В очередной раз, перечитывая или пересматривая то, что было несколько лет назад, начинаешь смотреть на него по-другому. Вот и тут я заново открываю для себя Rozen Maiden. Во-первых, это красивая манга. Знаете, за некоторое время читатель успел преисполниться красотой всяких разных доллфи, обмазаться лолитами, из-за чего даже пошёл работать закройщиком. И вот сейчас просто не могу нарадоваться, глядя на готическое платье Суингито, и не только её, все куклы Розена прекрасны. Во-вторых, каждая кукла особенная, каждая из них индивидуальность, каждая имеет свой характер, свою собственную историю, так что неудивительно, что вокруг них выросла определённая фагготория - каждую из них можно любить и фажить. Это если кратко обозначить основные причины, по которым Rozen Maiden может быть любим.
756x1080756x10801280x924
А у манги, между прочим, есть ещё сюжет и главный герой. Всё начинается с того, как он, схикковавшийся японский школьник Джун, сам того не хотя, соприкасается со сверхъестественным, когда в его грешную жизнь, одна за другой, врываются куклы Розена. Не то, чтобы Шинку сильно повезло со своим медиумом, поскольку Джуна мы встречаем как очень ядовитого человека. Он ребёнок не только физиологически, или юридически, это его образ жизни и система взаимоотношений с другими людьми. Это прекрасно видно ещё в первых главах, как он перекладывает ответственность за какое-либо действие, обычно на свою старшую сестру Нори, которую он постоянно гоняет и при этом от которой зависит практически во всём. Даже заключение контракта Джун перекладывает на Шинку, будто бы это был не его выбор, будто бы до этого не он отвечал на то самое письмо. Побег от ответственности, трусость, постоянная неуверенность, это основные паттерны его поведения. В конце концов, неуверенность Джуна отражается в N-поле серьёзными проблемами для главных героев.
844x1200840x12001670x1200
Само N-поле является не только астральным, то есть потусторонним пространством, в котором происходит сверхъестественное, но также сюжетным инструментом, посредством которого происходит путешествие читателя непосредственно во внутренний мир героев. Манга, так-то, открыто отсылает к Карлу Юнгу и к его терминологии, что довольно важно, поскольку сновидения являлись полем его деятельности как психолога, в частности, он занимался их интерпретацией. Особенно это касается "океана бессознательного", то, что в концепции Юнга называется коллективным бессознательным, являющимся самым базовым уровнем психических процессов, общим психическим опытом человечества. Общие сны, путешествия героев по ним, это как раз про коллективное бессознательное, которое объединяет всех людей и кукол Розена.
834x12001920x1369
И если посмотреть внимательно, можно увидеть, что Суйсейсеки (заодно с Сосейсеки) занимается самой что ни на есть психотерапией. Путешествие с Джуном в N-поле это путешествие в его психику, и в конечном итоге школьнику удалось встретиться с самим собой, с тем самым стебельком, поросшим сорняками. Всё то, что мучило Джуна, все его неврозы, травматические воспоминания, это всё было вытеснено из сознания в подсознание, что видно по тому, что в своих снах Джун видит себя в школьной форме. И пусть Джун старается не вспоминать о школе, но травма никуда не делась, а стала сорняками, которые душат Джуна и не дают тому вырасти. Соусейсеки вполне могла обрезать невротические воспоминания, проведя над ним выборочную амнезию, но вышло как вышло и поэтому Джун продолжает убегать от людей, от своих проблем, ощущая себя поломанной куклой.
1678x12011083x16001083x16001085x16001920x1374
Сами куклы полны не столько психологическими противоречиями, сколько экзистенциальными. С начала манги и до конца каждая кукла, несмотря даже на дружбу и близкие отношения, бьются друг с другом не не жизнь, а на смерть. Конечной целью Игры Алисы является Розен, встречи с которым они желают. Загвоздка в том, что встретиться с отцом способна только одна из них, кто сумеет собрать все 7 Мистических Роз, тем самым став Алисой, идеальной и безупречной дочерью Розена. Вроде бы всё логично, но что-то в этой схеме смущает. Каждая кукла неидеальна и имеет свои недостатки, но разве не это является индивидуальностью? Да и несмотря на это, все они по-своему хороши. В самом деле, а так ли уж сильно им нужно играть в Алису? Почему они не могут остаться самими собой?
1687x1203965x1400
Есть ли выход из отцовского комплекса (), в этой их потребности соответствовать нездоровым ожиданиям Розена? Как по мне, он есть, поскольку, по мере развития отношений, куклы Джуна всё меньше вспоминают об Игре Алисы. Суингито тоже является тому примером, она самая первая кукла и самая сильная и при этом самая неполноценная, поскольку принципиально не желает связывать себя узами с медиумом. Из-за одиночества Суингито особо сильно зациклена на отце, что, к слову, роднит её с Мэгу, имеющей конфликт со своим отцом, который её бросил. Оставленность родителем, куклы, брошенные им на произвол судьбы, всё это, в свою очередь, рождает необходимость поговорить о самом Розене, а если точнее, о его родительской ответственности.
970x1400965x1400955x1400
Больше всего он мне напоминает гностического Ялдабаофа, эгоистичного, капризного и неполноценного духа, который породил неполноценный мир. Как было сказано, желание обладать идеальной девочкой Алисой не является здоровой страстью, как минимум, потому что это попахивает педофилией. А главное тут то, что в погоне за несуществующей Алисой Розен бросил на произвол судьбы семерых дочерей, обречённых до конца своих дней сражаться друг с другом за его внимание. Ведь у неполноценного создателя получаются только неполноценные творения, что, кстати, является главной моралью третьей главы Книги Бытия - именно поэтому искажённые грехом люди были лишены божественной силы.
959x1400
Смею предположить, что именно Джуну как более ответственному создателю удастся исправить ошибки Розена и избавить сестёр от их первородного греха, тем более, что ближе к концу манги школьник постепенно расчехляется и выдавливает из себя хиккана. Хотя тут диалектически выводится другая проблема - взрослеющие дети неизбежно перестают играться с куклами, которые, конечно же, не растут и не меняются. Потому что такова онтологическая пропасть между смертными живыми людьми и бессмертными неживыми куклами. А вообще, несмотря на некоторую сюжетную сумбурность (Суингито так вообще была выброшена на второй план на фоне внезапного появления Киракисё), Rozen Maiden бодро разгоняется и заканчивается будто бы на середине, оставляя интригу для второй части. В конце концов, Джун мог не открывать дверь и жить как обычный старшеклассник, забыв о куклах Розена и прочей чертовщине. Но он решил иначе, потому что сорняки необходимо прополоть до конца. Да и надо бы как-нибудь разобраться, кто такая Киракисё и чего ей тут на самом деле нужно.
983x1400983x1400983x1400983x14001100x1600
P.S. К слову о родителях Джуна. Вам тоже кажется, что он сирота? От родителей ни одной весточки не пришло, а Нори разговаривает с ними, будто бы они рядом, а не по работе уехали, то есть с живыми людьми таких монологов явно не ведут. Получается, всё это время Нори покупала сувениры и скрывала от Джуна правду о гибели родителей. Такие дела.
756x1080756x10801280x924
А у манги, между прочим, есть ещё сюжет и главный герой. Всё начинается с того, как он, схикковавшийся японский школьник Джун, сам того не хотя, соприкасается со сверхъестественным, когда в его грешную жизнь, одна за другой, врываются куклы Розена. Не то, чтобы Шинку сильно повезло со своим медиумом, поскольку Джуна мы встречаем как очень ядовитого человека. Он ребёнок не только физиологически, или юридически, это его образ жизни и система взаимоотношений с другими людьми. Это прекрасно видно ещё в первых главах, как он перекладывает ответственность за какое-либо действие, обычно на свою старшую сестру Нори, которую он постоянно гоняет и при этом от которой зависит практически во всём. Даже заключение контракта Джун перекладывает на Шинку, будто бы это был не его выбор, будто бы до этого не он отвечал на то самое письмо. Побег от ответственности, трусость, постоянная неуверенность, это основные паттерны его поведения. В конце концов, неуверенность Джуна отражается в N-поле серьёзными проблемами для главных героев.
844x1200840x12001670x1200
Само N-поле является не только астральным, то есть потусторонним пространством, в котором происходит сверхъестественное, но также сюжетным инструментом, посредством которого происходит путешествие читателя непосредственно во внутренний мир героев. Манга, так-то, открыто отсылает к Карлу Юнгу и к его терминологии, что довольно важно, поскольку сновидения являлись полем его деятельности как психолога, в частности, он занимался их интерпретацией. Особенно это касается "океана бессознательного", то, что в концепции Юнга называется коллективным бессознательным, являющимся самым базовым уровнем психических процессов, общим психическим опытом человечества. Общие сны, путешествия героев по ним, это как раз про коллективное бессознательное, которое объединяет всех людей и кукол Розена.
834x12001920x1369
И если посмотреть внимательно, можно увидеть, что Суйсейсеки (заодно с Сосейсеки) занимается самой что ни на есть психотерапией. Путешествие с Джуном в N-поле это путешествие в его психику, и в конечном итоге школьнику удалось встретиться с самим собой, с тем самым стебельком, поросшим сорняками. Всё то, что мучило Джуна, все его неврозы, травматические воспоминания, это всё было вытеснено из сознания в подсознание, что видно по тому, что в своих снах Джун видит себя в школьной форме. И пусть Джун старается не вспоминать о школе, но травма никуда не делась, а стала сорняками, которые душат Джуна и не дают тому вырасти. Соусейсеки вполне могла обрезать невротические воспоминания, проведя над ним выборочную амнезию, но вышло как вышло и поэтому Джун продолжает убегать от людей, от своих проблем, ощущая себя поломанной куклой.
1678x12011083x16001083x16001085x16001920x1374
Сами куклы полны не столько психологическими противоречиями, сколько экзистенциальными. С начала манги и до конца каждая кукла, несмотря даже на дружбу и близкие отношения, бьются друг с другом не не жизнь, а на смерть. Конечной целью Игры Алисы является Розен, встречи с которым они желают. Загвоздка в том, что встретиться с отцом способна только одна из них, кто сумеет собрать все 7 Мистических Роз, тем самым став Алисой, идеальной и безупречной дочерью Розена. Вроде бы всё логично, но что-то в этой схеме смущает. Каждая кукла неидеальна и имеет свои недостатки, но разве не это является индивидуальностью? Да и несмотря на это, все они по-своему хороши. В самом деле, а так ли уж сильно им нужно играть в Алису? Почему они не могут остаться самими собой?
1687x1203965x1400
Есть ли выход из отцовского комплекса (
а тут есть комплекс Электры, если вспомнить, какие, кхм, близкие отношения сложились между Шинку и Джуном, который очень походит на их создателя
970x1400965x1400955x1400
Больше всего он мне напоминает гностического Ялдабаофа, эгоистичного, капризного и неполноценного духа, который породил неполноценный мир. Как было сказано, желание обладать идеальной девочкой Алисой не является здоровой страстью, как минимум, потому что это попахивает педофилией. А главное тут то, что в погоне за несуществующей Алисой Розен бросил на произвол судьбы семерых дочерей, обречённых до конца своих дней сражаться друг с другом за его внимание. Ведь у неполноценного создателя получаются только неполноценные творения, что, кстати, является главной моралью третьей главы Книги Бытия - именно поэтому искажённые грехом люди были лишены божественной силы.
959x1400
Смею предположить, что именно Джуну как более ответственному создателю удастся исправить ошибки Розена и избавить сестёр от их первородного греха, тем более, что ближе к концу манги школьник постепенно расчехляется и выдавливает из себя хиккана. Хотя тут диалектически выводится другая проблема - взрослеющие дети неизбежно перестают играться с куклами, которые, конечно же, не растут и не меняются. Потому что такова онтологическая пропасть между смертными живыми людьми и бессмертными неживыми куклами. А вообще, несмотря на некоторую сюжетную сумбурность (Суингито так вообще была выброшена на второй план на фоне внезапного появления Киракисё), Rozen Maiden бодро разгоняется и заканчивается будто бы на середине, оставляя интригу для второй части. В конце концов, Джун мог не открывать дверь и жить как обычный старшеклассник, забыв о куклах Розена и прочей чертовщине. Но он решил иначе, потому что сорняки необходимо прополоть до конца. Да и надо бы как-нибудь разобраться, кто такая Киракисё и чего ей тут на самом деле нужно.
983x1400983x1400983x1400983x14001100x1600
P.S. К слову о родителях Джуна. Вам тоже кажется, что он сирота? От родителей ни одной весточки не пришло, а Нори разговаривает с ними, будто бы они рядом, а не по работе уехали, то есть с живыми людьми таких монологов явно не ведут. Получается, всё это время Нори покупала сувениры и скрывала от Джуна правду о гибели родителей. Такие дела.