Начну с того, что вся трилогия
Noir /
Madlax /
El Cazador de la Bruja - не только одно из лучших виденных мной аниме, но и, без сомнения, один из шедевров мирового анимационного и киноискусства. И неудивительно, что она не пользуется ни особой популярностью, ни особым коммерческим успехом - трилогию можно приравнять к артхаусу, к "кино не для всех", к тем странным произведениям, которые как бы нарочно сопротивляются принятию и пониманию. И мне хочется поставить ее в один ряд с Андреем Тарковским, Джимом Джармушем и Чжаном Имоу в кино.
Речь далее пойдет обо всей трилогии, так как говорить об одной из частей в отрыве от всего остального было бы неверно. Да и смотреть эти части стоит именно по порядку, как цельное произведение, связанное, как части симфонии, некоей единой композицией, проявляющейся со всей очевидностью только когда отзвучат последние завершающие аккорды - в последней серии El Cazador.
Зритель, ожидающий от этого аниме увлекательного боевичка-стрелялки про "девочек с пистолетами", скорее всего будет разочарован, хотя и перстрелки, и погони, и прочие "шпионские страсти" здесь присутствуют с избытком. А зритель, нацеленный на "серьезное кино", на глубокий психологизм и философские обобщения, скорее всего просто пройдет мимо, не разглядев за дождем пуль и фейерверком акробатических трюков подлинных содержательных пластов. С коммерческой точки зрения создатели явно ошиблись с жанром и позиционированием. Но с точки зрения искусства - все радикально наоборот. "Боевик" здесь не является самоцелью, не является даже оболочкой и формой подачи "материала". Это значимая метафора - одна из! - в сложном символическом поле произведения, в символическом пространстве психической реальности.
Да, это главное, что нужно осознать, чтобы это аниме "зашло": оно прежде всего о психической реальности, о "внутренних мирах", осознаваемых и неосознаваемых, о расщеплении и интеграции, об отвержении и принятии, о воображаемом и реальном. Обо всем том, чему посвящено огромное количество психоаналитической и философской литературы. Обо всем, обо что мы отчаянно бьемся в попытках понять себя, мир и найти в нем свое место. Глубокий психологизм трилогии не в проработке характеров персонажей, не в раскрытии их мотивов или переживаний. Здесь персонажи, по большому счету, даже не являются отдельными самостоятельными личностями - они представляют собой скорее персонифицированные репрезентации различных аспектов единого психического пространства (и авторы прямо указывают на релевантность такого прочтения в одной из частей трилогии).
В каждой из частей мы встречаем двух главных героинь: уже довольно взрослую девушку, сформировавшуюся личность, занявшую в мире уверенную "боевую позицию" (Мирей, Мадлакс, Нади) - и странную девочку-подростка, утратившую воспоминания о своем прошлом и обладающую некими сверхспобностями (Кирика, Маргарет, Эллис). Судьбы обеих героинь оказываются неразрывно переплетены, их души связаны какой-то таинственной общностью, смысл которой раскрывается только в конце. Символика их образов многогранна и неоднозначна. В широком смысле, девочка-подросток отождествляется со всем бессознательным, довербальным, воображаемым, замкнутым в глубинах души. Девушка-боец - это "мост", через который изолированное может пробиться наружу и, проходя через мучительный процесс символизации и самоосознавания, на грани отвержения и гибели, обрести, наконец, собственные связи с реальностью, воплотиться, ожить. Это единая душа, травматически дезынтегрированная. А их "приключения" - это путь к обретению себя, путь индивидуации. "Сверхспособности" и "метафора войны" тоже неслучайны - это "младенческое всемогущество", заложеный в глубинах психики потенциал и "психические защиты", позиция противостояния отвергающему миру - обретшие символические формы "меча и магии" в сеттинге аниме. И это только на первом, поверхностном слое осмысливания. От более глубокого анализа я здесь воздержусь, чтобы не навязывать каких-то узких прочтений, не задавать никаких рамок и не спойлерить - это один из тех редких случаев, когда спойлеры категорически противопоказаны.
В разных частях трилогии - разные акценты, разные углы зрения на сходный процесс - и разные этапы процесса. В Noir мы находимся еще очень близко к поверхности, как бы в "первом слое лимба", завязанном в основном на противостояние некоей предопределенности, "судьбе", причины и смыслы которой неясны, но которая довольно жестко навязывает нам то, какими мы должны быть - с позиции мира, проводит через испытания, которые нам не нужны. Отстояв себя - но еще ничего о себе не поняв, мы проваливаемся - в Madlax - в самые бездны бессознательного, блуждаем наощупь в потемках, замечая лишь разрозненные фрагменты мозаики и пытаясь сложить из них хоть сколько-нибудь понятную картинку. Это наверное самая трудная для восприятия часть, скучная и пронзительная одновременно, выворачивающая духу на изнанку, напоминающая по своей структуре и атмосфере процесс психоаналитической психотерапии. Но и самая важная часть, без которой первая - бессмысленна, а третья - невозможна. Третья же, El Cazador - новый "выход в мир", триумф и апофеоз, становление интегрированной личности в мире и уверенное следование себе. И как триумф - она наиболее легкая и светлая из всех. Жизнеутверждающая.
Повествование развивается медленно, длинные планы, многочисленные повторы уже виденных сцен - все это тоже неслучайно, все это точно так же работает на восприятие, проникновение и погружение в глубины содержаний аниме, как знаменитые замедленные наезды камеры и панорамирование у Тарковского. Эти странные - с точки зрения обычного боевика - кадры звучат здесь как музыка, как секвенции в мелодике, как многократные проведения транспонированной темы в разных тональных окрасках в фуге. И саундтрек - собственно сама музыка - еще сильнее подчеркивает этот эффект.
Это стоит смотреть обязательно. И любителям боевиков, и любителям серьезных вещей. Это будет нелегко, это потребует внутренней работы. Но результат может изменить многое в понимании себя, в обретении себя - а оно того стоит.