Сюжет
9
Великолепно
Персонажи
10
Эпик вин!
Рисовка
9
Великолепно
Итоговая оценка
10
Эпик вин!
Наверное, ни для кого не секрет, что эта часть "Странных приключений ЙоЙо" считается самой любимой и высоко оценённой. Предлагаю рассмотреть, почему эта идея так популярна, опровергнуть или подтвердить её суть. Ниже я не буду по пунктам сравнивать одно с другим, а в общей массе рассмотрю конкретно эту часть с точки зрения трансформации.
TRIGGER WARNING! Эта рецензия для тех, кто уже читал 7 часть, а не для тех, кто только хочет с ней ознакомиться. И да, очевидно, в этой рецензии будут спойлеры.

Есть мнение, что начать знакомство со вселенной можно с этой части, пропустив предыдущие. Формально СБР начинается в альтернативной временной линии (и нет, это не та самая новая линия, созданная Made in Heaven в конце 6 части) и не требует знания предыдущих событий. В ней новые персонажи, сеттинг XIX века, отдельный сюжет. Но именно здесь кроется тонкий обман: эта часть не создавалась в вакууме. Сам Араки высказал мнение, что "полностью хоронить прошлую работу, чтобы создать новую — плохая привычка для любого мангаки."
СБР — переосмысление тем, образов и философии всех предыдущих шести частей. Она не аннулирует прошлое JoJo, а наоборот, обогащает его ретроспективно, через аллюзии и контрасты. Начав с неё, читатель получает изолированную и относительно автономную историю, но теряет её глубинный слой: что в ней изменилось, что сохранилось и зачем.
Эмоциональный резонанс — это то, что делает великие сцены действительно великими. Когда фанаты видят, как "Дио" снова появляется — но в другой форме — это вызывает не просто интерес, а отклик, построенный на личной истории чтения. Когда Джонни страдает, читатель понимает, что перед ним не просто герой, а наследник целой философии борьбы, жертвы и мужества. Для новичка Джонни — очередной главный герой. Для фаната — символ всего, через что прошёл этот мир.
Если описывать всю часть "Сталь-Шар-Бег" одним словом, то для меня этим словом будет "зрелость". Пожалуй, ни одна часть до седьмой не была настолько взрослой, при этом оставаясь эмоционально вовлекающей. Это часть, в которой сёнен оболочка оборачивается сэйнен-содержанием. Она всё ещё яркая, абсурдная, фантастическая, но при этом горькая, взрослая и серьёзная по смыслу.
1. Зрелость авторского стиля
Нестареющий кровосос, также известный читателю как Араки Хирохико, на момент создания СБР уже прошёл через шесть частей ДжоДжо, пробовал разные жанры: от вампирского готик-хоррора до криминального триллера и психоделики. В этой части он качественно смещает акценты: от подростковой эстетики приходит к более глубокому, сдержанному и философскому стилю. Это часть, в которой внешнее безумие уступает место внутренней драме.
2. Зрелость тем
Жизнь и смерть, долг и совесть, путь и его цена — в центре внимания.
Простому героизму или кричащему пафосу здесь не место — есть тяжёлый выбор, потеря, цена свободы и вера вопреки всему. Я не утверждаю, что пафос из этой части вовсе ушёл, он трансформировался. Да, в СБР есть пафос. Но это не вспышка, а жар угля под пеплом. Это пафос человека, который делает шаг вперёд — не потому, что он силён, а потому, что он не может не идти.
3. Зрелость структуры
СБР построена по всем канонам серьёзного романа: с завязкой, темой, мотивами, кульминацией и трагическим финалом.
Это не просто «бои ради прогресса», а сюжет-путешествие, где каждый эпизод имеет эмоциональную и философскую функцию.
4. Зрелость персонажей
Джонни и Джайро — не архетипичные герои с одним вектором. Их характеры сложны и многослойны, они развиваются на протяжении сюжета. Их мотивация более зрелая: они стремятся не просто спасти мир или его частичку от злого зла, а разобраться в себе, сделать трудный выбор и найти искупление. Антагонисты не являются карикатурными злодеями; они представляют собой идеологических противников, что добавляет глубину и реализма в конфликт.
Ладно, давайте попробуем обсудить все самые важные факторы произведения. Сперва, правда, хотелось бы уточнить один момент: СБР настолько отличается от предыдущих частей, что её плюсы для некоторых фанатов превращаются в минусы. И это не просто вопрос вкуса — это вопрос восприятия изменения как такового.
Нет. Нежелание меняться — это не порок. Это естественная реакция на потерю чего-то знакомого и любимого, особенно если ты много лет следил за ДжоДжо как за мангой, которая создавала особое настроение, ритм, стиль. Изменение ≠ улучшение для всех. Для кого-то это — предательство ожиданий. Но в то же время, если история (и её автор) не меняется, она застаивается. Этот вариант многим подходит, иначе бы не существовало однотипных произведений о попаданцах. Но стоит различать: ты отвергаешь перемены потому, что они хуже, или потому что они другие? Нежелание принимать перемены — нормально. Игнорировать его — глупо. Осмыслить его — важно.
1. Главная тема СБР, по словам самого Араки, — это поиск своего пути. Это можно понимать двояко: с одной стороны — это настоящая гонка через всю Америку, роад-муви на лошадях; с другой — внутреннее путешествие героя. Здесь речь не о победах, силе или славе, а о том, чтобы найти цель внутри себя, принять свои решения, свои страдания.
2. Долг в этой истории сначала выглядит как навязанное извне обязательство — от государства, королевской власти или традиций. Это такой долг, когда просто выполняешь приказы, не задумываясь, не считаясь с чувствами и совестью. В СБР показано, как такой слепой долг часто сталкивается с личной моралью и справедливостью. Настоящий долг — это когда ты сам осознаёшь свою ответственность и выбираешь, что для тебя правильно, а не просто подчиняешься чужим правилам.
3. Ещё одна важная тема — цена справедливости. В стальных шариках справедливость — не что-то простое и понятное, это всегда тяжёлый выбор и довольно серьёзные потери. Это не борьба «хороших» против «плохих», а сложный баланс разных ценностей и интересов, где каждый поступок имеет свою цену.
4. И, наконец, то, что объединяет всё вместе — ответственность за свои решения. В Spin Ball Run взрослость героя не в том, чтобы не ошибаться, а в том, чтобы отвечать за свои поступки, даже если это приносит боль и потерю. Вот что делает их путь настоящим.
К раскрытию персонажей Араки в данной части подходит... Ну, к ним он хотя бы подходит, в отличие от предыдущих частей. Там персонажи, конечно, харизматичные и работающие на сюжет, но в основе своей не сильно раскрываются, и их можно описать одной фразой. Джорно — мальчик с мечтой, Дьяволо — карикатурный злодей с раздвоением личности, Джотаро — злой школьник размером с советский шкаф и т.д. Да, ДжоДжо славится не качеством проработки персонажей, но в этой части с этим нет никаких проблем. Я специально не расписывал, в каких моментах вышеупомянутые темы затронуты, потому что именно персонажи являются носителями идей Араки: через их внутренние конфликты, выборы и поступки раскрываются главные концепции истории.

До начала СБР Джонни Джостар — человек сломленный. Когда-то он был талантливым жокеем, подающим надежды, но после несчастного случая оказался в инвалидной коляске — и вместе с движением потерял последнюю уверенность в себе и смысл жизни. Он стал замкнутым, раздражительным и злым — на других и на самого себя. В нём много боли, зависти, упрямства — и очень мало надежды. В начале истории Джонни — не герой, а просто парень, который ничего не ждёт от мира, но всё ещё отчаянно цепляется за шанс вернуть себе способность ходить — думает, что это решит всё. Что ноги вернут ему и достоинство, и прежнюю жизнь. И помочь с этим, как ему кажется, способно вращение Джайро.
Семейные отношения Джонни Джостара — один из скрытых, но ключевых источников его внутренней травмы. Его отец, знаменитый жокей, был холодным и отчуждённым, видя в Джонни лишь бледную тень погибшего старшего сына — настоящей гордости семьи. После трагической смерти брата Джонни ощущал себя не просто нелюбимым, а как будто сам факт его существования — оскорбление памяти усопшего.
«Господь, ты забрал не того сына…»
Если в начале манги Джонни хотел вернуть себе способность ходить, то после достижения цели ничего особенного он не почувствовал. Все необходимые компоненты полноценного человека он приобрёл в течение всей гонки, и ноги этому никак не способствовали. В итоге, мы понимаем, что возврат способности к самостоятельному передвижению был не реальной мотивацией, а просто фасадом, ведь не само отсутствие ног сделало его неполноценным. Таким он стал ещё до инвалидности, завися от мнения окружающих, но именно после трагических событий он осознал, что как личность никому не нужен.
Почему Джонни Джостар – фигура трагическая?
С самого начала Джонни не наделён силой, уверенностью или праведным гневом. Он — потерянный, сломленный, забытый. Всё его путешествие — отчаянная попытка вернуть чувство собственного достоинства, веру в себя, смысл жизни. Да, он проходит колоссальный путь. Но этот путь никогда не приносит ему полноценного исцеления. Он стал человеком, который научился жить с болью, но так и не нашёл покоя. Его победа — без аплодисментов. Его путь — без награды. И в этом его трагедия.

До начала гонки Джайро кажется весёлым, немного нахальным и самоуверенным — человеком, который любит быть в центре внимания и не прочь похвастаться. Он шутит, любит своего плюшевого мишку, бросается дерзкими репликами и выглядит так, будто не может быть серьёзным. Но за этим фасадом скрывается большее. Он вырос в семье, где долг был важнее чувств — врачи-палачи (спасают и убивают — иронично), которые служат королю и исполняют приговоры без лишних вопросов. Джайро должен был стать таким же, но не смог смириться с тем, что система казнит даже невинных детей. Вместо открытого бунта он выбирает другой путь: поучаствовать в гонке и выиграть право на помилование для одного конкретного мальчика. Он не отказывается от своей семьи, он просто хочет сделать то, что считает правильным — и делает это по-своему.
Парадокс мотивации главного Джобро
Есть у Джайро 2 долга:
Профессиональный долг Джайро как палача — исполнять приговор по воле короля, не задавая вопросов.
Личностный долг — следовать собственной совести, быть человеком, способным отличать справедливость от жестокости.
В случае их разделения мы можем сказать: Джайро отвергает профессиональный долг ради личностного. Он выходит за пределы служебной роли, чтобы следовать моральному выбору. Формально — никакого парадокса: один долг противоречит другому, и он просто делает выбор в пользу одного из них.
Но в чём всё же остаётся парадокс: Джайро не полностью отвергает профессиональный долг. Он не отказывается от традиции полностью, не уходит из семьи, не бросает дело — он по-прежнему следует их принципам: уважение к методу, дисциплина, честь рода. Он не отрицает смысл того, чему его учили, но утверждает право интерпретировать этот смысл по-своему. Именно поэтому его выбор не прямой бунт, а попытка соединить несовместимое.
Поворотный момент развития Джайро — встреча с Ринго Родэгейн (фамилия говорящая, конечно). Тот обвиняет Джайро в том, что он бежит от перемен, действует из страха и прячется за правилами, а не делает по-настоящему трудный выбор. Он называет его конформистом — человеком, который делает вид, что бунтует, но на деле боится разрушить старое и принять ответственность за новое. Это оскорбляет Джайро, потому что частично Ринго прав. Он как бы лавирует между долгом и справедливостью, но не делает радикального выбора — всё ещё пытается совместить несовместимое. И когда Ринго называет это конформистом, он как будто вскрывает то, что Джайро сам боится признать: возможно, он не борец за справедливость, а просто человек, который хочет «и рыбку съесть, и честь семьи не потерять».
Ринго попадает в уязвимую точку: он бросает Джайро в лицо сомнение в его искренности, и это заставляет Джайро впервые по-настоящему задуматься — кем он является на самом деле: свободным человеком или заложником традиций. И именно после этой встречи Джайро начинает по-настоящему трансформироваться — от человека, который хочет «доказать своё», к человеку, который принял свою суть и готов действовать до конца.
По мере развития сюжета, особенно ближе к финалу, становится ясно: Джайро уже не пытается угодить отцу, сохранить статус или вернуться в систему. Он осознаёт, что его долг — не перед фамилией, не перед королём, а перед тем, что сам считает правильным. Он должен быть не “Цеппели” в привычном понимании, а собой. В финальной арке Джайро вступает в бой с Валентайном не из-за королевского поручения, не ради славы, и даже не ради гонки. Он делает это ради Джонни. Ради выбора, который уже не связан с семьёй, системой или обязанностью, а с его личной моралью. Он умирает, зная, что поступает правильно — не потому что «так учили», а потому что сам это выбрал. И этот момент — высшая точка его принятия себя.
Рассмотрим, почему для многих герои именно этой части стали примером настоящей мужской дружбы (никакого гейства). Если сравнивать с предыдущими частями, то самый близкий пример — это отношения Джозефа и Цезаря, но там всё-таки основа — это соперничество, а тут – наставничество. В Phantom Blood воспринимать отношения между Джонатаном и Цеппели как дружбу слишком сентиментально. В остальных частях боевых товарищей сразу несколько, поэтому с дуэтом им тяжело соперничать.
Когда Джонни и Джайро впервые встречаются, между ними нет ни доверия, ни сильной симпатии. Джонни вообще не ищет друга — он ищет способ снова ходить, и видит в Джайро не человека, а шанс. А тот просто хочет спокойно доехать до финиша и исполнить желаемое. Они рядом, но не вместе. Это не дружба с первого взгляда — это скорее терпимость, возникшая по дороге.
Но чем дальше, тем сильнее становится их связь. Не потому что они моментально подружились, а потому что испытания, выпадающие на их долю, медленно ломают стену между ними. Они начинают доверять друг другу. Делать выбор не только в пользу себя, но и ради другого. Джайро учит Джонни смотреть вперёд, не прятаться за болью и обидами. Он становится ему старшим братом, который поддерживает и не предаёт. А Джонни показывает Джайро, что быть честным с собой — не слабость. Он помогает ему не просто идти вперёд, а понимать, зачем и ради чего он это делает.
Самые значимые арки: "Мир настоящих мужчин" для Джайро и "Земля обетованная" для Джонни. Именно в них они ставят на кон то, что им дорого ради друга. Вы можете абсолютно справедливо возразить, что для них финальная битва намного значительнее в плане развития, но про неё у меня будет отдельный пунктик.

Существует популярное мнение, которое имеет право на жизнь, что наш любимый президент искренне верит в благополучие Америки под его предводительством. Я приведу примеры, показывающие, что не всё так радужно, как хотелось бы.
1. Патриотизм как идеологическая оправдательная риторика
Валентайн постоянно повторяет что делает всё ради Америки, убеждён, что без трупа нация падёт. Это создаёт образ вождя, готового пожертвовать жизнью ради высшей цели. Но за этим часто скрываются фразы и поступки, где он явно наслаждается возможностью манипулировать судьбами людей, перекраивать реальность, и устанавливать собственные «правила игры».
2. Поведение в критические моменты
Когда речь идёт об обмене жизней на части трупа, Валентайн не колеблется: невинные граждане для него лишь расходный материал. Это не патриотизм ради народа (ему безразличны конкретные судьбы), а стремление к силе, которая позволит ему диктовать свою волю всему миру.
3. Монологи и самоощущение
Внутренние размышления Валентайна часто скользят от заботы о нации к убеждению, что лишь он один способен правильно распорядиться силой святого трупа. Он считает себя «избранным», что характерно для тиранических лидеров, а не истинных патриотов, которые ценят прежде всего народ и институты.
4. Контраст с другими героями
В отличие от Джайро и Джонни, чьи идеалы проверяются на личном уровне, Валентайн не идёт на личную жертву ради каждого гражданина. Он готов рисковать «мелкими пешками», чтобы получить власть. Это ещё больше подчёркивает: его национализм — ширма для властолюбия.
Лично для меня этого достаточно, чтобы подловить его на популизме, и благополучие Америки является лишь фасадом, которым он прикрывает свою истинную мотивацию иметь абсолютную власть за счёт святого трупа.
Возможно, что все его слова искренни, и он действительно считает, что без него Америка падёт на дно, и без трупа тут ну совсем никак не справиться. Рассмотрим и такой сценарий. Если это так, то он — патриот не в поверхностном смысле, а глубоко, даже религиозно. Для него государство — не просто место, где он живёт, а священная конструкция, которая должна быть сохранена любой ценой. Он не верит в компромиссы, не верит в половинчатые меры (вспомнить хотя бы легендарный монолог с салфетками). Он считает, что мир несовершенен, и его можно исправить только радикальными средствами. У него есть план и его план — это он. Но в его словах не хватает последовательности, впрочем, как и любому человеку, что делает его образ очень живым. Далее я буду всё-таки представлять идею, что Валентайн – популист.

Лично для меня наименее интересный персонаж, так как имеет очень много общего со своим прототипом из первых частей. Давайте пробежимся по сходствам и различиям между ними.
В чём они похожи:
1. Амбиции и индивидуализм
И старый, и новый Дио — люди, которые ненавидят ограничения, будь то бедность, общество, власть или судьба. Они оба хотят подняться выше остальных и считают, что могут быть больше, чем "просто человек".
2. Презрение к слабости
Оба Дио презирают тех, кто сдается, кто подчиняется. У них схожее дарвинистское мышление: сильный побеждает, слабый умирает.
3. Безжалостность
Диего, несмотря на отсутствие вампиризма, демонстрирует жестокость и манипулятивность — вспомним, как он использует людей, как он мстит, как готов убить без угрызений совести (Особенно жаль, что Векапипо стал жертвой этих манипуляций). Это — знакомое нам лицо Дио.
4. Нарциссизм
И тот, и другой Дио буквально влюблены в самих себя. Их уверенность — не просто самоуверенность, а маниакальное ощущение уникальности.
В чём они отличаются:
1. Мотивы более личные
Классический Дио хочет власти над всем миром, он одержим бессмертием, он буквально становится чудовищем-идеей.
Диего — более локальный антагонист. Его желания касаются выигрыша в гонке, мести, утверждения себя в рамках реального мира. Он тоже хочет власти, но его амбиции не такие великие.
2. У него нет роли "анти-Христа"
Дио — почти дьявольская фигура, он антипод Джонатана, рушитель морали и мира. Диего — ОДИН ИЗ соперников, даже если и опасный. Он не воплощает глобальное зло.
3. Он более человек, чем символ
Диего более человечный, он не представляет собой грандиозное зло. Его прошлому больше сопереживаешь. Дио сам по себе тоже имеет тяжёлое прошлое, но его поступки настолько жестоки и бесчеловечны, что ему тяжело сочувствовать. Он харизматичный злодей, а не соперник.
4. Появление альтернативной версии не даёт ему полноценной арки
Альтернативный Дио с The World появляется как фансервис и экшн-финал, он не развивается, а сразу выполняет функцию "последнего босса". Это тень оригинального Дио, но не его характер.
Если проще, то Диего менее глобальный и более человечный. Сам по себе является не злодеем, а соперником, хоть и с отличительными чертами оригинала. Джонатан и Джонни — буквально разные персонажи, поставить между ними знак "=" ну никак не получается. Диего же просто является более человечной версией Дио, что является небольшим переосмыслением персонажа.

В начале СБР Люси — всего лишь 14-летняя девушка, жена богатого организатора гонки, Стивена Стила. Их брак — не романтика, а скорее сделка: Стивен, старше её на 30 лет, фактически принял Люси под опеку. Она добрая, тихая, наблюдательная — и выглядит так, будто никогда не станет участницей эпической истории. Но всё меняется, когда она замечает неладное: президент Фанни Валентайн явно что-то замышляет, и её муж втянут в это.
Путь Люси — от периферии к центру сюжета:
Наблюдательница → Она сначала лишь наблюдает и пытается разобраться.
Шпионка → Передаёт сведения Джонни и Джайро.
Жертва → После захвата Валентайн превращает её в сосуд для святого трупа. Она переносит телесную мутацию, унижение, смертельный риск.
Ключевая фигура → В финале именно она становится центром конфликта. Её тело буквально — поле битвы за власть.
На самом деле, Люси всё было бы безразлично. Страна, главные герои, труп святой. Всё это она делает ради Стивена, который вызволил её из рук мафии. Она безмерно уважает его и всё, что он делает. А когда узнаёт, что Стивеном лишь воспользовался Валентин и "уберёт" его позже из-за ненадобности, то решает взять всё в свои руки. Она даже согласилась на такой рискованный шаг, как похищение сердца трупа у президента. И я уж молчу, что четырнадцатилетняя девочка из чувства долга перед героями отрезает голову у трупа Диего в самом конце. Она является примером реального мужества и сильного женского персонажа, а не современные персонажи феминистической повесточки (по типу Капитан Марвел).
В СБР немало персонажей второго плана — от случайных соперников до агентов Валентайна и временных союзников. Не все из них раскрыты одинаково глубоко: часть служит больше сюжетной функции, часть остаётся на экране всего пару глав. Но при этом у многих всё же есть своя мотивация, отличительная черта или интересный момент, который позволяет их запомнить. Араки старается делать даже краткие появления содержательными, пусть и не всегда это удаётся в полной мере.

Начнём, пожалуй, со второго по значимости женского персонажа части. Хот Панц работает на Ватикан, притворяясь участником гонки мужского пола. На деле её мотивация – это сбор мощей. Она чувствует гнетущую вину за смерть своего младшего брата, которого сама и погубила ради собственного выживания. О её миссии и связи с Ватиканом мало что известно. Понятно только то, что им нужен труп, впрочем, как и Хот Панц. Она считает, что собранные мощи помогут ей отпустить грех.
Она, в частности, оказывает несколько услуг Джонни, поскольку эти двое, похоже, развивают негласные отношения взаимного уважения, несмотря на их противоречивые цели: Джонни сохранил её настоящую личность и миссию в секрете от Джайро, в то время как Хот Панц позволила Джонни сохранить свой стенд, оставив один позвонок хребта, отняв у него остальное, и посоветовала ему бежать и оставить её и Джайро умирать в их битве против Civil War. Возможно, Джонни даже испытывает к ней симпатию не только как к человеку, но и как к девушке (но это мои догадки, просто решил хоть где-то их озвучить).
Да, Хот Панц не особо внесла вклад в победу над Валентайном, но влиять на сюжет можно не только таким образом.
1. Способность Хот Панц способна генерировать плоть, то есть является возможностью для хила главных героев в крайних случаях. Естественно, при условии, что у них будет Cream Starter.
2. Хот Панц — не просто третья сила между главными героями и президентом Валентайном. Она играет роль баланса, вмешиваясь в конфликты, но не всегда очевидным образом. Её присутствие создаёт напряжение и непредсказуемость: она может помочь, может предать, может следовать своей цели. Это делает развитие событий менее прямолинейным.
3. Хот Панц не входит в основную команду героев, но её взаимодействие с Джайро и Джонни помогает раскрыть их характеры.
4. Она помогает Люси в миссии по изъятию мощей у Валентайна: обеспечивает её маскировку, сражается с охранником, отводит подозрения от девушки.
Она на протяжении всей гонки была очень важна для сюжета, поэтому большинство людей недовольны тем, как мало времени ей было уделено в принципе. В отличие от Джайро, у неё нет конфликта профессионального и личностного долга. От начала и до конца она следует своему заданию. Это, конечно, не делает из неё бесчувственного робота, просто её желание искупить грех совпадает с миссией.
Сам Араки сказал, что труп символизирует душевную чистоту. Именно за ней и гонится Хот Панц, поэтому в финале она была обязана противостоять Валентину, который к этому времени получил все части трупа. В неравной борьбе, даже с помощником в виде Диего, она была убита новоиспечённой способностью Love Train.

Векапипо (в русском дубляже Векапипов) — изгнанный неаполитанец и практикующий spin. После службы в качестве королевского охранника Неаполитанского королевства он поступил на службу к Фанни Валентайну, позже работая против него, чтобы защитить Люси и Стивена Стила. Обладает уникальной способностью – левосторонняя атаксия.
В манге не указывалось, знал ли Векапипо изначально, что ему придётся противодействовать члену семьи Цеппели, или нет. Если знал, то его мотивацией изначально могла быть месть за изгнание, ведь именно отец Джайро был инициатором такого решения. После своего поражения он согласился временно помочь Джайро и Джонни после того, как они раскрыли, что Цеппели заботились о его сестре.
Также как и Хот Панц, не внёс вклада в победу над Валентайном, а умер до финальной битвы из-за бесчестных действий Диего. Но он тоже был в центре сюжета довольно продолжительное время.
1. Он также помогал раскрыть главных героев, в особенности Джайро и его семейные традиции.
2. Защищает Люси и Стивена Стилов от Мадженты.
3. «Помогает» Диего в битве с Валентайном.

Работая ковбоем и охотником за головами, Маунтин Тим объявляется ведущим участником Steel Ball Run. На первых этапах гонки Тим становится одним из союзников Джонни и Джайро. Он также является пользователем Стенда и может перемещаться по своему лассо с помощью своей способности Oh! Lonesome Me.
1. Маунтен Тим знакомит героев с понятием «стенд» и ладонью дьявола. Его действия приближают тот момент, когда гонка перестаёт быть просто соревнованием и становится глобальным конфликтом за судьбу святого трупа. Он является проводником к более раскрытому лору мира 7 части.
2. Тим — один из первых персонажей, который взаимодействует и с главными героями, и с Люси Стил. Через него начинается раскрытие роли Люси в сюжете, ведь он помогает ей, защищает и вскоре погибает, пытаясь спасти её и помешать планам правительства.
3. Маунтен Тим погибает в сцене, где Люси пытается выкрасть части святого трупа. Его смерть — одна из первых по-настоящему тяжёлых потерь среди "положительных" персонажей. Это сигнал читателю: «Ставки поднялись».

Сэндмен родом из общины в пустыне Аризоны. Несмотря на остракизм, он надеется, что победа в гонке Steel Ball Run принесет ему деньги на выкуп земли его предков, и становится одним из самых яростных участников гонки благодаря своей технике бега. В конце концов, он встает на сторону Фанни Валентайна и сражается с Джонни и Джайро около реки Миссисипи, чтобы забрать их части трупа.
Единственный из второстепенных персонажей, мною рассматриваемых, который стал врагом по мере движения сюжета, а не союзником. Сэндмэн появляется самым первым персонажем всей части, с него буквально начинается манга. Он — непохожий на других участник гонки, бегущий босиком через пустыню, и в этой аллегории уже заложено многое: он идёт своим путём, несмотря на осуждение и изоляцию.
При всём вышеперечисленном кажется, что кого-кого, а Сэндмэна Араки пропишет хорошо. Не просто так ведь он его в самое начало манги впихнул, верно? Верно ведь? А вот и нет. Этот персонаж – олицетворение упущенной возможности. Разберу, почему схватка с Сэндмэном была просто-напросто бесполезной с точки зрения сюжета.
1. До него уже было много людей, завербованных Валентайном. Да, для читателя могло стать неожиданностью, что именно Сэндмэн встанет на сторону президента, но даже то, как и при каких условиях это произошло, Араки не расписал.
2. Это не первый насыщенный бой.
До него была и смерть Маунтен Тима, и битва с Ринго, одна из самых насыщенных идейно, и столкновение с Фердинандом. В этом контексте бой с Сэндмэном выглядит не как эскалация конфликта, а как ещё один бой в ряду других, даже не самый выразительный.
3. Именно тут кроется основная проблема. Несмотря на драматичное начало и интересную предпосылку — изгнанник, борющийся за свой народ, — Сэндмэн резко исчезает из сюжета, затем неожиданно возвращается как антагонист без достаточного объяснения. Его мотивы озвучены вскользь, трансформация в «предателя» почти не показана, а смерть наступает быстро.
Ах да, во время этой арки было рассказано прошлое Джонни, и его стенд прокачался. То есть это единственное, из-за чего нужна была эта битва. И это никак не раскрывает Сэндмэна. Не только мне он кажется недоработанным, это одно из самых частых замечаний в обсуждениях Steel Ball Run — и, пожалуй, одно из немногих мест, где Араки действительно поспешил. И претензий было бы меньше, если бы автор в самом начале не делал ставку на персонажа, и эта битва была бы в первой трети манги, где антагонисты все не блещут проработкой. Короче говоря, Араки сам вырыл себе яму. Остальные персонажи мне не кажутся такими значительными, чтобы их разбирать, поэтому на сим закончим.
И хоть я закончил на не самой приятной ноте, но всё-таки хотелось бы пояснить своё мнение, ради чего Араки пожертвовал проработкой некоторых второстепенных персонажей.
1. В СБР акцент смещается с событийного экшена на идею и внутренний конфликт. Это часть, где важнее всего путь главных героев — Джонни и Джайро. Все вокруг — фон для их развития: как визуальный, так и идейный.
2. СБР — это гонка, роад-муви, где каждая дистанция требует нового конфликта. В таком формате тяжело уделить каждому глубокую предысторию или развитие. Это структурное ограничение — герои мчатся вперёд, и сюжет не позволяет долго задерживаться на побочных фигурах. В этом плане раскрыть антагонистов проще через конфликт, а вот для второстепенных протагонистов всё гораздо тяжелее и дольше.
После детального погружения в мир ключевых персонажей и их мотивации естественным образом возникает вопрос: как всё это воплощается в самом сюжете? Теперь, когда мы понимаем, чем движимы Джонни, Джайро, Люси и Валентайн, давайте посмотрим, какие испытания и поворотные события их ожидают на трассе Steel Ball Run.
Описывать каждую сюжетную арку так, будто вы никогда не читали СБР я не собираюсь. Даже больше скажу — первую треть даже скучно описывать (ключевое слово тут описывать, а не читать). В это время Джонни и Джайро только начинают свой путь, ещё не до конца понимают, ради чего участвуют в гонке. Их враги в это время чаще представляют собой физические угрозы — головорезы, подосланные убийцы, «злодеи недели», задача которых — проверить выживаемость и сплочённость героев. Но по мере того, как герои формируют внутренние ценности, и испытания становятся более осмысленными. Дальше, если не все, то абсолютное большинство противников становятся идеологическими. Они ставят под угрозу не только жизнь героев, но и их систему взглядов. Заставляют бороться не только с ними, но и с собственным прошлым, со своими тараканами и сомнениями. СБР всё больше структурируется как литературное произведение, а не просто манга с махачами. В хорошей драме после первого акта наступает вторая часть, где конфликт не внешний, а внутренний. Враги отражают страхи, сомнения и пути, от которых герои должны отказаться — чтобы стать теми, кем им суждено быть.


Но всё-таки гонка есть гонка, и Джайро всё ещё хочет её выиграть. По мере чтения у меня возникали вопросы довольно масштабные, которые, может быть, играют не самую важную роль, но если косяк есть, то это косяк и не надо его оправдывать, у меня нет намерений тут ужом извиваться.
Почему Джонни и Джайро, несмотря на постоянные схватки с врагами и отвлечения, продолжают идти в лидерах Steel Ball Run, наравне с участниками, которых не пытаются убить?
1. Они не отвлекаются дольше, чем нужно
Сражения с врагами у них зачастую происходят на ходу, параллельно с движением. Они не сходят с дистанции, не отдыхают "вне трассы" надолго. Многие бои происходят ночью или между этапами, так что герои быстро возвращаются к движению. Они ценят каждый час и не дают себе расслабляться.
2. Они не одиноки
Хотя Джонни и Джайро часто сталкиваются с опасностями, у них есть преимущество: они вдвоём. Это значит — два взгляда, два источника сил, две стратегии. В отличие от одиночек, которые могут потеряться или сойти, они друг друга поддерживают и вытаскивают из сложных ситуаций.
3. Наверное, самое важный фактор и самый очевидный — у 7 части всё ещё есть сёнен-обёртка
Ситуации, когда герои, потеряв много времени и сил, всё равно оказываются в числе лидеров — не столько логичны, сколько драматично-знаковые.
Именно такие условности часто встречаются в сёненах: реализм отходит на второй план, если нужен эмоциональный катарсис.
Да, конечно, можно пытаться оправдать 7 часть тем, что Джайро и Джонни — просто самые опытные и лучшие всадники, или самые сильные стратеги, но это всё-таки базовые попытки оправдать любую несуразицу. Мы не уверены, насколько остальные участники хороши. Может быть, наши герои действительно самые-самые, а может и нет. Да, это можно считать минусом — особенно если ты ждёшь от СБР полной драматургической честности и сэйнен-реализма. Но — это осознанная цена, которую Араки платит за драматизм, стиль и верность своей эстетике. Он не пытается сделать полностью реалистичное произведение.
Поэтому сюжетные условности — это, скорее, часть языка этой части, чем ошибка.
Но насколько ты готов их принять — уже вопрос твоих ожиданий от жанра. И это будет уже твой выбор и твоё право.
Почему в какой-то момент для героев гонка отходит на второй план, если Джайро пришёл именно за победой и без неё того самого мальчика не амнистируют?
Отчасти этот вопрос мы затрагивали при раскрытии Джайро, но давайте по порядку.
1. Изначально: внешняя цель — победить, чтобы спасти
В начале Джайро движет конкретная практическая цель: «Если я выиграю, то добьюсь амнистии для приговорённого ребёнка». Это позволяет ему сохранить лицо перед отцом, не предав традицию напрямую, но при этом действовать по совести.
2. Ключевой момент — разговор с Ринго Родэгейном
Ринго называет Джайро конформистом, человеком, который "выбирает комфорт традиции под видом бунта", пытается поступить правильно, не разрушив ничего вокруг себя.
И вот тут его мотивация начинает меняться: «Может, я не просто хочу победить. Может, я хочу стать тем, кто имеет право поступать по-своему».
3. В какой-то момент гонка перестаёт быть целью — она становится ареной для выбора
Победа в гонке — уже не конечная точка, а среда, в которой он взрослеет, принимает решения, теряет иллюзии и становится собой. С каждым новым конфликтом Джайро всё меньше озвучивает цель "победы". Он всё чаще: защищает Джонни, делает выбор в пользу друга, идёт в бой, даже когда он уводит его от победы.
Так перестаёт ли Джайро интересовать судьба самого мальчика?
Всё это не заменяет миссию, а делает её частью более широкой трансформации личности. Мальчик, конечно, остаётся важным. Это первый моральный импульс, который толкает Джайро на путь. Но к финалу он не забывает его — он просто перерастает цель, становится человеком, который может выбирать правильно всегда, не только в одном случае. Это и есть настоящее взросление.
И следующий вопрос, который связан с предыдущей темой:
Не обесценивает ли конечная амнистия мальчика в результате революции все старания Джайро?
На первый взгляд может показаться, что всё, что он сделал, было "зря", ведь мальчика в итоге освобождают не благодаря победе Джайро, а из-за политического переворота в Неаполе. Но всё сложнее. И вот почему этот поворот не обесценивает, а скорее подчеркивает трагизм и силу его выбора:
1. Суть поступка важнее его результата
Джайро участвует в гонке не потому, что это самый рациональный способ достичь цели. Он делает это потому, что иначе не может — он не может казнить ребёнка, и он не может отказаться от собственного кода чести. Это не холодный расчёт, это акт совести, борьба за право жить в мире, где он сам себе не противен.
2. Смена режима не отменяет смысл жертвы
Да, политическая реальность изменилась — но это не было гарантировано, и никто не знал, что она изменится. Если бы Джайро ничего не сделал, не боролся, не страдал, не умер бы в конце — мы, как читатели, не могли бы сказать, что мальчика в итоге всё равно спасли.
Это как у жертв политических репрессий: если система пала позже, это не значит, что их сопротивление было бессмысленным.
Наконец, самые важные факторы
3. Это подчёркивает горький реализм и зрелость СБР
Тот факт, что мир в конце всё равно изменяется не благодаря героям, а "сам собой", — это часть взросления. Это антигероическая логика: мир может быть глух к твоим жертвам, но они всё равно важны, потому что они изменили тебя. Только в инфантильных историях мир вертится вокруг главных героев, а без них и вообще не существует, но не в этом случае. Да, и такое бывает.
4. Это придаёт финалу больше трагизма, а не пустоты
Факт, что его цель достигается без него, не делает путь Джайро бессмысленным — наоборот: он отдал всё, чтобы изменить судьбу одного человека. И даже если мир подарил свободу позже и "дешевле", он это сделал не из милости, а потому что Джайро и ему подобные не смирялись. Мы чувствуем несправедливость, и в этом — эмоциональная сила финала.
Есть ещё один момент, который я объяснил для себя, но уверен, что у большого количества людей этот вопрос также может возникнуть и они не смогут дать на него ответ. Это лично моя интерпретация, почему в арке Sugar Mountain обмен "уши и правая рука святого трупа на бутылку вина" сработал, хоть и является, на первый взгляд, несбалансированным.
В «Sugar Mountain» Древо проклятий живёт по своему «закону обмена». При этом мера «ценности» у Древа совсем не рыночная (не в долларах и литрах вина), а ритуальная и символическая:
1. Вино — просто человеческий бонус.
Бутылка вина важна для живых участников сделки: она формализует договор, но для Древа единственный «актив» — части трупа. Вино здесь как печать соглашения, а не как часть «баланса» в понимании Древа.
2. Воля и намерение важнее количества.
Древо чувствует не граммы «товара», а искренность желания «расплатиться». Когда убийца видит, что Джонни отдаёт не просто уши и одну руку, а сам готов жертвовать всем ради спасения — это чистое намерение, и Древо признаёт сделку.
3. Всё-таки для Джонни ценностью была свобода Джайро от оков дерева, и если бы он не "потратил" уши и руку, то Джайро бы стал частью растения надолго, поэтому баланс соблюдается. Джайро свободен, что для одной стороны договора очень важно. А у убийцы есть значимая часть того, за чем он ехал, что также важно для договора. Для дерева всё очевидно.
Признаться честно, все эти вопросы я увидел в последнем отрицательном отзыве от Пса Кошачьего. И хоть на большинство из них можно ответить для себя почти сразу и забыть, но они хотя бы достойны внимания. Самые стыдные претензии я разберу в самом конце, чтобы не превращать рецензию в клоунаду. Поэтому давайте перейдём к конечной точке обсуждения сюжета.
Финальная битва против Фанни Валентайна влияет на структуру и смысл СЮЖЕТА Steel Ball Run по нескольким ключевым направлениям — независимо от личных трансформаций героев:
1. Она завершает конфликт целей
Сюжет СБР разворачивается как столкновение: индивидуального морального выбора (Джонни, Джайро) и государственной идеологии «величия любой ценой» (Валентайн).
Финальная битва — это точка, где эти два вектора не просто пересекаются, а вступают в лобовой конфликт. Именно здесь окончательно выясняется, чья правда станет основой нового мира. Путь героев вступает в прямую схватку с философией Валентайна, где интерес страны оправдывает всё. Без этой кульминации вся история святого трупа осталась бы фоном, а не сюжетным двигателем.
2. Она смещает жанр от "приключения" к "эпосу"
В начале СБР — это роад-муви, спортивная гонка с элементами комедии и приключения. К финальной арке формат меняется:
- ставки глобализируются,
- появляется альтернативное измерение,
- открыто говорится о переформатировании судьбы страны.
Это придаёт всей истории эпический масштаб. Без этой битвы Steel Ball Run осталась бы просто вариацией "странствия героев", но финал превращает её в историю об устройстве мира, а не только о личном спасении или росте.
3. Закрывает сюжет Святого Трупа
Битва с Валентайном — финальный акт гонки за реликвией.
Сбор частей, передача, контроль — всё сходится в едином ритуале D4C – Love Train, который как раз и требует полной комплектации трупа. Эта битва даёт сюжетную точку в арке: что на самом деле значит обладать трупом, и какая цена у власти, которую он даёт. Если бы не было битвы, оставался бы незакрытый главный магический макгаффин всей истории.
Финальная битва против Валентина — это кульминация не только сюжетной интриги, но и персонального пути главных героев, особенно Джонни. Она не просто завершает конфликт — она трансформирует героев, ломая и закаляя их окончательно. Вот как она влияет на ключевых персонажей:
1. Джайро Цеппели: смысл жертвы
Хотя Джайро умирает до победы над Валентайном, именно его смерть становится катализатором для развития Джонни.
- В этой битве его идеи живут в поступках Джонни.
- Его смерть — высшая форма отказа от компромисса: он сражается не за награду, не за гонку, а за то, что считает правильным.
2. Джонни Джостар: от зависимости к зрелости
До финального акта Джонни, хоть и прошёл долгий путь, всё ещё не до конца избавился от своих страхов и иллюзий:
- всё ещё опирается на Джайро,
- всё ещё цепляется за идею, что внешний успех (в том числе и ноги) даст ему внутреннее спасение.
Но битва с Валентайном заставляет его действовать в одиночку, впервые по-настоящему.
- Джайро мёртв, и теперь никто не скажет, что правильно.
- Фанни предлагает лёгкий выход, но Джонни отказывается, рискуя всем.
3. Президент Валентайн: разоблачение патриотической маски
Финальная битва — это не только падение Валентайна, но и разоблачение его философии. В течение всей истории он говорит, что действует ради страны. Но в битве видно: он готов убивать, предавать, врать — лишь бы сохранить власть. Его идея благополучия Америки оказывается не исключительным патриотизмом, а эгоистичной рационализацией жажды контроля.
Джонни ставит под сомнение саму суть его правоты, и побеждает — не силой, а отказом от сделки. Это делает финал не победой тела над телом, а идеи над идеей.
Смерть Джайро — это не просто поворот сюжета. Это удар, который раскалывает сердце Steel Ball Run — и Джонни, и читателя.
Даже если вы, как и я, прошли весь путь франшизы ДжоДжо и помните, что в каждой части важная часть команды героев умирала, то всегда внутри есть небольшая надежда, что уж в этой части всё как-нибудь обойдётся или умрёт кто-то незначимый. Но нет.
Мы привыкаем думать, что с Джайро ничего не случится. Он весёлый, он сильный, он как будто знает, что делает. Он ведёт Джонни, он всегда рядом. Даже когда шутит или злится — кажется, что он неуязвим. Араки кормит нас этим ощущением почти всю историю. И потому, когда Джайро умирает — это как будто внезапно ломается опора, на которую ты полагался всё это время. И самое печальное — это не великая, героическая смерть, а смерть в грязи. Смерть, в которой он не побеждает, а отдаёт себя, не зная, будет ли это хоть что-то значить. Он сражается до конца, выкладывается, делает всё, что может — и всё равно падает. А потом начинается сделка…






Сколько бы раз я не читал СБР, каждый раз был в культурном шоке от того, какой же чёрт этот ваш Валентин. Хватается за последнюю соломинку после всего, что он сделал. А какой же актёр... оскароносный. Хотя как я в его разборе писал: возможно, что всё это он говорил искренне и тогда Джонни предстоит реальная сделка с совестью. И тут Валя начинает шмалять. Был крысой и остался крысой. Какой же катарсис после его смерти я ощутил, но Джонни легче не становится. Сделка сорвана, последняя надежда вернуть друга исчезла. Даже способность ходить радости не прибавила. Счастливый конец тут только у Стилов, хотя и они прошли через некоторое дерьмо.

Конечно, после всего этого появляется альт-Диего с The World, но это появление я рассматриваю в основном как фансервис, без которого можно было обойтись, но сцена с Люси и отрубленной головой — это что-то с чем-то.
Место хамона заняло вращение и его модификации, но стенды никуда не делись. С каждой новой частью Араки мудрит всё больше. Стенды изначально представляли собой человекоподобных созданий, которые, в основном, махаются в ближнем бою, и чьи способности не провоцируют вопросы. Но топтаться на месте — не вариант, Араки подключает воображение, и с каждой новой частью способности становятся всё более мудрёными. В данной части большая часть стендов даже не имеют человекоподобного вида, а если он и был, то визуально они появляются на паре фреймах и всё. Чем дальше от 3 части, тем меньше ближних боёв стендов (здесь ближний бой был только в битве Task act 4 vs D4C - Love train и нигде больше). Ниже я приведу плюсы и минусы такого подхода.
Почему усложнение способностей — это плюс:
1. Интеллектуальный вызов для читателя
– Каждая битва превращается в головоломку: не просто "у кого больше силы", а кто лучше понимает свою способность и применяет её нестандартно.
– Это делает бои менее предсказуемыми и позволяет избежать клише «побеждает сильнейший». Самый популярный пример – это Окуясу и его The Hand, который вследствие невеликого ума пользователя, не раскрывает своего потенциала.
2. Глубже раскрывает характер
– Способность в ДжоДжо — это почти отражение личности. Чем сложнее идея, тем больше внутреннего конфликта или уникальности в персонаже.
– Например, Tusk у Джонни эволюционирует параллельно его психологическому росту.
3. Расширяет жанровые рамки
– Сложные стенды позволяют Араки уходить от привычного экшена в сторону философии, символизма, абсурда, превращая каждый бой в театр идей.
Почему это может быть минусом:
1. Потеря интуитивности
– Ранние стенды были простыми: удар, скорость, точность. Их суть была ясна на первой же странице.
– Сейчас же читателю нужно перечитывать сцены, выстраивать логические цепочки и иногда всё равно не до конца понимать, как работает способность.
2. Снижение напряжения
– Если читатель не понимает правила игры, сложно переживать за победу или поражение.
– Непонятная способность превращает бой в "волшебную рулетку", где не ясно, на чём основана победа.
3. Риск перегрузки
– Некоторые способности становятся настолько концептуальными (D4C Love Train, Tusk Act 4), что отрыв от реальности достигает критической массы. Это может оттолкнуть читателя, особенно новичка.
Выше я уже говорил про восприятие изменений, но тут решает больше умение и желание думать головой. Большая часть претензий адептов "Араки забыл" либо из пальца высосана, либо является борьбой с соломенным чучелом. Да, иногда всё запутано настолько, что артефактов не миновать и в таких случаях опять ты должен делать выбор: принять и простить, или плюнуть и бросить.
Для меня визуал всегда был третьестепенным фактором, на который я обращаю внимание при оценке в последнюю очередь. Исключением могут быть истории, которые не могут дать ничего, кроме рисовки. Уверен, у каждого человека найдутся подобные примеры. Приятная рисовка — это приятно, но если содержимое конфетки безвкусное, то на обёртку как-то фиолетово.








Это не тот случай, и обёртка и конфетка крайне бизарные. При желании можно даже прочитать полностью покрашенную фанатскую версию манги, вместо ЧБ. Мало какое произведение может таким похвастаться. Араки уже давно перестал рисовать подростков двухметровыми шкафами, анатомия его персонажей в этой части, если не пиковая, то может к этому стремиться. Герои больше не гипертрофированные «сёнен-машины», а полнотелые фигуры с естественными пропорциями, чья мимика и жесты передают тонкие эмоциональные состояния. В целом, визуал Steel Ball Run — это идеальный баланс между реализмом и безумием, между эстетикой классического вестерна и сюрреалистичной мангой о сверхспособностях. Он не просто рисует мир, он ощущается: шершавый, пыльный, местами жестокий, но всегда живой. Хотя, наверное, стоит упомянуть, что ближе к концу Араки стал слишком часто прожимать сочетание Ctrl + C – Ctrl + V по отношению к лицам, а последующая часть вообще вся такая. Печально, конечно.
Ну вот, хорошего понемножку, обсудим спорные моменты и минусы, ведь даже у выдающихся произведений они есть. Помним про восприятие отдельного индивида определённых пунктов, хотя совсем уж субъективщину лютую я не буду добавлять в недостатки.
1. Уже обсуждаемые нами — сюжетные условности. Несмотря на «сэйнен»-атмосферу и более реалистичный стиль, СБР всё ещё сохраняет элементы «сёнена»:
→ Главные герои всегда оказываются вовремя, несмотря на травмы, погони и отвлечённые бои.
→ Полудохлые герои через пару глав выглядят отлично.
→ Некоторые победы выглядят маловероятными, если вдуматься в масштаб временных затрат.
2. Усложнённость стендов. Способности становятся абстрактными, порой — чересчур:
→ Переход от Tusk Act 1 до Act 4 или принцип D4C Love Train может быть неочевиден даже при повторном чтении.
→ Это снижает интуитивную вовлечённость в бои: читатель не всегда понимает, на чём держится победа.
3. Медленный старт. Первые 20–30 глав могут показаться затянутыми:
→ Долгое вступление, постепенное раскрытие мотивации, множество эпизодических столкновений.
→ Не каждый читатель доживает до «настоящего мяса», если ждёт темпа в духе предыдущих частей.
4. Второстепенные персонажи могут теряться
– Некоторые участники гонки подаются ярко, но быстро исчезают или остаются нераскрытыми: Сэндмэн, Поколоко, Баба Яга, Норискэ Хигашиката.
5. Повторяемость структуры "злодей недели"
→ Иногда это ощущается механистично, особенно первая треть сюжета.
6. Сама гонка как событие постепенно теряет значение:
→ Фокус смещается на борьбу за части Святого Тела и идеологическое противостояние.
→ Это может разочаровать читателей, ждавших развития именно спортивного сюжета.
7. Упрощённость лиц к концу части
Не буду их расписывать, как минусы, потому что я постарался пояснить всё выше, а тут просто перечислю, чтобы можно было сравнить.
- Глубокая и зрелая тематика
- Сложные, живые персонажи
- Сильная драматургия
- Визуальная эволюция стиля (есть деградация в лицах, но во всём остальном Араки преисполнился)
- Философская подоплёка
- Атмосфера настоящего роад-муви
- Антагонист-идеолог
- Эмоционально насыщенный финал
- Отдельно стоящая история, понятная новым читателям (хоть я бы и не рекомендовал читать в вакууме)
- Разнообразие стенд-битв и способностей
- Выразительный мир и эстетика времён Дикого Запада
Сталь Шар Бег — это кульминация Хирохико Араки как автора. На фоне богатой визуальной подачи, продуманной философии и глубокой эмоциональной драмы седьмая часть демонстрирует качественный сдвиг от типичной сёнен-формулы в сторону содержательного и цельного нарратива. Да, часть не лишена недостатков: местами запутанные стенд-способности, условности сюжета и перегруженность идеями могут оттолкнуть. Но на фоне сильнейшей работы с персонажами, органичного роста героев, атмосферы настоящего роад-муви и зрелых тем — всё это выглядит не столько изъянами, сколько платой за амбициозность. СБР — не просто удачный виток франшизы, это отличнейший сплав из сёнен и сэйнен элементов.
Надеюсь, этот магнум опус как-то поможет вам взглянуть на историю Джайро и Джонни по-новому. Также надеюсь, что в процессе вы не слишком задушились, потому что изначально я хотел уложиться в 7к знаков, чтобы рецензию не отбраковали, а получилось 7к слов. Не думал, что мне настолько есть что сказать.
Знаете, эта работа заняла у меня очень много времени, в какое-то время я уставал, и мне хотелось поскорее закончить с этой спонтанной идеей, поэтому местами я мог быть слишком поверхностным. А были моменты, где писать мне было очень интересно, поэтому я мог вылить слишком много воды. Если вы найдёте какие-то ошибки, то не стесняйтесь написать о них, и такое я мог допустить в этой масштабной работе.
И да, я обещал разобрать самые стыдные претензии товарища, написавшего крайний негативный отзыв. Я постараюсь сделать это, используя всю свою терпимость, которая у меня есть, да и я всегда могу отредактировать свои комментарии так, что вы и не узнаете, как у меня горело от таких выводов.
Пик моего понимания
Первая претензия, из всего этого спича: героям нужно отдавать те вещи, к которым дерево отношения не имеет. Хотелось бы узнать, про какие конкретно вещи говорит Пёс. Позже он видоизменяет претензию: Джонни вместе с ушами отдал другие части трупа, которые к дереву отношения не имеют. Тут уже становится понятнее: автор читал мангу 2 раза и оба невнимательно. Вместе с ушами он отдал лишь одну часть трупа — правую руку, которую герои также получили у дерева.
Давайте вспомним, как работает дерево. Герои должны потратить всё, что дало им дерево. Им также запрещено отдавать вещи или давать их украсть. Тут действует честный обмен, если дерево считает, что сделка честная, то герои не превращаются в дерево.
Вторая претензия касается казино. Во-первых, автор утверждает, что заметить шулерство Джайро не мог, потому что... Ну, аргументов этому он не приводит, просто для него внимательность других людей — это дикость (мы ещё во время первой претензии это заметили). Заметить шулерство действительно тяжело для обычного человека, но не невозможно, да и Джайро всё-таки не простой человек. Во-вторых, когда Джайро ставил в казино "просто так", то сделка была честной: выигрыш к проигрышу 50/50 (ячейки zero не было). Когда дилер сжульничал, то сделка автоматически сделалась нечестной: шанс выигрыша равен нулю. Поэтому дерево начало засасывать героев, ведь, фактически, они дали себя обокрасть.
Последнюю претензию из этого спича, самую адекватную, я уже рассматривал в блоке самых интересных вопросов.
Человеку буквально тяжело загуглить "левосторонняя атаксия" и понять, что такая болезнь реально существует. Да, немного в изменённом виде, но существует. Да и удивляться подобной способности в ДжоДжо, где чёрный гей-священник изменяет вселенную — это сильно, действительно сильно.
Ремень рукотворный, сечение там не идеальное, оно, конечно, усиливает вращение, но это не то, что нужно. Руки у него в перчатках и повреждены, вряд ли ему будет в кайф отрывать перчатку с мясом, чтобы посмотреть на ноготки. Хотя это слабоватое объяснение, согласен, но это тоже можно просто объяснить сюжетной условностью.
Остальной его спич — это просто поток сознания по типу:
или
"Не знаю, что говорить, поэтому напишу отзыв" — отлично, спасибо за контент.
Араки придумал прикольную концепцию Дерева, когда ты должен потратить все, что оно тебе дало, до наступления заката? Замечательно! НО вместо того, чтобы эта способность работала так, как описано, тебе дополнительно приходится отдавать и тратить вещи, к которым Дерево не имеет вообще никакого отношения. НО почему-то когда ты ставишь в казино просто так, то тебя не засасывает в Дерево, а когда видишь шулерство (притом непонятно, как Джайро вообще умудрился его заметить, неужели это такое лоховское казино?), то почему-то уже засасывает. НО почему-то ты должен отдавать вещи, которые ты успел получить еще до посещения Дерева (иначе почему Джонни отдал вместе с ушами Трупа и остальные его части?). НО если ты придумываешь дебильную сделку мол "Я тебе части трупа, а ты нас отпускаешь" - Дерево не засасывает, а если то же самое провернуть буквально с чем угодно другим - засасывает
Первая претензия, из всего этого спича: героям нужно отдавать те вещи, к которым дерево отношения не имеет. Хотелось бы узнать, про какие конкретно вещи говорит Пёс. Позже он видоизменяет претензию: Джонни вместе с ушами отдал другие части трупа, которые к дереву отношения не имеют. Тут уже становится понятнее: автор читал мангу 2 раза и оба невнимательно. Вместе с ушами он отдал лишь одну часть трупа — правую руку, которую герои также получили у дерева.
Давайте вспомним, как работает дерево. Герои должны потратить всё, что дало им дерево. Им также запрещено отдавать вещи или давать их украсть. Тут действует честный обмен, если дерево считает, что сделка честная, то герои не превращаются в дерево.
Вторая претензия касается казино. Во-первых, автор утверждает, что заметить шулерство Джайро не мог, потому что... Ну, аргументов этому он не приводит, просто для него внимательность других людей — это дикость (мы ещё во время первой претензии это заметили). Заметить шулерство действительно тяжело для обычного человека, но не невозможно, да и Джайро всё-таки не простой человек. Во-вторых, когда Джайро ставил в казино "просто так", то сделка была честной: выигрыш к проигрышу 50/50 (ячейки zero не было). Когда дилер сжульничал, то сделка автоматически сделалась нечестной: шанс выигрыша равен нулю. Поэтому дерево начало засасывать героев, ведь, фактически, они дали себя обокрасть.
Последнюю претензию из этого спича, самую адекватную, я уже рассматривал в блоке самых интересных вопросов.
Араки придумывает способность Векапипо с помощью вращения заставляет человека перестать воспринимать все, что находится слева от человека (???) (Не, тип это буквально самая неадекватная способность из всех, что я видел в своей жизни)
Человеку буквально тяжело загуглить "левосторонняя атаксия" и понять, что такая болезнь реально существует. Да, немного в изменённом виде, но существует. Да и удивляться подобной способности в ДжоДжо, где чёрный гей-священник изменяет вселенную — это сильно, действительно сильно.
НО Джайро теперь не может, ну не знаю, посмотреть на свои ногти, который не повреждены, или, например, на свой ремень, который он чуть ранее дал Джонни как пример золотого сечения
Ремень рукотворный, сечение там не идеальное, оно, конечно, усиливает вращение, но это не то, что нужно. Руки у него в перчатках и повреждены, вряд ли ему будет в кайф отрывать перчатку с мясом, чтобы посмотреть на ноготки. Хотя это слабоватое объяснение, согласен, но это тоже можно просто объяснить сюжетной условностью.
Остальной его спич — это просто поток сознания по типу:
Джонни Джостар - ... А я реально не знаю, что про него говорить.
Вы наверное спросите, почему я ничего не сказал про Диего - а тут все просто: я тупо не знаю, что про него говорить. Ну, он был в этой манге, он ехал на коне, он взаимодействовал с другими героями. Классный персонаж, кстати, прикольно ехал, мне зашло
"Не знаю, что говорить, поэтому напишу отзыв" — отлично, спасибо за контент.
P.S. Знаете, я люблю читать отличающиеся от моего мнения отзывы, если в них есть конкретика и уместные контраргументы. Это позволяет с другой стороны посмотреть на произведение, переосмыслить свои взгляды, развить эмпатию в каком-то роде. На этом фоне я прошу: пожалуйста, кто-нибудь, умоляю, напишите адекватный негативный отзыв на 7 часть. Действительно интересно прочесть уместные претензии, причём настолько монументальные, что позволяют поставить низкую оценку. Я не могу поверить, что у кого-то вышеперечисленные минусы реально перевешивают плюсы, значит, есть ещё над чем поработать с моей стороны.
@Defo@Onturt Kantar, благодарю.хорошо вышло, спасибо)
@DefoНе стоит оправдывать это реализмом, что люди могут просто бессмысленно погибнуть. Это все таки художественное произведение. Персонажи, если их вводят как значимых, должны иметь завершение своих линий и вносить более-менее значимый вклад в историю. Иначе это пустая трата времени читателя, да и самого автора. В прошлых частях, хоть у персонажей не было равномерного распределения экранного времени, но они всегда влияли на сюжет и вносили свой вклад в победу над гз.
Поэтому можно считать, что слитые второстепенные персонажи это весьма значительный минус СБРа, который снижает совокупную оценку всех персонажей этой манги. Но многие фанаты 7 части любят его игнорировать вообще.
@Defo@OutherHeaven, в изначальном тексте у меня были некоторые второстепенные персонажи описаны и их минимальная роль, но потом я убрал этот блок, чтобы не затягивать и так долгую рецензию. А так, категорически не согласен с формулировками. Хотелось бы сначала уточнить, кто считается "слитым" персонажем? Наверное тот, который погиб максимально глупым и невозможным образом в угоду сюжета. Тогда из вышеперечисленных персонажей большинство не является слитыми. Из вышеперечисленных разве что с Сандменом могу согласится. Вроде бы и история с него началась, а развития у него кот наплакал. С другой стороны, лично для меня он изначально не представлял сильного интереса, поэтому это на мою оценку никак не влияет. А остальные что?Хот Панц изначально хотела собрать труп. Ближе к финалу он был у Валентайна, поэтому ей необходимо было с ним столкнуться, иначе зачем она там вообще бегала? Её цель - труп, она её не достигла. Была ли она слита? Нет. Это столкновение было необходимо и в нём она проиграла. Была ли она важна для сюжета? Да. Люси Стил помогала, героев лечила, стырила почти все части трупа у Джонни и т.д.
С Маунтен Тимом та же история: помогал главным героям, дал им информацию о существовании стендов. В итоге погиб, защищая Люси. Если бы не он, то ей бы пришёл кирдык, а там уже сюжет хз как бы пошёл без сосуда для трупа.
Стивена Стила раскрыли до нужного уровня. Чем больше тратишь время на второстепенных персонажей, тем больше замедляется темп манги. И ради чего? Ради раскрытия функционального персонажа? Не вижу смысла. Тут либо жертвуешь проработкой таких функциональных персонажей, либо растягиваешь мангу на десятки глав.
Если расписывать и Векапипо с Диего, то проще будет добавить полноценный разбор второстепенных персонажей в рецензию.
@OutherHeaven@Чучколд4444, на здоровье. Я только рад, если моя работа кем-то признана.@Defo, у Хот Пантс вообще не было никакого разрешения своей арки, даже хотя бы на уровне смирения с произошедшими в ее флешбеке событиями. В Love Train'е она просто была придатком Дио, как он умер, так она тут же тоже умерла. Причем страница со смертью насколько невыразительная и непримечательная, что многие люди даже не понимают, что она умерла. Ее буквально просто выбросили из сюжета. По мне это прямо максимально под слив подходит, то есть просто уничтожение персонажа, когда автору не хочется с ним больше возиться.@Defo@Defo@不明, спасибо, добавил.@OutherHeaven, а что в той ситуации должно было произойти, чтобы это не считалось сливом? Ещё на пару глав растянуть и без того для многих затянутую битву? А потом она всё равно бы умерла примерно с тем же результатом. Или надо было флэшбэкнуть за секунду до смерти, как любит делать какой-нибудь клинок? Опять же, это всё влияет на темп событий. Да, может пара добавленных страничек, показывающих как она там в конвульсиях умирает под действием Love Train'а и не помешала бы. Персонаж, действительно, своё отыграл и Араки убрал её, как делал в любой другой части ДжоДжо. Даже Джайро перед смертью никак не отрефлексировал прошлое, но его слитым язык не повернётся назвать.@OutherHeaven@Defo,@Defo@OutherHeaven, Cream Starter Джонни отдал Валентайн, чтобы доказать свои благие помыслы, чтобы захилить Люси, лошадь, ну и самого Джонни. Так что такой вариант отпадает, но я тебя понял.Не стоит даже читать
(шуткаюмора)
@Defo, местами крайне вульгарное повествование, перебор с юмором и излишние комментарии автора.Одобрю при условии фикса перечисленного. Сам разбор вполне хорош. Рекомендую доработать/разнообразить оформление.
@Defo@Ballast1, хотел просто вдохнуть жизнь в бездушный канцелярит, а получилось вульгарное чтиво. Цензура победила, рецензия поправлена.@Lol4ik_Pon4ik