Сюжет
7
Хорошо
Персонажи
10
Эпик вин!
Рисовка
10
Эпик вин!
Звуковой ряд
10
Эпик вин!
Итоговая оценка
9
Великолепно
«Со склонов Кокурико» - полнометражный фильм, экранизация одноимённой сёдзе-манги Тэцуро Саямы и Тидзуру Такахаси, выпущенная студией Ghibli в 2011 году. Это результат совместной режиссёрской работы Горо Миядзаки и сценарной его отца, мэтра японской анимации Хаяо Миядзаки.
Фильм стал знаком примирения между отцом и сыном, поставил точку в конфликте, начавшемся в 2006 году после премьеры дебютной ленты Горо «Сказания Земноморья». Картина провалилась в прокате и получила антипремию «Худший фильм» на награждении Буншун Киичиго, японском аналоге премии «Золотая малина», а Горо Миядзаки был назван «Худшим режиссёром». Вдобавок к негативным оценкам критиков, недовольству экранизацией Урсулы Ле Гуин, автора книжного цикла «Земноморье», на котором основан сюжет фильма, жёстко о работе Горо высказался Хаяо Миядзаки: «хорошо, что он сделал один фильм. На этом ему и стоит остановиться».
Спустя пару лет Миядзаки-старший написал сценарий к фильму «Со склонов Кокурико» и лично обратился к сыну с просьбой срежиссировать его. Лента получила премию Японской киноакадемии за звание «Лучший анимационный фильм года», а Горо одобрение со стороны отца.
"Со склонов Кокурико" - лучший анимационный фильм 2011 года
«Со склонов Кокурико» - одно из моих самых любимых произведений, созданных студией Ghibli. Пусть Горо неоднократно обвиняли в эпигонстве, подражательстве гениальному отцу, я считаю эту работу индивидуальной.
Здесь нет характерного для Миядзаки-старшего фантастического мира, в котором оживают, освобождаясь от законов физики и реального мира, мечты и мифы. Здесь нет отзвуков европейской культуры, которыми пронизана каждая из работ Хаяо Миядзаки. Нет сложно прорисованных летательных аппаратов, дельтапланов с мотором или винтокрылых линкоров. Нет чудных технических изобретений, вроде уникального «Замка Хаула», передвигающегося на курьих ножках и работающего, очевидно, на силе паровой тяги.
«Со склонов Кокурико» - это повседневность, в которой нет места и намёку на фентезийность. Герои этой вселенной - обычные люди, школьники, живущие своими бытовыми и незначительными, в глобальном сравнении, проблемами.
События аниме разворачиваются в 1963 году, в окрестностях близ портового города Йокогама, Япония. Отец старшеклассницы Уми Мацузаки, моряк Юичиро Савамура, 10 лет назад погиб в Корейской войне, нарвавшись на мину. Мать девушки, Рёко Мацузаки, живёт и работает в Америке в то время, как Уми приходится принять на себя хозяйство, готовку и стирку белья для жильцов пансионата, которым владеет семья Мацузаки. Помимо этого она каждое утро поднимает сигнальные флажки с сообщением: «Счастливого плавания!» — такую традицию ввёл её отец, чтобы видеть с моря флаги и понимать, что дома его ждут.
События разворачиваются в окрестностях портового города Йокогама
Недалеко от школы Уми находится клубный дом «Латинский квартал», который также является и редакцией одноимённого журнала. В здании расположены разнообразные секции по интересам. Там юные астрономы уже несколько лет изучают загадочные пятна на Солнце, а радиолюбители пытаются связаться по самодельному аппарату со студентами из Соединённых Штатов: «Зис из хайскул стьюдент фром Джапан!». Там днюет и ночует в отдельной коморке единственный член и глава Философского клуба. Здоровенный и несуразно застенчивый детина, который завлекает новых участников разговорам об экзистенциализме и ницшеанстве.
«Может поговорим о Ницше или об экзистенциализме поболтаем?»
«Латинский квартал» - это мужской мир, в котором главенствует культ мысли, экспериментов, великих открытий и свершений. Это оплот бурного энтузиазма и юношеского максимализма.
Будучи истинно мужским царством школьный клуб находится не в самом образцовом и ухоженном состоянии. Повсюду сушатся портки, со стен отваливается штукатурка, а мебель покрыта толстым слоем пыли, заботливо оберегаемой всеми участниками «Латинского квартала» как «часть истории и культуры».
1280x664
«Латинский квартал» - это мужской мир, царство здорового абсурда, оплот неиссякаемого энтузиазма
Клубный дом находится во владении попечительского совета, который решает снести здание и построить на его месте новое. Современное и соответствующее духу стремительно развивающейся и выходящей из послевоенного кризиса Японии.
Против сноса выступает главный редактор «Латинского квартала» Шун Казама, его лучший друг, президент ученического совета Широ Мизунума и группа неравнодушных к школьному клубу студентов. Вместе они устраивают дискуссии, вывешивают плакаты, а Шун выступает с агитационной речью в защиту здания: «Ломать вещи, потому что они старые, — то же самое, что отказываться от памяти о прошлом, всё равно что забывать людей, которые жили, потому что они умерли. Вы бросаетесь на всё новое и забываете оглянуться на свою историю. Да у вас просто нет будущего!»
На сторону активистов встаёт и Уми, которая предлагает облагородить «Латинский квартал» и отстоять его ценность перед советом попечителей. Она приводит армию девочек, вооружённых тряпками, вёдрами и швабрами, чтобы привести в порядок годами не убиравшееся здание.
Девушки спешат на помощь погрязшему в пыли и беспорядке «Латинскому кварталу»
На фоне общественной деятельности между Уми и Шуном зарождается первая любовь. С данного момента в аниме обрисовываются две сюжетные линии:
1. Зарождение и становление романтических отношений между Уми и Шуном
Беспроблемное развитие любовных отношений между главными героями выглядело бы скучным, поэтому авторы решили добавить «перчинку». Сделать Шуна и Уми потенциальными братом и сестрой. «Как в какой-нибудь дешёвой мелодраме...».
Пошлый и вульгарный сюжетный поворот, который мог с лёгкостью потянуть на дно рейтинг фильма, если бы не качество прорисовки характеров персонажей. Их словам и поступкам можно верить. Они выглядят натурально, имеют под собой почву, конкретную цель и причину, и соответствуют временному, историческому контексту произведения.
Уми - честная, трудолюбивая и сильная девушка. Даже в момент, когда Шун говорит ей о том, что они брат и сестра, ставя тем самым точку в их романтической истории, она даёт себе лишь сутки на то, чтобы пережить боль от разбитого сердца. Одну ночь она страдает и плачет, а на утро, как ни в чём не бывало, встаёт готовить завтрак для всех обитателей пансионата и выполнять возложенные на неё домашние обязанности.
Она не соответствует культурным стереотипам женственности и делает то, что считает нужным без оглядки на окружающих. Когда у Шуна появляются подозрения о том, что они с Уми - брат и сестра, он решает сохранять дистанцию с девушкой и не идти на дальнейшее сближение. Уми, чувствуя, что отношения возлюбленного резко изменилось, решается на серьёзный разговор с ним: «если я тебе больше не нравлюсь, так и скажи». Она не ждёт первого поступка со стороны мужчины, не испытывает навязываемой девушкам застенчивости и разрешает мучивший её вопрос.
«Если я тебе больше не нравлюсь, так и скажи»
Шун - живое воплощение энергии, ярый боец за нравственные принципы, культурные и человеческие ценности. Не будь это аниме про японских школьников, я бы с лёгкостью спутала его с советским пионером, который «всегда готов к труду и обороне». Только красного галстука не хватает.
Ради своих идеалов, Шун согласен жертвовать своими жизнью и здоровьем. Он без страха прыгает в бассейн с крыши «Латинского квартала» в знак протеста запланированному попечительским советом сносу здания.
Любовь между Шуном и Уми выглядит как отношения двух самодостаточных и полноценных личностей. И сюжетный поворот в духе болливудских фильмов с предполагаемой любовной связью между братом и сестрой не портит впечатления от картины.
Развязку любовной сюжетной линии определяет разговор героев с Онодэрой, общим другом родного отца Уми и приёмного отца Шуна. Выясняется, что Шун - сын не отца Уми, а его друга Хироши Тачибаны, погибшего во время Корейской войны.
Счастливый финал, ведь теперь героям разрешено друг друга любить.
2. Борьба студентов за сохранение «Латинского квартала»
Несмотря на уборку и реставрацию учениками школьного клуба, было принято решение о сносе здания.
Узнав об этом Уми, Шун и его друг Мидзунума отправляются в Токио на встречу с председателем совета директоров Токумару. Подростки уговаривают его приехать к ним и лично посмотреть на то, как изменился «Латинский квартал».
Старания учеников поражают председателя и он соглашается сохранить здание в целостности.
1280x659
Исторический контекст в произведении детально проработан. Повсюду висят плакаты, напоминающие о том, что Япония активно готовится к Олимпиаде 1964 года
«Со склонов Кокурико» - фильм, отстаивающий важность сохранения традиций и культурных ценностей. Характерно для всех работ студии Ghibli главными героями здесь являются дети. В данном случае они выступают против цинизма взрослых, их желания отринуть прошлое и провести стремительную модернизацию страны.
Вторая мировая война на 7 лет погрузила Японию под влияние американской оккупации. После выхода из неё перед страной ребром стал вопрос о сохранении традиций. В обществе стремительно свершился переход от идей избранности японской нации к идеям собственной неполноценности. Прежние патриотические и милитаристские ориентиры рухнули, и японцы начали клеймить своё недавнее прошлое, полагая его отсталым и устаревшим. Они выступали за то, чтобы начать новую жизнь, стереть прошлое и грехи предков. Прервать трехтысячелетнюю историю императорской династии, создать демократию по западной модели, активно развивать науку и технику без воззрения на устоявшиеся традиции.
Именно с такими представителями японского общества в лице взрослых, учителей, директора школа и членов попечительского совета и приходится столкнуться Уми, Шуну и другим студентам. Своими действиями они показывают, что не обязательно до основания разрушать прошлое, свою культуру и историю, чтобы построить новое. Достаточно реконструировать и обновить уже имеющееся без утраты индивидуальности и самобытности.
Борьба за сохранение традиций, развитие первой юношеской любви происходит на фоне детально прорисованной картины портового города. Здесь стоит отдельно поговорить о рисовке. Её характер и стилистика - это то самое, что делает работы Хаяо и Горо Миядзаки визуально неотличимыми. Если не вникать в сюжет и не заглядывать в пункт «авторы» в описании к фильму, то «Со склонов Кокурико» можно ошибочно приписать к работам Миядзаки-старшего.
1280x669
Живописные и красочные пейзажи прибрежного города
Проработанные до мельчайших деталей массовые сцены, живые второстепенные персонажи, которые не выглядят как пустые оболочки или безликие статисты, заполняющие собой свободное пространство. Обжитые интерьеры с буфетом, где горкой сложены тарелки и плитой с чётко обозначенными над каждой конфоркой цифрами. Пасторальные пейзажи с зелёными в цвету холмами и идеальной рябью волн с переливающимися бликами. Всё это можно увидеть в фильме. «Со склонов Кокурико» заимствует лучшее в рисовке от творений Хаяо Миядзаки, его фирменные черты: внимание к деталям быта и городской среды, создание живописных пейзажей, восхищение перед красотой природы. Из этого складывается особая атмосфера, соответствующая общей стилистике фильмов Ghibli.
Эстетику «Со склонов Кокурико» дополняет выразительная и грамотно подобранная под контекст ситуации музыка.
Повествование открывает «Yoake-Asagohan no Uta» - динамичная и быстрая композиция. Она символизирует пробуждение и подходит ритму действий Уми, которая просыпается с первыми лучами солнца и за утро успевает приготовить завтрак всем обитателям пансионата, поднять флаги, собраться в школу и даже постирать бельё.
В сцене, когда Шун подвозит Уми на рынок на своём велосипеде играет песня Кю Сакамото «Ue wo muite arukou», всемирно известная под альтернативным названием «Сукияки». Она была написана в 1963, в год, когда разворачиваются события произведения.
Текст песни рассказывает историю человека, который смотрит вверх и насвистывает на ходу, чтобы не расплакаться, а стихи описывают его воспоминания и чувства. Композиция о неразделенной любви играет в момент, когда романтические чувства между школьниками только зарождаются. Возможно, выбор такого музыкального сопровождения символичен и отсылает к тому, что в отношениях героев возникнут трудности.
Уми и Шун мчатся вниз со склона Кокурико под легендарный японский хит "Сукияки"
В финале фильма звучит «Sayonara no Natsu», она завершает повествование ленты. «И если я когда-нибудь встречусь с тобой на закате, обнимешь ли ты меня?». Уми как всегда поднимает флаги, а Шун, который отправился с отцом в плавание отвечает ей сигналами с буксира. Уми смотрит на океан и будто мысленно задаёт себе вопрос о том, есть ли у их с Шуном отношений будущее или нет?
«Со склонов Кокурико» далеко не лучшее произведение Ghibli, но и худшим его не назвать.
Оно просто другое.
Оно не продвигает антимилитаристские идеи, не поднимает глобальные экологические, экономические и продовольственные проблемы. Рассказывает о простом, бытовом и повседневном, знакомом большинству людей. О первой любви, о взрослении и недопонимании со стороны взрослых.
@Людоед,@Пазу, с опорой на исторический периода становится понятнее поступки персонажей, по крайней мере, ты понимаешь, почему для школьников стал настолько важен "Латинский квартал" и борьба за традиции.@_niamia_@IR, приятно слышать, спасибо)@_niamia_,@_niamia_@Batrachomyomach, конечно не делась, полнота власти изменилась, нынешняя Япония - не абсолютная монархия, как говорится "монарх царствует, но не правит", он представитель странный, монархия конституционная)@Batrachomyomach@Batrachomyomach, насчёт последнего момента, с традициями. Клеймить начали прошлое, как немцы после Второй Мировой. За свою связь с фашистской Германией и занятую во время войны позицию)@Пазу,@BatrachomyomachСкорее, за ввязывание в заведомо проигрышный конфликт, чтобы восполнить нехватку продовольствия и ресурсов при колоссальном перенаселении.
@_niamia_@Пазу, я и не анализирую причины, по которым они ввязались в конфликт. Лишь говорю, что это было, не более того. Если копать и глубже и глубже, то можно и всю историю Японии расписать, а здесь речь об аниме и конкретном периоде в нём показанном. Этот период я как раз и проанализировала.@Пазу@_niamia_, это я так, к слову.@P4rker, ох, вопрос скользкий конечно) но да, думаю доля правды в этом всё таки есть@_niamia_, вы определитесь, японцы все-таки "прервали историю трехтысячелетней династии" (ей, к слову, столько нет лет) или изменили роль монарха в политической системе (абсолютизма, кстати, в Японии и до Второй мировой войны не было).@_niamia_@Batrachomyomach,Абсолютная монархия была, когда я писала про "прервали историю" имела ввиду абсолютизм
@Batrachomyomach,@Batrachomyomach@_niamia_, абсолютная монархия в Японии до Второй мировой войны? С парламентом? Всеобщим избирательным правом для мужчин? Политическими партиями? Ну окей.@_niamia_@Batrachomyomach, о чем идет речь?абсолютизм с 1860 года, а первый имперский парламент начал существовать с 1889, а принимать участие в голосовании вообще с 1927-го года стали, что уже и к периоду абсолютной власти не относится.@Batrachomyomach@_niamia_,Ну так вы писали же.
Поэтому когда "прервали историю"? В 19 веке? В 20? До ВМВ? После?
@_niamia_@Batrachomyomach, я уже достаточно написала, можете перечитать и вчитаться.@_niamia_@the magiciann,