О чем нам рассказывает "Босоногий Гэн"? Об ужасах войны? Да. О ядерном кошмаре? Тоже да. Однако мне все же кажется, что одной из основных, если не главной идеей "Гэна" является необходимость иметь собственную позицию и критически относится к доминирующим социальным нормам и стандартам, как бы тяжело это не было. Потому аниме это политическое не только в аспекте антивоенного пафоса, но и в аспекте критического позиционирования человека по отношению к авторитету и обоснованности действий государственной власти.
Думается, ключевые слова фильма произнес отец Гэна незадолго перед бомбардировкой: "Предатель, трус... Я горжусь, когда меня так называют... Знаешь, иногда требуется больше мужества, чтобы не сражаться, чем сражаться, не хотеть убивать, когда все вокруг тебя алчут к крови... Если вы, мальчики, не запомните ничего другого из того, чему я вас учил, надеюсь, вы запомните это...".
И это не просто молодежный бессмысленный "бунт ради бунта" или украшение собственной вседозволенности красивым словечком вроде нонконформизма, – это осознанная жизненная позиция, – надо сказать, что очень тяжелая и неблагодарная позиция, требующая огромной силы воли и смелости. Особенно в японском обществе, с его тотальным контекстуализмом и "кавайно-репрессивным" устранением значимых личностных отличий. Пожалуй, эта идея именно то, что для меня отличает "Босоногого Гэна" от других аниме, – там, где стандартом японского морализаторства является "включение в контекст", "Гэн" утверждает критику контекста. Повторюсь, это не так легко, как кажется. Чтобы представить всю сложность и опасность такой позиции, достаточно оглянуться на окружающую нас политическую реальность.
Интерес представляет и изобразительное решение аниме. Радует отсутствие модной в последнее время "стилизации" смерти. Эстетизация антигуманного в рамках "дегуманизированного искусства", думается, является признаком эпохи – даже, пожалуй, признаком серьезной болезни эпохи. В "Босоногом Гэне" не так. "Детский" стиль прорисовки, поначалу настраивающий на беззаботный лад, резко контрастирует со зрелищем ядерного взрыва, выжигающего глаза, оплавляющего кожу и превращающего "симпатичных" анимешных людей в отвратительные ходячие трупы. Думаю, каждому врежется в память раздавленная плитой девочка, на лице которой ярко продемонстрирован контраст "детская невинность" - "ужасная смерть". Пожалуй, "конец детству", положенный ядерным взрывом, показывает зрителю необходимость задуматься над своей беззаботной жизнью и над тем, что эта беззаботность может в один момент кончиться, в том числе и из-за бездумного конформизма и инфантилизма самого зрителя, лгущего себе. Не будем здесь проводить параллели, они слишком тяжелы.
Похоже, японцам не дают забыть жестокие уроки истории. И говорят им не о том, что виноваты американцы, или даже дурацкое "японское правительство", хотя вина и тех и других неоспорима. Нет, главный упрек адресован японскому обществу: "Эта война несправедлива, но лишь подобные мне трусы осмеливаются об этом говорить. Если бы подобных мне было больше". Но в том то и дело, что не нашлось среди японцев критической массы "трусов", способных сказать "нет!" войне. И это – проблема и вина самого общества.
Тем не менее, "Босоногий Гэн" это жизнеутверждающее аниме. Сила духа главных персонажей просто поражает. Показательны эпизоды с ловлей карпа и уходом за облученным художником. Вера в то, что "пшеница пробьется", прямо таки насаждается в зрительские головы. А умершие родственники "возродятся" в приблудившемся мальчишке или даже в обнадеживающем ежике волос на голове.
Пожалуй, достоинства "Гэна" порождают его недостатки – уж слишком идеализированной показана семья главного героя. Хотя, возможно, именно такой она и видится в семь лет. Однозначную оценку "Босоногому Гэну" поставить трудно. Да и, как мне кажется, выпадает это аниме из обычного ряда "творений" японской анимации, "ценность" которых можно измерить в баллах. "Босоногий Гэн" – он вне сравнений и сам себе критерий и оценка и, думаю, достоин того, чтобы его посмотрел каждый, кто ждет от аниме чего-то большего, чем развлечение и очередное погружение в мир грез.
Думается, ключевые слова фильма произнес отец Гэна незадолго перед бомбардировкой: "Предатель, трус... Я горжусь, когда меня так называют... Знаешь, иногда требуется больше мужества, чтобы не сражаться, чем сражаться, не хотеть убивать, когда все вокруг тебя алчут к крови... Если вы, мальчики, не запомните ничего другого из того, чему я вас учил, надеюсь, вы запомните это...".
И это не просто молодежный бессмысленный "бунт ради бунта" или украшение собственной вседозволенности красивым словечком вроде нонконформизма, – это осознанная жизненная позиция, – надо сказать, что очень тяжелая и неблагодарная позиция, требующая огромной силы воли и смелости. Особенно в японском обществе, с его тотальным контекстуализмом и "кавайно-репрессивным" устранением значимых личностных отличий. Пожалуй, эта идея именно то, что для меня отличает "Босоногого Гэна" от других аниме, – там, где стандартом японского морализаторства является "включение в контекст", "Гэн" утверждает критику контекста. Повторюсь, это не так легко, как кажется. Чтобы представить всю сложность и опасность такой позиции, достаточно оглянуться на окружающую нас политическую реальность.
Интерес представляет и изобразительное решение аниме. Радует отсутствие модной в последнее время "стилизации" смерти. Эстетизация антигуманного в рамках "дегуманизированного искусства", думается, является признаком эпохи – даже, пожалуй, признаком серьезной болезни эпохи. В "Босоногом Гэне" не так. "Детский" стиль прорисовки, поначалу настраивающий на беззаботный лад, резко контрастирует со зрелищем ядерного взрыва, выжигающего глаза, оплавляющего кожу и превращающего "симпатичных" анимешных людей в отвратительные ходячие трупы. Думаю, каждому врежется в память раздавленная плитой девочка, на лице которой ярко продемонстрирован контраст "детская невинность" - "ужасная смерть". Пожалуй, "конец детству", положенный ядерным взрывом, показывает зрителю необходимость задуматься над своей беззаботной жизнью и над тем, что эта беззаботность может в один момент кончиться, в том числе и из-за бездумного конформизма и инфантилизма самого зрителя, лгущего себе. Не будем здесь проводить параллели, они слишком тяжелы.
Похоже, японцам не дают забыть жестокие уроки истории. И говорят им не о том, что виноваты американцы, или даже дурацкое "японское правительство", хотя вина и тех и других неоспорима. Нет, главный упрек адресован японскому обществу: "Эта война несправедлива, но лишь подобные мне трусы осмеливаются об этом говорить. Если бы подобных мне было больше". Но в том то и дело, что не нашлось среди японцев критической массы "трусов", способных сказать "нет!" войне. И это – проблема и вина самого общества.
Тем не менее, "Босоногий Гэн" это жизнеутверждающее аниме. Сила духа главных персонажей просто поражает. Показательны эпизоды с ловлей карпа и уходом за облученным художником. Вера в то, что "пшеница пробьется", прямо таки насаждается в зрительские головы. А умершие родственники "возродятся" в приблудившемся мальчишке или даже в обнадеживающем ежике волос на голове.
Пожалуй, достоинства "Гэна" порождают его недостатки – уж слишком идеализированной показана семья главного героя. Хотя, возможно, именно такой она и видится в семь лет. Однозначную оценку "Босоногому Гэну" поставить трудно. Да и, как мне кажется, выпадает это аниме из обычного ряда "творений" японской анимации, "ценность" которых можно измерить в баллах. "Босоногий Гэн" – он вне сравнений и сам себе критерий и оценка и, думаю, достоин того, чтобы его посмотрел каждый, кто ждет от аниме чего-то большего, чем развлечение и очередное погружение в мир грез.
Комментарии
Твой комментарий
Нет комментариев