Эта история обожает контрасты и особенно ярко контрастирует Рэй и местная неполная семейка Кавамото, состоящая из трёх дружных сестёр и их деда. Холодный, отстраненный, замкнутый и прагматичный Рэй, живущий в пустой квартире в унылом и безжизненном районе и семья Кавамото, живущая через мост в весьма оживленном местечке, в небольшом, но уютном домике в атмосфере счастья и любви.
Произведение смело использует визуальные метафоры и сравнения, чтобы передать переживания героев. Оно не боится экспериментировать, и благодаря этому мы не только наблюдаем за мимикой и словами персонажей, но и становимся свидетелями целых микро-сюжетов, нарисованных в другой стилистике. Такие решения позволяют погружаться в мысли персонажей максимально глубоко и улавливать настроение некоторых сцен. Персонажи определенно хороши, кого-то они могут отпугнуть чрезмерной эмоциональностью, но особых перегибов я не замечал. Приятные, харизматичные, со своими проблемами, не все еще раскрыты, но крючков для дальнейшего развития развешено не мало, да и произведение в онгоинге аж с 2007 года. Музыка и звуковое сопровождение на уровне, здесь не самый богатый набор саундтреков, однако они сочетаются с происходящим на экране, образуя идеальную синергию.
Среди главных тем я бы выделил вопросы борьбы и одиночества. Каждый персонаж здесь по своей сути борец за "своё крошечное место в этой жизни". А вот одиночество здесь представлено немного непривычно, сюда идеально подойдёт фраза: "Быть одиноким ≠ чувствовать себя одиноким", так вот многие персонажи именно чувствуют одиночество, хотя окружены множеством людей, например, главный герой. А ещё важную роль здесь играет сёги, видел много критики относительно этого направления, однако не разделяю такую точку зрения, игры в сериале смотрятся гармонично, да и сами по себе они динамичны и не дают повода заскучать, всё это сопровождается комментариями и экспрессией игроков.
Без проблем никуда, они есть и тут. Складывается ощущение, что автор переживает о том, что не все его мысли дойдут до зрителей. Поэтому мы имеем такую сцену:
Нам демонстрируют флешбек из детства Кириямы, о том, как он попал в другую семью, в семью друга своего покойного отца. Друг этот уж очень одержим сёги, а потому натаскивал двух своих детей с самого детства. С талантом Рэя он был знаком не понаслышке, поэтому начал ставить того в приоритет, а позже заявил своим детям, что им нет смысла более пытаться играть в сёги, естественно это их надломило, а Рэй косвенно стал тем, кто разрушил семейную идиллию. Суть флешбека понятна каждому, но аниме зачем-то добавляет поясняющую сцену: взрослый Кирияма стоит у телевизора и видит передачу о кукушках, о том, как птенцы кукушек выкидывают яйца настоящих детенышей птиц и так далее. Рэй делает закономерный вывод и проговаривает его: "Ааа, ясно, я - кукушка". Момент не критичный, но лично меня смутил, учитывая, как красиво произведение обыгрывает некоторые мысли и ситуации. Подобное я подмечал ещё минимум 2 раза за сериал.
его тяжёлых взаимоотношениях с приёмной сестрой, они ещё не до конца раскрыты, да и в подробности я вдаваться не буду, однако под конец 1 сезона он ударяется в размышления о семье, сестре и уж очень вежливо о ней высказывается, несмотря на возникшее между ними напряжение, этому есть определенное объяснение (Кёко немного открылась ему и кратко сказала о своих проблемах, показала свою неуверенность), но лично мне оно кажется немного натянутым
Так что же можно сказать по итогу? Мартовский лев - это не просто история о сёги, это история о поиске своего места в мире. По ходу сюжета Рэй открывается людям, учится доверять и понимать, через его призму восприятия нам показывают разные аспекты жизни. Прелесть произведения в том, что оно говорит о важных вещах на простом, но красивом языке.