Видел много хвалебных мнений о данном аниме. А продано оно мне было как одно из лучших аниме о романтике нешкольников. Так вот. Если вы тоже ждете отношений на фоне повседневных проблем взрослых людей, то не ждите. У героев здесь неромантические заботы всё те же, прямиком из старшей школы: в какой кружок вступить, как сдать экзамены, где бы подзаработать деньги на отдых (а не на саму жизнь, ведь их содержат родители) и так далее. В той же Торадоре (с которой Golden Time делит замечательного автора) проблемы персонажей куда более жизненные и серьезные. И сами они более проработаны и, как результат, ведут себя логичнее. Хотя являются школьниками. Поступление в универ и возможность выпить кружку пива - вот и всё, что отделяет персонажей Golden Time от остальных школьных романтических аниме.
Также аниме пытается казаться взрослым и не тянуть с признаниями в любви. "Смотрите, мы не как другие сериалы. Нашим героям не надо ждать 20 серий, чтобы это сказать!" Но в результате признания сыпятся почти в каждой серии и почти с каждого угла. Фактически обесценивая чувства главных героев. Фраза "Я тебя люблю" перестает значить что-либо уже к серии 10. И при этом хождение героев вокруг и около друг друга никуда не уходит и будет длиться до самого конца. Хотя это и является главной проблемой романтических аниме.
В произведении поднимаются интересные вопросы: роль воспоминаний в личности человека; бегство от своего прошлого; сила влияния прошлого на нашу жизнь; существование мира без нас, когда мы намеренно отделяем себя от него. Но все эти идеи словно стоят особняком от действий героев. Обычно один из героев произносит монолог другому герою или озвучивает свои мысли за кадром. И после этого они ничего с этим не делают. Всё идет своим чередом. С тем же успехом можно было бы вырезать все эти моменты и пустить текстом в конце каждой серии, ничего бы не поменялось.
Многим не понравилась примесь потусторонщины. Но если смотреть на местного Тайлера Дердена как на подавленное подсознание главного героя, а не как на другого персонажа, то вас это не будет раздражать. Советую делать именно так.
Развитие персонажей отсутствует. Единственный персонаж, который движется вперед и по-настоящему развивается это Кага Коко. Но её развитие оканчивается где-то на середине сериала, задолго до его конца. Здесь можно было бы продолжить линии других персонажей и раскрыть их. Но этого не происходит. В лучшем случае они расскажут, что их тревожит, и после этого их заметут под коврик.
И тут можно было бы сосредоточиться на внутреннем конфликте главного героя. Ведь весь сериал он выглядит многообещающе.
Его стеклянный взгляд во время рецидивов травмы, когда он не помнит людей вокруг по-настоящему пугает. Очень пронзительные моменты.
И зритель сидит, ждет того, как же поступит главный герой и что он выберет, если этот выбор у него будет. Но по итогу всё заканчивается ничем. А точнее конфликт просто разрешается. Как по щелчку пальца.
Вообще последняя серия выглядит такой несуразной, что начинает казаться, будто это совершенно другое аниме. Закончив серией раньше, мы бы получили трагичную и драматичную концовку, но она была бы логичной а произведение завершенным. А заканчивается всё донельзя просто:
Просто всё у всех хорошо. Точнее не совсем у всех, но этих персонажей мы в конце покажем просто на общем плане, пусть не портят нам тут хэппи энд.
В результате от финальных титров в последней серии остаётся страшное чувство: словно застывшие во времени, окаменевшие персонажи заперты в этом солнечном, красочном, наполненном радостной музыкой лимбе.
Мне бы очень хотелось, чтобы это аниме мне понравилось. Но по итогу оно так и не начинает куда-то идти. А поднимаемая драма, хоть и заканчивается так и не начавшись, но она не позволяет смотреть аниме просто как красочное действо. Так же, как сюжет обесценивает чувства и признания героев, в конце произведение обесценивает само себя. В результате захотелось стереть себе память об этом аниме и никогда к нему не возвращаться. Но поскольку я так не могу, то придётся запланировать прочитать оригинальную новеллу.
Финал "Добро пожаловать в NHK" оставил бездну у меня в душе. Что казалось странным и не давало покоя. Ведь для сюжета и персонажей сериала сложившееся положение нельзя назвать плохим. Скорее даже наоборот. Тем более после очень тяжелой и давящей последней четверти сериала. Так откуда же такая пустота? Данный отзыв это размышления в поиске ответа на этот жуткий вопрос.
Точнее это попытка разобраться в себе через героев сериала и автора. Его не стоит читать тем, кто аниме еще не смотрел. Я даже не могу посоветовать это произведение всем. Мне кажется, что оно может как вдохновить, так и окончательно сломать человека. Поэтому делать мне это просто страшно. А пишу я это всё для тех людей, которые как и я пытались найти ответы на свои переживания после просмотра сериала и не находили их в отзывах и мыслях других людей. Может быть мои ответы на мои вопросы помогут кому-то найти свои ответы на свои вопросы. В отзыве будет много спойлеров и еще очень много "я". Всё-таки это индивидуальное прочтение сериала, точнее того слоя, что стал мне очень близким и личным. А ведь есть еще темы контроля собственной жизни, судьбы, Бога и много чего ещё. И я не хочу, чтобы кто-то с изложенным полностью соглашался. Отзыв будет состоять из 3-х частей: 1) Герои: кто они, куда идут, что олицетворяют? 2) Финал: куда пришли персонажи, можно ли всё считать счастливым концом? 3) Упоминание послесловий автора и его жизненный контекст, в котором они были сказаны. Очень важная часть произведения. Самый главный источник надежды. Настоятельно рекомендую прочитать их после просмотра.
Герои Все основные (имеющие достаточно завершенную линию) персонажи сериала делятся на 3 категории: Сато - Мисаки - Старые и новые знакомые Сато 1) Начнем с его окружения. Все люди окружающие его имеют общую черту - к началу сериала они все имеют глубокую душевную травму и очень одиноки. Они полностью не в состоянии с этой травмой справится, им натурально тяжело существовать. В итоге каждый из них находит что-то, что можно обвинить в своих неудачах или куда можно сбежать. Каждый из них пытается насильно накормить Сато своим эскапизмом.
Хитоми Воплощение одиночества в толпе: изгой на бессмысленной работе и часто одинока в отношениях. Её эскапизмом сначала становится конспирология, а затем таблетки от психиатрических заболеваний, которые она как будто коллекционирует, и даже романтические самоубийства.
Ямазаки является символом извращенной сексуальности. В прошлом он не смог получить опыт романтических отношений и понял их по своему, искаженно. Он находит свою отдушину в аниме и далеких от жизни хентайных новеллах.
Кобаяши не показывает свою травму сразу, но потом мы понимаем: разочарование в обществе, крах надежд на свою роль в нем как бескорыстно помогающей и организующей. В итоге, в прошлом суетящаяся ради всех староста, находит в себе силы жить только благодаря цинизму и новому взгляду на жизнь: четкая иерархия общества; естественный отбор; либо ты, либо тебя. Олицетворение жестокого карьеризма.
Еще один персонаж которого хотелось бы упомянуть это
брат Кобаяши Юити. Хоть это не он втягивает Сато в онлайн игру, именно он является воплощением побега в несуществующий фантастический мир. До той степени, что он отторгает физический мир и не может в нем существовать совсем. Я бы еще добавил, что он очень точно изображает маменькиного сынка, хоть в роли матери и выступает его сестра. Предвестник позитивных изменений самого Сато.
2) Мисаки Персонаж, который по началу кажется максимально банальным и даже может отпугнуть зрителя намеком на стереотипный романтический сюжет: появившаяся из ниоткуда милая и странная девушка спасает опустившегося на дно героя (т.е. нас, зрителей). Но всё оказывается одновременно и проще, и сложнее.
На протяжении сериала она успеет ещё побыть и манипулятивным подлецом, и самым трагисным персонажем. А её странность, которая по началу кажется просто добавленной ради милоты имеют жуткую и очень реалистичную причину: она единственный персонаж, имеющий дисфункциональную семью в детстве. Что для меня выглядит странным: больше ни у кого из персонажей родители не умерли в их детстве (у Кобаяши все-таки когда она уже была взрослой), не был разведен, не страдал от алкоголизма или приступов ярости. При этом у неё была КРАЙНЕ дисфункциональная семья. В результате она не смогла научиться общаться с другими людьми и у неё абсолютное чувство вины перед всем происходящим.
Я выделяю её от остальных не потому, что она новый друг Сато или она является самым травмированным персонажем. А потому, что она выбрала самый специфичный путь то ли побега, то ли лечения своего прошлого. Она выбрала самого Сато. И поэтому её влияние на него стоит особняком. 3) Сато В нем автор описывает себя. И вспоминая его быт на начало сериала, а также некоторые его детали я пришел к выводу: Сато является пустой сценой, на которой разыгрывают представление другие герои. (Забегая вперед, скажу, что автор подтверждает эту мысль спустя 10 лет после выхода аниме) Другими словами: если все остальные персонажи это люди с травмированной душой, то Сато - человек полностью потерявший свою душу, пустышка. Он лишь невовлеченный ни во что зритель, он слишком пассивен даже для хиккикомори.
Во-первых, его образ жизни: спит по 16 часов в день и смотрит телевизор. У него есть компьютер, но он им не пользуется: не общается в интернете, ничего не знает ни об играх, ни об интернет-порнографии. Что весьма странно для 22-летнего сыча с эротическими журналами. Потому что интернет требует хоть какого-то вовлечения, в отличие от телевизора. Да и стандартных для хиккикомори увлечений у него нет. Во-вторых, то с какой легкостью и жадностью он как губка впитывает увлечения других людей: иногда за пару дней (как с аниме или играми), иногда за несколько часов (романтический роскомнадзор, сетевой маркетинг). И это не просто двигатель сюжета. Он не может принять и понять уход от реальности лишь одной Мисаки. Потому что это означает признать и понять себя.
Финал Финал этого произведения получился под стать себе.
Жизненный, без лишнего трагизма или приторного романтизма. Хитоми вышла замуж за первого человека, что предложил ей руку и сердце, и родила ребенка. Ямазаки женился на девушке выбранной родителями и работает на семейной ферме. Сато и Мисаки в отношениях настолько, насколько вообще могут быть люди с такими социальными отклонениями как у них. Мисаки восстановилась в школе, а Сато нашел хоть какую-то работу. В конечном итоге персонажи разрешили перед собой свои вопросы и смогли двигаться в жизни дальше. И финал уже нельзя считать открытым. Также мне очень понравилось то, что именно сподвигло и брата Кобаяши, и Сато найти работу - не лекции или книжки по саморазвитию, а инстинкт и возвращение к потребностям своего организма. Именно так и я сам когда-то закончил своё двухгодичное заточение. Однако сложные и неприятные ответы поставили перед ними ещё более трудные и серьёзные вопросы. И эти вопросы автор задаёт не им, а зрителю. Давайте посмотрим подробнее: Менее всего переживаний за Мисаки и Сато - они вместе и каждый из них прогрессирует. Что в целом хорошо. Но у нас нет никаких предпосылок, чтобы думать, что они подходят друг другу. Что если один сможет пойти дальше? Что если его это будет тяготить, а второй будет чувствовать вину? Сможет ли Сато найти работу получше и получить образование или так и будет работать за копейки? Сможет ли Мисаки общаться со сверстниками? Если у них получится жить в огромном мире, не потеряют ли они в нем друг друга? С другими персонажами всё ещё хуже. Кобаяши банально не знает, что дальше делать. Сможет ли она жить ради себя, а не ради других? Что если её брат вновь попадёт под её заботу и вновь провалится в онлайн-игры? Ведь вернуться очень легко. Хитоми вроде как должна быть счастлива, все-таки она любима. Но что мы видим в её последней встрече с Сато? Она бросила теории заговора? Нет. Она все также чувствует себя одинокой и никому не нужной? Да. Её работящий муж явно оставляет её одну ради работы не в первый и не в последний раз. Что если однажды в минуты слабости и звенящего одиночества она сделает что-то, что станет фундаментом разрыва их отношений? У нас даже нет уверенности в том, что всё в порядке с её психикой! Она упоминает предсвадебную лихорадку и не говорит, что бросила принимать таблетки. А ведь рождение ребенка только усугубит эти проблемы. Ямазаки тоже женился и девушка ему нравится. Но в его комнате всё также много хентая. Сможет ли он оставить фантазии позади и не скажется ли это на его личных отношениях? Также он всё больше и больше пьёт. Не перерастёт ли это в алкоголизм? А что насчет его приступов ярости из-за которых его били ещё в школе? Пока что нет ни одного намёка на то, что он станет достойным отцом семейства, скорее даже совсем наоборот.
При этом нельзя сказать, что герои никуда не продвинулись. Они проделали огромный путь. Но так или иначе те решения, которые персонажи вынашивали на протяжении 24 серий были лишь долей того, что им предстоит решить в будущем. И вот именно поэтому мне стало не по себе после просмотра сериала. Я чувствую родство с персонажами и тоже отвечал на многие их вопросы: что делать, если у тебя дисфункциональная семья, как избавиться от зависимостей, как выйти наружу и найти работу, как смотреть в глаза старым друзьям будучи неудачником. Но вопросы в финале гораздо сложнее и их намного больше. И самое страшное, это главный вопрос: Способны ли вообще они на них ответить? Или их жизнь навсегда и безвозвратно отравлена их прошлым и их старыми травмами? Что если между ними и нормальной жизнью находится непреодолимая пропасть и всё ими пройденное было впустую?
ПослесловияТацухико Такимото Придя к неутешительным выводам я чудом наткнулся на посты автора оригинальной новеллы. Эти небольшие высказывания не только обязательная часть произведения, но и то, что вернуло мне надежду. 1) Первое послесловие датировано 2001 годом. Автор - ровесник Сато. Новелла только начала издаваться. Общее состояние писателя вызывает тревогу. Он утверждает, что писал образ хиккикомори с себя. В результате он совершенно не может читать собственное произведение. Некоторые отрывки вызывают желание выбросить компьютер в окно или убежать в горы и жить там забытым всеми. Некоторые вызывают панические атаки и легкие галлюцинации. В конце он благодарит всех, кто купил книгу. Ведь так он сможет быстрее отдать долги. 2) Следующее упоминание появляется в 2005 году, за год до выхода аниме. Автору 27 лет. И его состояние только ухудшилось. Он еще больше стал хиккикомори. Ведь теперь у него достаточно денег для такой жизни благодаря успеху книги. В зависимости от настроения, он иногда считает гением, а иногда смертельно опозоренным самим же собой. Он расписывается в собственном творческом кризисе и винит книгу, говоря, что в ней заключено проклятие. И всё же настоятельно рекомендует её прочитать. 3) Третье. Самое последнее и значимое послесловие. Оно написано в 2016 году, через 10 лет после выхода аниме (как раз как и планировала Сенпай!) и через 15 после выхода новеллы. Автору уже 38. Ему уже значительно лучше. Судя по всему, он заново смог писать и работать. Начинает он с признания в предательстве истории. Ведь как только главный герой признался себе в своем одиночестве и своей никчемности, то в следующей части книги автор уходит от этого, словно этого и не было. И посвящает книгу вмешательству других людей в одиночество главного героя. В результате герой вместе с автором бежит к развязке как можно быстрее, чтобы уже наконец закончить мучения. В результате книга задумывалась об одиночестве, мечтах и надежде, а оказалась совсем другой. Также Тацухико утверждает, что если бы он продолжил историю Сато об "обретении уверенности в возможном счастье", то требовалось бы написать ещё 5 книг. И только через 5 лет Сато смог бы заговорить с незнакомцем на улице. Однако последние строки именно то, что автор хотел донести изначально:
Сейчас я хочу сказать вам: Сато, Мисаки, Ямазаки и Сенпай, они все на пути к счастью в конце произведения. Можно не сомневаться - они уже нашли его. И вместе с ними начался новый мир. Я не хотел писать про слабость человека. Даже в лабиринте запутанного сердца, не важно насколько человек чувствует свою слабость и потерю сил, в конце концов всегда можно найти выход и открыть себя заново. Вот что я хотел написать. Это убеждение, которое я не раскрыл при работе над "Добро пожаловать в NHK", я пишу сейчас. И вместе с ним, моя новелла, наконец, закончена. - Тацухико Такимото