Изначально Слэм-данк начинается как обыкновенный спокон. Конечно, ты даёшь ему скидку на то, что это ранние девяностые, что это был новый материал для тогдашней Японии. Особо многого от манги не ожидаешь, особенно после прочтения современных споконов. Однако, прочитав Слэм-данк, я понял, что ему и скидки давать не нужно было: даже спустя почти 35 лет после первой главы он остаётся актуальным и лучше большинства своих современников.
У Слэм-данка есть минусы, но они незначительны. Прежде чем нахваливать мангу, давайте сперва пройдёмся по этим недостаткам.
Первое — посредственная рисовка в первых 100 главах. Если вы, как и я, пришли к этой манге после других работ Иноуэ, то заметите, что начальные главы не отличаются чем-то гениальным.
Второе — Рукава в первой половине манги выглядит персонажем-функцией для развития Сакураги. У него скверная мотивация, но в дальнейшем Иноуэ всё же даёт ему развитие, превращая его в полноценного, яркого героя, который не отстаёт от других главных персонажей.
Теперь о сюжете. Он хорош. Всё в лучших традициях споконов, хотя к Слэм-данку это применимо мало: именно он задал такой стиль повествования и нарратива для спортивных манг. Напряжённые матчи, исход которых сложно предугадать, личностный рост персонажей прямо на площадке, мотивация и разбитые мечты — так я охарактеризую сюжет этой манги.
Что насчёт персонажей? Они мне понравились. Типичный главный герой сенена вроде Сакураги, талантливый и упорный, но при этом видны его рост, проблемы и барьеры, с которыми он сталкивается во время матчей. Рукава, как я уже отметил, сначала служит лишь функцией для развития Сакураги, но позже сталкивается с личностным конфликтом. Он холоден, отстранён, талантлив, но это не мешает ему быть интересным героем. Акаги, Мицуи и Мияги — также отличные персонажи. У них есть свои характеры и мотивация, которые раскрываются как в повседневной жизни, так и в ходе соревнований.
Меня радует, что Иноуэ не забывает о команде соперников. Мангака даёт им свои характеры и истории, которые вызывают симпатию. Это однозначный плюс, когда автор уделяет внимание не только протагонистам.
Отдельно отмечу работу тренеров. В современных споконах тренеров часто сводят к "болванчикам для вида". Но Иноуэ, обладая опытом в баскетболе, понимает: в командном спорте 50% успеха — это профессиональный тренер. В Слэм-данке тренерам уделено много внимания: видны их наставления, тактические перестановки, влияющие на игру и команду. Тренер Анзай стал моим любимым персонажем манги. Интересно было наблюдать за его взвешенными решениями, а также за тем, что он — не безупречный идеал, а человек со своими проблемами и сожалениями.
Что касается рисовки, то она сначала посредственная, но очень быстро разгоняется, и уже к середине манги её качество не уступает Бродяге или Реальности. Не буду долго её нахваливать — я уже это сделал в своих отзывах к вышеперечисленным мангам. Ещё один плюс для некоторых: манга читается очень быстро. Стоит сказать о влиянии манги. Слэм-данк задал темп многим споконам и, более того, сененам в целом. Думаю, без этой манги мы не увидели бы многих современных произведений в их привычном виде.
В завершение оставлю слова самого Иноуэ из последней главы, которые буквально демонстрируют революцию, произошедшую в жанре:
У Слэм-данка есть минусы, но они незначительны. Прежде чем нахваливать мангу, давайте сперва пройдёмся по этим недостаткам.
Первое — посредственная рисовка в первых 100 главах. Если вы, как и я, пришли к этой манге после других работ Иноуэ, то заметите, что начальные главы не отличаются чем-то гениальным.
Второе — Рукава в первой половине манги выглядит персонажем-функцией для развития Сакураги. У него скверная мотивация, но в дальнейшем Иноуэ всё же даёт ему развитие, превращая его в полноценного, яркого героя, который не отстаёт от других главных персонажей.
Теперь о сюжете. Он хорош. Всё в лучших традициях споконов, хотя к Слэм-данку это применимо мало: именно он задал такой стиль повествования и нарратива для спортивных манг. Напряжённые матчи, исход которых сложно предугадать, личностный рост персонажей прямо на площадке, мотивация и разбитые мечты — так я охарактеризую сюжет этой манги.
Что насчёт персонажей? Они мне понравились. Типичный главный герой сенена вроде Сакураги, талантливый и упорный, но при этом видны его рост, проблемы и барьеры, с которыми он сталкивается во время матчей. Рукава, как я уже отметил, сначала служит лишь функцией для развития Сакураги, но позже сталкивается с личностным конфликтом. Он холоден, отстранён, талантлив, но это не мешает ему быть интересным героем. Акаги, Мицуи и Мияги — также отличные персонажи. У них есть свои характеры и мотивация, которые раскрываются как в повседневной жизни, так и в ходе соревнований.
Меня радует, что Иноуэ не забывает о команде соперников. Мангака даёт им свои характеры и истории, которые вызывают симпатию. Это однозначный плюс, когда автор уделяет внимание не только протагонистам.
Отдельно отмечу работу тренеров. В современных споконах тренеров часто сводят к "болванчикам для вида". Но Иноуэ, обладая опытом в баскетболе, понимает: в командном спорте 50% успеха — это профессиональный тренер. В Слэм-данке тренерам уделено много внимания: видны их наставления, тактические перестановки, влияющие на игру и команду. Тренер Анзай стал моим любимым персонажем манги. Интересно было наблюдать за его взвешенными решениями, а также за тем, что он — не безупречный идеал, а человек со своими проблемами и сожалениями.
Что касается рисовки, то она сначала посредственная, но очень быстро разгоняется, и уже к середине манги её качество не уступает Бродяге или Реальности. Не буду долго её нахваливать — я уже это сделал в своих отзывах к вышеперечисленным мангам. Ещё один плюс для некоторых: манга читается очень быстро. Стоит сказать о влиянии манги. Слэм-данк задал темп многим споконам и, более того, сененам в целом. Думаю, без этой манги мы не увидели бы многих современных произведений в их привычном виде.
В завершение оставлю слова самого Иноуэ из последней главы, которые буквально демонстрируют революцию, произошедшую в жанре:
Takehiko Inoue
В письмах и интервью меня постоянно спрашивают, почему я выбрал тему баскетбола. В то время в Японии мало кто писал о спорте, поскольку большую популярность имели боевые искусства.
Прежде чем приступить к манге, я долго советовался с редактором, но он постоянно твердил: "Тема баскетбола — это табу, и такая манга обречена на провал". Однако именно это меня и подтолкнуло.
В основу моей первой работы, которую я закончил в 19 лет, лёг баскетбол. Это касалось и моей дебютной, и даже призовой работы, принимавшей участие в конкурсе Hope-Step.
В старшей школе я ещё больше влюбился в баскетбол. Решив стать писателем, я быстро определился с темой. Сейчас, задумываясь о том, что я сделал, сложно представить, как бы я стал писателем, не зная ничего о баскетболе.
"Я проникся симпатией к баскетболу, когда прочитал эту мангу". У меня нет слов, чтобы описать счастье, которое я испытывал, читая ваши письма. Благодаря вам я совершенствовался и старался придумывать новые, более интересные сюжеты.
Накамура Тайзо, Мачида Мунэкару и Симотомо Юки из Shueisha Co. забыли про работу и друзей, помогая мне безвозмездно. Я очень ценю это.
Учитывая нынешнюю конкуренцию и тот факт, что СМИ заботятся только о прибыли, я рад, что смог написать мангу о горячо любимом мной баскетболе.
Большое всем спасибо.
Иноуэ Такэхико.
Прежде чем приступить к манге, я долго советовался с редактором, но он постоянно твердил: "Тема баскетбола — это табу, и такая манга обречена на провал". Однако именно это меня и подтолкнуло.
В основу моей первой работы, которую я закончил в 19 лет, лёг баскетбол. Это касалось и моей дебютной, и даже призовой работы, принимавшей участие в конкурсе Hope-Step.
В старшей школе я ещё больше влюбился в баскетбол. Решив стать писателем, я быстро определился с темой. Сейчас, задумываясь о том, что я сделал, сложно представить, как бы я стал писателем, не зная ничего о баскетболе.
"Я проникся симпатией к баскетболу, когда прочитал эту мангу". У меня нет слов, чтобы описать счастье, которое я испытывал, читая ваши письма. Благодаря вам я совершенствовался и старался придумывать новые, более интересные сюжеты.
Накамура Тайзо, Мачида Мунэкару и Симотомо Юки из Shueisha Co. забыли про работу и друзей, помогая мне безвозмездно. Я очень ценю это.
Учитывая нынешнюю конкуренцию и тот факт, что СМИ заботятся только о прибыли, я рад, что смог написать мангу о горячо любимом мной баскетболе.
Большое всем спасибо.
Иноуэ Такэхико.