Хочу выразить глубокую благодарность переводчику Arknarok, который в числе первых на планете делает литературные переводы "Accel World" напрямую с японского.
"Accel World" ака "Ускорка" имеет интересную, комплексную жанровую принадлежность.
Первый том "Accel World" стал первым крупным успехом Реки Кавахары как писателя - он выиграл конкурс новелл, и принёс автору известность и средства на издание его книг. В дальнейшем в рамках "Ускорки" автор стал грешить частыми напоминаниеми для читателей, что же было в прошлых томах, но всё равно стилистика и тон родоначальника сохраняется.
В аниме "Ускорки" экранизировано 4 первых тома новелл (из 26 на дату написания рецензии). В общем и целом эту часть истории можно уверенно считать завязкой глобального сюжета серии. Шахматные фигуры расставлены по местам, охарактеризованы, партия уже вот-вот начнётся. Однако, чем дальше продвигался сюжет, тем ближе "Accel World" сходился с другим произведением Реки Кавахары - "Sword Art Online". Кавахара в некоторых старых интервью изо всех сил отказывался от подтверждения, что это одна вселенная (но в разное время), но в последних томах обеих серий совершенно точно присутствуют одни и те же персонажи, хотя это и вряд ли относится к наиболее подозрительному из них. Внимание! Если в процессе чтения "Ускорки" вы вдруг понимаете, что один персонаж очень подозрителен - ну, вы частично правы, он очень подозрителен. Подробнее в спойлерах.
Я скромно, но настойчиво предлагаю каждому прочитать обе серии - и "SAO", и "Accel world", чем дальше - тем больше они дополняют друг друга, а в поздних томах много прямых отсылок к конкретным абзацам. Тем не менее - в них разный главный "актёрский состав", и всё ещё разные проблемы.
Из-за срастания серий в одну вселенную (иногда называемую "Kawaharaverse") с разными временными рамками (события Accel World происходят позже) "Ускорка" содержит пусть и туманные, но всё же отсылки (и спойлеры) к "SAO". В экранизированной части (первые 4 тома) отсылок примерно на две малозаметные секунды (и ещё потенциальная секунда не попала на экран), но дальше - больше и сочнее, со следующего потенциального сезона они будут легко узнаваемы. Поэтому продолжение экранизации в ближайшее время вряд ли выйдет. Ещё пару лет (до 2025 точно) займёт выход новелл SAO: Unital Ring, потом около года (если раньше не начнут) займёт производство экранизации, и только потом могут взяться за следующий сезон "Ускорки" (по 4 тома на сезон дают нам готовый материал на 5 новых сезонов).
Спойлеры по базовым принципам сеттинга.
"Accel World" ака "Ускорка" имеет интересную, комплексную жанровую принадлежность.
- С одной стороны, в наличии почти что параллельный мир. С другой, в основе жанра "попаданцев" (начиная с основателей) всегда лежало изменение окружающего мира главными героями.
- Современные знания, применённые на Средневековье;
- Инженерно-технические знания, применённые к дикой природе;
- Вообще, какие-либо навыки, в новом мире делающие этот мир податливым для главного героя.
Именно этой ключевой составляющей жанра в произведениях Реки Кавахары мало, иногда - исчезающе мало. "Другой мир" может быть сценой, мир может влиять на главного героя, но все герои Реки Кавахары попросту боятся влиять на мир, часто желая, чтобы мир их не замечал.
- Наиболее существенной жанровой составляющей "Ускорки" является киберпанк, с его основополагающей формулой "High tech - low life".
- За окном 2040е в Японии.
- Медицина с чудесными наномашинами, способными чуть ли не на воскрешение, существует потому, что бывает нужна.
- Тотальная система безопасности не обеспечивает даже тотальной неотвратимости наказания, а интуитивное предположение надвигающейся опасности, которая грозит обойти высшие меры противодействия, повергает людей в почти панический психоз.
- Киберсреда дополненной реальности же попросту породила киберпреступления в довесок к имеющимся.
- Отдельные проявления человеческих пороков и вовсе напоминают "Повелителя мух" Уильяма Голдинга, иногда помноженного на возможность воскрешения. Или, если это ближе читателю, - отчасти на "Атаку титанов".
- Куча социальных проблем. Денег нет, школы закрывают, школьникам понижают возраст выхода на работу.
- И всё - под хрупким блестящим пластиком внешнего корпуса хайтековского японского робота.
- Следующей важной жанровой составляющей является традиционный японский мистицизм. Если хотя бы поверхностно ознакомиться с японским фольклором, в частности фольклором айнов - станет заметен говорящий символизм названий, предметов. "Ворон" вовсе не случаен, "Лотос" - тоже. "Хризантема"... немного из другого произведения. Что интересно - эта особенность очень тонко вплетена в повествование, и совершенно ускользает от внимания, так что неподготовленный читатель воспринимает всё, как должное. Совершенно нет такого, чтобы какие-то действия произошли только потому, что персонажу так положено из-за образа, ко всему выстроены логические предпосылки. А вот уже предпосылки соответствуют образу, который соответствует названию.
- Не обошлось без элементов гаремника. Главный герой не обладает стальной моралью, во времена слабости или несобранности допускает фантазии, не способен отказать. Хотя и осознаёт проблему, прогрессирует медленно, а значит гаремник останется ещё надолго. Кстати, несмотря на славу другого похожего на гаремного шейха персонажа, самый гаремный гаремник Кавахары - именно в "Ускорке". И на мой вкус, этот гаремник стоил потери "Ускоркой" полновесного 1 балла по 10-балльной шкале, хотя в представленном варианте не является чем-то невозможным. Просто его много.
- Однако, наиболее интересной чертой персонажей является вовсе не гаремник, а неравномерность развития героев. Одновременно являясь школьниками, и имея доступ к миру с ускоренным временем, герои развивают в себе необходимые для их второй (иногда очень долгой, потенциально бесконечной) жизни навыки, частично оставаясь неловкими, неумелыми подростками, особенно в части социального взаимодействия с равными.
- Чуть менее интересной, но очень важной особенностью героев является их общая характеристка: среди них нет счастливых людей. Каждого из них привело в Ускоренный Мир какое-то своё горе. Это хоть и логически опосредованное, непрямое, но обязательное требование. Ускоренный мир же даёт своим обитателям средство либо преодолеть свои проблемы, либо утонуть в них, за что и ценится всеми ими.
- И, пожалуй, наименьшим по значимости компонентом является оформление боёвки, сильно напоминающей жанр "меха". Отчасти это подчёркивается устоявшимся графическим решением, помещающим персонажей внутрь их игровых аватаров.
Первый том "Accel World" стал первым крупным успехом Реки Кавахары как писателя - он выиграл конкурс новелл, и принёс автору известность и средства на издание его книг. В дальнейшем в рамках "Ускорки" автор стал грешить частыми напоминаниеми для читателей, что же было в прошлых томах, но всё равно стилистика и тон родоначальника сохраняется.
В аниме "Ускорки" экранизировано 4 первых тома новелл (из 26 на дату написания рецензии). В общем и целом эту часть истории можно уверенно считать завязкой глобального сюжета серии. Шахматные фигуры расставлены по местам, охарактеризованы, партия уже вот-вот начнётся. Однако, чем дальше продвигался сюжет, тем ближе "Accel World" сходился с другим произведением Реки Кавахары - "Sword Art Online". Кавахара в некоторых старых интервью изо всех сил отказывался от подтверждения, что это одна вселенная (но в разное время), но в последних томах обеих серий совершенно точно присутствуют одни и те же персонажи, хотя это и вряд ли относится к наиболее подозрительному из них. Внимание! Если в процессе чтения "Ускорки" вы вдруг понимаете, что один персонаж очень подозрителен - ну, вы частично правы, он очень подозрителен. Подробнее в спойлерах.
Я скромно, но настойчиво предлагаю каждому прочитать обе серии - и "SAO", и "Accel world", чем дальше - тем больше они дополняют друг друга, а в поздних томах много прямых отсылок к конкретным абзацам. Тем не менее - в них разный главный "актёрский состав", и всё ещё разные проблемы.
Из-за срастания серий в одну вселенную (иногда называемую "Kawaharaverse") с разными временными рамками (события Accel World происходят позже) "Ускорка" содержит пусть и туманные, но всё же отсылки (и спойлеры) к "SAO". В экранизированной части (первые 4 тома) отсылок примерно на две малозаметные секунды (и ещё потенциальная секунда не попала на экран), но дальше - больше и сочнее, со следующего потенциального сезона они будут легко узнаваемы. Поэтому продолжение экранизации в ближайшее время вряд ли выйдет. Ещё пару лет (до 2025 точно) займёт выход новелл SAO: Unital Ring, потом около года (если раньше не начнут) займёт производство экранизации, и только потом могут взяться за следующий сезон "Ускорки" (по 4 тома на сезон дают нам готовый материал на 5 новых сезонов).
Спойлеры по базовым принципам сеттинга.
спойлер
Основное техническое устройство - носимый беспроводной терминал квантовой связи мозга с дополненной реальностью (AR) с возможностью полного погружения в виртуальную реальность, выполненный в виде дужки на шею, и известный как нейролинкер. Привязывается к пользователю, применяется в т.ч. в виде электронного паспорта (одновременно нельзя иметь больше одного), используется для доступа к конфиденциальной информации.
Ускоренный мир - игра "Brain Burst 2039", игровое время ускорено в тысячу раз по сравнению с реальным. Путь в игру лежит через высокую совместимость игрока с нейролинкером. Обычно требуемая степень достигается, если носить нейролинкер чуть ли не с рождения, что означает в подавляющем большинстве случаев, что родители отказываются от общения с ребёнком в пользу либо машинного обучения, либо простого машинного контроля. В итоге каждый игрок - подросток (нейролинкеры поступили в продажу не так давно) и как минимум имеет психологическую травму, тем или иным образом связанную с отсутствием родительского внимания. Игра при установке предлагает игрокам игровых персонажей, построенных как воплощение их травмы. Цель игры - зарабатывать очки, которые тратятся на доступ к ускорению, на прокачку, снаряжение, или выступают как глобальная валюта. Растратившие все очки персонажи навсегда удаляются, повторное создание невозможно.
Игра предлагает несколько режимов - одиночные или командные дуэли в жанре файтинга со зрительским режимом, а также полноценный открытый мир "все против всех". Потенциалы персонажей одного уровня примерно равны, чего не скажешь о их хозяевах, а игра относительно честная, чего нельзя сказать о настоящм мире, кроме того, игровые персонажи ощущаются игроками намного сильнее реальных себя, поэтому среди игроков принято скрывать свои реальные личности. Тем не менее, игру можно передать только при прямом подключении двух нейролинкеров. Таким образом среди игроков формируются пары "родитель" (тот, кто делится программой, имеет требования по опыту) - "ребёнок" (тот, кто получил программу), которые знают личности друг друга. Из-за упомянутых проблем с семьями, эта связь зачастую становится важнее родственных, причём может быть как величайшим спасением, так и величайшей уязвимостью.
Прохождением игры считается достижение 10 уровня, для которого один из сильнейших игроков 9 уровня должен победить 5 других "девяточников". "Девяточник", побеждённый "девяточником", вместо обычного штрафа за смерть полностью теряет персонажа, поэтому подавляющее большинство игроков 8 уровня избегает дальнейшего повышения, а крайне редкие "девяточники" имеют статус "королей" и возглавляют защищающие их фракции, суммарно составляющие чуть более половины от всех игроков.
В режиме открытого мира персонажи испытывают полноценную боль, соответствующую ранениям.
Подозрительный персонаж "Графит Эдж" ("Graphite Еdge") ака Граф - не Кирито.
Особо тяжёлые спойлеры.
Ускоренный мир - игра "Brain Burst 2039", игровое время ускорено в тысячу раз по сравнению с реальным. Путь в игру лежит через высокую совместимость игрока с нейролинкером. Обычно требуемая степень достигается, если носить нейролинкер чуть ли не с рождения, что означает в подавляющем большинстве случаев, что родители отказываются от общения с ребёнком в пользу либо машинного обучения, либо простого машинного контроля. В итоге каждый игрок - подросток (нейролинкеры поступили в продажу не так давно) и как минимум имеет психологическую травму, тем или иным образом связанную с отсутствием родительского внимания. Игра при установке предлагает игрокам игровых персонажей, построенных как воплощение их травмы. Цель игры - зарабатывать очки, которые тратятся на доступ к ускорению, на прокачку, снаряжение, или выступают как глобальная валюта. Растратившие все очки персонажи навсегда удаляются, повторное создание невозможно.
Игра предлагает несколько режимов - одиночные или командные дуэли в жанре файтинга со зрительским режимом, а также полноценный открытый мир "все против всех". Потенциалы персонажей одного уровня примерно равны, чего не скажешь о их хозяевах, а игра относительно честная, чего нельзя сказать о настоящм мире, кроме того, игровые персонажи ощущаются игроками намного сильнее реальных себя, поэтому среди игроков принято скрывать свои реальные личности. Тем не менее, игру можно передать только при прямом подключении двух нейролинкеров. Таким образом среди игроков формируются пары "родитель" (тот, кто делится программой, имеет требования по опыту) - "ребёнок" (тот, кто получил программу), которые знают личности друг друга. Из-за упомянутых проблем с семьями, эта связь зачастую становится важнее родственных, причём может быть как величайшим спасением, так и величайшей уязвимостью.
Прохождением игры считается достижение 10 уровня, для которого один из сильнейших игроков 9 уровня должен победить 5 других "девяточников". "Девяточник", побеждённый "девяточником", вместо обычного штрафа за смерть полностью теряет персонажа, поэтому подавляющее большинство игроков 8 уровня избегает дальнейшего повышения, а крайне редкие "девяточники" имеют статус "королей" и возглавляют защищающие их фракции, суммарно составляющие чуть более половины от всех игроков.
В режиме открытого мира персонажи испытывают полноценную боль, соответствующую ранениям.
Подозрительный персонаж "Графит Эдж" ("Graphite Еdge") ака Граф - не Кирито.
Особо тяжёлые спойлеры.
спойлер
Техническое ядро представленных в произведении технологий лучше всего описывать при помощи впервые появившейся в SAO:Alicization технологии STL - Soul TransLation.
Игр на технологии STL несколько, однако известные две другие имели перекосы в сторону чрезмерного конфликта или чрезмерного мира, и больше не имеют ни одного игрока в своих пространствах.
Все STL-игры построены вокруг отдельного пространства в центре каждой из них, соответствующего токийскому Императорскому замку в реальности, и являющегося общим для них всех. Вход в замок стерегут сверхсильные рейдовые боссы, а потому широко предполагается, что второй способ прохождения игры заключён в захвате замка. Если чудом проскочить внутрь замка - в конце под охраной ещё более сильных боссов, выполненных в виде имитации ПВП сражения, обнаружится чей-то Fluctlight (SAO. копия души.).
Игр на технологии STL несколько, однако известные две другие имели перекосы в сторону чрезмерного конфликта или чрезмерного мира, и больше не имеют ни одного игрока в своих пространствах.
Все STL-игры построены вокруг отдельного пространства в центре каждой из них, соответствующего токийскому Императорскому замку в реальности, и являющегося общим для них всех. Вход в замок стерегут сверхсильные рейдовые боссы, а потому широко предполагается, что второй способ прохождения игры заключён в захвате замка. Если чудом проскочить внутрь замка - в конце под охраной ещё более сильных боссов, выполненных в виде имитации ПВП сражения, обнаружится чей-то Fluctlight (SAO. копия души.).