Я почитал отзывы и понял, что "Предсмертный список зомби" многие не поняли по одной причине: они не узнали жанр. Поэтому и ожидали от аниме чего-то, чего там нет и быть не могло. Это не зомби-хоррор, не суровый сервайвер и тому подобное. Ближе те, кто разглядел в этом сатиру на современное общество. Но это сделано в весьма интересной, знакомой каждому со школьной парты, форме. Определение жанра "Предсмертного списка...", взятое из литературной энциклопедии: короткая повествовательная форма, сюжетно законченная и подлежащая аллегорическому истолкованию как иллюстрация к известному житейскому или нравственному правилу.
От притчи или аполога отличается законченностью сюжетного развития, от других форм аллегорического повествования (напр. аллегорического романа) — единством действия и сжатостью изложения, не допускающей введения детальных характеристик и других элементов неповествовательного характера, тормозящих развитие фабулы. Обычно аспадается на 2 части: 1 рассказ об известном событии, конкретном и единичном, но легко поддающемся обобщительному истолкованию, и 2. нравоучение, следующее за рассказом или ему предшествующее. Со стороны сюжетной часто, хотя и не обязательно, характеризуется изображением в ней логически невозможных предметных отношений, напр. перенесением на животных или растения форм человеческого быта
. Ну, кто хорошо учился в школе? Узнали? Правильно! Это - басня. "Предсмертный список зомби" - это цикл современных басен, в которых Ворону и Лисицу заменили зомби. Персонажи попадают в ситуации, которые обрисовывают недостатки и пороки общества, прямым текстом выдавая мораль. Поэтому и нет здесь атмосферы выживания, герои ведут себя нелогично, мир странный и непоследовательный. Он и не должен быть другим - вы же не ищете последовательный и логично прописанный лор в баснях Крылова? Вот и тут надо смотреть на происходящее без серьёзной мины, чтобы получить удовольствие.
ФАНТАСТИЧЕСКОЕ ДОПУЩЕНИЕ Очень милый, тёплый и ламповый ромком, которому я без колебаний ставлю 10 из 10. Несмотря на жанр "повседневность", в отзывах и комментариях многие пишут о невозможности описанной ситуации в реальной жизни. Действительно, сюжет построен на фантастическом допущении. Но оно не совсем там, где кажется. Человеку для его нормального развития нужна родительская любовь. А те, кто её не получил - вырастают с серьёзной психологической травмой. Обычно их ждёт два варианта судьбы. Или они кладут свою жизнь на то, чтобы заслужить родительскую любовь, в лепёшку расшибаясь ради этого. Либо они пытаются набрать эту любовь на стороне, вляпываясь в ранние токсичные отношения, по неопытности попадая в зависимость. В обоих случаях происходит одинаковый нюанс: не имея перед собой правильной модели отношений, наш травмированный считает, что любовь можно заслужить. Что любовь от конкретного человека можно получить, если быть ему удобным, полезным и приятным. Травмированный в принципе не понимает, что так оно может не работать. И этим зачастую недобросовестно пользуются. Вот тут мы и вступаем в область фантастических допущений в "Ангеле..." Поведение Шины как раз совершенно реалистично. Она имеет серьёзную психологическую травму из-за отсутствия родительской любви. Поэтому когда она нашла объект для замещения недостающей от родителей любви, она стала добиваться этой любви единственным понятным ей способом. Она стала стараться быть этому объекту удобным и полезным человеком. А фантастическое допущение в том, что около Шино оказался именно Аманэ. Вполне приличный молодой человек, обладающим неисчерпаемым запасом эмпатии и приличий. В реальности же обычно рядом оказываются моральные уроды, которые только усугубляют глубину психологической травмы.
Я не буду давать оценку в баллах и оставляю отзыв как нейтральный, потому что аниме безусловно очень средненькое. Герои плосковатые, ситуации типовые, развития особо никакого. Но я нежно люблю подростковые ромкомы, и получил массу удовольствия. Многие отметили спорные решения в анимации, но мне доставили эти пролёты камеры в 3D. Они были интересны, хотя конечно часто бездумны и бесполезны в контексте. А ещё мне понравилась героиня. И внешний вид, с этой потрясающей копной лохматых волос. И голос, в котором, несмотря на русскую озвучку, было огромное количество всяких интересных выразительных звуков типа "мммм..." от расово японской сейю. И придурошная чудаковатость... Давным-давно была у меня одна тян... С плохим зрением и большим прибабахом. В общем, все те кто говорят, что таких ситуаций как в этом аниме в реальности быть не может - у вас таки просто мало опыта))))))
ОПАСНОСТЬ В МОЁМ СЕРДЦЕ: САГА О ВЗРОСЛЕНИИ Прямо сейчас мы наблюдаем, как вторая часть "Опасности в моём сердце" рвёт на части все рейтинги и гребёт премии как лучшее аниме сезона. В отзыве я хочу подробно рассмотреть этот феномен. ПРОБЛЕМА ПОВСЕДНЕВНОСТИ Жанр "повседневной романтики" несёт весьма любопытное противоречие. Чем чище и концентрированнее проявляется жанр, тем сложнее сделать смотрибельное аниме. А как сделать интересное кино, где в сюжете всё повседневно и ничего не происходит? Обычно сценаристы обходят это двумя путями. Первый - закрутить сюжет вокруг какой-то идеи, не связаной с романтикой, которая объединит героев. Чаще это завязано на общем увлечении, будь то косплей, каратэ или астрономический кружок, к примеру. Иногда эта идея фантастическая, типа школьной программе о совместном проживании старшеклассников парами типа как семья, или там решения таинственных событий типа путешествия во времени и обмена телами. Второй путь - навести личной драмы. Проблемы с родителями, с одноклассниками, со здоровьем... А всё потому, что на гольной идее романтической повседневности далеко не уедешь, сюжету тупо не за что зацепиться. Другая часть противоречия - персонажи. Чтобы повседневность была достоверной, персонажи должны быть максимально похожи на обычных людей. Но их в процессе создания придумывают с определёнными целями, чтобы они имели внешность, характер, прошлое и будущее согласно сюжету. Поэтому большинство персонажей прописываются ровно на столько, на сколько это нужно для сюжета. Сложность реальных людей им просто не нужна. Но в результате персонажи получаются недостаточно живыми, не веришь что они - реальные люди. А делать персонажи сложными, простите за каламбур - сложно. Навертеть то можно сколь угодно, но так чтоб результат получился реалистичным... Таким образом у нас получилось, что концентрированная повседневная романтика - вещь невозможная: будет скучный неинтересный сюжет с слишком сложными, перегруженными персонажами. Сделать невозможное удалось только двум тайтлам: "Хоримии" и "Опасности в моём сердце". Причём они даже не соперники друг другу, из-за разницы в возрасте героев их не получится сравнивать. "Опасность в моём сердце" - концентрат повседневной романтики. Наших героев связывает только один класс и чувства между ними. И они прописаны настолько подробно и реалистично, что их воспринимаешь как реальных людей. РЕЦЕПТ ЧУДА Главным инструментом успеха стало таки создание идеи, не связанной с романтикой. Но она настолько неочевидна, что её в принципе сложно заметить. Весь сюжет двигает идея взросления, которая и делает нашу романтическую историю интересной. Вот что делает человека взрослым? Не возраст же, разумеется. Мой ответ: взрослый человек - тот, кто способен принять решение, сделать поступок и нести за это ответственность. И в тайтле мы наблюдаем над взрослением наших героев. На старте кажется, что у нас типичная для ромкомов ситуация, когда по непонятной причуде сценариста развиваются отношения между красивой, активной, общительной девочкой и робким, стеснительным, замкнутом мальчиком. Но после просмотра аниме раскрывается, что всё было совсем не так. ИГРА В МАНЬЯКА Самая главная загадка - зачем в самом начале первого сезона Кётаро был таким придурком. Какую смысл был в его мыслях об убийствах и маньячествах. Единственное объяснение, которое я нашёл, следующее. Кётаро-ребёнок играл. Это стопроцентно детские фантазии, оторванные от реальности, практически на уровне беготни с пластмассовым автоматом... Только сугубо в его голове, чтоб одноклассники не засмеяли, возраст такой, что будучи совершенными детьми в головах, мальчики начинают стараться начинают делать друг перед другом вид, что они взрослые. Соответственно первым шагом в его взрослении стало растворение его детской игры без следа. НЮАНСЫ ВЗРОСЛЕНИЯ ДЕВОЧЕК Анна Ямада с самого начала взрослее Кётаро, тут и физиология (у девочек пубертат начинается раньше), и генетика постаралась. Плюс к этому она уже занимается серьёзным делом, она модель. Но с каждой серией мы ловим диссонанс: она ведёт себя совершенно по-детски и нисколько не стесняется этого. Далее мы понимаем, что взросление Анны происходит с серьёзной группой поддержки. Родители и менеджер продвигают её карьеру, по сути именно они несут бремя решений и ответственности. Сама же девочка осознаёт необходимость работы над собой, но совершенно не торопится взрослеть раньше времени. Поэтому она трескает вкусняшки в библиотеке, а её действия в самом начале общения с Кё - это детская непосредственность ТЯЖЕСТЬ РАБОТЫ НАД СОБОЙ А вот Ичигаве приходится несладко. Он видит, что Ямада взрослее, и бросается её догонять. Только вот беда, он-то один, и ему приходится проходить этот путь самостоятельно. Половина успеха аниме как раз заключена здесь: изменения в Кётаро показаны очень жизненно, реалистично, блин, я за него так переживал... Он идёт правильным путём: он делает поступки и готов нести за них ответственность. Ему страшно, он стесняется, но они таки делает шаги - и этим собственно покоряет Анну. И да, если масштаб его поступков кажется смешными - надо помнить, что ему 13-14 лет. Пусть сначала мелочи, сказать слово учителю, подарить девочке брелок, сказать "нет" в ответ на давление старшеклассника, передать предметы женской гигиены... Так незаметно и очень быстро Ичигава становится ведущим в их отношениях, и уже Ямаде приходится его догонять. ОТСТАЮЩАЯ Я считаю, что самая главная изюминка тайтла кроется в парадоксе: вроде как взрослая по атрибутам Ямада оказывается сущим ребёнком, а вроде бы младший Кё - усиленно с надрывом и преодолевая себя получается взрослее. И всё это мастерски замаскировано абсолютно повседневными событиями. В которых герои ведут себя ровно так, как и положено четырнадцатилетним подросткам. Сразу даже и не заметно, но... Если сравнить ситуации, в которых инициативу проявляли Кё или Анна, можно увидеть, что поступки девочки, даже с романтическим подтекстом, всегда были несколько двусмысленны. Она не провоцировала Кё. Её инициатива не выходила за рамки дружеской, оставляя возможность откатить ситуацию "назад". А вот поступки Кё были понятней и однозначнее. Ну для сравнения:
Тут хочу сказать спасибо @WORMrus, который дополнил мои мысли нюансами, которые я упустил из-за незнания языков: Ближе всего к признанию Анна была, когда подарила Кё шоколад на 14 февраля. Это было после разговора о том что нужно отменять "дружеский" шоколад, который парни ошибочно принимают за "любовный". Девочка вручила кексик со словами: "Можешь понять неправильно" (и как дополнил меня в комментариях камрад @WORMrus, на кексике изначально было написано ス (su, первая часть слова スキ suki - любить\\нравиться), но Ямада смутилась и разломала иероглиф пополам, превратив этим самым весьма однозначное признание в ребус, а Ичикава всё ещё недостаточно уверен в себе, чтобы рискнуть считать это признанием). Кё на белый день в ответ подарил серебряный браслетик, да ещё не наделяя его какими-то лишними подтекстами.
ДОГОНЯЛКИ Совершать самостоятельно взрослые поступки Ямада стала только тогда, когда осознала свои чувства к Кё. Как раз финальная сюжетная арка второго сезона про это... Дальше рассказывать только спойлерить без причины. Лучше сами осмыслите последние серии с этой точки зрения.
З.Ы. Ещё раз спасибо камраду @WORMrus за то, что обратил внимание на интересный нюанс в сцене дарения шоколада на 14 февраля:
спойлер
Кофе, который пьет Кё на скамейке, "выиграла" Ямада, когда "одновременно" нажимала на вендинговой машине две кнопки, где ей типа рандомно должно выпасть либо что то вкусное и сладкое, либо совершенно не сладкий и горький кофе. Практически наверняка, она специально купила его для Кё, потому что он на первом свидании в кафе сказал ей, что не любит сладкое и пил тогда черный кофе. Она купила его ему, вероятно, чтобы сгладить "противный" сладкий кексик, который хотела подарить.
А СЕЙЧАС ВООБЩЕ СНИМАЮТ КИНО, В КОТОРОМ МОЛОДЫЕ И КРАСИВЫЕ ЛЮДИ УВЛЕЧЁННО ЗАНИМАЮТСЯ ЧЕМ-ТО ПОЛЕЗНЫМ? НУ, КРОМЕ ПОРНО, РАЗУМЕЕТСЯ (С) БАШОРГ "Фарфоровая кукла" как раз такое аниме. Да, можно видеть здесь только разной степени раздетости Китагаву, но не это главное. Хотя то что Марин сделана потрясающей девицей во всех смыслах - бесспорно. И я не могу винить тех, кто за весь сериал ничего кроме неё не увидел - независимо от того, понравилось им это или нет. Я и сам пал жертвой её чар. С нетерпение жду лета. 1920x1445 Я не буду писать общие слова, тут полно отзывов, разобравших сюжет, концепцию, опенинги, чардиз и фансервис. Я сосредочусь на двух героях и вопросах, которые они вызывают. ГОДЗЁ И ФАРФОРОВАЯ КУКЛА. К Вакане Гёдзе в отзывах выкатывают претензию, что он стеснительный тормоз, который вместо того чтоб очаровывать чудом оказавшуюся рядом красавицу теряет время и бездарно не пользуется ситуацией. Это не так.
спойлер
Во-первых, он не разу не стеснительный тормоз. В те минуты, когда он ведёт себя как обычный человек, он стеснительный вполне правдоподобно в меру. Но как только он переходит в режим профессионала - он тут же превращается в машину, которую всякие глупые эмоции чужды. Помните сцену, когда Вакану палит дед за эроге-игрой? Там наш герой сосредоточен на изучении материала для костюма, а разврат его вообще не волнует. И да, в режиме профессионала он находится чаще, чем в режиме обычного человека. Во-вторых, Марин его очаровала с самого начала. Но тут имеет место некоторая профдеформация. Честно говорю, на эту мысль меня натолкнул другой отзыв, но вроде не отсюда - я пробежал глазами по текстам ниже, но не нашёл эту мысль, так что пишу её смело. Название "Эта фарфоровая кукла влюбилась" на русском довольно неуклюжее, и я подозреваю, что это более-менее прямая калька с японского названия. И оно имеет смысл: Вакане обожает Китагаву так же, как он обожает фарфоровых кукол. Он восхищается ей, как предметом искусства. А как личность противоположного пола он её особо не воспринимает - это для него вообще терра инкогнита, в которой совершенно не знает что делать. Поэтому когда организм таки начинает сигнализировать что Марин - девушка, а не кукла - Годзё усилием воли загоняет эту идею обратно и возвращается к привычному за многолетнее постижение ремесла образу мыслей. А вот Китагава - "Фарфоровая кукла" - в Годзё влюбилась - и я с нетерпением жду, к чему это приведёт во втором сезоне...
И на этом мы плавно переходим к следующей претензии: КИТАГАВА - НЕ ДУРА! Марин Китагава, звезда сериала, покорившая сотни мужских сердец, получила в отзывах свою порцию хейта. Её обвиняют в том, что она дурочка, которая влюбилась в стрёмного парнишку непонятно почему.
спойлер
Во-первых, она очень эмоциональная и открытая - и если она находится в комфортной обстановке, то эти эмоции хлещут из неё через край. А чтоб обстановка стала некомфортной - это надо постараться... Хотя некоторым парням это удаётся. Но большую часть действия она проводит рядом с Ваканой, ей хорошо и спокойно - поэтому она фонтанирует своими эмоциями и позитивом к нашей радости. Она радуется жизни и не изображает серьёзность там, где это не требуется. Во-вторых... Когда один человек хочет понравиться другому, он начинает изображать из себя другую личность, которая лучше чем на самом деле. Мальчик, который хочет понравиться девочке, пытается показать более крутого, более умного, более щедрого, более внимательного человека. Я думаю, Марин на такое уже насмотрелась, поэтому сначала не воспринимала энтузиазм Ваканы близко к сердцу. Вспомните, когда Китагава осознала свои чувства? Они значит вместе готовились к первому косплею, Годзё героически доделал вовремя костюм, они поехали на ивент, вернулись оттуда. Всё это время Марин смотрела на своего портного ровно. Если бы Вакана из кожи вон лез, чтобы понравится Китагаве, то он бы на этом и сдулся. Но нет, следующая серия, они вместе приводят в порядок костюм после ивента, и Годзё продолжает себя вести так же, как и раньше. Тут до Марин и дошло, что её друг не выпендривается перед ней! Что он на самом деле такой. Обязательный. Внимательный к мелочам. Последовательный. Делает дело полностью от и до. Ни грамма раздолбайства, лени, перекладывания на потом, авось и ещё куда-нибудь. Уж поверьте моему опыту, эти качества у умных девочек вызывают бурный восторг. Всякая там крутизна, внешность и прочие обёртки у них отходят на второй план, потому что важнее быть вместе с надёжным человеком, на которого можно положиться. Вот Китагава влюбилась в Вакану сразу же, как осознала его надёжность.