Сразу оговорюсь для любителей лаконичности. Советую всем бросать мангу после 13-го тома и считать это концовкой, тогда, скорее всего, останетесь довольны жестокой, но искренней историей о попытке прогнившего человека с помощью каратэ выжить в обществе, которое отчаянно хочет его смерти. Максимум можно прочитать следующую арку про Китай ради слегка сомнительного эпилога, потому что дальше начинается чуть ли не эзотерический цирк, а любые попытки в социальный подтекст или демонстрацию боевых искусств кажутся вымученными. 7-8 из 10 за первые 13 томов, 5 из 10 за всё вместе. Далее для тех, кто ищет подробностей.
У нас есть главный герой, который попав в исправительную колонию для несовершеннолетних за жесткое убийство своих родителей, выходит оттуда бандитом и "бойцовским петухом", причем помимо обучения каратэ прилагаются вещи, с которыми у большинства ассоциируются слова "тюрьма" и "петух". Рё, несмотря на все невзгоды, едва ли выступает объектом сострадания - хотя некоторых положительных качеств, его мотивы весь сюжет слегка абстрактны, некоторые его поступки действительно полагаются злодеям (например, изнасилование женщины соперника), а причины первого преступления остаются на уровне туманных доводов по типу "они уничтожали мою личность". Его родители явно были заботливы сверх меры, но реакцию мальчика не в коем случае не пытаются показать хоть как-то адекватной. Манга про боевые искусства, поэтому важны столкновения личностей, но тут это показано довольно средне. Все его противники, в основном приличные люди и вариации на тему "что если бы Рю не сделал тот поступок". К сожалению, они не являются достаточно яркими или проработанными персонажами, поэтому откровенно болеть за них не получается. Другие персонажи тоже слабо выделяются, и обычно выступают либо чистой функцией, типа экспозиции, либо работают на эстетику.
Что же заставляет драму в начале работать? Как раз таки социальный подтекст. Автору, на мой взгляд, удалось показать предвзятость общества, которое ничто не прощает и где шансы на исправление и искупление, особенно для такого тяжкого преступление, фактически равны нулю или около того. Другими словами, можно понять тягу Рё доказать свою стоимость, вырваться со дна, даже несмотря на его сомнительные поступки. Персонаж одновременно не способен и оставаться на уровне обычного головореза и искренне подняться над собой, поэтому все его попытки оказываются тщетными. Добавим сюда качественный арт, который напоминает стиль Takehiko Inoue (весьма лестное сравнение), хорошую хореографию боев и попытки добавить временами дополнительной художественности, например, постоянные вклейки кадров с животными, чтобы подчеркнуть борьбу за выживание в обществе. В таком режиме мрачной атмосферы и более-менее реалистичной истории проходит ровно 13 томов, по итогу которых автор пусть не слишком словесно, показал все основные мысли. Проблема в том, что потом идет ещё 200 глав, и какие эти главы...
Уже с 14-го тома начинают повторяться все возможные клише историй про боевые искусства (мастер со злобным учеником и милой ученицой, неироничная энергия ки, гении, которые за 1 раз идеально осваивают техники или просто сверхлюди), с каждым новым противником Рё теряет всю свою форму и заново должен чему-то учиться, у кого-нибудь чудного мастера, причем, скорее всего, после арки он забудет всё, чему научился. Боевые искусства становятся расплывчатыми инструментами для битвы, нежели предметом отдельного изучения. Сам персонаж теряет свои оттенки в пользу более привычного страдальца, который разрушает жизни практически всех, с кем связывается. Это выглядит уже не как размышление о порочности каких-то процессов в обществе, а просто показательное издевательство автора над персонажем за былые заслуги, что иронично приравнивает его к людям, которых он вроде критикует.
Вместо в честной степени продуманного и приземленного сюжета идут повторяющиеся арки, темные организации мастеров боевых искусств и эзотерика на уровне "голоса свыше нашептали", "призрак мастера подсказал", "ангел с неба явился" . Конечно же, присутствует мифическая харизма вместо каких-то убедительных взаимодействий между героями, мне кажется, это один из элементов повествования, который автор подсмотрел у Берсерка. Возвращение персонажей, которые либо никуда не ведут, либо нужны исключительно затем, чтобы выполнить сиюминутную функцию и раствориться во тьме за кадром. Новые же герои не дотягивают даже до уровня начального каста, который, как уже было, отмечено был посредственным. То, что автор весьма смело в начале сравнивал с работой Ф.М. Достоевского "Преступление и Наказание" после 40% истории стремительно несется в сторону средних подростковых драм. Хочется плакать от смеха, когда видишь "клоунов", на которых закончилась эта история . Феерический по качеству русский перевод, а-ля промт в редактуре восьмиклассника, с каких-то 200-х глав только добавляет баллов ненамеренной комедии, и я искренне не знаю, недостаток это или все-таки помогает скрасить иначе мучительный процесс чтения. Немного ситуацию спасает арт, который остается на уровне и способен иногда выдавать впечатляющие виды с претензией на художственность, хотя один и тот же план, который автор использует для разворотов в боевых сценах может утомить.
Вывод я обозначила в начале, но тут могу оставить рекомендации тем, для кого в формуле Шамо есть что-то привлекательное. Хотите историю про общественную предвзятость в отношении преступлений? Советую фильм "Охота" с Мадсом Миккельдсоном, персонаж там достойный человек, но ситуация его куда сильнее будоражит, хоть и не имеет ничего общего с экшеном. Хотите историю про путь война, осознание себя через жестокий путь и сражение с колоритными противниками? Вагабонд от Такэхико Иноуэ, там буквально все эти аспекты лучше, чем Шамо, а арт и художственное видение просто фантастические. Нужна история, как угнетенный молодой человек, с помощью боевых искусств находит силы жить и место в мире? Манга Священная земля, там автор скурпулезно подошел к моменту освящения разных боевых искусств в контексте уличных драк, есть в том числе каратэ. Нужна взрывная история с главным героем негодяем? Мир принадлежит мне явно придется вам по душе, и глав там в 2 раза меньше. В Шамо есть свой шарм и сильные стороны, особенно говоря о первых 13-ти томах, но в итоговой комплектации назвать это хорошей мангой язык не поворачивается.
У нас есть главный герой, который попав в исправительную колонию для несовершеннолетних за жесткое убийство своих родителей, выходит оттуда бандитом и "бойцовским петухом", причем помимо обучения каратэ прилагаются вещи, с которыми у большинства ассоциируются слова "тюрьма" и "петух". Рё, несмотря на все невзгоды, едва ли выступает объектом сострадания - хотя некоторых положительных качеств, его мотивы весь сюжет слегка абстрактны, некоторые его поступки действительно полагаются злодеям (например, изнасилование женщины соперника), а причины первого преступления остаются на уровне туманных доводов по типу "они уничтожали мою личность". Его родители явно были заботливы сверх меры, но реакцию мальчика не в коем случае не пытаются показать хоть как-то адекватной. Манга про боевые искусства, поэтому важны столкновения личностей, но тут это показано довольно средне. Все его противники, в основном приличные люди и вариации на тему "что если бы Рю не сделал тот поступок". К сожалению, они не являются достаточно яркими или проработанными персонажами, поэтому откровенно болеть за них не получается. Другие персонажи тоже слабо выделяются, и обычно выступают либо чистой функцией, типа экспозиции, либо работают на эстетику.
Что же заставляет драму в начале работать? Как раз таки социальный подтекст. Автору, на мой взгляд, удалось показать предвзятость общества, которое ничто не прощает и где шансы на исправление и искупление, особенно для такого тяжкого преступление, фактически равны нулю или около того. Другими словами, можно понять тягу Рё доказать свою стоимость, вырваться со дна, даже несмотря на его сомнительные поступки. Персонаж одновременно не способен и оставаться на уровне обычного головореза и искренне подняться над собой, поэтому все его попытки оказываются тщетными. Добавим сюда качественный арт, который напоминает стиль Takehiko Inoue (весьма лестное сравнение), хорошую хореографию боев и попытки добавить временами дополнительной художественности, например, постоянные вклейки кадров с животными, чтобы подчеркнуть борьбу за выживание в обществе. В таком режиме мрачной атмосферы и более-менее реалистичной истории проходит ровно 13 томов, по итогу которых автор пусть не слишком словесно, показал все основные мысли. Проблема в том, что потом идет ещё 200 глав, и какие эти главы...
Уже с 14-го тома начинают повторяться все возможные клише историй про боевые искусства (мастер со злобным учеником и милой ученицой, неироничная энергия ки, гении, которые за 1 раз идеально осваивают техники или просто сверхлюди), с каждым новым противником Рё теряет всю свою форму и заново должен чему-то учиться, у кого-нибудь чудного мастера, причем, скорее всего, после арки он забудет всё, чему научился. Боевые искусства становятся расплывчатыми инструментами для битвы, нежели предметом отдельного изучения. Сам персонаж теряет свои оттенки в пользу более привычного страдальца, который разрушает жизни практически всех, с кем связывается. Это выглядит уже не как размышление о порочности каких-то процессов в обществе, а просто показательное издевательство автора над персонажем за былые заслуги, что иронично приравнивает его к людям, которых он вроде критикует.
Вместо в честной степени продуманного и приземленного сюжета идут повторяющиеся арки, темные организации мастеров боевых искусств и эзотерика на уровне "голоса свыше нашептали", "призрак мастера подсказал", "ангел с неба явился" . Конечно же, присутствует мифическая харизма вместо каких-то убедительных взаимодействий между героями, мне кажется, это один из элементов повествования, который автор подсмотрел у Берсерка. Возвращение персонажей, которые либо никуда не ведут, либо нужны исключительно затем, чтобы выполнить сиюминутную функцию и раствориться во тьме за кадром. Новые же герои не дотягивают даже до уровня начального каста, который, как уже было, отмечено был посредственным. То, что автор весьма смело в начале сравнивал с работой Ф.М. Достоевского "Преступление и Наказание" после 40% истории стремительно несется в сторону средних подростковых драм. Хочется плакать от смеха, когда видишь "клоунов", на которых закончилась эта история . Феерический по качеству русский перевод, а-ля промт в редактуре восьмиклассника, с каких-то 200-х глав только добавляет баллов ненамеренной комедии, и я искренне не знаю, недостаток это или все-таки помогает скрасить иначе мучительный процесс чтения. Немного ситуацию спасает арт, который остается на уровне и способен иногда выдавать впечатляющие виды с претензией на художственность, хотя один и тот же план, который автор использует для разворотов в боевых сценах может утомить.
Вывод я обозначила в начале, но тут могу оставить рекомендации тем, для кого в формуле Шамо есть что-то привлекательное. Хотите историю про общественную предвзятость в отношении преступлений? Советую фильм "Охота" с Мадсом Миккельдсоном, персонаж там достойный человек, но ситуация его куда сильнее будоражит, хоть и не имеет ничего общего с экшеном. Хотите историю про путь война, осознание себя через жестокий путь и сражение с колоритными противниками? Вагабонд от Такэхико Иноуэ, там буквально все эти аспекты лучше, чем Шамо, а арт и художственное видение просто фантастические. Нужна история, как угнетенный молодой человек, с помощью боевых искусств находит силы жить и место в мире? Манга Священная земля, там автор скурпулезно подошел к моменту освящения разных боевых искусств в контексте уличных драк, есть в том числе каратэ. Нужна взрывная история с главным героем негодяем? Мир принадлежит мне явно придется вам по душе, и глав там в 2 раза меньше. В Шамо есть свой шарм и сильные стороны, особенно говоря о первых 13-ти томах, но в итоговой комплектации назвать это хорошей мангой язык не поворачивается.
Комментарии
Твой комментарий
@Dominema, отличный отзыв@Dominema, Дело в том, что начало было положено Идзо Хасимото, он ещё писал сюжет про Акиру а потом начались разногласия и судя по всему ещё задолго до 25 тома. Художник Акио Танака устроил суд и прибрал Шамо к себе, по итогу конец арки томо и последнюю про братьев дописывал уже он в соло, возможно по этой причине всё так резко поменялось и стало хуже. Но так или иначе история Шамо мне понравилась значительно больше чем Бродяга, хотя бы по той причине что Миямото Мусаси сам выбрал этот путь и запятнал свои руки кровью, искал сражения с целью стать сильнее и перерезал целую школу, в то время когда Рю был просто жертвой, его испортило общество и он искренне не понимает в чём неправ, особенно хорошо это видно после его побед на ринге, когда толпа кричит "сдохни" а он думал что его должны боготворить, ведь он выжил и это самое главное, он учился боевым искуствам чтобы выжить и это сильно отличается от того как используют боевые искусства на ринге для заработка