претензии писаны вилами по воде
Я старался не лезть в свою оценку, чтоб не налегать своим мнением, просто перечисляя по блокам в нейтральном ключе, дополнительно разжёвывая часть сюжета. И в разделе "Сюжет с необходимыми параллелями из романа" я открыто критикую очевидно плохие сценарные ходы, а также, потом, и некоторые 3D.
Честно ожидал больше ответной реакции, ну да ладно
@felix5w41371x789
@ggalien@Lina Inverse, хз, я чернуху не писал, спроси у этого чувака180x280
@Lina Inverse@ggalien, то есть это вполне адекватная тема для 8/10 аниме?@ggalien@Lina Inverse, если Вам меньше восемнадцати, то не особо. А вообще я моралистов на завтрак ем@ggalien, Ну так люди к празднику готовятся, салатики делают