Haustlau
в сети: около 7 часов назад

Отзывы

Легенда о героях Галактики
12 / 123
Жанр космооперы подразумевает не только наличие великих героев, показ их судеб, политических интриг, но и масштабные противостояния, сражения и мелодраму - всего это в "Героях" в избытке. Пожалуй, изо всех виденных мной экранизаций космоопер, включая анимационные и игровые, "Герои" представляют наилучший образец этого жанра. Доставляет удовольствие тут буквально все: с эстетической стороны рисовка (несмотря на некоторую ее "неровность" в различных сериях и "устарелость" как для сегодняшней моды), прекрасная симфоническая музыка, красивые персонажи, хорошие диалоги, проработанные герои, которым хочется сопереживать, масштабность происходящих событий, сопряженная с камерностью отношений Райнхарда фон Лоэнграмма с его окружением и Яна Вэньли с его друзьями и последователями. Практически ничего из того, что заполонило современные аниме в "Героях" нет - ни ОЯШей (хотя есть смелые и благородные герои, хитрые злодеи, а также дети и юноши со стремлениями), ни фан-сервиса (но есть красивые, благородные и умные женщины), ни кривляний и неуместного юмора. Все эпично, мелодраматично и серьезно. При этом повествование вовсе не кажется пафосным, так как герои, их характеры и мотивация хорошо проработаны, поступки разумны, а иногда даже циничны и подлы, диалоги содержательны. Большое внимание уделяется политике, как текущей, так и в ее исторической ретроспективе, сравниваются различные политические системы, их преимущества и недостатки.

Но все это не заслоняет сюжет и личные истории персонажей - молодого, амбициозного и гениального аристократа Райнхарда и его верного "оруженосца" Зигфрида Кирхайса, начавших свой "крестовый поход" против действующей монархии чтобы отомстить за любимую ими обоими женщину (первым как сестру, а вторым как прекрасную Даму) Аннерозе, проданную в фаворитки императора. Пользуясь своим влиянием на императора, Аннероз оберегает и продвигает своего гениального брата по карьерной лестнице имперского флота, давая ему шанс проявить себя и обрести власть. Райнхард же продвигает вслед за собой своего не менее талантливого и верного "оруженосца" Кирхайса, попутно собирая вокруг себя наиболее одаренных людей империи, в надежде занять трон и "освободить" сестру от императора, затем, видимо, видав ее за Кирхайса, к которому Аннероз неравнодушна. Для самого императора, уставшего от власти, намерения Райнхарда не тайна, но он не только не препятствует ему, а всячески продвигает во властной иерархии. На фоне всего этого происходит столкновение империи и юного Райнхарда с флотом демократического "Союза Свободных Планет" и его гением Яном Вэньли. И все это толька завязка грандиозного сюжета, где планам главных героев будет суждено, либо не суждено осуществиться при самых ироничных обстоятельствах, где многие погибнут и их место займут другие, и где каждый добро и зло не так однозначны и каждый волен выбирать, за какую сторону противостояния и какого из героев ему переживать.

На фоне судеб главных героев прослеживается основная линия противостояния, с одной стороны, воплощенная в Райнхарде, с его стремлением "завоевать Галактику", а с другой - в сторонниках демократи и других врагах, стоящих на пути этого завоевания. Политическому анализу посвящаются целые экскурсы (серии) и размышления героев как с одной, так и с разных сторон противостояния. Пожалуй, суть этого политического противостояния и стремлений молодого Райнхарда можно выразить вот этими словами настоящего аристократа из другой эпохи:
"Наших современников постоянно преследуют два враждующих между собой чувства: они испытывают необходимость в том, чтобы ими руководили, и одновременно желание остаться свободными. Будучи не в состоянии побороть ни один из этих противоречивых инстинктов, граждане пытаются удовлетворить их оба сразу. Они хотели бы иметь власть единую, охранительную и всемогущую, но избранную ими самими. При такой системе граждане выходят из зависимости лишь на момент избрания своего хозяина, а затем вновь попадают в нее. Каждый отдельный гражданин согласен быть прикованным к цепи, если он видит, что конец этой цепи находится в руках не одного человека и даже не целого класса, а всего народа... Меня же это совсем не удовлетворяет. Личность хозяина важна для меня в значительно меньшей степени, чем необходимость послушания... Бесполезно предоставлять тем самым гражданам, которых вы сделали столь зависимыми от центральной власти, возможность время от времени выбирать представителей этой власти: этот обычай, столь важный, но столь редкий и кратковременный, при котором граждане реализуют свободу выбора, не спасает их от дальнейшей деградации, когда они утрачивают способность чувствовать и действовать самостоятельно, постепенно утрачивая свое человеческое достоинство. Добавлю еще, что скоро они станут неспособны реализовывать и эту свою единственную, оставшуюся у них большую привилегию". Граф Алексис де Токвиль, "Демократия в Америке", Ч.2 (1840).

Пожалуй, эти строки гениального нормандского графа, считающегося, с одной стороны, одним из столпов классического либерализма, "защитником равенства, демократии и свободы", а с другой являющегося консерватором, апологетом христианства и феодального европейского аристократизма, для меня как нельзя лучше характеризуют основной конфликт "Легенды о героях Галактики". В этой космоопере таланты империи, отобранные и возглавляемые молодым и гениальным Райнхардом фон Лоэнграммом, воплощают саму идею аристократии (буквально "власть лучших"), противостоящую идее равенства, воплощенной в демократии ("власти народа"). Пусть не обманывает зрителя борьба Лоэнграмма с "аристократами" старой династии - по сути, они уже не были аристократами, а были обычными дворянами-бюрократами окостеневшей монархии, вроде современных чиновников во многих "демократических" странах. А вот сам Лоэнграмм, некая смесь Александра Великого с Октавианом Августом, как и отобранная им элита новой империи, включая будущую императрицу, и есть та самая аристократия, с которой он, якобы, боролся (иронично, но ключевые слова Лоэнграмма в финале сказаны как раз о необходимости соблюдения "власти лучших", т.е. именно аристократии). Пожалуй, этом заключается одна из немногочисленных моих претензий к автору "Героев" - то, что он пытался описать как мечту Райнхарда, являлось именно классической европейской феодальной аристократией, как ее описал де Токвиль в другом своем фундаментальном исследовании "Старый режим и революция" или как ее описывал Аристотель (учитель Александра Великого, чей образ вполне угадывается в Райнхарде). Впрочем, представителю азиатской культуры, не знавшей ничего, кроме азиатского деспотизма, имеющему представление о европейской аристократии и о европейской культуре Средневековья из школьной/университетской программы и из пасквилей критиков "феодализма" и Средневековья времен "Просвещения" (для которых, кстати, образцом для вдохновения был современный им Китай, с его всевластием бюрократии и деспотизмом) это простительно. Как простительно и приписывание персонажам типично азиатских, даже сугубо японских черт - особенно это касается офицеров имперского флота.

Понятно, что у "Героев" есть множество минусов. Например, "космические битвы" вполне можно смотреть на перемотке - не сказать, что они хуже "космобитв" в других космооперах, как раз наоборот, но для человека, более-менее слышавшего о тактике и просто о логике, они неинтересны. Это же касается и "гениальных решений" некоторых персонажей и, к сожалению, их нелогичного поведения. Понятно, что сделано это для мелодрамы, но все же, зачем, желая подчеркнуть таланты прекрасной графини Хильдегарды фон Мариендорф и ее незаменимость для Райнхарда (следовало подчеркнуть совсем другие ее черты и таланты), нужно было ее одевать в штаны, а из самого Райнхарда делать мало того, что дурака, так еще и непоследовательного дурака (это из героя, подчинившего всю свою жизнь достижению цели)? Ну не стал бы гоняться человек, задумавший подчинить Галактику, за партизанящим Яном Вэньли, стремясь что-то там кому-то доказать и кого-то там победить в битве, как не стал Ганнибал гоняться за партизанящим Фабием Максимом, или как не стал Александр Великий бегать за партизанящим Спитаменом, а политическими шагами сначала лишил его поддержки соратников, а затем вынудил бывших союзников Спитамена собственноручно его убить и принести его отрезанную голову в качества подарка Александру. Что касается самого Яна Вэньли, то этот персонаж, будучи воплощением наихудших черт Мэри Сью и, похоже, прототипом будущих анимешных ОЯШей (имею в виду не возраст, а черты характера) вызывает наибольшее раздражение. Во-первых, убеждения персонажа нереалистичны - ну не будет человек, искренне увлекающийся историей, предан демократии. Уже то, что история стала его любимым предметом, говорит о неприятии современности, о попытке найти в истории "отдушину". Допустим, он мог бы не читать де Токвиля (которого усиленно штудируют даже китайцы), о чем свидетельствует неспособность Райнхарда привести контраргументы Вэньли в их диалоге по поводу недостатков демократии, но уж Аристотеля-то и Платона он читать был обязан. А эти двое демократию совсем не жаловали, называя лишь наилучшей из наихудших форм правления. Во-вторых, сам этот персонаж нереалистичен - человек, не имеющий амбиций и стремлений, как бы гениален он ни был, никогда не сравниться даже просто с талантом, посвятившем всего себя определенной цели. Для Райнхарда война и завоевание Галактики были целью, подчинившей всю его жизнь, он амбициозен и талантлив, он собирает вокруг себя и использует лучшие стороны всех талантов империи. И ему противостоит невзрачный, не имеющий амбиций теоретик? Сколько бы книг по военной истории Ян не прочел, при отсутствии любви к делу (в данном случае, военному), он никогда не углубился бы в такие детали и тонкости, не достиг бы таких высот, как человек, этим делом "живущий". Скажем, есть и было куча "книжных червей" и теоретиков военного дела, но много ли Паттонов, Роммелей и Александров Великих, которые своим делом жили, жилий войной? Характер Вэньли, напротив, представляет из себя характер типичного, что называется, "ОЯШа", дабы всякая посредственность могла представить себя на его месте, идентифицировать себя с ним - что-то вроде ювенальных фантазий никчемных подростков, которые не "выпячиваются" потому, "что незачем" (а не потому, что бездари и трусы), но, если надо, "уж показали бы всем", "будь у них такой шанс". Понятно, что сделано это было умышленно, чтобы сторонники "демократии и равенства" отождествляли себя с Яном, но в действительности это так не работает, и, скажем, тот же "демократ" Паттон, считавшийся (немцами) наибольшим талантом среди генералов Союзников, в реальности был крайне амбициозен, богат (потомственно), имел те еще аристократические замашки, буквально жил войной, получая от нее удовольствие, восхищался Роммелем и очень даже симпатизировал немцам, высказывая сомнения, а против того ли врага он боролся? ОЯШ же Ян Вэньли побеждает наперекор здравому смыслу и реализму, просто потому, что он Мэри Сью "демократов" и так угодно автору. Ну и потому, что по сюжету Райнхарду нужен противник. Впрочем, те, кому не нравится линия "демократов", вполне могут смотреть ее на перемотке, как, например, это делал я. Один из минусов, пожалуй, это излишний мелодраматизм, нагнетаемы часто без повода просто в угоду внесения напряжения в сюжет. Скажем, те же отношения между Райнхардом и Хильдой (графиней фон Мариендорф), когда напряжение создавалось просто на пустом месте и не очень соответствовало предыдущему поведению героев, по крайней мере, Хильды. Впрочем, учитывая жанр (космоопера), я не вправе относить излишнюю мелодраму к недостаткам, как и "опереточность" сражений и тактики. Что я отношу к серьезным минусам, так это скатывание в "жертвоприношения", без которых японцы, видимом, никак не могут в "серьезных произведениях". Но это, пожалуй, также условности жанра и особенности японской публики, на которую рассчитаны "Герои". Если же судить об этом аниме как о чистом образчике жанра космооперы, которое небезосновательно сравнивают с "Войной и миром" от аниме и космоопер в целом, "Легенда о героях Галактики" заслуживает всей той похвалы и "культового" статуса, которые имеет среди поклонников. Так что тут без всякого сомнения 9 из 10 от человека, даже не любящего космооперы.
Звёздный герб
3 / 40
Завязка сюжета начинается с захвата планеты главного героя (Дзинто), еще совсем мальчика, империей "космических эльфов" (генетически модифицированных людей). Да не просто захвата, а капитуляции на том условии, что глава планеты, отец Дзинто, станет дворянином империи (графом) и далее будет управлять планетой. Самим космическим эльфам захваченные планеты безразличны. Из сюжета вообще не ясно, зачем происходят захваты планет - видимо, из любознательности, поскольку о дани (налогах), выкачке ресурсов и прочих нелицеприятных сторонах имперских завоеваний аниме стыдливо умалчивает. Тем не менее, местные жители, жизнь которых судя по всему никак не изменилась, почему-то ненавидят эльфов, которых даже и не видели. Тем временем подрастает наш герой Дзинто, юный сын графа, которому пришла пора отправляться в космическую академию - он ждет военный корабль эльфов, который должен его забрать. В общем, начало довольно захватывающее и многообещающее. Но дальше начинается лютый трэш. Тем, кто испытывает нежные чувства к "Звездному гербу" и людям, чувствительным к спойлерам, дальнейшее чтение этой рецензии крайне не рекомендовано.

В на крейсере эльфов за Дзинто прилетает не кто-нибудь, а эльфийская принцесса Лафиэль и безо всякого сопровождения идет встречать героя в космопорту мира, который лишь недавно был захвачен и жители которого все еще враждебно настроены к эльфам. То есть мало того, что крейсер, на борту которого находится принцесса, не имеет сопровождения других боевых кораблей, так еще и сама принцесса безо всякой охраны разгуливает по враждебному миру. Вся эта нелепость, очевидно, была слеплена автором сугубо для того, чтобы наш Дзинто встретился с эльфийской красавицей императорского рода. Но встретиться-то он с ней мог и при более реалистичных обстоятельствах, уже в космической академии. Значит, здравый смысл был принесен в жертву "сюжетной необходимости" лишь для того, чтобы между героями установилась некая личная связь еще до прибытия в столицу, видимо, через "приключения" во время путешествия. Отмечу, что это, к сожалению, не последнее жертвоприношение здравого смысла в Crest of the Stars и далеко не самое абсурдное. "Приключения в пути" не заставляют себя долго ждать, поскольку на империю эльфов, в лице крейсера, транспортирующего нашего героя, "внезапно" решает напасть другая половина человечества. Ну, вы понимаете - мало того, что потенциальная наследница престола империи была послана в какую-то дыру на крейсере без сопровождения подобрать ничтожного туземца, так у империи еще и полностью отсутствует разведка, которая могла бы предупредить о надвигающейся войне. И почему-то враги решают напасть именно на этот крейсер. Я понимаю, что сюжет требовал познакомить героев в такой обстановке, но неужели нельзя было хотя бы попытаться продумать детали и придать "продвижению сюжета" хоть каплю правдоподобности? Например, сказать, что разведка предупредила эльфов о готовящемся нападении и они демонстративно послали принцессу на боевом корабле с сопровождением, дабы продемонстрировать свою власть, но не рассчитали силу и решимость врага? Враги же напали на военный эскорт принцессы, например, рассчитывая ее захватить. Но, нет - автор даже не пытается придать "продвижению сюжета" правдоподобности.

Понятно, что крейсер гибнет, а пара наших героев (потому, что по сюжету требуется, чтобы приключение было лишь для двоих) сбегает на шаттле с важной миссией предупредить империю о нападении (видимо, то ли связь космическим эльфам еще не известна, то ли почтовые голуби заболели). Попадают они на принадлежащий империи астероид с небольшим населением, которым правит барон-эльф. Ясное дело, что это еще одна глупейшая и совершенно лишняя сюжетная линия. Барон, как можно было заподозрить, пытается захватить наших героев, потому что... Ничего внятного автор снова не смог придумать. В общем, барон препятствует выполнению военного задания, осуществляет захват военного судна, удерживает против их воли графа и принцессу империи, объясняя это тем, что боится, что его обнаружит враг (sic!) и что он ничего не нарушает (когда все выше перечисленные его деяния уже тянут на пару смертных казней). То есть барон, судя по всему, просто шизофреник, живущий в воображаемом мире. Впрочем, как и автор сего творения, ибо иначе подобный сюжет оправдать невозможно (наркотическая интоксикация?). Дальше-больше, барон угрожает принцессе оружием (видимо, по-прежнему считая, что "ничего не нарушает"), пытается ее убить и, фактически, совершает государственную измену. Принцесса организовывает мятеж местных рабынь (что весьма неправдоподобно, поскольку у местных 50 рабынь одержимого властью маньяка давно должен был выработаться стокгольмский синдром по отношению к хозяину), а наш "герой" Дзинто занимается глупыми разглагольствованиями и, почему-то, пытается помешать принцессе убить барона. То ли это у него, вместо рабынь, выработался стокгольмский синдром, то ли это некий вид "подростка-гуманиста" с серьезной задержкой умственного развития. Я склоняюсь к последней версии, поскольку дальше по сюжету глупость Дзинто будет лишь прогрессировать (видимо, стресс сказывается) и кроме как умственно отсталым, называть его не представляется возможным. В общем, поскорбив об убийстве сумасшедшего маньяка-барона, наш герой успокаивается, и вместе с принцессой они садятся на планету, где у "сухопутника" наконец-то появится возможность "быть полезным"... Как бы не так!

Поскольку, как мы выяснили, наш герой (либо автор Crest of the Stars) является умственно отсталым, на планете он не просто читает принцессе идиотские морали, но еще и становится активным. А как известно, нет ничего худшего, чем инициативный дурак. Начинает он с того, что упорно не понимает, что принцессе нужно в туалет (видимо, с точки зрения автора это была удачная шутка, поскольку ей посвятили довольно большой отрезок времени, либо же это была такая "петросяновская" попытка "сломать четвертую стену"). Продав вещи в ломбарде и приодевшись "по-местному", герои направляются в город. Однако автору снова нужно как-то продвигать сюжет. Потому, "внезапно" на парня с девушкой накидываются проезжавшие на автомобиле насильники (обычное дело за городом, я так понимаю). Умственно отсталый герой, хоть и имеет оружие но, как обычно, оказывается бесполезен (у оружия, с которого он ни разу не стрелял, "внезапно" заканчивается заряд), а принцесса "внезапно" проявляет гуманизм к местным дегенератом, и просто ранит их, забирая автомобиль (где и когда она научилась его водить?). Это при том, что герои знают о враждебности местных властей к эльфам и о том, что на "эльфов" тут объявлена охота (не ясно, почему - эльфы считают себя "космической расой" и на планеты не спускаются) - ясное дело, чтобы "продвигать сюжет". Логично было бы убить свидетелей, но, нет! Герои наши - большие гуманисты. Правда, вследствие этого своего поступка им в конце придется уничтожить роту солдат. Но это не страшно - ведь жизни троих дегенератов-насильников, бросающихся на все, что движется, ценнее какой-то там роты солдат, которые просто выполняют свой долг, защищая родину. В общем, преступники-дегенераты сообщают о краже у них автомобиля нашими умственно отсталыми "гуманистами", и на эльфийку начинается охота. Конечно же, парню с задержкой умственного развития не приходит в голову, что после кражи автомобиля их будут разыскивать, и потому он предлагает остановиться в местной гостинице, и ждать там... ясно чего ждать - пока автору не придет в голову какой еще глупостью "продвинуть" этот нелепый сюжет.

Полиция, ясное дело, начинает проверять гостиницы, но с отчетностью гостиниц в полицию в этом мире, похоже, такая же беда, как и со связью. То есть гостиницы вообще не сообщают в полицию о постояльцах и последняя гостиницы просто объезжает. Но полицию опережает лидер местной антиимперской группировки, которая, по "случайному стечению обстоятельств" оказывается горничной, обслуживающей номер той самой гостиницы, в которой остановились наши герои (вот это поворот! выкуси, Шьямалан!). При попытке задержать наших героев принцесса разоружает всю группировку и, "внезапно" проникшись симпатией к свободолюбивым террористам (которые, живя в империи, даже не удосужились узнать, что их хотелки в принципе невыполнимы по законам империи - видимо, "больно нужно было"), под влиянием нашего полудурка-Дзинто соглашается стать их заложницей (именно так - контролируя ситуацию и владея оружием не пообещать содействие в обмен на сотрудничество, а стать "заложниками") - не, ну ты видел, Шьямалан!? Вовремя сбежав из гостиницы перед самым ее обнаружением полицией, наши герои (снова "внезапно") попадают в засаду, устроенную военными. Где умственно отсталый герой сначала пытается принцессе помешать бросить во врага гранату, но потом входит во вкус и вместе с принцессой устраивает разгул гуманизма, стреляя и взрывая ту самую роту солдат. Солдаты, в свою очередь, демонстрируют массовое заболевание "синдромом имперского штурмовика" и, стреляя целой ротой, даже царапины не оставляют на наших героях. Но вот когда герои сталкиваются с полицией, наш полудурок внезапно заключает, что против полиции с пистолетами, в отличии от солдат со штурмовыми винтовками и гранатометами, у них шансов нет и нужно обязательно сдаться (потому, что в сюжет нужно внести напряжение!), а сдаться полиции лучше, чем армии (ведь всем известно "человеколюбие" полицейских частей во время войны по сравнению этими "варварами" - солдатами регулярной армии! "Человеколюбивые" Гестапо и НКВД тому свидетели!). Понятно, что этот абсурдный сюжетный ход был нужен лишь для "острастки" и последующего "внезапного" освобождения героев проникшейся симпатией к эльфам "антиимперской группировкой".

Тем временем флот имперцев, которым командует очередной и, к сожалению, типичный для этого аниме, умственно отсталый адмирал, плотными рядами с расстоянием в десятки метров между кораблями идет в лобовую атаку на врага. Все как и положено в клише космоопер - ни тактики, ни толики здравого смысла и правдоподобности. Вернее, тактика была в том, чтобы "медленно наступая фронтом" запугать врага. Когда же враг не "пугается", это становится для адмирала такой же неожиданность, как снег зимой для коммунальных служб. Но героически сражаясь на космических кораблях в ближнем бою (хорошо хоть, что без абордажей), космические эльфы одерживают "эпическую победу". Наши герои (попутно в нашего придурка для пущего мелодраматизма такие попадает главзлодей - ясное дело, в плечо) улетают на ракете и наступает "хэппи энд". Пожалуй, избавление от мучений, вызванных просмотром столь абсурдной истории, иначе, чем "хэппи эндом" и не назовешь.

И все же я немного колебался, стоит ли быть уж слишком критичным к "Звездному гербу", поскольку он рассчитан на детскую и подростковую целевую аудиторию, да и жанр космооперы не подразумевает серьезности и продуманности. Но, с другой стороны, автор Crest of the Stars сам вручил возможным критикам потенциальную индульгенцию, заимствовав у Толкина эльфов и перенеся их в космос. И даже, копируя профессора, придумал для них свой "эльфийский язык" на основе японского. А раз так, то не может быть никакого снисхождения к глупости сюжета и персонажей только потому, что аниме рассчитано на детей и подростков, а история создана в эпическом жанре. Написанный в эпическом жанре для детей и подростков "Властелин колец" в глупости замечен не был. У Толкина ведь хватило ума изобразить в лице Арагорна не себя, университетского профессора (хотя в истории писателя был реальный боевой опыт Первой Мировой), а олицетворение короля, каким его можно представить, великого героя древнего королевского рода, потомка эльфов и майя, которому для женитьбы на эльфийке Арвен даже этого было мало, а нужно было стать "королем людей", победив армию Саурона. Автор же Crest of the Stars, похоже, в пустопорожне разглагольствующем бесполезном недоумке Дзинто изображал себя, а в Лафиэль видел magical girlfriend. То есть мораль истории приблизительно такая - посредственному, ничем не примечательному и инфантильному пареньку, случайно получившему титул, и делать-то особо ничего не нужно для того, чтобы рассчитывать на любовь эльфийской красавицы принцессы. Ну не становиться же благородным героем и королем, разбив армии Саурона, подобно Арагорну? Оставайся никчемным, ты и так совершенство! Если Crest of the Stars внушает подросткам именно такую мораль, то в придачу к дырявому сюжету он предлагает еще и мерзкую пародию на нравственность. Или вот референсы аниме к благородным традициям европейской аристократии с ее вассалитетом, соединенные с "жизнеутверждающим" атеизмом империи. Однако же европейская система вассалитета имела глубокую христианскую основу, где над простолюдином стоит аристократ, который обязан заботится о простолюдине, служить ему, справляя суд, обеспечивая образование, социальную помощь нуждающимся, дороги, защиту от разбойников и прочее, за что простолюдин отдает часть урожая и должен быть лоялен аристократу. Над аристократом стоит король, примерно так же, как аристократ над простолюдином. А над королем и всеми остальными стоит Бог. И в этой системе король так же скован предписаниями Бога (в отличии от азиатской системы, где император/царь и есть "бог") и не смеет их нарушить. Отсюда и все фронды против королей, породившие средневековые европейские парламенты и хартии, ограничивавшие власть короля, переросшие в современном мире в конституции и "неотъемлемые права человека" - все это невозможно в атеистических азиатских системах, где, скажем, самурай был зависимой от сегуна сошкой, получавшей оплату рисом и, в свою очередь, относившийся к простолюдинам как к насекомым, так же, как в Китае чиновник был полностью зависим от от императора, а простолюдин и за человека не считался.

Так что и сюжет и мораль в этом аниме крайне убогие. Впрочем, их уровень не уступает обычной космоопере. Но и ничем не выделяется. Единственное, что можно отнести к плюсам, это некоторые диалоги, особенно в первой половине - за них +1 балл. Так что средние 5 баллов плюс 1 балл за диалоги дают 6 из 10.
Пилоты звёздных кораблей
4 / 20
Пример того, как обманчива бывает обложка. Вот какой любитель "золотой эры" фантастики 1950-х, а особенно юношеской научной фантастики Хайнлайна, сможет заподозрить в аниме, скрывающимся за обложкой с кавайными девочками, сюжет, достойный самого старины Роберта? Если смотреть на постер и приписанные жанры, то можно заподозрить очередной убогий гаремник в жанре космооперы (ума не приложу, кто и почему умудрился отнести Starship Operators к космоопере, когда это чистейшая юношеская НФ) с колышущимися "оппаи", приторно-слюнявой псевдоромантикой, человекоподобными роботами, предельно имбецильным поведением и дурацкой мотивацией персонажей, а также ближними боями с прямой видимостью (sic!) в космическом пространстве. А ведь Starship Operators (так и хочется написать Starship Troopers), за вычетом кавайных девочек, это ранний Хайнлайн - тут тебе и космические кадеты - юные гении, проходящие становление из мальчишек в... вернее, из девушек в женщин. И весьма правдоподобные политические интриги, и реалистичные бои в космосе (пожалуй, за вычетом последнего, который уж слишком "эпичным" получился), ведущиеся не бессмысленными человекоподобными роботами и даже не в зоне прямой видимости. Не говоря уж об отсутствии безумных массовых махачей "стенка на стенку". Тут бои ведутся посредством тактики и маневров, радаров и сенсоров, расчета и тайминга, с изучением слабых сторон противника, к каждому из которых применяется индивидуальный подход (похоже, автор оригинала использовал в качестве вдохновения реальные морские сражения времен Второй Мировой). И, разумеется, удачи - все как у Хайнлайна, где герои одерживают верх разумом и расчетом. За боями тут действительно интересно наблюдать. Впрочем, даже фактический матриархат с кавайными девочками подозрительно напоминает матриархат Свободных Торговцев из "Гражданина Галактики" (не потому ли названный в честь "прародительницы японского императорского рода" и выкупленный торговцами корабль в этом аниме иногда называют "свободным кораблем "Аматэрасу"?) еще "раннего Хайнлайна", ну а уж "поздний Хайнлайн" и подавно был большим ценителем матриархата.

Сюжет тут без филлеров и провисаний - как увлекает с самого начала, с момента инспирированного небольшой группой заговорщиков "захвата" корабля кадетами (путем его выкупа через спонсора) в знак протеста против капитуляции родной планеты, так и держит в напряжении в течение всего путешествия этой команды сквозь бои, политические интриги и предательства, попытки найти союзников и просто порт для того, чтобы пополнить припасы и починить судно. Противник же действует не только военным путем, но и через психологические и политические манипуляции, стараясь подорвать боевой дух и лишить "пиратов" всякой сторонней поддержки. Герои, за некоторыми исключениями, вовсе не идеальные, но и не отталкивающие. Включая паникующего время от времени в бою капитана, в то же время хорошего и ответственного администратора, который заставляет себя держаться с достоинством и использует свойственную ему осторожность для выявления слабых мест в "построениях" своего гениального старпома. Его хладнокровную манипулятивную пассию-политика, страх и настоящие чувства которой лишь пару раз выдают непроизвольные слезы. Добряка - главного инженера, все же совершающего глупость (подозреваю, что в этой сцене тонко высмеян жанр "меха" с "человекоподобными роботами" и "геройски"-истерическими атаками на них), видимо, из желания "погеройствовать" перед Синон (порадовало, что противник показан вполне гуманным - он отступал и не хотел даже стрелять по "геройствующим" инженерам, сделав это лишь по крайней необходимости). Даже циничный и подлый продюсер телешоу в конце оказывается способен на поступок (впрочем, вряд ли из филантропии). В основном, герои раскрываются качественно - через их действия, а не слова.

Политические интриги не вызывают раздражения своей нелепостью, а герои - стереотипностью. Тут, пожалуй, нет однозначно положительных и отрицательных персонажей и "сил", но команда корабля достаточно "симпатично" прописана, чтобы вызывать сопереживание зрителя. И, да, некоторые полюбившиеся герои гибнут, чаще всего вследствие "геройства" (иногда неразумного) - тут нет места победам с уморительными истеричными воплями, наводнившими аниме. Но и бессмысленных "убийств ради убийств" персонажей тут нет, как и дурацких самопожертвований (кроме одного, вполне ожидаемого). Из персонажей разве что Синон порой вызывает раздражение, уж слишком она противоестественно идеальная и гениальная - но, фактически "воплощению Аматэрасу" это, пожалуй, простительно. Так что по обложке это аниме судить уж точно не стоит. Я бы даже сказал, что она обманывает зрителя, неверно позиционируя Starship Operators. Тех, кто любит серьезное, продуманное аниме с хорошим сюжетом, обложка, возможно, отталкивает от просмотра, как оттолкнула сперва меня. Любителям же "кавая" и настоящих космоопер это аниме просто "не зайдет". Вот за такое неверное позиционирование и снижу балл - ведь девушкам такое неинтересно, как и той аудитории юношей, на которую нацелено позиционирование, а целевая аудитори вполне себе пройдет мимо подобного постера. Но больше, пожалуй, и не за что оценку снижать - 9 из 10.
Ученик чудовища
5 / 30
"Имеющие мечи и умеющие ими пользоваться, но держащие в ножнах унаследуют землю... Если вы безобидны, вы не добродетельны, вы просто безобидны. Если вы чудовище, но не ведете себя чудовищно, тогда вы добродетельны".
Джордан Питерсон

Ученик чудовища - это своеобразный внутренний диалог превращающего в мужчину мальчика, обряд инициации. Подан он в виде фантастической приключенческой истории об осиротевшем ребенке, попадающем в мир чудовищ и становящимся учеником одного из них - претендента на роль правителя. Прежде всего, это метафорическое повествование об обряде инициации мальчика, который становится мужчиной. Для этого он сперва учится быть могучим чудовищем, окончательно отделившись от матери и копируя отца (хоть и приемного), а затем сражается с этим чудовищем, соблазняющим его своей силой и властью, и учится его контролировать. Мальчик становится мастером меча, инкорпорируя и превращая свое чудовище в "меч в душе" - меч, который превратившийся в мужчину бывший мальчик уже больше не достает из ножен. И несмотря на заявление подруги героя о том, что никто не сражается в одиночку, именно эта битва должна быть выиграна мальчиком в одиночку для того, чтобы обряд инициации и превращение в мужчину прошли успешно. Меч, не смотря на все возможности и искушения, должен быть вложен в ножны добровольно.

На другом уровне то же раскрыто на примере учителя мальчика, которому для того, чтобы стать хорошим правителем, придется воспитать хорошего ученика, что можно сделать лишь собственным примером, упорядочив свою жизнь и взяв себя, необузданное чудовище, в руки. Хорошая, мудрая сказка о взрослении и мужестве, полезная, к сожалению, не только подросткам, но и многим мужчинам, которые так и не прошли обряд инициации - некоторые так и не оторвались от матери, не смогли принять своих чудовищ. Те же, кто чудовищ принял, зачастую не могут или не хотят их контролировать.
Блюз машины времени о четырёх с половиной татами
3 / 30
Симпатичное и своеобразное (рисовской и манерой подачи) аниме с хорошими НФ-корнями. Невзирая на комичность и сюрреализм повествования, в "Блюзе машины времени" явно заметен оптимизм классической научной фантастики 1950-х. Тут и "Одуванчиковая девушка" Янга и "Дверь в лето" Хайнлайна - одни из наиболее популярных НФ-произведений в Японии. Отношение к "парадоксу времени" у Томихико Морими такое же, как и у Янга с Хайнлайном. Или, если хотите, такое же, как у Боэция. Однако тональность отличается как от лирической "Одуванчиковой девушки", так и от мелодраматическо-приключенческой "Двери в лето". Немного абсурдистский "Блюз" не столь серьезен, но гораздо более весел и "легок", чем его литературные вдохновители. Погружая главного героя (и зрителя) в показательно бессмысленный, комично-абсурдный мир, автор бережно проводит его мимо населяющих хаос нелепых монстров, постепенно упорядочивая окружающую действительность и подводя к романтично-оптимистичной концовке, торжествующей над хаосом и абсурдом. Разрозненная, казалось бы, какофония звуков, сплетается в блюзовую импровизацию. Замечательное и явно выделяющееся на сером фоне остальных аниме произведение.