Имел большие надежды на этот тайтл. Эльфийка в главной роли, путешествие по Средневековью с магией, высочайший рейтинг - всё казалось очень заманчивым. Но в реальности аниме оказалось несколько не таким, как я себе представлял.
Из явных плюсов. Рисовка весьма неплохая. Интересный мир и сама концепция путешествия мага-эльфийки с ученицей. Демоны здесь настоящие злодеи и этих паразитов не пытаются обелить, как в ряде других аниме.
Но что сильно портит удовольствие от просмотра, точнее сводит на нет все плюсы - слишком навязчивая тема бренности существования человека. Прямо с этого и начинается, когда нам показывают, как герой Химмель, который когда-то победил короля демонов, был красивый, сильный, его носили на руках - превратился в одинокого унылого лысого старика, которого практически сразу хоронят. Другой участник отряда священник Хайтер хотя бы за счёт алкогольного допинга сохранил бодрость духа.
И ладно бы, проиграли эпизод и забыли, нет, к этой теме всё время будут возвращаться, то памятник, поросший травой покажут и добавят, что дети уже позабыли об этом подвиге, то сообщат, что со смерти героя прошло уже 10 или 20 лет. И зачем всё это? Такое ощущение, что Фрирен всех зрителей в последний путь провожает - какое-то тягостное ощущение от просмотра. И как будто вся человеческая жизнь вообще бессмысленна. В других аниме хотя бы призывают не терять время и жить сейчас, но здесь не про это и унылое выражение лица Фрирен ясно это показывает. После аниме с таким посылом и руки даже опускаются. Все мы знаем о том, что человеческая жизнь не бесконечна, возможно, в будущем найдут варианты её существенно продлить с помощью достижений в биологии и остановки старения. Ещё предлагают делать из людей киборгов и оцифровывать сознание, перенося его в цифровой мир. Но сейчас этого нет, так что зачем так обильно сыпать соль на рану, как говорится? Хорошего настроения это не добавляет.
Ещё один момент. по эльфийке, она тянет всё внимание на себя, при этом абсолютно безэмоциональный. В некоторых случаях флегматичность Фрирен играет на руку сюжету, например, когда её арестовали в городе и потом она вышла из тюрьмы или когда она уничтожила злодейку Ауру. Эта фишка с сокрытием своей маны Фрирен и её ученицей мне весьма понравилась. Демоны нападают на них, считая лёгкой добычей, а в итоге с ужасом осознают, что перед ними сильнейший маг. Сами они из-за своей гордыни никогда свою манну не скрывают, это ведь отражает твой ранг. Но постоянно смотреть на безэмоциональное лицо, как у киборга, уже надоедает.
В таких случаях к холодному герою добавляют экспрессивного герои - лёд и пламя - это типичный шаблон аниме. Можно вспомнить хотя бы Рей и Аску из Евы. Но здесь такого нет, ученица Ферн не настолько экспрессивна, чтобы составить достойный дует с Фрирен. И паренёк Штарн с его страхами и соплями тоже как-то не катит. Всё не то.
Под конец сюжет с экзаменом явно затянут, такое чувство, что количество нужных серий просто набивали - ничего особенного он истории не дал. Единственное, что мне понравилось, это то, что любимая магия у Фрирен была - создание красивой поляны цветов, т.е. магия для души, а не для могущества и её ученица Ферн оказалась способной и поняла, почему это важно, выбрав себе в награду за прохождение экзамена такого же плана заклинание. Вот этот штрих делает Фрирен не таким уж биороботом, намекая на какие-то всё-таки имеющиеся чувства у неё в глубине души. Как и когда она любимый посох Ферн всё-таки починила. Так-то она вообще никаких эмоций как главная героиня не вызывает, какая-то неживая, как старуха с косой. Не считая эмоциональной сцены нападения демонов на её деревню в детстве- всё аниме с непроницаемым выражением лица в стиле покер фейс, вот аниматорам лафа - не надо напрягаться с рисовкой эмоций.
Что я могу в целом сказать, хотя аниме довольно яркое, но пересматривать вряд ли буду. Я думал прямо в любимые его занесу, но оказалось, что нет. Колебался между оценкой 6 или 7. Где-то между этими баллами у меня было впечатление, между нормально и хорошо, между нейтрально и положительно, но в итоге всё-таки 7 поставил. Посмотреть можно, среди однотипных тайтлов выделяется, но за душу как-то не берёт своей атмосферой, не тёплое и не ламповое для меня. Если бы не так навязчиво подавали тему смерти и достойного яркого персонажа добавили в команду Фрирен, отвечавшего за эмоции, то оценка была бы выше.
Когда мне попалось описание данного тайтла, что по сюжету в квартире одинокого мужчины внезапно появляется лисичка, чтобы избавлять его от негатива, я весьма заинтересовался, учитывая, как много негатива сейчас вокруг нас в мире. В ряде отзывов люди отмечали, что это аниме предназанчено для аудитории устающих на работе людей, но на самом деле его сюжет охватывает гораздо больше тем, если учитывать дополнительно мангу, в который раскрывается ряд подробностей, которые не вошли в аниме.
Лет 10 назад мне попался в интернете рисунок про митинг лисичек против котиков в борьбе за популярность. Ну, что же, прошло время и аниме про 800-летнюю заботливую жену это доказало. Лисичка Сенко-сан не менее милый персонаж, чем кошки Чокола и Ванилла из аниме "Кошачий рай".
В мифологии востока об лисах-оборотнях в Китае и Корее они предстают в роли негативных персонажей, которые соблазняют наивных мужчин, представая перед нимим в образе ослепительных красавиц и высасывают жизненную энергию вплоть до смертельного исхода. В Японии же к таким лисичкам, кицунэ, отношение не столь однозначное: есть мифы, где лиса морочит незадачливому крестьянину голову и, наоборот, когда старается помочь человеку, который ей приглянулся или в качестве благодарности за помощь, как в известной истории про то, как вельможа спас лису от собак во время охоты и когда сёгун прогневался на него и удалил в ссылку, лиса в образе красивой женщины пришла к нему и стала его любовницей, пока его не позвали обратно ко двору. Всё дело в том, что в японских мифах про кицунэ есть разделение на полевых лис, которые вредят и небесных, которые служат богине Инари. Последние - полезные лисы. Отсюда и разное поведение. Сенко-сан появляется в этом аниме именно как божественный посланник.
У богини Инари есть свой уникальный храм в Японии со скульптурами лис, расположенный в районе Фусими города Киото. Рядом с ним проводит детство главный герой этого аниме. Отличительная черта этого храма - более десяти тысяч ритуальных ворот, построенных на деньги спонсоров. Поднимаясь по лестнице к храму, ты проходишь через целый тоннель, созданный этими вратами. На многих размещена реклама фирм, на чьи деньги их поставили, но есть там врата и с приветом из России, так что можно сказать и с Россией Сенко-сан через эти врата невидимой нитью связана.
Когда в квартире главного героя аниме Курото Нагано, сильно устающего на работе в "чёрной" компании (так в Японии называют фирмы, выжимающие своих сотрудников), появляется милая девочка с лисьим хвостиком и ушками, то сначала, конечно, как у любого человека, у него возникает удивление и даже боязнь, но потом он быстро это принимает, т.к. по сути является взрослым ребёнком, а в детстве многие верят в волшебство. Сначала, конечно, была мысль, что в итоге мы увидим сюжетный твист на подобие "Бойцового клуба" и подобных произведений, когда окажется, что поехавший головой от перенапряжения на работе герой просто придумал себе эту лисичку, т.е. тульпу. В дзэн-буддизме тульпа — это сильная индивидуальная галлюцинация, воплощение мысли, в некоторых случаях некий осязаемый образ, выполняющий функции помощника и собеседника. Когда герой съездил домой к родителям и, вернувшись, не нашёл дома больше своей лисички - казалось, что это версия подтвердится. Немного пришёл в себя, сменил обстановку и раздвоение личности от перенапряжения на работе и ощущения одиночества исчезло. Но в итоге, оказалось, что нет, это всё всерьёз и произведение можно отнести к жанру современных сказок.
В аниме многое не объяснено о причинах появления такой милой лисички в жизни героя. Наверняка многие зрители задавались, как обычно, вопросом: "Почему он, а не я?!" Дело в том, что выходить манга стали с 6 октября 2017 года, а последний 12 том вышел только 26 ноября 2022 год. А аниме выпустили 10 апреля 2019 году, когда ещё не весь сюжет был раскрыт. Поэтому, после просмотра аниме, возникает ощущение, какой-то недосказанности.
спойлер
По сюжету манги герой не просто так получил своё проклятие. Его род давно связан с Сенко-сан. Когда-то давно из-за негативных эмоций людей в одном городе родился демон - семихвостный лис, который стал делать разные ужасные вещи: уничтожал рисовые поля, проглатывал путников. Тут автор вставил в своё повествование отсылку к довольно интересной известной оккультной теории, согласно которой люди сами создали своими мыслями в древности богов-демонов. Выбирали наиболее злые образы, чтобы враги боялись и потом им молились, делали подношения и жертвоприношения. В итоге, благодаря этому, эти сущности возникли на самом деле в другом измерении и стали влиять на материальный мир, им всё время нужна энергия для поддержания своего существования и поэтому они добывают её из людей через их психо-эмоциональные переживания. Подобное в фильме "Матрица" было показано, только вместо демонов - машины.
Этот страшный семихвостный демон-лис, как раз и возник из негативной энергии города и маги собрались, чтобы его уничтожить. Среди них был предок главного героя и лиса-босс Сора. Им почти удалось это сделать, но одному хвосту удалось сбежать. Когда по его следу шёл предок главного героя с собаками и демона ждала неминуемая расправа, он превратился... В милую девочку-лисичку Сенко-сан. Причём не просто внешне, он создал ей личность, а сам затаился внутри неё. Надо же какого уровня маскировка! Ну, и понятно, что такую милую лисичку предок гг просто не смог убить, взяв себе в качестве домашнего питомца. Кстати, именно из-за того, что Сенко создана из хвоста демона-лиса, у неё только один хвост, хотя она прожила уже 800 лет и набралась мудрости, у лис в таком случае должны были ещё хвосты вырасти, показывающие их ранг, как погоны у военных. Немного "Наруто", кстати, сюжет напоминает, только в нём запечатали демона-лиса с семью хвостами внутри героя принудительно, а тут он сам запечатался.
Если то, что предок гг нашёл Сенко в лесу в аниме ещё более-менее стыкуется с мангой, то их последние дни с друг другом были совершенно другими. В аниме он просто умер, в Манге же внезапно вырвавшийся из Сенко демон-лис, ударил его демонической энергией. Чтобы он остался жить, лисса-босс Сора перенесла проклятие на весь его род и взяла Сенко-Сан с собой на воспитание - больше они с предком гг не должны никогда были встречаться.
В итоге проклятие действует следующим образом. Оно копится в том, на кого она наложено. Далее прежде, чем негативная энергия достигла максимума, человек рожает ребёнка и оно переходит по наследству, освобождая изначального носителя. И так по цепочки поколение за поколением. Но главный герой с женщинами не заводит отношения, наследников у него нет и в итоге чем дальше, тем больше начинают страдать вокруг него люди. А уж если семихвостый демон-лис, наберёт достаточно силы и вырвется наружу, то он уничтожит весь мир. Но с последним, мне кажется, автор манги Rimukoro переборщил. Если бы какой-то демон-лис попытался уничтожить мир, то более старшие демоны быстро бы с ним разобрались. Это как с печально известной бандой Цапков из станицы Кущёвская. Только они сделали врезку в нефтяной трубопровод и стали качать нефть, как к ним приехали люди из Москвы и объяснили, что это пока не их уровень. Поэтому рисовые поля этот демон-лис мог уничтожать, но целый мир - это уже он слишком губы раскатал. Кто он такой, на фоне более серьёзных демонов, вроде Люцифера, обычный сельский гопник регионального значения, уровень которого - на местных крестьян страх наводить.
Лиса-босс Сора - отправила Сенко к герою с ясной целью - пробудить в нём интерес к женщинам. А потом Сенко должна была отчалить и под него подложили бы реальную девушку, чтобы у них родился ребёнок. Но пара Сенко-Курото оказалась по сути двумя детьми. Она - 800-летняя девственница (в некоторых эпизодах видно, что ей много лет, например, когда надевает старые бабушкины круглые очки для чтения инструкции или когда ревматизм провляется болями в спине во время игры в волейбол), он - ребёнок во взрослом теле, который думает лишь о том, чтобы погладить пушистый лисий хост, т.к. он мягкий, как котик в его детстве. О том, чтобы сделать бум-бум под этот хвост, у него, такое чувство, и мысли не возникает. Тем более внешне Сенко выглядит как 12-летняя девочка, типичная анимешная лоли. Учитывая 800-летний возраст нестареющей кицунэ автор ставит интересный вопрос, можно с такой или всё-таки нельзя?
Сам Курота первое время очень волнуется, как бы его в тюрьму не отправили за то, что у него дома лоли завелась, но потом привыкает. Сама Сенко представляется другим людям, что она его мама-жена. Живущая в соседней квартирке мангака Ясуко этому нисколько не удивляется, наверное, воспринимая всё, как ролевую игру, тем более она сама фанатка косплея и аниме про лисичку Ёко, которое смотрит по телевизору.
спойлер
Поняв, что дело с мёртвой точки не сдвигается, Сенко с её подопечным живут как пара пенсионеров, лиса-босс Сора сама приходит в гости к главному герою и недвусмысленно предлагает ему дать то, что Сенко не может. Предлагая выполнить его тайные желания, она, очевидно, ожидала "того самого", но Курото поверг её в полное замешательство, заявив, что мечтает погладить её хвост. Кстати, по сюжету именно там у лисичек эрогенная зона - так что то тоже самое для них, что он их рукой между ног стал ласкать. Но японский "Иванушка-дурачок" об этом не думает, ему лишь бы "как котика пушистого погладить". Тут уж Сенко, боявшаяся до этого своего лисьего босса, рассердилась: "Ему и моего хвоста хватит!"
Сенко в манге ещё смешно реагировала попытки соблазнить Курото девушкой-тануки (енота), приехавшей из деревни в город. Как только та предлагала стать любовницей Курото, раз у него есть жена или что-то подобное, Сенко каждый раз рассержено кричала: "Неприемлимо!" Сенко спокойно относится, к идее, что главный герой будет встречаться с обычными девушками, но персонажи волшебного мира вызывают у неё настоящую ревность: никакие другие лисы, еноты и прочие не должны приставать к её Курото!
В итоге Сора решила лучше ретироваться и оставить пока пару жить дальше, как они живут. Сора по сути олицевторяет отношения с женщиной, основанные на сексе, которые герой отверг. Серебрянная лисичка Широ - девушка для поверхностных развлечений, которая сама сбежала от гг, когда тот захотел более близких отношений (пощупать хвост), Сенко - как девушка для души, её в итоге он и выбрал, женившись официально. Настоящая жена - это та, с кем у тебя есть душевная близость, кто тебя любит, может о тебе позаботиться. Именно такие союзы долговременны, а не союзы, основанные на сексе и совместных развлечениях.
У меня возникла мысль, смотря на главных героев, что люди могли бы и вообще отказаться от секса, создавая при этом пары, если бы у них была сильная эмоциональная связь с друг другом. Секс объединяет порой совершенно не подходящих друг другу людей через механизм вожделения на биологическом уровне и они испытывают лишь небольшой миг удовольствия во время физической близости. А тут ты постоянно испытываешь удовольствие, как сказал предок гг Сенко в этом аниме: "На тебя посмотришь и настроение подымается".
Лисичка заботится о Курото, они вместе проводят интересно время, то в компьютерные игры поиграют, то пойдут на улицу зимой и снежки покидают в друг друга. По сути это возвращение в детство, в досексуальную пору, только во взрослую пору. Секс - это искусственно созданная потребность, навязанный природой для механизма размножения. Если бы в обществе будущего вопрос с деторождением был решён на искусственном уровне, могла брать образцы биологического материала у родителей, но создавали бы детей в искусственной матке, чтобы женщин не напрягать, то и секс стал не нужен, как биологический инструмент. Не то чтобы я против его, просто отношения явно могут выстраиваться на совсем другом уровне и в этом аниме это показано.
спойлер
Ребёнок, кстати, у Сенко с Курото в конце манги в итоге появился. Но без физического слияния и обмена биоматериалом. Когда проклятие Курото стало усиливаться, его решили женить. До этого вокруг него уже собрался целый гарем (мангака Ясуко, похожая на девушку, на которой женился предок гг после расставания с Сенко-сан, девушка-тануки Фукудо и ещё одна коллега по работе). Но в итоге, как и в конце аниме - лисичка Сенко осталась рядом с главным героем. Этот с виду тюфяк-ботаник проявил неожиданное для всех упрямство и в итоге женился, пусть и случайно, на своей любимой лисичке Сенко, по принципу, что мне этот этот мир, если у меня любимую лисичку забирают.
Японская мораль много столетий вдалбливала японцам, что нужно жертвовать собой ради некоего условного общественного блага, но в современных аниме раз за разом показывают героев, отказавшихся это делать. Кто-то посчитает это гимном эгоизму, но на деле в данной истории показывается, что может найтись даже в безвыходном положении третий путь. В миг после бракосочетания из Сенко и Курото вырвался демонический дух демона-лиса, но он не уничтожил мир, а материализовался в образе ребёнка-лисёнка и уже снова затаился в нём.
У меня возникла мысль, а может, это демон-лис блокировал интерес героя к женщинам, т.е. снижал до минимума его либидо, т.к. ему надоело перескакивать из одного тела в другое и он хотел уже выбраться наружу из него, накопив силу. Тогда этот демон мог и на Сенко-сан его женить вопреки стараниям окружающих, управляя его мотивацией. В итоге теперь этот демон теперь сидит в "их" ребёнке. Сенко и Курото решили его воспитывать, чтобы он вырос хорошим и контролировал свою негативную сторону. Что выйдет в итоге - вопрос отрытый. Может, они его воспитают, как надо, а может, демон-лис накопит силу в нём и из него вырастет Омен.
Интересная тема в аниме про избавление от негатива, как это в нём визуализировано. Когда показано депрессивное настроение, вокруг людей возникают чёрные облака, а когда они становятся счастливы, то вокруг них сверкают звёздочки. Хороший повод, задуматься, как нас накачивают негативом. Основной лейтмотив тут: "Нужно избавиться от внутреннего зла". В синтоисткой доктрине в ходе своей жизни человек наполняется кэгарэ (скверной). Сенко говорит, что 800 лет работала над своим характером
и в итоге она избавляется от демона-лиса внутри себя, хотя он её создал, т.е, становясь самостоятельной личностью. И уже негативная энергия переходит к ребёнку, показывая тем самым, что детям придётся пройти тот же путь, что и родителям - работать над собой, чтобы избавиться от внутреннего зла.
Во многих аниме есть два героя - противоположности: лёд и пламя, холодность и эмоциональность. Например, Рей и Аска из Евы или Рин и Надешико в "Лагерь на свежем воздухе", Сэссёмару и Инуяша в "Инуяше". Этот тайтл не исключение: Сенко отражает солнце, теплоту к другим, а другая лисичка Широ (или Сиро) - луну, холодность. Если первая похожа на некий образ идеальной жены или девушки, о которой многие одинокие мужчины мечтают, то вторая отражает характер многих современных молодых женщин. Широ - саволюблённая эгоистка, которая считает, что ей должны поклоняться, раз она рядом. Чего стоит эпизод, когда она жульничала, играя в компьютерную игру с Курото, когда читала его мысли и как следствие, знала его ходы. Она у него выиграла, чтобы получить последнюю вкусняшку, его долю, съёв перед этим остальные. При этом то, что она тем самым добавила ему депрессивного настроение, а была послана боссом-лисой вообще-то, чтобы, наоборот, его развлекать, её мало волнует. Ничего удивительного, босс Сора потом её наказала за её проделки.
У главного героя Широ она не прижилась, оставшись в квартире рядом у мангаки Ясуко, которую использовала в своих интересах: играла у неё в компьютерные игры, смотрела аниме. При этом даже заварную лапшу, попытавшись ей сготовить, испортила. А уж когда они собрались отправиться на пляж, только и было слышно от Широ: "Купи то, купи это и ещё вот это!"
Лиса Широ - прямо потрет современной стереотипной девушки 1 в 1! Наверняка многие с такими сталкивались. Разве что заработка миллионов не требовала и чтобы ей их отдавали на траты. Впрочем, с Широ хоть можно договориться через то, что ей интересно и за счёт этого построить общение с ней. Если ей выгодно, она готова даже помогать. Есть случаи и похуже... Как тут не вспомнить другую ушастую персону - волчицу Холо - вот это реально абьюзер-истеричка-психопатка, которая будем издеваться над своим партнёром даже под лозунгом: "Я не довольна, что мне не к чему придраться!" Так что Широ еще не худший случай в плане персонажа.
спойлер
Я ещё, кстати, подумал до чтения манги, что Сенко какая-то нетипичная девочка по характеру. Женские характеры обычно другие, необязательно негативные, просто другие. Это не та тян, которая просто вешается на главного героя или же, наоборот, какая-то истеричка. И вдруг мне в голову пришла мысль - что это, конечно, девочка, но есть в ней что-то мужское. Даже в восточной мифологии ян, свет, Солнце - мужчина, Сенко как раз солнечная лисичка по окрасу, а инь, тьма, Луна - женщина, это серебряная лисичка Широ в этом аниме, у которой даже на одежде Луна. И когда я узнал после из манги, что Сенко фактически часть демона-лиса, то всё встало на свои места - она была создана из мужской энергии, как новое существо в этом мире, поэтому и характер у неё не совсем женский и даже не как у пацанки, которая пытается походить на парня. Тут сама основа личности совсем другая. Поэтому в реальности шанс встретить такой женский типаж - минимален. Можно сказать Сенко получила уникальное рождение, она - феномен природы.
К сожалению второй сезон про Сенко так и не выпустили. Хотя, конечно, ближе к концу уже в манге какой-то бред пошёл. Изначально автор позиционировал её - как произведение для избавления от негатива, а потом уже началась
какая-то драма, повторы, появление сомнительных персонажей, вроде бывшего однокурсника Курото с нетрадиционными наклонностями, создали гаремник.
В общем, манга скатилась под конец, то ли у автора идеи закончились, то ли он перестал улавливать настроение истории, устроив, например, свою личную жизнь. Разве что конец хороший. А то многие аниме любят заканчиваться в миноре, возможно, авторам кажется что так их произведения выглядят более значительными и необычными, но на деле в мире и так хватает негатива и печальный конец - банально и скучно. Позволить хотя бы выдуманным героям стать счастливыми вопреки своему эгоизму: "Раз я по жизни страдаю, пусть страдают и мои герои!" - это уже достижение для автора.
Но всё же можно было бы набрать материала на второй сезон. Я бы туда включил:
1) поездку на волшебные горячие источники, когда у Ясуко и Курото ещё уши выросли, как у лис из-за того, что там задержались. 2) историю милой коричневой лисички Судзу, которая в самом конце аниме появилась. Она в детстве играла с одним мальчиком у лисьего храма, но дети вырастая, перестают видеть волшебных лис. Так и произошло. И она решила стать божественной лисицей, чтобы суметь материализоваться полноценно в мире людей и со своим другом снова встретиться. В итоге прошло много лет и когда она это встретилась лишь только с внуком того мальчика, который давно стал стариком и умер, но до конца жизни помнил о ней и решил её прожить достойно, чтобы она осталась им довольна. Потом эта лисичка стала учиться заботиться об одинокой девушке-коллеге главного героя, выбрав её в качестве своей подопечной. 3) история духа офиса, который там возник из недовольства сотрудников. 4) поход компании на фестиваль фейерверков, когда они натолкнулись на двух собак-хранителей храма и когда Широ стала кидать понты, пёс просто облаял её и она смешно испугалась. Потом ещё оправдывалась: "Любой бы испугался, если на него залаят!" В конце они нашли родителей потерявшегося на фестивале ребёнка и смотрели фейерверки с крыши храма.
Это то, что мне запомнилось в манге, а так можно было спокойно ещё "тёплых ламповых" эпизодов на второй сезон набрать, только концовку пришлось бы переписать. Потому что последние тома манги про перебор жён для Курото - какая-то унылая бредятина. Не хотел бы, чтобы такое экранизировали.
Рисовка аниме мне понравилась, не то чтобы она выдающаяся - но хорошо передаёт эмоции, характеры персонажей.
Герои не вызывают отторжения. То, что главный герой достаточно стереотипен даже внешне и по типажу похож на отаку-хикки, которому пришлось идти работать, не идёт в минус произведению - многие могут представить себя на его месте. Понравилось, что все персонажи мультфильма взрослые. Мне больше интересней истории про взрослых людей, у которых есть уже своя жизненная история, чем про школьников, которые вчера только вылезли из гнезда и только начинают познавать мир. Конечно, некоторые тайтлы, если они интересны, я могу и с главными героями - школьниками посмотреть, но постоянно фиксация на теме школы мне не интересна, поэтому большинство тайтлов проходят мимо меня, как только я вижу, что главные герои опять школьники и опять это будет про какую-то волшебную школьную пору, которая на самом деле лишь в головах у сценаристов. Лично я школу вспоминаю без всякой ностальгии.
Сюжет "800-летней заботливой жены" не кажется чем-то особенным - повседневка: Сенко и Курото вместе ходят в магазин, едят, развлекаются, но самые обычные вещи начинают выглядеть совершенно по другому - как будто происходит какое-то волшебство. Что-то подобное, наверное, многие испытывали, когда влюблялись в кого-то - это состояние души хорошо аниме отражает: волшебство от общения с милой лисичкой.
Даже стереотипная для многих аниме серия про пляж выглядит осмысленно в данном тайтле, когда Курото начинает под конец для грустить, что завтра на работу, а Сенко ему на это говорит, что нужно наслаждаться моментом сейчас. По сути многие из нас волнуются о будущем, ностальгируют о прошлом, а не живут в сегодняшнем моменте. И этот посыл в аниме прямо противоположен тому, что "Провожающая в последний путь Фрирен", где всё крутится вокруг того, что хоть ты сейчас сильный, красивый, успешный герой, всё равно ты станешь старым, никчёмным и помрёшь - думай об этом. А в истории про Сенко, наоборот, говорят, думай о том, что сейчас.
спойлер
Когда босс-лиса Сора стала давить на Сенко говоря, что люди живут мало и что ей в итоге придётся провожать его в последний путь, Сенко сказала, что всё равно с Курото останется и будет о нём ещё лучше заботиться (в этот момент её Сора, наверное, понадеялась на то, что, наконец-то, у них будет секс - но зря понадеялась) и когда вернулась, эту тему не стала подымать с Курото.
Опенинг и эндинг аниме очень понравились, красиво сделаны и хорошая музыка. А в конце после заставки небольшая сценка-сюприз, например, Сенко учит заваривать вкусный чай, общаясь прямо со зрителем.
Сэйю очень классно озвучила Сенко, я смотрел в переводе, где был слышен оригинальный голос - лисичка издаёт много разных забавных звуков, Сделали их нарезку - такая милота, просто фур-фур-фур. Кто хочет посмотреть, ролик с нарезкой называется "Senko San being cute for 2 minutes straight".
В общем, подводя итог своих впечатлений, могу сказать, что это аниме с простым сюжетом внезапно произвело на меня такое сильное впечатление, которое ни одно другое не производило. До этого мне попадались аниме с интересным для меня сюжетом, например, "Призрак в доспехах", "Мастер муси", "Манускрипт ниндзя", смешные, как "Коносуба" и просто милые тайтлы, которые приятно посмотреть для расслабления, например, "Кошачий рай", "Лагерь на свежем воздухе", "Инуяша". Но аниме про Сенко-сан - это для меня стало чем-то особенным. Я даже не захотел после завершения его просмотра с это лисичкой расставаться и повесил себе на стену постер в рамочке - распечатанный арт автора манги. Наши бабушки вешали на стенку Кашпировского и Чамака, вырезая их фото из газет, а я Сенко-сан - чтобы избавляла из негатива.
Поэтому лично для меня оценка этого аниме - высший бал, но не потому, что оно идеально, а потому что мне очень понравилось. Хотя с главным героем я имею мало общего и так на работе, как он, не устаю. Но всё равно много разных интересных мыслей возникло, пока смотрел.
Очень понравилась Сенко, мне кажется, в качестве домашнего питомца многие хотели бы такую лисичку иметь, заводят же кошек дома. Приходишь домой, а тебе эта лисичка: "Добро пожаловать! Трудный выдался денёк?" И ушки могла бы тебе почистить, и чай заварить и в магазин могли вместе с ней сходить. А могла бы и даже ничего особенного и не делать. Повторю ещё раз фразу, которую сказал предок гг Сенко, когда та запротестовала, что это ей надо о нём заботиться, а не наоборот, зачем её-то баловать: "На тебя посмотришь и настроение подымается". По крайней мере у меня теперь настроение подымается, когда я на её рисунок у себя на стене в квартире смотрю. А ещё она у меня теперь на коврике для компьютерной мышки и в виде акриловой фигурки. Так что можно сказать, я стал настоящим фанатом лисички Сенко.
Людям часто так не хватает чего-то доброго и волшебного в их жизни среди обыденности и как раз этот персонаж дарит это зрителю, какое-то ощущение счастья, надежду на лучшее. Сенко из кицунэ можно перевести прямо в ранг синтоистской доброй богини-ками. Согласно японскому синтоизму, жизнь — естественный и вечный круговорот рождения и смерти, через которые всё в мире постоянно обновляется. Поэтому людям нет необходимости искать спасения в другом мире, им следует достигать гармонии с ками в этой жизни. Эта идея стоит того, чтобы над ней подумать.
Аниме "Ёку из Сангоку: Тысяча демонов хаоса" оставило у меня какое-то неприятное ощущение. Изначально я его стал смотреть, т.к. похоже на известного "Инуяшу", который мне нравился. Тоже феодальная Япония, разные демоны, отсылки к оккультным учениям, только людей из современного мира там нет. Цвет волос Дзинки тоже скопировали с Инуяши: были тёмные, как превратился в демона стали серебристые. Даже бог воды Нау, увеличиающийся в размера - похож этим на демона-кошку Кирару из Инуяши.
Но от Инуяши, несмотря на 100500 серий, где часто одно и то же, сюжет однотипен - от одной битвы с демоном к другой, осталось какое-то положительное впечатление, а тут, наоборот. Если первый сезон "Ёко из Сангоку" ещё был более менее, то второй совсем как-то уныл. Я всё думал, в чём же проблема и в итоге выявил главное - персонажи! Тут нет вообще ни одного персонажа, которому хотелось бы реально сопереживать! В то время как в Инуяши даже сначала неприятные персонажи (возродившаяся без души Кикё, демон волк Кога, Инуяша, его демонический брат Сесшомару) становятся не такими уж плохими и уже не вызывают такой неприязни.
Дзинка - ненавидит людей и хочет стать настоящим демоном, а не полу. Связано это с тем, что его друга демона убили, когда они пришли вместо телевизора поглазеть на сражение кланов. При этом откуда людям было знать, хороший это демон или нет, когда тут же были показаны демоны, доедающие трупы солдат. Под конец истории свою ненависть он заменил на равнодушие, как мне кажется.
Тама - кицуне, которая вам не милая лисичка Сенко-сан.
Хотя её историю детства Тамы полностью повторяет в этой части аниме про Сенко - предок Дзинке нашёл её в лесу и взял к себе, поэтому она пылает любовью к Дзинке.
Лиса эта Тама хоть формально в первом сезоне помогает людям, на деле, как после понимаешь, ей на них абсолютно наплевать. Такое чувство, что она просто Дзинку пытается вылечить от мизантропии, считая это в нём лишним. Приведу примеры.
спойлер
Когда Сякуяку, вспомнив что она убила людей в образе монстра, убегает, Шинске чувствует её боль и пытается её успокоить, а Тама безразлично говорит, чтобы он её не оставил. Когда в деревне, которую охраняет ёкай, Шинке узнаёт, что девушку приносят ему раз в 4 года в жертву ради оплаты охраны, он видит как младший брат приговоренной переживает и, даже не умея толком сражаться, всё равно хочет пойти и убить монстра. Тама ему говорит в приказном прядке: "Не иди! Это нормальная плата". И пытается его остановить иллюзией змеи.
Я себе представил, а как бы эта сцена могла бы выглядеть в Инуяше. Мальчик жалуется, что его сестру приносят в жертву, Кагоме тут же вскакивает, руки в боки: "Девушку приносят в жертву?! Так, Иуняша, нам нужно срочно с этим разобраться!" И Инуяша, доставая из ножен свой Тэссайгу, ворчит, но идёт ликвидировать ёкая. В этом и отличие - там любая несправедливость в отношении отдельного персонажа, неважно это человек или полудемон, была неприемлема для героев, даже если это якобы способствовало общественному благу. Там реально команда героев заботилась о других.
При встрече во втором сезоне Шинске Таму упрекает, что она его оставила и ушла. Он-то думал, что они уже близкие друзья. (Она его с Дзинкой и в первый раз оставила в гостинице, когда он за ними увязался, да и по сути просто терпели его рядом всё время путешествий, не выгоняя из компании.) Но на деле Шинске для неё ничего не значит, она пошла искать Дзинку, обнажив свои приоритеты в общении. И также легко с ним расстаётся и дальше.
Наконец, в конце они с Дзинкой, прекрасно зная что бессмерты и как короток век человека, не захотели оставаться с членами их команды хотя на какое-то время, а пошли по своим делам. И даже то, что Шинске по сути взял на себя их долг, расправившись с дедом, чтобы им не пришлось отдавать душу богине гор, не изменило отношения к нему Тамы и Дзинки. Им на него абсолютно наплевать. И чем же они занялись у себя? - Показано, в конце как Тама бухает с обезьянами.
Вот представьте в общении, когда ты с кем-то общаешься, делаешь что-то для человека, пытаешься с ним как-то подружиться, но ему на тебя абсолютно наплевать, чтобы ты не делал.
Кстати, а кто отец Тамы, я так и не понял, может, пропустил. Этот вопрос поднимали в конце первого сезона, но так и не ответили на него. Зато в этом аниме ответили на вопрос, почему у зверодевушек двое ушей - это не ошибка художника. Тама говорит, что верхние уши от лисы чисто для напоминания об её звериной части, хотя ими она тоже слышит.
Понравилась фишка ещё в первом сезоне, когда Тама или её мать Казуноха отдавала силу, то цвет волос становился тёмным, показывая истощение.
Тысячерукий Сэнъя - превращенный в демона точно такой же! С той разницей только, что Шинске с Цукико на него насели, заставив остаться с ними и он это принял. Раз убил отца Цукико, так замени его. А так он тоже рвался сбежать и их бросить.
Но в итоге чисто долг отработал 40 лет и, вздохув с облегчением, оставив потомков своих и друзей-людей на попечение Сякуяку пошёл бродить по свету с улыбкой на лица. Цукико померла? - Ну, что ж бывает.
В "Инуяше" даже такой холодный демон, как однорукий красавчик Сесшомару, презирающий людей, в итоге к подобранной девчонке Рин привязался и переживал, когда она умерла повторно, по своему собственному желанию в итоге сделав её своей женой и родив с ней детей.
Персонажи, словом, абсолютно психопатичные. И когда Дзинка и Сэнья получают дополнительную силу, то превращаются в каких-то уродов внешне. Таким образом все демоны и полудемоны в этом мире в основном именно такие - они могут вести с людьми себя хорошо или плохо, на своё усмотрение, но не способны, такое ощущение, к сопереживанию, у них нет эмпатии.
Дракон Мудо - реально бесил. Мудо он и есть Мудо - самовлюблённый прыщ, похожий на шизофреника, наглая и тупая малолетка, полная противоположность серьёзному дракону Дзинуну. Лиса Кудзуноха ничем особенным во второй части мне не запомнились. Дорен, косплеющий Майка Тайсона, - живой и яркий персонаж, хотя своеобразный. Кошка-предсказательница - прикольная, но её мало.
спойлер
Битва Дзинуна и Дорена вообще особого смысла не имеет, два здоровых мужика, поубивали друг друга, чтобы решить, у кого болт круче. И какой в этом смысл? Сколько они могли полезного бы сделать для общества, на них пахать можно. А так даже мотива особенного нет, не считая удовлетворения своего раздутого эго. Чем больше силы у персонажа, тем он дурней в этой Вселенной.
Теперь про людей:
Шинске (Синсукэ) - по сути единственный положительный персонаж в этом аниме. Занимательно, что тот, кто способен больше всех другим сопереживать и делать это по-настоящему, оказывается в итоге самым слабым. И, наоборот, чем более чёрствый, безумный и жестокий персонаж, тем больше, у него силы.
В итоге, чтобы стать сильней, Шинске заключает сделку с "земным богом" и продаёт свою душу в обмен на силу, но внутренне от этого не меняется. Всё, что он получил, он отправил на помощь другим. Сначала избавил Сякуяку от власти людей бездны. Потом помог катаварам. Поставил на место мозги Сэнъе, устроив в итоге его брак с Цукико, которая мечтала об этом. Потом помог Таме, пройти в духовный мир, превратившегося в демона Дзинке, и вернуть его в нормальное обличие. И в итоге, отработал долг Тамы и Дзинке перед богией гор, расправившись с дедом Эдзеном. Можно, конечно, сказать, что так он удовлетворил свое желание показаться сильным, но, главное, результат. И сопереживал он другим ещё до продажи души.
Но он настолько жалок и никчёмен большую часть времени, что ему самому, как герою, сложно как-то сопереживать, у него как-то нет обаяния главного героя. Но из всех героев - именно он самый живой и глубоко чувствующий, смотря на окружающий мир. Другие больше отрабатывают реакции. У него есть свой супернавык - это умение сопереживать другим, как не умеет ни один другой. Ему не самураем надо было становиться, а монахом или каким-нибудь знахарем, кто помогает людям духовно или лечит их - тогда он был бы на своём месте.
Самурай Дзандзо Райдо - неплохой персонаж, мне он понравился. Но его мало показали и во втором сезоне его уже практически нет, он уже старый.
Сёкуяки - во второй части тоже мало её показали. Если говорить про первую, то пусть она и не совсем осознанно, но нанесла вред людям в своей деревне, даже отца не пожалела.
Ну да, с ней плохо обращались, но не убивать же за это. И потом непонятно, почему она в итоге постарела, если внутри у неё демон. Может, просто духовной силы не было или еще вариант, что она сохранила человечность, поэтому и постарела, как человек.
Так и не показано их развитие отношений с Шинске. В конце аниме вообще непонятно, они поженились или нет.
Цукико - персонаж по сути ни о чём. То, что она привязалась сразу к Сэнъе, что даже на погибшего отца ей пофиг, может казаться странным. Но на деле это можно объяснить женской расчётливостью. Когда Сэнья убил её отца, как было выживать в феодальной Японии маленькой девочке? И она быстро сообразила, что раз Сэнья и Шинке вроде как сильные, надо в их команду попасть и так выживать. А потом она видела, что Сэнъя её от любой угрозы защитит и поэтому его выбрала мужем.
В конце так и показано, что поставленный им магический барьер вокруг деревни оградил их семью от опасностей и войн, которые тогда шли в Японии.
И теперь стоит сравнить этих персонажей с персонажами Инуяши - там даже Джакен вызывал какую-то симпатию и был забавным. Здесь по сути один только Шинске какой-то ещё человечный, но его судьба печальна. Как амбициозный неудачник не сумел смириться с тем, что так и остался слабаком, хотя пытался стать сильным. Но карма у него изначально не подходящая. Именно такие люди в мифах и продавали свои души.
Как и сёгун продал душу тьме, чтобы понтов в последнем бою накидать, какой он крутой. В этом аниме не показаны последствия таких сделок. Ну, продают люди души и продают, зато их заветные мечты исполнились. Хотя на деле намёк на то, что их ждёт, дала богиня гор, сказав Таме и Дзинке, что съест одну из их душ.
Согласно оккультизму, проданная демонам душа не пойдёт на реинкарнацию, а отправится в ад, где станет питанием для демонов, которым нужна энергия.
Таким образом душу сёгуна, возможно, уже сожрали в аду, а он всё в уме Сэньи возникает как некая проекция учителя, но это не более, чем его фантазия. При этом продают души в этом тайтле не страшному демону, а милой лоли Ханатори, которая служит посредником между людьми и "земным богом".
Кто "князь мира сего", согласно христианской теологии, известно - дьявол. Несколько странно, что во многих аниме японцы развивают не сколько тему своего синтоизма с тысячей богов или дзен-буддизма, сколько западного сатанизма. Обёртка синтоисткая, а сами идеи - больше напоминают западный оккультизм.
Кроме продажи душ, в тайтле ещё в наличии тема с демонами-подселенцамми для усиления. Только тут люди, управляют этими демонами или же с ними договариваются о дружественном сожительстве в одном теле, как Сякуяку. В то время, вспомним, что произошло с бандитом Онигумой, отдавшим свою душу демонам в "Инуяши", демоны тело его забрали, а само сознание Онигуми выключили - квартирка занята, хозяина в чулан.
спойлер
Дзинка превратился в демона и вообще живёт не тужит, однорукий стал, зато бесмертный. Кстати, что за фетиш у японцев в аниме с инвалидностью на одну руку? Тут и Дзинке и Ядзена руку отняли, в Инуяши у Сесшомару руку отняли, в "Созданный в бездне" аналогично руки у героев пытаются отнять.
Бои во втором сезоне не запомнились и не понравились, какие-то полёты, стрельба магическими сферами, удары ни о чём. В первом сезоне бои были получше.
Мне понравилось, как самурай в первом бое с Дзинку, его обычным клинком победил без магии. И как Дзинун пришёл исполнять приговор, как палач. Как долбанул по сестре самурая, так, что от неё ничего не осталось.
Но бои в Инуяши мне больше всё равно нравились.
Очень не понравилась попытка авторов выжимать слёзы.
К примеру, Сэнъя и Цукико принесли бога воды Нау, в место, где он должен остаться. Казалось бы, чего тут плакать-то от расставания? Можно же к нему всегда зайти и сказать: "Привет, как дела?" Он же не умер. Но идёт выжимание слёз. Единственная "слезливая" сцена, которая мне понравилась и была к месту - условная смерть Сякуяку в первом сезоне. Вот это красиво сделали.
Музыка не плохо и не хорошо. Нормально. Также опенинг и эндинг оцениваю - нормально.
А так вообще, начали за здравие, а кончили... Но так часто делают, это уже шаблон - показать бренность жизни: "Волчица и специи", "Фрирен, провожающая в последний путь" - то же самое. Хотя мне понравился вывод на тему жизни от Сэнъи, который он выдал народу бездны: "Смысл прожить, как можно ярче и дольше". Тут я про себя подумал, а пацан-то не глуп. Это было, когда его склоняли к самопожертвованию ради всего народа бездны. Эта типичная тема японской старой морали - жертвуй собой ради некоего общественного блага, сейчас во многих аниме прямо противоположному учат - жертвовать не надо собой.
Как в "Дитя погоды" в конце из-за выбора героя в пользу девушки затапливает Токио, а всем пофиг. Ну, затопило и ладно, не надо заморачиваться.
Конечно, мораль спорная, но с другой стороны, а если всё общество построен на таких несчастных людях, где каждого призывают жертвовать собой ради какого-то абстрактного общественного блага, а на деле ради интересов высших феодалов? Манипуляция чувством ответственности и долга. С этой стороны уже не так всё однозначно.
Сюжет второго сезона Еёку из Сангоку, в целом, перегружен деталями и теряется ощущение целостности. С народом бездны как-то невнятно и с этим Дзинкой тоже в конце. Плюс этот Мудо ещё не в тему. В общем, если первый сезон, где герои маленькие, ещё смотрелся, не шедеврально, но были там реально неплохие моменты. То второй вообще ни о чём. И ещё пропаганда демонизма-сатанизма какая-то.
Стал демоном Дзинка - всё окей, живи и радуйся, теперь почти бессмертен. Души продали тьме персонажи - офигенная прокачка навыков боя на шару - никаких негативных последствия не показано. И как другие не догадались так поступить? Сразу получил, что хотел и тренироваться и работать не надо. И покупает душу не страшное чудище из ада, а милая и заботливая лоли. К такой бы в очередь толпа выстроилась. Если сёгун мог хоть быть интересен демонам, то Шинске вообще ни о чём как актив, ему даже богиня гор сказала - твоя душа невкусная. Но и у этого душу взяли, пригодится.
Понятно, что японцы показывают серую мораль, типа плохие персонажи не всегда плохие, а хорошие - хорошие, но не так же... Надо было как-то раскрыть получше тему со сделками с тёмным миром. Например, в "Берсерке" чётко показано, как герой страшно заплатил за сделку с тёмным миром - халявы не бывает.
В общем, при просмотре первого сезона была надежда на отличный тайтл. Послевкусие - ну, такое. Зря время не потратил, но не тепло и не лампово. А вот второй сезон вообще по ощущению после просмотра - как-то уныло на душе.
спойлер
Лучше всего было бы оставить всех героев в некой идеальной деревне за барьером и на этом и закончить, типа после всех своих мытарств они создали земной рай для себя. Хеппи энд это не банально, учитывая сколько ужасов и трагедий в нашем реальном мире. А так что? - Все герои-люди померли, Сякуяку из симпатяги стала бабкой, лиса Тама стала алкашкой, как волчица Холо, а Сэнъе вообще на всех плевать, шатается, как перекати поле. Но, учитывая, что по характеру он похож на психопата, ничего удивительного, что его цель - не отношения. Эмпатии-то у него нет, признался в любви Цукико под давлением. Он просто ищет новые эмоциональные впечатления. Поэтому и на ледяную девушку ему тоже плевать, зашёл раз в 20 лет проведать. Такие герои, замкнутые на себе, не вызывают симпатии.