Nur für schwindelfreie*
Одинаково справедливо будет назвать Скалолаза как знаковой мангой, во многих отношениях служащей эталоном для будущих работ, так и абсолютно бездарной поделкой в очень красивых декорациях. Я, как бы не хотел, не могу не уходить в обе эти крайности, смотря на Скалолаза целиком. Всё, что касается сюжета и его построения не терпит никакой критики и, можно сказать, сделано хуже чем в произведениях аниме прома, которые обычно приводят в пример чего-то очень плохого. То же касается и идейной составляющей манги. От того ли, что автор, Шинъичи Сакамото, вовсе не предполагал никакой значимости для всех своих метафор и аналогий в произведении, которое нужно понимать буквально, во что мне слабо верится, или от того, что просто неумело и непоследовательно их демонстрировал, в любом случае Скалолаз своей, как можно по много чему догадаться, важнейшей частью сильно разочаровывает. Так что скажу сразу, что не стоит возлагать больших надежд на мангу, но и точно не откладывать из-за этого на еще один неопределенный срок, если она уже была в планах.
Дальше будет много спойлеров, которые, правда, вряд ли сделают возможное чтение более или менее интересным, особенно учитывая, что сюжет здесь занимает второстепенное положение. Но зато так получится дать представление об основных особенностях и, главное, недостатках манги.
Сюжет манги основан на одноименном романе, который рассказывает о японском скалолазе, жившем в начале 20 века, Като Бунтаро. Не знаю, были ли все описываемые дальше особенности уже там или нет, дело от этого все равно не сильно меняется. А еще и учитывая, что Сакамото кардинально поменял концовку, то скорее оригинал мало связан с мангой в плане повествования. В Скалолазе манге рассказывается о Мори Бунтаро, прототипом которого вроде как служит главный герой из романа. Только действия происходят уже в современности. И мы наблюдаем, как Бунтаро совершенствуется в своем увлечении скалолазанием, изменяется, а самое главное взрослеет на протяжении всей манги. Но дальше описывать это не вижу смысла, а лучше скажу, к чему надо быть готовым при чтении.
Сюжет делится на несколько арок, первая из которых легко способна заставить дропнуть, не дав насладится (не) всем тем прекрасным, что есть дальше. Сеттинг выбран школьный, что обусловлено необходимостью показать развитие героя и соответствующие проблемы. Поначалу просто дается экспозиция и понемногу рассказывается о главном герое, Мори Бунтаро. В это время по абсолютно непонятной мне причине автор добавляет уйму глупых аниме тропов, совсем не соответствующих стилю манги. Здесь и под стать сеттингу архетипы, ситуации, юмор и прочее, что сильно портит картину, к тому же показывается это параллельно с совершенно несовместимыми сценами неплохой драмы. Арка, однако, занимает не так много от общего объема и так же, как и вся манга, легко читается. Так что возможно перетерпеть не составит большого труда.
Увы, не перейди Сакамото от вполне обычного повествования к своим сомнительным приемам, возможно все остальные недостатки могли бы нивелироваться сюжетом. Примерно после первой арки заметно резкое изменение в стиле повествования. Пропадают все нелепости школьной арки и атмосфера становится более серьезной, какой она и пыталась быть изначально. Но взамен автор, видно, решает попробовать себя в необычном построении сюжета.
Есть со стороны автора также и просто необъяснимые решения. В заключительной арке погибает напарник гг, а перед этим опять со слабым обоснованием пихают драму: отец этого напарника упрашивает Бунтаро отправиться в горы со своим сыном. И как только Бунтаро возвращается из своего захода автор делает некоторые выводы и завершает мангу, бесследно забывая о погибшем напарнике. Это, правда, и нельзя бы умело вписать в концовку, но легко можно было вовсе не упоминать об каких то там проблемах в семье героя, имя которого вряд ли кто запомнит даже на время чтения. Или еще более странное решение это разрыв главной интриги манги линией семейной жизни главного героя. У Мори Бунтаро вроде бы уже все хорошо, но внезапно он вспоминает что то там, о чем читатель уже глав как пятьдесят напрочь забыл. И еще примеров такого не мало.
Из-за этого не складывается общая картина ни в сюжетном, ни в идейном плане. Чтобы полностью насладится конкретными темами, нужно брать их в отрыве от остальной манги. Части которой, к сожалению, автор не смог идеально скомпилировать в нечто единое.
Но нельзя не отметить саму подачу, то есть как история рассказывается независимо от содержания, и это вышло у автора превосходно. Манга читается крайне легко и быстро. История, как бы не была плоха в плане структуры постоянно держит интригу. Как при восхождениях Мори Бунтаро, так и в перерывах. Часто главы вовсе не имеют диалогов, роль которых замещают визуальные образы. Они хоть и не лишены своих проблем, но с поддержанием интереса полностью справляются. Выдался бы один полностью свободный день, ничего бы не мешало прочитать мангу за один заход. Лайтовость подачи и спасает Скалолаза от серьезных других недостатков.
Мори Бунтаро вышел персонажем уникальным и, можно сказать, история Скалолаза сугубо личностная, и в то же время на его примере показываются закономерности наиболее общие для всех. Сильно замкнутый в себе, не имеющий никаких целей школьник вдруг начинает увлекаться скалолазанием, попутно пытаясь сблизиться с другими людьми. Но ряд личных решений и событий мешают этому, и всё больше герой предается своему одиночеству и дающим его горам.
Автор опять не смог связать все показанное в неразрывное целое. Проявления отлично проработанного характера Мори Бунтаро обычно точечные. Сказал то, поступил так, но нет ощущения, что Бунтаро всегда какой-то один. Возможно это недостаток его активности, то есть буквально, мыслей, диалогов и выражающих его действий. Взамен этому автор использует визуальные приемы, которые с задачей постоянного выражения образа, как мне показалось, хуже справляются. Мало также знаем о прошлом Мори, полная предыстория не будет показана ни разу за всю мангу. Почему герой такой, так же нет объяснений, почему меняется и решает повести себя так не всегда имеет достаточно основания.
Не обошлось и без проблем, по типу тех, что описаны в разделе про сюжет. Например, очень странно показано отношение Бунтаро к женщинам, учитывая, что он их попросту игнорирует и почти не думает о них. С этим было связано несколько красивых образов (а иногда кажется, что автор только ради того, чтобы нарисовать красивую метафору и пихает лишние детали), но по итогу эта линия также осталась незаконченной и забытой, а соответственно неуместной.
Особенно не пошли на пользу таймскипы. Например, самое важное изменение в герое, когда он перестал быть одиноким и повзрослел сделано почти без предпосылок, как данность, или как закономерность, но на этом автор не акцентирует никакого внимания.
Но, как уже сказал, отдельные проявления какого то аспекта сделаны превосходно. Очень мила его наивность в молодом возрасте, например когда он отказывается от материальной помощи и хочет осуществить свои планы только собственными силами, а сам при этом экономит даже на воде. Видна также уже неуверенность в выбранном пути, о чем Бунтаро иногда говорят другие персонажи.
Самый жуткий момент за всю
И особенно понятна его скорбь по утраченной молодости, точнее по тому как он её не провел. В одной главе Мори представляет, как бы сложилась жизнь, выбери он другой жизненный путь. В таких сценах раскрывается вся ценность Скалолаза. То есть не на протяжении всей манги, ни в конце по прочтении, а в конкретных главах или даже страницах. За них можно не обращать внимания на низкие способности автора в построении сюжета. Так же показательна глава со свадьбой главного героя, которая остроумно названа “похоронами”. Прежний Мори Бунтаро умирает вместе со своей безосновательной юношеской страстью к горам, но взамен перерождается в по настоящему счастливого человека. Но выразил ли этим автор свое мнение на эту тему? Отложу вопрос к последней части рецензии. Но уже можно догадаться, что есть и с этим проблемы.
Про остальных персонажей говорить не вижу смысла, так как они лишены каких то характерных черт, и потому ценность их в идейном, да и в просто художественном плане почти нулевая. Что здесь, однако, не является чем-то плохим.
Думаю, пора к завершению. То, что рисовка здесь вне конкуренции самоочевидно, а другие достоинства, так или иначе я обозначил. Теперь к главной части, о которой мне хочется говорить меньше всего, так как она больше всего и разочаровала.
И какой же главный вывод, по поводу выбора жизненного пути Бунтаро. Он, хоть и с оговорками, вполне ожидаем. Разум, как в случае, с главным героем возьмёт верх. Каждый по-хорошему так или иначе повзрослеет, отбросит свои глупые увлечения, в общем
Это на самом деле отлично. Но как можно смотреть на то, как хорошо Бунтаро живется с семьей, параллельно с этим?
Явно же автор говорит о чем-то, что противоречит такой прагматичной позиции, отменяя тем самым весь буквальный смысл. А ведь можно еще, например, описать, как необоснованно было показано решение Бунтаро отправится в свое последнее восхождение, то есть в финале манги, где пора подводить итоги. И такие несостыковки есть на протяжении всего сюжета. Так что к концу мы остаемся обделенными авторской осмысленностью показанного. Имея лишь два противоречащих смысла: буквальный, и едва ли единый, тот что в многочисленных образах, которые я почти не включил в рецензию, так как они – одно из главнейших достоинств. Но в то же время и взаимоисключающий вместе с основным сюжетом элемент.
Я правда пытался как то защитить смысловую часть, слишком уж красиво Сакамото рисует. Но остается только не учитывать предыдущие условия, которые автор наделал себе же во вред. И просто наслаждаться метафорами в отрыве от всего остального. Учитывая как в художественном плане оправдана вся претенциозность. Так мы и автора в бездарном построении сюжета можем не обвинять и все символы и метафоры сохраним. Но это сложно.
Лично от себя оценка - что-то среднее между 4 и 9. Пусть будет 6/10. Все таки чтение было увлекательным.
*Только для свободных от головокружения (нем.)
@シベリアンウルトラナショナリスト, Стенфордскую энциклопедию можно как параллельно читать, так и как пропедевтику, а есть вариант и вовсе как замену использовать. Этож топ вуз, а правки вносятся не каждый может@シベリアンウルトラナショナリスト@Gorefield, на том сайте статей 5 читал, оч помогло разобраться с кое-чем, но без оригинала в них немного смысла.А вот такие общие, как вроде ты скинул слишком поверхностно объясняют, но у Куна вроде ничего сильно сложного и нет.
@Eslancer,@Gorefield@シベリアンウルトラナショナリスト, вся сложность в конкретных кейсах, когда он объясняет чем отличались предыдущее представление от нового. Можно дальше почитать Фейерабенда, и он утверждает что предыдущее не хуже нового, а альтернативное.@シベリアンウルトラナショナリスト@シベリアンウルトラナショナリスト, Если вся книга – трюизм, то, как и на Николая Куна, время лучше не тратить и обойтись статьями-выжимками. Но вторую книгу (the road since structure вроде быы) приценить стоит полностью, там поинтересней материал будет.@シベリアンウルトラナショナリスト@Eslancer, Либо я не заметил сложности, либо просто до этого не дошел. А второе как минимум скачаю@Gorefield,@Eslancer@シベリアンウルトラナショナリスト, Мифы древней Греции с юморком. Зачем@シベリアンウルトラナショナリスト@シベリアンウルトラナショナリスト, там же был эксперимент с камнем и башней? Этот момент и Фейерабенд вроде обсуждал. Кун скорее говорил, что предыдущая парадигма лжёт, то у Фейерабенда наоборот Галилей преврал.После вчерашнего, меня походу здесь Заигнорили. А у меня восприятие манги лучше, чем в твоей рецензии.
@シベリアンウルトラナショナリスト@Eslancer@シベリアンウルトラナショナリスト, ясно.Как же скалолаз прекрасен
@RodboЯ,@シベリアンウルトラナショナリスト@Dollizm, это из Kokou no Hito?@Dollizm@RodboЯ, сам то как думаешь...Это гатари
@RodboЯ@Dollizm, гатари там прямые углы минимализм. не похоже@Dollizm, ну ты... под спойлер спрячь, ладно?@シベリアンウルトラナショナリスト, рецензия говно, ты просто не понял, своё субъективное мнение объективным выставлять не надо, особенно если ты тупица и не понимаешь главнойТМ сути.@シベリアンウルトラナショナリスト@シベリアンウルトラナショナリスト, ещё и технолайз с легендой о героях галактики в избранном. Точно говноед.@metorisharp, та не. Это просто твой анимушный мозг не смог в мой разбор@metorisharp@シベリアンウルトラナショナリスト, я бы разобрал с тобой по частям тобою написанное, и объяснил всё то, что ты не уловил, ведь складывается впечатление, что ты реально контуженный. обиженный жизнью имбецил, но, это просто не стоит моего времени.@シベリアンウルトラナショナリスト@metorisharp, не, все таки потому что ты тупой для этого. Можешь не писать про время. Ты уже его на кринж троллинг тратишь