эта манга не обещает лёгкой прогулки. каждая её страница, "насыщенная" рисунком и текстом, старается дать своему читателю максимум информации, отчего сама по себе история уже с первых глав создаёт ощущение большого пространства-времени и заставляет предвкушать грандиозное приключение, в котором главная героиня - Навсикая - выйдет за пределы родной для себя Долины Ветров, познает тайны Леса и познакомится с совершенно разными персонажами.
Миядзаки здесь конструирует сложный многоплановый мир, который (как это уже отмечали) куда шире представленного в одноимённом аниме 1984 года. усложняя историю размышлениями о геополитике, въедливо создавая саму фактуру пространства через поражающую продуманную детализацию быта героев, ставя в центр всей истории большую экологическую метафору, автор словно сплетает вместе романное и мифологическое, бытовое и бытийное. наряду с перипетиями всепоглощающей войны между Тольмекией и землями Дорока, привносящими в мангу ощущение "заземлённой" реалистичности (что в том числе распространяется и на заявленные изначально подчёркнуто мифологические образы и идеи, будь то Лес, "Семь дней огня", пророк в синем иноземном платье и проч.), разворачивается путешествие Навсикаи, которая - словно следуя тезисам Проппа и Кэмпбелла - проходит путь инициации, реализует сюжет о взрослении и вводит в мангу мифологический аспект, возводит саму историю до статуса легенды. неслучайно, что (начиная где-то с середины) в повествовании без подготовки появляются неожиданные важные персонажи, а сама концовка, если смотреть на неё с бытовых, реалистических позиций, выглядит то ли скомканной, то ли обрубленной. но именно в пространстве мифа, некоей легенды все эти появления спасителей, помощников, сама концовка, которая будто "размывает" жизнь Навискаи после событий, кажутся уместными и логичными. Навсикая как некая святая не может мыслиться вне своих свершений, вне деяний по спасению мира.
несколько слов об этом: Миядзаки последовательно возводит свою героиню до статуса святой, мессии, самоотверженно несущей на своих плечах бремя спасения и боли этого мира. но для истории об избранном длинная дистанция повествования может быть опасной, она может разрушить тот хрупкий ореол, свести его до некой банальности. оттого история Навсикаи как избранной куда лучше звучит именно в аниме, где за два часа она проходит классический цикл героя. в манге же (оставляя в скобках то, что Миядзаки тезис о синих одеждах зачем-то повторил дважды) эта идея фактической святости Навсикаи словно балансирует на грани между искренностью и патетикой.
конечно, та сцена, где героиня пытается, не проливая крови, остановить бой между тольмекианским гарнизоном, верным Кушане, и войсками дороков под предводительством Чаруки, но всё же вынуждена смотреть, как гибнут солдаты, пытающиеся её защитить, поражает, как и завораживает то чистосердечие, искренность Навсикаи в её попытках свести всякое насилие к нулю, примирить бывших врагов. однако читая снова и снова об этих деяния героини, сложно не почувствовать, как она медленно превращается в "инородное тело" (особенно когда повторяет довольно-таки прозрачные и явные тезисы об экологии и о свободе каждого) на фоне куда более реалистических, более приземлённых героев.
в итоге манга Миядзаки Хаяо "Навсикая из долины ветров" предстаёт поистине завораживающим, поразительным примером работы с миром, примером создания грандиозной истории, которая, разворачивая грандиозное повествование о крушении прежнее и рождении нового, всё же (на мой взгляд) оступается в своём мифологическом аспекте.
если какое-то российское издательство начнёт выпускать, обязательно куплю.
Миядзаки здесь конструирует сложный многоплановый мир, который (как это уже отмечали) куда шире представленного в одноимённом аниме 1984 года. усложняя историю размышлениями о геополитике, въедливо создавая саму фактуру пространства через поражающую продуманную детализацию быта героев, ставя в центр всей истории большую экологическую метафору, автор словно сплетает вместе романное и мифологическое, бытовое и бытийное. наряду с перипетиями всепоглощающей войны между Тольмекией и землями Дорока, привносящими в мангу ощущение "заземлённой" реалистичности (что в том числе распространяется и на заявленные изначально подчёркнуто мифологические образы и идеи, будь то Лес, "Семь дней огня", пророк в синем иноземном платье и проч.), разворачивается путешествие Навсикаи, которая - словно следуя тезисам Проппа и Кэмпбелла - проходит путь инициации, реализует сюжет о взрослении и вводит в мангу мифологический аспект, возводит саму историю до статуса легенды. неслучайно, что (начиная где-то с середины) в повествовании без подготовки появляются неожиданные важные персонажи, а сама концовка, если смотреть на неё с бытовых, реалистических позиций, выглядит то ли скомканной, то ли обрубленной. но именно в пространстве мифа, некоей легенды все эти появления спасителей, помощников, сама концовка, которая будто "размывает" жизнь Навискаи после событий, кажутся уместными и логичными. Навсикая как некая святая не может мыслиться вне своих свершений, вне деяний по спасению мира.
несколько слов об этом: Миядзаки последовательно возводит свою героиню до статуса святой, мессии, самоотверженно несущей на своих плечах бремя спасения и боли этого мира. но для истории об избранном длинная дистанция повествования может быть опасной, она может разрушить тот хрупкий ореол, свести его до некой банальности. оттого история Навсикаи как избранной куда лучше звучит именно в аниме, где за два часа она проходит классический цикл героя. в манге же (оставляя в скобках то, что Миядзаки тезис о синих одеждах зачем-то повторил дважды) эта идея фактической святости Навсикаи словно балансирует на грани между искренностью и патетикой.
конечно, та сцена, где героиня пытается, не проливая крови, остановить бой между тольмекианским гарнизоном, верным Кушане, и войсками дороков под предводительством Чаруки, но всё же вынуждена смотреть, как гибнут солдаты, пытающиеся её защитить, поражает, как и завораживает то чистосердечие, искренность Навсикаи в её попытках свести всякое насилие к нулю, примирить бывших врагов. однако читая снова и снова об этих деяния героини, сложно не почувствовать, как она медленно превращается в "инородное тело" (особенно когда повторяет довольно-таки прозрачные и явные тезисы об экологии и о свободе каждого) на фоне куда более реалистических, более приземлённых героев.
в итоге манга Миядзаки Хаяо "Навсикая из долины ветров" предстаёт поистине завораживающим, поразительным примером работы с миром, примером создания грандиозной истории, которая, разворачивая грандиозное повествование о крушении прежнее и рождении нового, всё же (на мой взгляд) оступается в своём мифологическом аспекте.
если какое-то российское издательство начнёт выпускать, обязательно куплю.
Комментарии
Твой комментарий
Нет комментариев