Намедни решил пересмотреть "старые" тайтлы-вины из нулевых(в основном): Хеллсинг, Черная лагуна, Стальная тревога, ТораДора, Берсерк.. Вот дошла очередь и до Кода Гиаса. Этот сериал(оба 2 сезона) я посмотрел лет 6 назад и остался в полном восторге от всего, за исключением, пожалуй, концовки. До пересмотра из сериала я хорошо помнил только основные повороты сюжета, но не более того.
Отзыв:
Если вкратце, то меня хватило на полтора часа(4 серии). Да, вот так быстро я сдался, аж сам удивился. При чем со мной такое, пожалуй, впервые, когда мнение о тайтле меняется так кардинально: с "10/10, господи!" на "Я не знаю зачем мне продолжать это смотреть".
Для меня в любом произведении крайне важны две вещи: 1) на что сериал напирает/на чем ставит акцент и 2) на сколько он преуспевает в освещении своих сильных сторон. Другими словами, для меня не является проблемой, когда в произведении возникают проблемы в тех вещах, которые само произведение не ставит у себя в фокусе. Для примера: в обожаемом мною тайтле Военная хроника маленькой еретички, который я недавно в N-ный раз пересмотрел, есть вполне реальные проблемы с логикой в политической/геополитической/международной плоскости:
Как устроена политическая система Империи и всех остальных стран, имею в виду, кто вообще принимает решения? Дипломаты и дипломатия в этом мире вообще существуют? Ибо как так получилось, что за столько лет войны всё еще нет никаких союзов ни с кем ни у кого? А про страну Дакию(местную Румынию, если кто забыл) я вообще молчу - одна сплошная логическая дыра.. и т.д. и т.п.
Возвращаясь к Коду Гиасу: что тайтл ставит в фокус, чем предлагает зрителю усладить свой взор? Сериал напирает на то, что Лелуш - тактик/стратег, просчитывающий ходы наперед, человек с определенной харизмой и драмой в прошлом, повлиявшей на его motivation. В образе Зеро он совершает чудеса, которые не чудеса, а, по сути, крайне точные расчеты - именно эту мысль пытается навязать нам тайтл и получается у него очень не очень.
Приведу пример из первых 4-ех серий:
В первых двух сериях Лелуш захватывает мех и решает разгромить британских карателей силами ополченцев. Вы уже предвкушаете раздумывая КАК он это провернет, учитывая то, что у ополченцев нет никакой техники(кроме одного меха) и ничего крупнокалибернее рпг. Вы вероятно сгораете от нетерпения в ожидании узнать как будет использована гремучая смесь из дьявольского интеллекта и его суперспособности? Да никак, он затащит роялем в кустах, а точнее абсолютным пустым поездом(в смысле, полного отсутствия экипажа и какой-либо охраны), груженым пустыми мехами. Поездом, который ехал неведомо откуда и неведомо куда, неведомо зачем. Поезд едет по перекрытой карателями области и о поезде не знает никто кроме Лелуша - и это не шутка. Солдаты и Апельсин, которые гонятся за красноволосей-школьницей-ополченкой не знают о поезде ничего(а потому его не пропускают; знали бы - пропустили, да еще и собой бы прикрыли от ополченцев), командование карателей не знает о поезде ничего(командование удивляется: "откуда у ополченцев наши мехи?"). Более того, более всего вышеперечисленного, о ПОТЕРЕ ЦЕЛОГО ПОЕЗДА груженого по самые помидоры боевыми мехами НИКТО НИКОМУ НЕ СООБЩАЕТ. А откуда сам Лелуш знает о поезде..? Вывод: у Лелуша явно есть как минимум еще одна суперповер, а именно - спавнить рояли из кустов. Способность, на фоне которой, честно говоря, всякие там чайки вместо зрачков это так - курам на смех. Ну и ладно - скажете вы - заспавнили и забыли, может быть сейчас нам покажут чудеса тактики? Нет, не покажут. И нет, я не о том, что у Лелуша есть wallhack(это как раз таки сюжетно обосновано). Я о том, что нам показывают как якобы всех мехов-карателей, согнанных в одну точку, убивают обрушив пол под ними(потому что мехи умирают от падения с высоты в пару метров...? интересное оружие однако). Но обрушили пол лишь под максимум десятком мехов-карателей, а погибли почему-то почти все. Видимо все остальные ополченцы, обрушевшие пол под остальными мехами, остались за кадром.. Впрочем, как и практические примеры гениальности глав героя.
Хотя может суть не в гениальности глав героя и не в логике, а нужно наслаждаться чем-то другим в этом тайтле? А чем? Персонажами, их мотивациями, какими-то миниисториями? Я не знаю, но для себя я никаких подобных приятных мелочей не нашел. Зато я заметил множество других абсолютно не проработанных и даже минимально не проговоренных вслух мелочей(деталей), в которых, как известно, и кроется дьявол:
Откуда у Лелуша навыки пилотирования мехами? А у его друга детства? Кстати о его козырной способности(нет, не спавнить поезда) - а как она работает? Я имею в виду, нам показывают что нельзя дважды заюзать абилку на одного и того же сапиенса. Но что по поводу количества команд за раз? Судя по 4-ой серии, Лелуш может дать больше одной команды одному человеку - он дал 2 команды Апельсину: "отпусти моего друга детства" и "обеспечь нам безопасное отступление". То есть он может дать 2 команды за раз или может сколько угодно? Возможно ли дать команду выполнять все последующие команды от Лелуша всю жизнь? Или, чтобы всю оставшуюся жизнь Лелуш казался зомбированному сапиенсу другом; да много чего можно придумать. Почему Лелуш вроде бы как и тестит свою способность(на учителе), а вроде как и не тестит? Куда его гениальность подевалась, это ведь первое, что приходит в голову? Отдельный разговор о его друге детства.. Почему какому-то рядовому рандомному солдату, да еще и раненому, дали пилотировать экспериментальный мех? За красивые глаза? По поводу идеологии "друга детства": если человек хочет изменить систему изнутри, при том, что в систему попасть он не может, ибо общество сословное и в высшее, системообразующее сословие попадают только по праву рождения - то этот человек идиот и с ним всё понятно, так ведь? Но нет, я ведь помню, что у них будет настоящее идейное противостояние между глав героем и этим идиотом в течении чуть ли не всего сериала...
Пересматривая старые тайтлы, которые я перечислял в начале, я подмечал много ранее невидимых для меня проблем: некая затянутость повествования, малое количество кадров, часто повторное использования уже показанных кадров, некая наивность и моральное устаревание в целом.. И тем не менее, хоть моя оценка некоторых тайтлов и снизилась, но ценности и самобытности, уникальности они не утратили.
Чего не скажешь про Код Гиас, его смотреть дальше нет желания никакого. Сначала хотел поставить 6/10, мол, можно посмотреть "спиной"(пока еду готовишь или в квартире убираешься), но потом подумал - а ради чего? Экшена? Харизматичных персонажей? Тут даже потока абсурда нет, которым можно было бы насладиться(как в Panty & Stocking with Garterbelt или Рике и Морти, прости господи), тайтл ведь не про это...
Итого: 5/10, попробовать стоит каждому, дабы иметь мнение, да и в принципе - чем черт не шутит, вдруг вам в 2020 внезапно и зайдет.
ЗЫ: не нужно мне говорить, что дальше всё раскрывается и рассказывается. Полтора часа это более чем достаточно, чтобы дать зрителю устойчивую сюжетную основу от которой можно отталкиваться далее. Полтора часа это длина хорошего и законченного фильма, если что.
ЗЫЫ: писать эту простыню было веселее, чем пересматривать этот сериал, бывает же такое..