Сюжет
8
Отлично
Персонажи
9
Великолепно
Рисовка
9
Великолепно
Звуковой ряд
8
Отлично
Итоговая оценка
8
Отлично
Совершенно необходимые предварительные замечания
Если вы еще не посмотрели тайтл, то самое время заняться этим прямо сейчас. Имея дело с произведениями с сложным и неоднозначным содержанием, такими как Фури-кури (2000), Эксперименты Лэйн (1998) или обсуждаемая работа, лучше всего вначале составить собственное мнение, а уже потом выслушивать чужое.
Франшиза включает две манги — Инопланетяне в школе № 9 (1998) и ее продолжение Инопланетяне в школе № 9: Эмуляторы (2002) — и одну ОВА (2001). Вы можете читать мангу, но я бы посоветовал все-таки начать с адаптации, она достаточно близко следует событиям. Немного уступая в графических деталях, эмоционально ОВА производит гораздо более сильное впечатление и создаст необходимое настроение, если вы пожелаете, для дальнейшего чтения.
А мы тем временем начнем обсуждать вопрос: «И что же, чорт побери, мы только что увидели?»
Взросление, как насилие над телом
Инопланетяне школы №9 (Алиен 9) на первый взгляд выглядят как что-то милое и непритязательное, но потом вырастают в темное и мрачное. Хотя начало тайтла намекает, из-за его стиля, что целевая аудитория — еще не повзрослевшие дети, на самом деле манга публиковалась в сейнен журнале, рассчитанном на взрослых. Позже была выпущена 4-х эпизодная ОВА, которая сумела адаптировать только половину истории, прежде чем чем прервалось финансирование. Но все равно она превратилась в настоящую культовую классику.
История разворачивается вокруг трех 12-летних девочек, обязанных защищать свою начальную школу от полчищ глупых инопланетян. Они их отлавливают и помещают в клетки в огромном зоопарке (или, если угодно, тюрьме), расположенном на территории школы. Изображение процесса ловли инопланетных созданий как чего-то совсем тривиального, игнорируя опасность, которую они представляют, можно считать деконструкцией или даже выворачиванием наизнанку идеи Покемона и подобных творений. После такой абсурдной вводной части инопланетяне начинают вести себя все более угрожающе и тайтл потихоньку становится все более отвратительным и жестоким, пока окончательно не превращается в безысходный телесный ужас.
Чтобы выполнить свою задачу, девочки надевают роликовые коньки и каждая из них также обязана носить на своей голове "Борга" - симбиотического инопланетянина, который выглядит как плод любви крылатой жабы и велосипедного шлема. Борг должен охранять своего хозяина от атак других инопланетян, сражаясь вместе с ним и защищая его с помощью похожих на сверла щупалец, которые он извлекает из своих крыльев. Взамен Борги питаются выделениями (пота?) своей хозяйки, вылизывая ее тело. Все это было настолько отталкивающим для главной героини тайтла Юри Отани, что, в первый раз имея дело с своим Боргом, она потеряла сознание.
Тайтл можно отнести, а можно нет, к жанру магических девочек в зависимости от того, кого вы спрашиваете и где вы проводите границы жанра. Формально — это сай-фай ужасник. Безотносительно к тому, на какой точке зрения вы остановитесь, с жанром магических девочек его объединяет аллегория взросления. Но если типичная история про магических девочек выражает идею сентиментального воспевания безграничного потенциала юности, то Алиен 9 рассказывает об эмоциональном беспокойстве, сопровождающим переходный возраст. Здесь возможность сексуальных контактов и физиологические изменения, сопровождающие половое созревание, становятся предметом страха.
Поскольку Юри испытывает отвращение к инопланетянам, олицетворяющим взросление и сексуальность, история в целом описывает взросление как нечто отвратительное. По сути Юри еще ребенок. Ее толкают в взрослую жизнь, к которой она еще не готова и которой она противится. Как ребенок, она не понимает изменений в своих повзрослевших подругах. Сцена, где она теряет свою память, описывает ее попытку навечно остаться в детстве. Попытка, закономерно, закончилась неудачей - в самом конце взросление настигло Юри несмотря на все ее сопротивление и желание подруг ее защитить.
Источник: D. G. D. Davidson, Adolescence as Bodily Invasion: A Review of ‘Alien Nine’, Deus ex magical girl, 2016.
Об интерпретации событий
Причудливые образы, придуманные Хитоси Томидзава (автор оригинала Алиен 9), нелегко выкинуть из головы. Вся эта невероятная смесь тентаклей и миловидных девочек тоже впечатляет. Хотя в тайтле нет наготы кроме пары сцен купаний, некоторые комментаторы выдвигают предположение, что, на самом деле, события описывают сексуальные домогательства - Томидзава не был единственным автором, ассоциирующим поглощение инопланетянами с сексуальным насилием. Однако будет точнее сказать, что сериал в целом посвящает вас в тайны полового созревания.
Посмотрите на аналогии: странные вещи происходят с твоим телом, из него выделяется что-то, чего раньше не было. Или это может быть метафорой потери девственности: внезапно появляется пропасть, отделяющая тебя от твоих друзей, которые еще через это не прошли. Слиться в одно целое с выделяющим слизь инопланетянином не такое приятное изменение, как потерять милые кошачьи ушки (Нелюбимый (2005)), но, с учетом личного опыта, может оказаться удивительно прозрачной аллегорией.
Источник: Jason Thompson, Alien Nine, Anime News Network, 2011.
Предполагаемые источники сюжета
Конан
— Демон из темноты, — усмехнулся Конан, — их немало. Они таятся как блохи за поясом света, окружающим наш мир. Я слышал, как мудрецы из Заморы говорили о них. Некоторые демоны отыскивают дорогу на Землю. Но когда они появляются здесь, им приходится принять какую-нибудь земную форму и обрести какую-нибудь плоть. Мужчина с мечом вроде меня справится с любым количеством клыков и когтей, безразлично, дьявольских или земных.
Роберт Говард, Долина пропавших женщин (1933).
Роберт Говард, Долина пропавших женщин (1933).
Действительно ли он был знаком с Долиной пропавших женщин? Заметим, что основная идея нашествия инопланетян воспроизводится совершенно буквально. Да и крылышки на иллюстрации выше не чьи не напоминают?
Чужой
А мама мне говорила, что чудовищ не бывает. А они есть. Зачем обманывать детей?
Фильм Чужие (1986).
Фильм Чужие (1986).
Франшиза «Чужой» (1979) Ридли Скотта — очевидный источник, учитывая хотя бы дословное (エイリアン) воспроизведение названия фильма на японском. Русский перевод несколько более игрив, (сознательно?) вводя в заблуждение потенциального зрителя. Что может быть и не так плохо. Глядя на постер, хотелось бы насладиться чем-нибудь щенячье-радостным. И зачем раньше времени тревожить мрачными намеками? Я предполагаю, что автор провел немало приятных минут, представляя, как у несчастных зрителей в массовом порядке попкорн застревает в их глотке.
Проникновение Чужого в тело жертвы и рождение нового ужасного создания, объединяющего черты обоих, — одна из основных, если не главная, тема Алиен 9. Раз, — и ты станешь взрослой.
Уроцукидодзи
О, надменное человечество! Прислушайся к голосам из царства демонов. Люди — не верховные владыки сущего. Вы познаете истину, когда Сверхдемон родится. И предсказанный срок все ближе!
Уроцукидодзи (1987), эпизод 1.
Уроцукидодзи (1987), эпизод 1.
Сканы из манг Уроцукидодзи (1986) и Алиен 9 (1998)
В общем, схема изготовления шедевра удивительно проста. Берем культовую классику, добавляем кусочек другой культовой классики, переносим в атмосферу третьей культовой классики, все это тщательно перемешиваем и в результате получаем… (нет, не надейтесь, у нас не будет obscenitas) опять культовую классику. Ключевое слово здесь — талант.
Качественные характеристики
Студия J.C.Staff уже десятилетиями раз за разом производит качественное аниме. Не стала исключением и обсуждаемая работа. Прежде всего стоит отметить ее основной состав создателей, который занялся проектом сразу после завершения Эксель-сага (1999), далеко не самого проходного тайтла.
Режиссер Ясухиро Ириэ долгие годы после Алиен 9 не занимал основных позиций (кроме Курау: Призрак воспоминаний (2004)) в аниме проектах. И затем сразу стал режиссером одного из самых выдающихся, прежде всего по качественным характеристикам, тайтлов в истории аниме — Стальной алхимик: Братство (2009). Это — очень большой и очень дорогой проект. Это — ре-адаптация культового тайтла, выпущенного той же студией. Это — большая студия с безупречной репутацией качественных проектов. На карту было поставлено очень многое, и все же решение было принято в пользу Ириэ, в не самую последнюю очередь благодаря его роли в производстве Алиен 9. Каждый из нас может иметь собственное мнение, но здесь один из тех очень немногих случаев, когда никаких сомнений в качестве быть не может.
Предлагаю вам еще раз насладиться одной из самых лучших динамичных и драматичных сцен в тайтле.
Тайтл отличает великолепный дизайн персонажей, перенесенный из манги, и хорошо подобранная музыка. Музыкальное сопровождение подчеркивает двойственное содержание. Например, «веселенькая» открывающая тема звучит в самый напряженный момент середины 3-его эпизода. Ну и аниме опенинг по качественным параметрам значительно превосходит вроде бы ни на что не претендующий «ОВА уровень», да и новая звуковая дорожка в каждом эпизоде производит впечатление.
Некоторые пояснения к оценкам
Сюжет - 7.5. При первом просмотре он вам покажется разорванным и непонятным. Сериал разбит на ряд микроэпизодов, каждый из которых не очень много объясняет. Но вместе они складываются в общую картину и идею. Которые сами по себе содержательны и интересны. Если бы я оценивал мангу, я бы добавил еще бал, если бы она была завершена, то это было бы 9.0.
Персонажи - 9.0. В таком коротком произведении было удивительно полно раскрыто множество персонажей. Главная героиня, ее подруги, каждая из них обладает своей историей и характером. Мальчики в грязных штанишках, школьный куратор. Несмотря на предельно сжатое экранное время, их психологический образ ярок и отчетлив. Хотя нам не очень ясна мотивация Юриного Борга, даже он продемонстрировал свою индивидуальность. Редкое для аниме пристальное внимание к психологии персонажей, которое прежде всего напоминает Еву.
Рисовка - 8.5. Если вы немного задержали свое внимание на первых иллюстрациях (они анимированы), вы обратили внимание, насколько качественно они выполнены. Сам тайтл предельно динамичен, на всем своем протяжении он выдерживает высокий темп. Ну и я уже упоминал опенинг, он очень хорош.
Звуковой ряд - 7.5. Я не назову его выдающимся, но он очень не плох и тщательно подобран.
Окончательная оценка - 7.5. Если бы тайтл не был внезапно оборван (по замыслу создателей он должен быть завершен, но, увы, не срослось), то, продолжая ту же линию, он бы мог достигнуть 8.5, если не 9.0. И сейчас бы уровень его обсуждения был бы таким же, как у Евы или Мадоки.
Заключение
Понравился он вам или нет, но тайтл однозначно и по праву занял свою строчку в истории аниме. Если вы по-настоящему любите японскую анимацию, не пропустите.
Если хочешь — это так просто, — завтра утром ты станешь взрослой.
[Все переводы, кроме цитат из Чужие и Уроцукидодзи и сканлейта Алиен 9, мои.]
Полный и исправленный вариант рецензии вы можете найти здесь.
.
Захотелось посмотреть это аниме. добавлю в планы.
@Rachestahl[comment=4331375], и не смотри, довольно занудная фигня с типа милыми девочками. чардиз как в Постапокалиптических похождениях. ггиня - калька Синдзи. есть на сайте такая категория людей: которые любят маленьких девочек и спгсить. ну как категория, двое их всего таковских. вот именно для таких это аниме, не зря же оно пребывает в забвении. и ни разу не культовое.@Rachestahl[comment=4331393], о, да Гарик тоже в возрасте великовозрастного импотента, а я чёт думал, что моложе.@eich@del, дааа, асексуальным...pedobear.gif
Случайно её заметил.
Понятно, что этот аспект тайтла несколько обделён вниманием публики и по этому имело смысл раскрывать его максимально подробно, но, всё таки, странно было не упомянуть тему человека и общества.
И ведь эти двсе темы не конкурируют, а, напротив, хорошо дополняют друг друга.
Взросление, половое созревание и соответствующие им изменения социальной роли у женщин происходят более публично, чем у мужчин. Всё на виду. И от этого возникает дополнительное психологическое давление.
Анализ, комплексно рассматривающий обе эти темы, получился бы гораздо глубже.
Впрочем, это типичное СДжонское СДжонство Те, кто сего знает – давно привыкли)